Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».
статья на тему
Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная)
школа – интернат VIII вида №7
2012/2013у.г.
Симонова Л. В.
Доклад.
«Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе»
Всякий процесс есть движение. Процесс обучения – это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями и умственного развития.
Ребёнок пришёл в 1 класс. Школьное обучение выдвигает перед ним сразу несколько задач: научится читать, писать, считать. А ведь многие дети не знают букв, цифр, не умеют правильно держать ручку, карандаш, правильно сидеть за партой, не могут слушать учителя.
Задачи учителя начальной школы очень сложны и ответственны. Ему надо побудить у учащихся интерес к новому виду их деятельности – учению.
Поступление ребёнка в школу резко меняет характер его жизни. Школьная реальность отличается от того, что представляется ребёнку до школы. Свобода дошкольного детства сменилась необходимостью подчиняться новым правилам жизни. Новая социальная ситуация выступает в целом как стрессогенная для ребёнка. Психологическая напряжённость ребёнка, поступившего в школу, временно возрастает.
Задача начальной школы, прежде всего – это научить ребёнка учиться, адаптировать к школе, сформировать подлинные учебные мотивы. Дети должны идти в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно и интересно.
Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в обучении. Тонким мастером индивидуального подхода к учащимся был В. А. Сухомлинский. Он сформулировал ряд заповедей индивидуального подхода:
1. умственные силы и возможности детей неодинаковы;
2. ученик всегда индивидуален, своеобразен;
3. Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности;
4. нельзя требовать от ученика невозможного;
5. определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого ребёнка.
Особенности развития аномальных детей не упрощают, а, наоборот, в значительной степени усложняют организацию учебной работы. Наши дети, обучающиеся в коррекционной школе, резко отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта – нарушения развития познавательных способностей.
Имея дело с умственно отсталыми детьми учителю необходимо знать его дефект, особенности и характер его поведения, сопутствующие дефекты, соматическое состояние, социально-бытовые условия, условия раннего развития и воспитания. Это необходимая предпосылка для выработки адекватных форм и методов индивидуального подхода к ребёнку.
В этом году я работаю с детьми, обучающимися по программе 2 класса. Дети 2 класса отличаются от детей 1 класса своими умениями и навыками и тем, что все дети усваивают программу. Проводя уровневую диагностику, мы остановились на том, что из 10 учеников:
- 6 обучаются по I уровню;
- 3 по II уровню;
- 1 находится на диагностике (снижение по одному предмету).
Из 10 детей усваивающих программу:
- имеют нарушение речи 5;
- билингвизм – 2;
- нарушение моторики – 3;
- нарушение зрительного восприятия и пространственной ориентировки – 4;
- нарушение памяти – 2;
- леворуких – 2;
- снижение зрения – 2.
Программа единая для всех детей. Цель – специальная коррекционная общая, но подход к детям разный и разные способы приобретения знаний (упор на индивидуальные особенности каждого ребёнка).
1. Все получают одинаковые задания
а) самостоятельно;
б) с проверкой и под контролем учителя;
в) с помощью учителя.
2. Варьируется объём заданий
а) все + дополнительные;
б) все задания урока;
в) часть (1 столбик, 1 упражнение или 1 предложение, 1 строчка и т.д.)
3. Использование раздаточного материала организует индивидуальную работу (карточки, трафареты, счётный материал, схемы, таблицы и таблички).
4. Выставление промежуточных оценок (учителем)
+ хорошо;
работа выполнена с ошибкой;
― не справился (не плохо, а именно не справился).
5. Дети учавствуют в проверке ставят оценку себе сами (на полях).
6. Привитие интереса к чтению, без которого не обходится ни один урок.
7. Использование дидактических игр на уроках.
8. Использование приёма опережения (учебный материал даётся немного раньше)
а) чтение слогов (до того, как проходить звук и знак с буквой);
б) называем страницы (В учебнике математика 2 класс 31 страница);
в) пишем числа;
г) познакомились с римскими цифрами (потому что делаем красивую запись условий задачи).
9. Оценочная характеристика выполненных работ (больше положительных оценок).
10. Чёткий обучающий момент (пишем синей, вставляем зелёной, чертим карандашом отмечаем зелёной ручкой правила и т.д.); ориентир на красную ручку учителя (запись числа, домашней работы, места для столбика); прописывание зелёной ручкой числа, буквы, слова, которые писали в начале урока).
11. Помощь сильных слабым (и этой помощи надо учить, чтобы дети не понимали под помощью выполнение задания за этого ребёнка).
12. Преемственность в работе (учителей, воспитателя, родителей) при выполнении заданий учителя (домашнее задание в разном объёме).
В ходе формирования практических умений навыков развиваются внимание, память, наблюдательность, совершенствуется моторика и речь. Всё это служит решению задач коррекции, как познавательной деятельности, так и эмоционально-волевой сферы. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведённым учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей и успешности учительского труда.
В настоящий момент одной из наиболее волнующих проблем в младшем школьном возрасте остается хроническая неуспеваемость. К 6 летнему возрасту около 16 % детей не готовы к школьному обучению, а у 30-50% выявляется функциональная незрелость, следовательно от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения
Дифференцированный подход к процессу обучения - тот самый золотой ключик, который поможет многим ученикам открыть дверцу в удивительную страну знаний....
Доклад по теме «Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе»
Доклад...
"Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения".
Выступление на педагогическом совете по теме: "Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения". Практическая часть - формирование орфографической зоркости на уроках русского ...
Доклад «Дифференцированный подход в работе с одарёнными детьми в начальной школе»
Межрегиональная научно-практическая конференция...
«Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая современного урока в начальной школе»
Тема по самообразованию для учителей начальных классов....
Применение системно-деятельностного подхода посредством смешанного обучения на уроках в начальной школе
Статья знакомит с технологией смешанного обучения в начальной школе....
Работа в парах сменного и постоянного состава как условие дифференцированного подхода в обучении на уроках в начальной школе.
В школьной практике дифференцированный подход применяется редко, так как требует особых усилий и условий для организации различных форм деятельности, которые на уроке, в классе, в котором одновр...