Доклад на тему: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»
учебно-методический материал на тему
В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого необходимо развивать мышление – значит развивать умение думать. Существует большое количество методических приемов, использование которых формирует самостоятельность мышления, ориентируется на создание условий для свободного развития каждой личности.
На уровне начальной школы удобно и эффективно использовать прием - «Та6лица-ЗХУ», которую можно использовать в течении всего урока и практически на всех учебных предметах начальной школы таких как русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада: Использование метапредметных методов обучения в начальной школе на примере приема «Таблица –ЗХУ»
Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Метапредметы – это новая форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Для достижения результатов учитель использует различные методы и приемы.
Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения в контексте ФГОС можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.
Отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В настоящее время в обучении необходимо использовать такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. А для этого необходимо развивать мышление – значит развивать умение думать. Существует большое количество методических приемов, использование которых формирует самостоятельность мышления, ориентируется на создание условий для свободного развития каждой личности.
На уровне начальной школы удобно и эффективно использовать прием - «Та6лица-ЗХУ», которую можно использовать в течении всего урока и практически на всех учебных предметах начальной школы таких как русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
Автор приема «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Донна Огл.
Цель приема – развитие рефлексивности в процессе познания. Используя ее при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией. Также, с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.
Обычно таблица ЗХУ Донны Огл выглядит следующим образом:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают , когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения. Последнюю колонку заполняем на этапе рефлексии, тем самым подводим итог того, что узнали.
Прием «Таблица – ЗХУ» можно использовать на любом уроку в начальной школе. Предлагаю фрагменты уроков русского языка и окружающего мира с использованием «Таблицы –ЗХУ».
Тема: «Изменение существительных по падежам». (УМК «Перспективная начальная школа » 3 класс)
В процессе работы над изучение нового материала заполнение таблицы «ЗХУ»
-Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| Что нужно делать, чтобы правильно определять падеж имён существительных. |
? |
- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. (Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы).
- А вот третью колонку заполните в конце урока.
Заполняем третий столбик таблицы «Узнал» на стадии рефлексии.
Тема: Океан, которого нет на карте и глобусе. Состав воздуха. (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)
После формулирования темы урока.
Учитель: − Что вы знаете про воздух? Запишем, все что вы знаете в таблицу «ЗХУ».
Дети: Воздух - газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания)
Заполнение второй графы таблицы.
Учитель: − Что вы хотите узнать про воздух? (Заполняется графа «Хочу узнать»)
Предполагаемые вопросы:
- Сколько человеку надо воздуха для жизни?
− Где можно встретить воздух?
− Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?
− Из чего состоит воздух?
− Почему небо голубое?
− Какими свойствами обладает воздух?
Выполняем практическую работу по теме урока, все результаты записываем в третий столбик таблицы «Узнал».
– Рассмотрим ряд опытов.
Опыт №1 ( делает учитель)
Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.
- Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)
Результат фиксируется в таблицу, графа «Узнал».
Опыт №2 (проводят ученики)
При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
- Что наблюдаем? (При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух)
Опыт №3 (проводят ученики)
Воздушные шары наполняются воздухом, а затем воздух выпускается из шарика.
- Что наблюдаем? ( При помощи слуха в некоторых случаях можно обнаружить воздух)
( в таблицу записывается «можно услышать»)
Опыт №4 (проводят ученики)
Засечь, сколько времени можно обойтись без воздуха.
- Воздух необходим для жизни.
( в таблицу записывают «необходим для жизни».
Опыт №5 ( проводят ученики)
Дети машут друг на друга тетрадями.
- Что наблюдаем?
- Воздух можно осязать, когда он движется.
( в таблицу записываем «можно осязать»)
Вывод: Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.
- Введение понятия «Атмосфера» (работа с хрестоматией)
- Что нового узнали об атмосфере? ( Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов. Атмосфера защищает Землю от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.)
- Как называется воздушная оболочка Земли?
(ответы в графу «Узнал»)
- Какое значение для Земли имеет атмосфера?
(запись в графу «Узнал»)
1. Защищает от метеоритов.
2. Предохраняет от перегрева и от морозов.
3. Защищает от губительных солнечных лучей.
4. Следит за климатом на планете.
Состав воздуха.
Воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух- это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей.
- Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? ( Воздух- это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.)
Записать в графу «Узнал» состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
- Какой газ необходим для дыхания? (Для дыхания нам нужен кислород).
- Для чего еще нужен кислород? (Кислород поддерживает горение).
Запись в графу «Узнал» нужен для дыхания и горения
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что узнали о воздухе? Что осталось узнать? Чьи ответы вам понравились больше?
Начиная работать с «Таблицей – ЗХУ» во 2 классе, ученики испытывали различные затруднения, многим даже было сложно сделать вывод о том, что они знают, при заполнении первого столбика таблицы. Задать самим себе вопрос «Что я хочу узнать?» было вообще непосильной задачей. Однако с заполнением последнего столбика справлялись все, так как это было итогом каждого урока. При систематической работе с данной таблицей на уроках в 3 классе ученики заполняют ее без труда и с большим интересом. Они могут обобщить имеющиеся знания и знания полученные на уроке. Постоянный поиск ответов на возникающие по теме урока вопросы, развивает поисковые, исследовательские способности учащихся. То, что на многих уроках мы записываем ответы на эти вопросы в таблицу, формирует у детей навык давать точный, краткий, но очень содержательный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного ...
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...
Выступление по теме: «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях технологии проблемно-диалогического обучения»
Выступление «Организация метапредметного урока в начальной школе в условиях проблемно-диалогического обучения» было предложено слушателям курсов повышения квалификации учителей начальных классов в мар...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на примере занятия в группе продленного дня «Размышляйка» .
Занятие "Размышляйка" ( 2 класс) с элементами здоровьесберегающих технологий...
Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии.
Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии....
Доклад на тему: " Использование игровых технологий в начальной школе"
Доклад на тему: " Использование игровых технологий в начальной школе"...