Программа краеведческой направленности "Мир вокруг нас"
рабочая программа на тему
Программа краеведческой направленности, изучающая быт, виды деятельности народов ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu_mir_vokrug_nas.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная программа
туристско - краеведческой направленности
«Мир вокруг нас»
(Срок реализации 1 год. Для детей 7-11 лет)
Автор: Медет Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования,
образование - высшее
пояснительная записка
Общеобразовательная программа туристско - краеведческой направленности «Мир вокруг нас» разработана на основе типовой программы по этнографии коренных народов Западной Сибири. Составитель В.И. Сподина, Ханты-Мансийск, 1992г.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно – эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Изучение этнографии коренных народов округа способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, содействует развитию у детей познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки. Программа позволяет систематизировать краеведческие знания, повышать уровень самостоятельности, отрабатывать важнейшие специальные и учебные умения и навыки.
Отличительная особенность программы, ее новизна заключается в том, что она интегрированная, охватывает вопросы истории, географии, этнографии, экологии, культуры и др. дисциплин. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи.
Цель программы: создание условий для формирования знаний о ХМАО – Югре через изучение этнографии коренных народов Севера.
Задачи программы:
- формирование системного представления о Ханты – Мансийском автономном округе,
как целостном географическом регионе и субъекте РФ;
- формирование нравственных убеждений, уважительного отношения к обычаям,
традициям, духовной культуре населения округа;
- создание условий для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития
личности;
- формирование активной жизненной позиции путем включения обучающихся в
решение доступных для них проблем окружающей природной и социальной
среды;
- развитие интереса обучающихся к познанию окружающей действительности, вовлечение их в исследовательскую деятельность;
- воспитание любви и уважения к своей малой родине.
К концу года учащиеся должны
знать:
- историю происхождения коренных народов Западной Сибири;
- национальные особенности народов ханты и манси;
- быт и традиции коренного населения;
- географическую характеристику Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;
- традиционную этику, образ жизни народов Западной Сибири;
- основные виды хозяйственной деятельности народов ханты и манси;
- традиционную одежду, обувь, женские украшения;
- обряды и праздники;
- традиционные средства передвижения;
- домашнюю утварь;
- игры и развлечении, игрушки;
- устройство жилища, порядок расположения семьи.
уметь:
- работать с картой, находить границы округа;
- различать и изображать традиционные орнаменты;
- различать элементы материальной культуры (одежду, обувь, украшения, домашнюю
утварь, поселения и жилища, средства передвижения);
- изготавливать сувениры – обереги;
- отличать основные виды деятельности;
- изготавливать куклу – акань.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. При организации познавательного процесса планируется использование как традиционных методов и форм, так и современных педагогических технологий: личностно-ориентированного и проблемного обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой и др.
Широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности. Преобладают методы наблюдения, сравнения, работы с литературой, экскурсионная и музейная деятельности. Наряду с вышеперечисленными методами применяются словесные методы. В ходе бесед, рассказа раскрывается поэлементный состав изучаемых объектов, устанавливаются их многосторонние связи.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет, срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Общее количество – 228 часов, (младшая возрастная группа – 114часов).
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная;
- коллективная:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая.
Формы контроля: тестовый контроль, географические диктанты, работа с контурными картами, работа с атласом, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.
