Доклад «Дифференцированный подход в работе с одарёнными детьми в начальной школе»
статья на тему
Межрегиональная научно-практическая конференция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podhod_v_rabote_s_odaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребёнка»
Секция «Модели эффективного сопровождения одарённых детей в образовательной организации»
Доклад «Дифференцированный подход в работе с
одарёнными детьми в начальной школе»
Автор: Великанова Елена Васильевна,
учитель начальных классов высшей категории ГБОУ НШ с. Красноармейское
2018 год
«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».
Эрика Ландау
Выявление и поддержка одарённых детей – одна из важнейших задач, как государственной политики, так и модернизации образования.
В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится: «…Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят...» Актуальность выбранной темы очевидна, т.к. проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе сегодня предъявляются высокие требования. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Я работаю в школе уже 24 года. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями, становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они.
Каждый из учителей сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, им изучать только учебник недостаточно. Необходимо было выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Хочу поделиться своим опытом работы с учащимися младших классов в этом направлении. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в олимпиадах.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них. Система работы с одарёнными и способными детьми предполагает взаимосвязь трёх составляющих: семья, дети, педагоги - каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одарённых и способных детей. В работе с одарёнными и способными учениками я использую дифференцированный подход, который позволяет мне расширить и углубить знания младших школьников по предмету, учитывать индивидуальное продвижение ученика. Использование на уроках проблемных, поисковых, исследовательских и проектных методов помогает ребёнку получить практический опыт решения различных задач, в том числе и нестандартных. Они позволяют проявить детям не только интерес к знаниям, но и к процессу их открытия, способствуют развитию творческих способностей учеников.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
На протяжении четырёх лет обучения, по всем предметам в структуре моего урока отведено несколько минут (3-5) для заданий по развитию индивидуальных способностей. Мы решаем кроссворды, разгадываем шарады, ребусы и т.д. Ребята с интересом, увлеченно включаются в работу. Каждый пробует свои силы и получает похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход способствует высокой активности детей и желанию поучаствовать еще раз. Я использую такие этапы работы с нестандартными задачами:
1 - Самостоятельная работа (дети пытаются самостоятельно решить задание)
2 - «50/50» (Частичная помощь учителя - дополнительный вопрос, намек).
3 - «Помощь друга» (Объяснение одноклассниками или учителем и совместное решение).
Очень часто в классе я провожу викторины по предметам, вопросы подбираю из тематики пройденного материала, включаю в викторину задания, на развитие креативного мышления («Какая из фигур лишняя?», «Верю - не верю!», «Заблудился» и т.д.). Дети с интересом участвуют в таких мероприятиях. Многие заинтересовываются этим видом работы и пытаются самостоятельно подготовить задания для следующих викторин, я поддерживаю их в этом, потому что самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Следует уделять особое внимание самостоятельной работе, так как самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиадам. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Выполнение олимпиадных заданий требует от участников немалых сил, терпения, упорства и фантазии. И пусть далеко не все смогут справиться со сложными заданиями полностью, зато каждый ощутит себя полноправным участником. Для выполнения олимпиадных заданий школьнику необходим развитый кругозор в определённой области знаний, умение выполнять определённые задания по предметам, практические умения и навыки.
Для подготовки к олимпиадам, конкурсам и викторинам я собираю в специальную папку задания прошлых лет и затем предлагаю их выполнить ученикам в урочное и внеурочное время. Некоторые ученики на уроке помимо программного материала выполняют несколько заданий олимпиадного характера повышенного уровня сложности.
Методическую деятельность направляю на создание индивидуального образовательного маршрута подготовки к олимпиадам. Маршрут для каждого ребёнка разный. Не у всех получается с первого раза. Для этого они объединяются в группы по интересам, работа закипела. Дети с интересом ищут информацию в Интернете. Работа же дома требует помощи и контроля со стороны родителей. А кто же, как не они могут им в этом помочь?! В процессе поиска информации для новых викторин, ребята пользуются заданиями из портала Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», где проводятся Заочные конкурсы - олимпиады. Мы решили попробовать свои силы теперь и в них.
Олимпиады, оказывается, бывают разные. Некоторые из них («Кенгуру», КИТ, «Британский бульдог»», «Русский медвежонок» и т. д.) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования.
Олимпиады проекта «Интеллект-экспресс» рассчитаны на краткий ответ, а «Познание и творчество» требуют ответа с пояснением и доказательством. К сожалению, заочные олимпиады платные, но возможен ценовой выбор. Радует, что даже это не пугает наших родителей.
При подготовке к олимпиаде мы столкнулись с тем, что нет единой системы действий. Путем проб и ошибок выработан пошаговый алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим олимпиадам. Он помог грамотно распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимые книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы
6 шаг – сдача работы.
Этот алгоритм помог достичь определенных результатов.
В данное время выбор олимпиад огромен. Мы с ребятами заинтересовались также Всероссийской олимпиадой для младших школьников по предметам.
Участвуя в заочных турах Всероссийских олимпиад, ребята приобретают огромный запас знаний и с успехом применяют их в районных и окружных конкурсах.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века"
Дифференцированный подход к обучению в рамках УМК "Начальная школа ХХI века" контрольная работа на курсах повышения квалификации....
Индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми имеющими ОВЗ.
Особенности коррекционной работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья....
Педагогический проект на тему: "Дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе"
Педагогический проект представляет дифференцированные задания по русскому языку в начальной школе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СПЕЦИФИКА) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время проектная деятельность в начальной школе имеет большое значение. Использование данной деятельности на уроках позволяет педагогу не столько учить, сколько обучать учиться, направлять ...
«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов
В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...
Дифференцированный подход в организации учебного процесса в начальной школе
Часто в классе обучаются дети с разными учебными способностями.Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик работал в полную силу, сознательно и прочно усваивал программный материа...
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья...