Применение системно-деятельностного подхода посредством смешанного обучения на уроках в начальной школе
статья (2, 3, 4 класс)
Статья знакомит с технологией смешанного обучения в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М.А.Коробейникова
учитель начальных классов
МБОУ «Прохоровская гимназия»
Белгородская область п.Прохоровка
Как вы думаете, какие качества необходимы современному выпускнику начальной школы? Что мы, учителя начальных классов, можем для этого сделать?
На данные вопросы дал ещё ответ в XIX веке немецкий педагог Адольф Дистервег, который считал, что «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…»
На современном этапе мы должны не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформулировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению, самообразованию и саморазвитию. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Передо мною возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приѐмы и современные общеобразовательные технологии для того, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Одним из вариантов применения системно-деятельностного подхода на уроках в школе является реализация технологии смешанного обучения. Из источников дополнительной информации я узнала, что «Смешанное обучение» возникло более 15 лет назад в зарубежных школах и представляет собой сочетание очного и электронного обучения на основе принципов дифференциации, индивидуализации. Как правило, при реализации данной технологии в основном используются удобные формы организации учебного процесса – это модель «Перевернутый класс» или модель «Смена рабочих зон».
Рассмотрим первую и распространенную модель «Перевёрнутый класс». Данная педагогическая модель заключается в том, что подача новой темы и организация домашних заданий представлены наоборот. Не только учитель добывает знания, чтобы механически передать ученику, но и сам обучающийся добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером.
Возникает вопрос, где можно взять ресурс? Для реализации модели «Перевернутый класс» я использую сетевой ресурс «ИнтерУрок.ру», с помощью которого осуществляется организация учебного процесса. Он включает все предметы с 1 по 11 классы, в том числе основные предметы начальной школы. Посредством данного сайта каждой группе класса или классу в целом даётся задание различного характера. Например, просмотреть фильм и составить вопросы к нему, выполнить задания на тренажере и указать, какой из вопросов предложенного тренажёра или теста составил для детей наибольшую трудность.
Именно видео-уроки рассматриваются на таких уроках, как русский язык, математика, окружающий мир в качестве ключевого компонента «перевёрнутого обучения». Продолжительность фильмов колеблется от 7 до 15 минут. При этом обязательно меняются виды деятельности, чтобы ученики не просто посмотрели фильм и выполнили к нему тесты, но и составили еще план фильма, таблиц, сформулировали вопросы по данной теме.
Мои ученики в беседах о таких уроках отмечают, что их привлекает возможность смотреть видео-уроки в любое время и месте, несколько раз, что позволяет лучше подготовиться для работы в классе. Кроме того, такая подготовка оставляла дополнительное время для более полезных, значимых для них и привлекательных занятий на уроке. Эта модель позволяет более слабым, но старательным ученикам учиться в своем собственном темпе, что помогло и помогает повысить их уверенность и мотивацию к успешному изучению предмета. Организация активного обучения в классе позволяет более тесно взаимодействовать, учиться друг у друга, что сплачивает детский коллектив.
В результате использования «перевёрнутого обучения» ученики, придя на урок, уже знают теоретические вопросы темы, поэтому в классе время идет на выполнение практической части, отработку различных вопросов по любым темам, дает возможность на выполнение мини-исследовательской работы.
Какие можно выделить преимущества использования модели «перевернутого класса»? Прежде всего - это повышение мотивации к изучению таких предметов, как математика, русский язык, литературное чтение2 и окружающий мир. Доступность материала в удобное время в любом месте и возможность индивидуального обучения в своем темпе. Самое главное это многоканальное восприятие материала и развитие активной позиции обучающегося, критического мышления.
Наибольшей популярностью у моих детей пользуются уроки по модели «Смена рабочих зон». Занятие делится на три этапа: организационный, основной (работа в зонах) и заключительный (рефлексия). При этом по принципу перевернутого обучения ребята получают задание, инструкцию и распределение по зонам заранее за 3-5 дней до урока, поэтому на урок приходят подготовленными.
В своей работе я попробовала создать собственную модель «Смена рабочих зон в перевёрнутом классе», объединив на одном уроке две модели – это «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон».
Анализируя проделанную работу, я убеждаюсь, что в процессе использования технологии смешанного обучения у обучающихся моего класса развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; возникает потребность в самореализации и самовыражении; возросла положительная мотивация к учебе, дети стремятся самостоятельно познавать мир, добывать и анализировать новую информацию, использовать свои знания в учебе и в повседневной жизни, у них формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе. Для себя я отметила, что преимущества заключается в том, что повысилась мотивация учащихся к изучению русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, повысилась ответственность всех участников процесса и, как следствие, наблюдается повышение успеваемости учащихся по данным предметам.
Литература:
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение.- 2011. – С. 3.
2.Царегородцева С. В России начали использовать технологию смешанного обучения / Учительская газета – 27.06.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе.
Выступление соответствует требованиям ФГОС, т.к. коммуникативно - деятельностный подход очень актуален в современной школе....
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе
Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...
Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".
Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....
Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6318080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 200px; height: 229px;"}}]]Предлагаю Вашему вниманию сценарий масте...
Статья «Применение технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе»
Суть модели смешанного обучения "Перевернутый класс" заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меня...
Проектирование урока окружающего мира по технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в начальной школе
Представляем систему работы с учениками, к которой нас подтолкнули три вечно беспокоящих вопроса:· Как помочь ребёнку стать самостоятельным?·...
Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»
В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....