Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения
статья (2 класс) по теме
Дифференцированный подход к процессу обучения - тот самый золотой ключик, который поможет многим ученикам открыть дверцу в удивительную страну знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
Хоменко В.Г.
Учитель начальных классов гимназии №446.
Санкт-Петербург 2008 г.
ПЛАН :
1.Теоретическое обоснование принципа индивидуализации в обучении:
А) Сущность индивидуализации в обучении:
-индивидуальный подход к содержанию образования,
- учет индивидуальных особенностей в развитии ребенка.
Б)Требования к учителю по реализации принципа индивидуализации обучения.
2.Индивидуализация и дифференциация процесса обучения на различных этапах урока.
А)Проверка домашнего задания.
Б) Изучение нового материала.
В) Закрепление изученного материала.
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
В зависимости от того, как мы оцениваем индивидуальные способности ученика, его успехи, проблемы и возможности, формируется наше отношение к нему. Отношение учителя к детям должно определяться глубокой верой в их способности. Но одной лишь веры в способности ученика мало. Любой опытный учитель даст совет: не упускайте из поля зрения ни одного ученика в классе! Действительно, опасность потерять ученика существует, особенно на уроке, когда внимание учителя направлено сразу на множество факторов. Запоминаются, прежде всего, те ученики, которые хорошо усваивают учебный материал, быстро справляются с заданиями, активно работают в классе. Нельзя не заметить и тех, кому учеба дается с трудом. ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО , ЧТОБЫ УЧИТЕЛЬ ОБЕСПЕЧИВАЛ РАЗВИТИЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ и ни в коем случае не тормозилось бы развитие способных учащихся. У каждого человека есть индивидуальные способности, которые можно развивать и которые могут превратиться в его сильные стороны. Задатки могут быть развиты в большей или в меньшей степени. Все зависит от того, в какой мере будут использованы возможности их развития. За годы обучения в школе у того или иного ребенка все заметнее проявляются признаки, лишь отчасти соответствующие его задаткам. В процессе усвоения знаний, овладения умениями и навыками возникают новые признаки и черты, которые все сильнее определяют развитие личности. На каждой ступени обучения обогащаются знания и умения учащихся, повышается их научность. Но несмотря на предусмотренное учебными программами единство целей и содержания обучения, несмотря на то, что обучение ведется по классно-урочной системе, этот процесс осуществляется неравномерно. Практика показывает, какое большое значение для общего развития ребенка имеет усвоение систематизированных знаний, основ наук и соответствующих умений. Нельзя не заметить проявляющиеся при этом индивидуальные различия. Индивидуальные различия в уровне знаний и умений , как правило, регистрируются и анализируются учителем. Результаты обучения, успеваемости ребенка находятся в большой зависимости от индивидуальных способностей его мыслительной деятельности. Эти различия также необходимо учитывать. Важное значение в учебной работе имеет учет различных видов памяти. Путем особых упражнений можно добиться улучшения памяти у каждого человека. Неодинакова, развита у учащихся сила воображения, фантазия, а развитое воображение важно при всяком учении. Нередко ученики отстают в учебе, потому что у них плохая грамотность, а от этого замедляется их развитие. И вот в таких случаях мы начинаем говорить о слабых способностях. В действительности же причина может быть в том, что мы мало учитываем особенности нервной системы каждого ребенка, особенности его восприятия и воображения, речи и памяти. Возможности проведения на уроке индивидуальной работы с учениками ограничены, хотя чрезвычайно разнообразны. КАКОВЫ ЖЕ ТЕ ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ ПРИХОДИТЬСЯ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К КАЖДОМУ УЧЕНИКУ? Это различие в сфере учебной установки и мотивация учебной деятельности. Колебания в успеваемости в значительной степени определяются характером ,,самоуправления,, ученика, в основе которого лежит мотивация учебной деятельности. Активность и интенсивность усвоения учебного материала в решающей степени зависят от этой мотивации. Необходимо учитывать различия учеников в быстроте и гибкости мышления. Доходчивость объяснения учителя, четкая постановка тех или иных задач и достаточное время на их осмысление являются важным условием, предотвращающим негативное воздействие этих различий на учебную деятельность ребенка. При индивидуальном подходе необходимо учитывать два следующих принципиальных условия. Во-первых, отношение учителя к учащимся должно ,,настраивать,, их на активную деятельность, быть проникнуто верой в способность каждого ребенка. И во-вторых, учителю необходимо стремиться, как можно больше знать о каждом своем ученике, его сильных и слабых сторонах, проблемах, склонностях и интересах. Обеспечить на всех уроках индивидуальный подход к каждому ученику, значит вовлечь его в учебный процесс. Лишь при условии, что все учащиеся проявляют достаточный интерес, готовность и стремление к достижению цели, учитель может считать, что он создал необходимые предпосылки для осознанного, активного отношения школьников к изучаемому на уроке материалу. Обеспечить на каждом уроке индивидуальный подход к ученику можно при условии стремления к непосредственному общению с каждым учеником. Для этого в распоряжении учителя есть целая палитра приемов: побуждение, требования, вопросы ,подтверждение, подсказки вполголоса, вопросительный или недоуменный взгляд, одобрительные реплики, ободряющий кивок головой и т.