Доклад на тему: " Использование игровых технологий в начальной школе"
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)
Доклад на тему: " Использование игровых технологий в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование игровых технологий в начальной школе | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе»
Подготовила: Резанович Е.В.
Педагогическая проблема, положенная в основу выбора игровой технологии
Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.
Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, кукольные игрушки, музыкальное оформление урока.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимодействию, взаимоотношению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.
На уроках русского языка, литературного чтения проводятся игры КВН, игра «Снять кино» на чтении (раскадировка сценария – деление текста на части). Инсценировка не только драматических произведений, но и практически каждое произведение, разобрав можно инсценировать. Например басня – эпический жанр, но её легко инсценировать, так как в ней, как и в драматическом произведении есть ситуация и столкновение, противоречие, конфликт.
Разыгрывая художественные произведения, мы включаем ребёнка в систему общественных отношений. Вот здесь игровые технологии выполняют ФУНКЦИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Играя, ребёнок усваивает нормы человеческого общежития.
Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.
Очень интересные игры можно проводить на уроках литературного чтения (изучая сказки, былины) «Игра в старину». Играть в старину – значит воспроизвести в игровом варианте ритуальные и исторические традиции русского народа. Через игру дети учатся общаться друг с другом и видят, как общались наши предки.
ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.
Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить конкретные жизненные затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игр предоставляет возможности педагогу диагностировать различные проявления ученика: интеллектуальные, эмоциональные. Ведь ребёнок ведёт себя в игре на максимум проявлений.
ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ игровых технологий заключается в использовании игры, как средство преодоления различных трудностей возникших у ребёнка в поведении, общении, учении. Эффект игровой терапии учащиеся максимально получают в ролевой игре.
На школьном уровне и на классных мероприятиях можно проводить «Театральные недели». Подготовка начинается задолго, и маленькие артисты живут своими героями.
Существуют ещё такие ФУНКЦИИ как КОРРЕКЦИОННАЯ и МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Функция коррекции – это внесение позитивных изменений в личные показатели учащегося.
Функция межнациональной коммуникаций – усвоение общечеловеческих отношений, культур представителей разных народов.
Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:
Положительные стороны:
• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.
• Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.
• Формирует коммуникативные компетенции школьников.
• Формирует социально культурные компетенции.
• Расширяет кругозор по средствам.
Проблемы и пути их решения:
• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.
• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.
• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.
Проектирование учебных занятий в режиме СОТ.
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Архангельской области…
Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),
Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"
Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....
Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного ...
статья "Использование игровых технологий в начальной школе"
Материал о том, что такое игра и как ее использовать....
статья "Использование игровых технологий в начальной школе"
Материал о том, что такое игра и как ее использовать....
статья "Использование игровых технологий в начальной школе"
Статья о том, что такое игра и как ее использовать....
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...