Занятие внеурочной деятельности по теме "Творчество С.В. Михалкова" (3-4 класс)
план-конспект на тему
Материал представляет собой конспект занятия внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" по теме "Творчество С.В. Михалкова". По ходу занятия учитель рассказывает о писателе и его творчестве, дети читают выразительно или наизусть стихотворения, которые готовили в течение недели. После выступления всех учащихся класс делится на группы для выполнения конкурсных заданий, связанных с творчеством данного автора.
- Цель занятия: обобщение знаний детей о творчестве С.В. Михалкова, развитие интереса к чтению и книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие внеурочной деятельности в 3-4 классах по теме "Творчество С.В. Михалкова" | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
- Учебный предмет: внеурочная деятельность «Волшебный мир книг»
- Класс: 4 класс.
- Тема занятия: Творчество С.В. Михалкова.
- Цель занятия: обобщение знаний детей о творчестве С.В. Михалкова, развитие интереса к чтению и книге.
- Задачи: - расширить круг читаемых произведений,
- развивать умение выразительно читать, читать по ролям.
- развивать интерес к литературе.
- Формирование предметных УУД: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, дружбе, честности; формировать потребность в систематическом чтении.
- Формирование познавательных УУД: уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.
- Формирование коммуникативных УУД: уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; аргументировать свою позицию, работать в группе.
- Формирование регулятивных УУД: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
- Формирование личностных УУД: формировать чувства гордости за свою Родину, участвовать в совместной работе, уметь обосновывать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, адекватно воспринимать оценку товарища, осознавать ответственность за результаты учебной деятельности.
Оборудование: 1. Высказывания С. Михалкова о книге
2. Портрет С.В. Михалкова
3. Выставка книг С. Михалкова (появляется в течение урока из книг, прочитанных детьми к уроку)
Ход занятия.
- Вступительное слово учителя.
- Вам, дети, повезло, что в нашей стране есть такие замечательные поэты, как Самуил Маршак, Агния Барто, Корней Чуковский, Сергей Михалков и много других. Они создали для вас замечательные, звонкие стихи, прекрасные сказки, пьесы, басни, которые запоминаются на всю жизнь.
Сегодня мы будем говорить о творчестве Сергея Михалкова. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь (96 лет) Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей.
Сережа Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Писать стихи мальчик начал с 9 лет, пряча их в шкатулочку со своими мальчишескими секретами. Однажды в дом залезли воришки и стащили эту шкатулочку вместе с первыми поэтическими опытами.
Сергея Владимировича Михалкова очень ценят в нашей стране. Он имеет много наград: ему присвоили высшую награду – Героя Советского Союза, 3 ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Боевого Красного Знамени, много медалей. Но самая дорогая награда – это любовь его читателей.
Вы самостоятельно читали разные произведения, в основном стихи, Михалкова. И прежде, чем мы перейдем к его произведениям, прочтем на доске несколько строк (их написал С. Михалков).
(прочитать 1 раз самостоятельно, затем выразительно вместе).
Книг заветные страницы Помогают людям жить – И работать, и учиться, И Отчизной дорожить. | Мы дружны с печатным словом Если б не было его Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего. |
- Как вы понимаете эти слова?
- Чтение стихотворений детьми.
- Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят «Дядю Стёпу» С. Михалкова – большого человека по прозванию «Каланча».
В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришёл худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принёс стихи». Редактор начал читать:
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?», – спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Серёжа». Дочитав, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Стёпа». И потом многие думали, что Дядя Стёпа и Михалков – это одно и то же лицо.
Чтение детьми отрывков из произведения «Дядя Стёпа»
Слово учителя.
Наши папы, наши мамы
Знали Степу хорошо.
Им читали эти главы,
Но хотелось им еще.
Михалков решил продолжить
Всем ребятам рассказать.
И про сына дяди Степы
Книжку тоже написать.
У Степана сын родился
Нарекли его Егор
Что Степан, что сын явился
Молодцы, как на подбор.
- Это произведение называется «Дядя Стёпа и Егор». Найдите и прочитайте.
- Корней Иванович Чуковский так сказал о поэте: «Стих у Михалкова то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его сила».
- Вам понравились стихи С.В. Михалкова?
- В стихах С. В. Михалкова много юмора, он не ругает детей за их проступки, а рассказывает о них так, что нам становится весело и мы понимаем: «Так делать нельзя!»
Чтение детьми стихов о детях.
Слово учителя.
С. Михалков издавал домашний "литературно-художественный" журнал, сам он был и автором, и редактором, и художником. Читали журнал родственники и друзья.
Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу. Работал разнорабочим на ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия".
В 1941 году Михалков выехал на южный фронт. В годы войны он был корреспондентом газеты «Во славу Родины». Был ранен. После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов.
Гимн нашей страны также написан С.В. Михалковым. Никогда, ни в одной стране мира не случалось так, чтобы слова трех державных гимнов (1943, 1977, 2001 годов) написал один и тот же человек, это явление феноменальное.
Оглядываясь на свой пройденный творческий путь, С.В. Михалков сам задал себе вопрос: «Ради чего я живу? Что для меня важнее всего?» И сам себе ответил: «Ощущение жизни. Ощущение того, что ты нужен людям».
Чтение детьми остальных стихов.
- Конкурсные задания (работа в группах).
- А теперь блиц-турнир по произведениям С.В. Михалкова. Разделимся на две команды.
1 задание
- Вспомнить из какого стихотворения эти строки и стрелочкой соединить с названием:
Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. | «Где очки?» | |
Если утром сладок сон – Целый день в кровати он. Если в тучах небосклон – Целый день в галошах он. | «Дядя Стёпа» | |
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью "Каланча", | «Мимоза» | |
Обыскала кладовую – Все напрасно! Все впустую! Нет очков у тети Вали – Очевидно, их украли! | «Прививка» |
2 задание
- Угадать произведение:
Кто на лавочке сидел, “А что у вас?” | И про наших двух ужей, “Мы с приятелем” |
День лежу, второй лежу, “Грипп” | Нет, я не спорю, не сержусь – “Не спать!” |
“Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко”. “Чистописание” |
3 задание
- Продолжить стихотворение:
В доме восемь дробь один | Вы послушайте ребята, |
- Мы гуляли по Неглинной, | Это только трус боится |
Старик посмотрел на корову свою: | Мы везем с собой кота, |
Хорошенько посмотрите - | Мороз. |
4 задание
- ЧИСЛОВОЙ ДИКТАНТ – написать на листке ДА или НЕТ.
1. С. В. Михалков родился 13 апреля 1913 года.
2. Стихи сочинять С.В. Михалков начал уже в 6 лет.
3. Жанры творчества Михалкова: легенды, былины.
4. Слова Гимна России написаны С.В. Михалковым.
5. Раз, два, три, четыре, пять – это имена котят.
6. Из-за крошечного роста дядю Стёпу не могли хорошо разглядеть.
7. Дядя Стёпа был милиционером, спортсменом, моряком.
8. Мимозой - Михалков назвал мальчика, который любил плавать, кататься на лыжах, играть в футбол.
9. Самого упрямого мальчика зовут - Фома.
10. О профессиях мам ребята спорили в стихотворении «А что у вас?».
- Рядом с ДА поставить 1, с НЕТ – 0.
САМОПРОВЕРКА 000 110 1011. Получилось 5 баллов.
Подсчет баллов в каждой команде.
- Чтение басен Михалкова С.В. по ролям* (или хорошо подготовленные ученики).
- В 32 года Михалков начал писать басни. Он получил славу лучшего баснописца ХХ века. Прочитать басни Михалкова С.В. по ролям (в зависимости от времени занятия, можно подготовить лучшего чтеца в группе).
«ДРУЗЬЯ В ПОХОДЕ»
Сговорились Лиса, Бобр и Кабан пойти вместе в дальний поход: по лесам, по горам побродить, новые места посмотреть.
Собрались они и пошли. Шли, шли, дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроем не пройдешь, надо по одному перебираться.
- Ступай ты первый! - сказал Бобру Кабан. - Ты старше, тебе почет!
- Правильно. Пусть Бобр первый идет! - согласилась Лиса.
Бобр пошел. Вдруг мостик под ним провалился, Бобр полетел в воду.
- Ах, беда! Беда! - завопила Лиса. - Кабан, прыгай в воду, спасай Бобра. Пропадет наш Бобр! Скорей! Скорей!
- Сама за ним прыгай! - прохрюкал Кабан. - Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться.
- Спасибо вам, я уж как-нибудь сам. Я ведь плаваю, - послышался из-под мостика голос Бобра.
Вылез Бобр на берег, откашлялся, отряхнулся.
- Вот и чудесно! - обрадовались Лиса и Кабан. - Пошли дальше.
- Ну нет! - твердо сказал Бобр. - С вами пропадешь!
«ПРОСЧИТАЛСЯ»
Жил-был в своем логове один Волк. Свое жилище он никогда не чинил и не чистил. Оно было грязное, старое - того гляди, развалится!
Проходил как-то мимо Волчьего логова Слон. Едва-едва задел за крышу, она и покосилась.
- Прости меня, пожалуйста, дружище! - сказал Слон Волку. - Я ведь нечаянно! Я ее сейчас починю!
Слон был на все руки мастер и не боялся работы. Взял он молоток, гвозди и починил крышу. Стала крыша крепче, чем была.
"Ого! - подумал Волк. - Да он меня, видать, испугался! Сперва передо мной извинился, потом сам мне крышу починил. Заставлю-ка я его поставить мне новый дом! Раз боится, значит, послушается!"
- Стой! - закричал он на Слона. - Ты что же это? Ты думаешь от меня так легко отделаться? Своротил мне крышу набок, кое-как ее гвоздиками приколотил и хочешь удрать? Изволь построить мне новый дом! Да поживей, а то я тебя так проучу, что ты своих не узнаешь.
Ничего не ответил Слон, услышав такие слова. Он легко схватил Волка поперек живота и швырнул его в яму с гнилой водой. А потом сел на Волчий дом и раздавил его.
- Вот тебе новый дом! - сказал Слон и ушел.
- Ничего не понимаю! - удивился Волк, придя в себя. - То он меня боялся, прощения просил, а потом так поступил... Ничего не понимаю!
- Дурачина ты! - прокаркал старый Ворон, который все это видел. - Ты просто не видишь разницы между трусостью и хорошим воспитанием!
- Итог занятия.
- Мы затронули сегодня лишь малую часть творчества С.В. Михалкова. Он был и баснописцем, и сказочником, и поэтом.
Мы читали Михалкова,
Мы учили наизусть.
И теперь мы точно знаем,
Что его боится грусть.
Что он любит в детях смелость,
Озорство и шаловливость
И всегда за справедливость...
- Сергей Михалков писал о себе:
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.
- Я надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством поэта. Ещё очень много замечательных произведений, написанных им, ждут вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Как люди научились считать" (3 класс)
Презентация к занятию №1 "Как люди научились считать" курса внеурочной деятельности "Математика вокруг нас". Содержит исторический материал по данному вопросу, задания устного типа на счет для третьек...
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Многоугольники. Проект "Рыцарский замок" (3 класс)
Презентация подготовлена для работы на внеурочном занятии №18 по математике курса "Математика вокруг нас" для 3 класса (рабочая программа курса размещена)....
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Конспект занятия внеурочной деятельности. "Мир деятельности", 2 класс.
"Как исправить свою ошибку?" Л. Г. Петерсон...
: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»
В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...
Презентация по теме "Язык" к занятию внеурочной деятельности по курсу "Разговор о правильном питании" 1 класс
Презентация позволяет ярко, эффективно и доступно провести знакомство учащихся с особенностями и тайнами органа человека "Язык". Можно использовать на уроках окружающего мира....
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»
Занятие внеурочной деятельности по формированию финансовой грамотности в 1 Б классе на тему «За покупками»...