д Опытные учителя используют, как возможности слова, так и взгляд и мимику. Но и мимика учащегося говорит учителю о многом, например, понял ли тот проблему, знает ли как дальше решать задачу, понял ли объяснение. Обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку – значит давать правильную объективную оценку его деятельности в интересах всестороннего развития личности. Каждый ученик должен видеть на уроке результаты своего труда. Задания должны подбираться и составляться таким образом, чтобы все учащиеся с ними справились, а наиболее сильные из них при этом не скучали и интенсивно работали на уроке. Это довольно сложная задача и ее решение требует от учителя творческого подхода к делу, умения проникнуть в мир ребенка. Особенно оправдала себя практика дифференцированных заданий, позволяющих развивать одаренных и устранять отставания более слабых учащихся.Индивидуализация обучения предъявляет к учителю основные требования. 1)постоянно изучать индивидуальные особенности личности. Определить, какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на его развитие и формирование. 2) Определить какие из индивидуальных особенностей оказывают положительное, какие отрицательное или нейтральное воздействие на процесс учения.3) Определить конкретную учебно-воспитательную задачу для данного ученика, которую можно разрешить с помощью индивидуального подхода. 4)Найти средства и систему индивидуальных педагогических воздействий. Глубокое понимание общих психических и возрастных возможностей младших школьников позволяет яснее видеть проявление индивидуальных особенностей в обучении. Процесс начального обучения, основанный на общих и индивидуальных особенностях детей, гарантирует успешность изучения учебного материала, ведет к развитию ребенка.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
В классе, с учетом индивидуальных особенностей, определились 3 разноуровневые группы: сильная, средняя и слабая. С учетом этих уровней на разных этапах урока задания подбираются разной степени сложности. Это активизирует учебную деятельность учащихся, способствует лучшему усвоению материала. Рассмотрим на конкретных примерах применение индивидуализации и дифференциации на различных этапах урока.
1.ПРОВЕРКА Д/З.
А) Выполнение самостоятельной работы, аналогичной д\з. по уровням. В это же время выполнение отдельными учениками заданий на карточках так же по уровням с целью проверки усвоенного материала предыдущих уроков по данной теме.
Б)Выборочная проверка д\з. по уровням.
В) Проверка д\з. в парах.
Г) Изменение заданий, усложнение заданий. При проверке домашних работ такие задания даются в основном сильным учащимся иногда средним.
Д) Наращивание заданий.
Е) Использование перфокарт.
Ж) Система карточек по отработке индивидуальных ошибок.
З) Работа консультантов перед уроком по проверке у слабого ученика правил, устных и письменных заданий.
2.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Подготовительный этап. При подготовке к изучению нового материала часто используется индивидуальная работа учеников у доски и на карточках с целью подготовить всех учеников к изучению нового материала. Ознакомление с новым материалом на некоторых уроках можно также построить дифференцированно. Здесь доля самостоятельной работы в основном падает на сильных учеников, которые могут самостоятельно объяснить материал, данный в учебнике или на схеме учителя.
3.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе первичного закрепления индивидуальная дифференцированная работа проводится в ответах у доски, в комментировании, в работе в парах, в работе с учебником. На этом этапе в результате проговаривания, комментирования ученики должны хорошо усвоить новый материал, чтобы в процессе дальнейшего закрепления, где возрастет доля самостоятельной работы, справиться с заданием.
Литература:
Начальная школа №1, 1990г. Дифференцированный подход при выполнении д\з по математике. Н.А.Елабугина-Полежаева.
Начальная школа №5 , 1993г. « Изучение индивидуальных особенностей младших школьников». А.А.Давлетшина.
Начальная школа №9, 1985г. « Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....
Доклад. «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся разных уровней обучения на уроках в начальной школе».
Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в...
Из опыта работы: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников с ОВЗ.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной коррекционной школы имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности...
Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.
Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...
"Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения".
Выступление на педагогическом совете по теме: "Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения". Практическая часть - формирование орфографической зоркости на уроках русского ...