Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»
учебно-методический материал на тему

Трусова Светлана Юрьевна

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого необходимо развивать мышление – значит развивать умение думать. Существует большое количество методических приемов, использование которых формирует самостоятельность мышления, ориентируется на создание условий для свободного развития каждой личности.

На уровне начальной школы удобно и эффективно использовать прием - «Та6лица-ЗХУ», которую можно использовать в течении всего урока и практически на всех учебных предметах начальной школы таких как русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Использование метапредметных методов  обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Метапредметы – это новая форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия  (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. 

Для достижения результатов учитель использует различные методы и приемы.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения в контексте ФГОС можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.

2. Активные методы.

3. Интерактивные методы.
      

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

     При использовании активных методов обучения  меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками качествами современного успешного человека.

        Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом. 

Отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого необходимо развивать мышление – значит развивать умение думать. Существует большое количество методических приемов, использование которых формирует самостоятельность мышления, ориентируется на создание условий для свободного развития каждой личности.

На уровне начальной школы удобно и эффективно использовать прием - «Та6лица-ЗХУ», которую можно использовать в течении всего урока и практически на всех учебных предметах начальной школы таких как русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.

Автор  приема  «Знаю – Хочу узнать – Узнал»  Донна Огл.

Цель приема  – развитие рефлексивности в процессе познания. Используя ее при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией. Также, с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.

Обычно таблица ЗХУ Донны Огл выглядит следующим образом:

Знаю

Хочу узнать

               Узнал

Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают , когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.  В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения. Последнюю колонку заполняем на этапе рефлексии, тем самым подводим итог того, что узнали.

Прием «Таблица – ЗХУ» можно использовать на любом уроку в начальной школе. Предлагаю  фрагменты уроков русского языка и окружающего мира с использованием  «Таблицы –ЗХУ».

Тема:  «Изменение существительных  по падежам». (УМК «Перспективная начальная школа » 3 класс)

         В процессе работы над изучение нового материала заполнение таблицы «ЗХУ»

-Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Что такое «падеж», «склонение»;
  • как называются падежи;
  • вопросы падежей;
  • приёмы запоминания падежей.

Что  нужно делать, чтобы правильно определять  падеж имён существительных.

 

?

- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. (Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы).

 - А вот третью колонку заполните в конце урока.

Заполняем третий столбик таблицы «Узнал» на стадии рефлексии.

    Тема: Океан, которого нет на карте и глобусе. Состав воздуха.  (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)

После формулирования темы урока.

Учитель: − Что  вы знаете про воздух?  Запишем, все что вы знаете в таблицу «ЗХУ».

Дети: Воздух - газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания)

Заполнение второй графы таблицы.

Учитель:  − Что  вы хотите узнать про воздух?  (Заполняется графа «Хочу узнать»)

Предполагаемые  вопросы:                          

-  Сколько человеку надо воздуха для жизни?

 − Где можно встретить воздух?

 −  Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?

 −  Из чего состоит воздух?

 − Почему небо голубое?

 − Какими свойствами обладает воздух?

Выполняем практическую работу по теме урока, все результаты записываем в третий столбик таблицы «Узнал».

– Рассмотрим ряд опытов.

Опыт №1 ( делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

- Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется в таблицу, графа «Узнал».

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

- Что наблюдаем? (При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух)

Опыт №3 (проводят ученики)

Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.

- Что наблюдаем? ( При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух)

( в таблицу записывается «можно услышать»)

Опыт №4 (проводят ученики)

Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.

- Воздух  необходим для жизни.

( в таблицу записывают «необходим для жизни».

Опыт №5 ( проводят ученики)

Дети машут друг на друга тетрадями.

- Что наблюдаем?

- Воздух можно осязать, когда он движется.

( в таблицу записываем «можно осязать»)

Вывод: Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.

- Введение понятия «Атмосфера» (работа с хрестоматией)

- Что нового узнали об атмосфере? ( Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться.  Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.)

- Как называется воздушная оболочка Земли?

 (ответы в графу «Узнал»)

- Какое значение для Земли имеет атмосфера?

(запись в графу «Узнал»)

1. Защищает от метеоритов.

2. Предохраняет от перегрева и от морозов.

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом на планете.

Состав воздуха.

Воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух- это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей.

- Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? ( Воздух- это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.)

Записать в графу «Узнал» состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

- Какой газ необходим для дыхания? (Для дыхания нам нужен кислород).

- Для чего еще нужен кислород? (Кислород поддерживает горение).

Запись в графу «Узнал» нужен для дыхания и горения

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что узнали о воздухе? Что осталось узнать? Чьи ответы вам  понравились больше?

Начиная работать с «Таблицей – ЗХУ» во 2 классе, ученики испытывали различные затруднения, многим даже было сложно сделать вывод о том, что они знают, при заполнении первого столбика таблицы. Задать самим себе вопрос «Что я хочу узнать?» было вообще непосильной задачей. Однако с заполнением последнего столбика справлялись все, так как это было итогом каждого урока. При систематической работе с данной таблицей на уроках в 3 классе ученики заполняют ее без труда и с большим интересом. Они могут обобщить имеющиеся знания и знания полученные на уроке. Постоянный поиск ответов на возникающие по теме урока вопросы, развивает поисковые, исследовательские способности учащихся. То, что на многих уроках мы записываем ответы на эти вопросы в таблицу, формирует у детей навык давать точный, краткий, но очень содержательный ответ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного ...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»

Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии.

Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии....

Доклад на тему: " Использование игровых технологий в начальной школе"

Доклад на тему: " Использование игровых технологий в начальной школе"...