Программой предусмотрены практические работы, направленные на организацию деятельности обучающихся, отработку их умений. В качестве основных методов реализации практической части рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы обучающихся как индивидуальной, так и групповой.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел. Тема | Всего час | Теория | Практика | |
1 | Введение в образовательную программу | 6 | - | 6 | |
I раздел. Общие сведения о ХМАО – Югре | 9 | 3 | 6 | ||
1 | Многообразие культур народов мира | 1.5 | 0.5 | 1 | |
2 | Происхождение коренных народов Западной Сибири | 1.5 | 0.5 | 1 | |
3 | Расположение, границы. Государственные символы | 3 | 1 | 2 | |
4 | Население ХМАО-Югры | 3 | 1 | 2 | |
II раздел. Природная характеристика региона | 18 | 6 | 12 | ||
1 | Географическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа-Югры | 2 | 1 | 1 | |
2 | Реки и озера | 5 | 1 | 4 | |
3 | Растительный мир | 4 | 1 | 3 | |
4 | Животный мир | 4 | 1 | 3 | |
5 | Красная книга ХМАО-Югры | 2 | 1 | 1 | |
6 | Современная экологическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Взаимосвязь компонентов природы и общества | 1 | 1 | - | |
III раздел. Основные виды хозяйственной деятельности | 18 | 6 | 12 | ||
1 | Рыболовство | 3 | 1 | 2 | |
2 | Пушной промысел | 4 | 1 | 3 | |
3 | Охота - основной промысел народов ханты и манси | 3 | 1 | 2 | |
4 | Женское рукоделие | 4 | 1 | 3 | |
5 | Традиционные средства передвижения. Водный транспорт | 2 | 1 | 1 | |
6 | Зимние средства передвижения: нарты, лыжи | 2 | 1 | 1 | |
IV раздел. Игры народов Севера | 12 | 3 | 9 | ||
1 | Игры и развлечения | 3 | 1 | 2 | |
2 | Спортивные игры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Детские игрушки. Кукла акань | 6 | 1 | 5 | |
V раздел. Традиционная одежда, обувь, украшения | 12 | 4 | 8 | ||
1 | Мужская одежда и обувь | 3 | 1 | 2 | |
2 | Женская одежда и обувь | 3 | 1 | 2 | |
3 | Женские украшения | 3 | 1 | 2 | |
4 | Детская одежда и обувь | 3 | 1 | 2 | |
VI раздел. Фольклор народов ханты и манси | 21 | 7 | 14 | ||
1 | Устное народное творчество(легенды, сказки, пословицы и поговорки, песни) | 6 | 2 | 4 | |
2 | Праздники народов ханты и манси («Медвежий праздник», «Вороний день», «День оленевода и охотника», «Праздник лета») | 10 | 3 | 7 | |
3 | Обычаи и обряды | 3 | 1 | 2 | |
4 | Музыкальные инструменты | 2 | 1 | 1 | |
VII раздел. Традиционное жилище народов ханты и манси | 9 | 3 | 6 | ||
1 | Выбор места под поселение. Типы поселений | 3 | 1 | 2 | |
2 | Жилые постройки | 3 | 1 | 2 | |
3 | Хозяйственные постройки | 3 | 1 | 2 | |
VIII раздел. Домашняя утварь | 9 | 3 | 6 | ||
1 | Изделия из бересты | 4 | 1 | 3 | |
2 | Домашняя утварь из дерева | 2 | 1 | 1 | |
3 | Народные художественные промыслы | 3 | 1 | 2 | |
114 | 35 | 79 |
Содержание программы
Введение в образовательную программу
Теория: знакомство с детьми. План работы объединения. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Санитарно-гигиенические требования.
Раздел 1. Общие сведения о ХМАО – Югре
Тема 1. Многообразие культур народов мира
Теория: культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их мировое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Понятия «культура», «духовная культура», «материальная культура». Культура народов мира. Наука краеведение. Понятия «этнография», «обычаи и обряды».
Практика: просмотр и обсуждение видеофильма. Разгадывание загадок. Презентация «Культура народов мира».
Тема 2. Происхождение коренных народов Западной Сибири
Теория: Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом ХМАО-Югры. История заселения территории. Коренные народы. Завоевание Сибири Ермаком. Формирование округа. История Сургутского района.
Практика: работа с географическим атласом ХМАО-Югры. Просмотр и обсуждение видеофильма. Викторина. Конкурс рисунков «Мой родной Сургутский район».
Тема 3. Расположение, границы. Государственные символы.
Теория: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра как субъект Российской Федерации. Путешествие по карте Тюменской области. Города Югры. Герб и флаг ХМАО, описание, символика, цветовая гамма.
Практика: просмотр и обсуждение плакатов, слайдов с изображением государственных символов. Просмотр и обсуждение презентации «Государственные символы ХМАО». Конкурс рисунков – раскрасок по теме «Государственные символы ХМАО-Югры».
Тема 4. Население ХМАО-Югры
Теория: народы, проживающие в ХМАО-Югре. Дружба народов, проживающих на территории ХМАО-Югры.
Практика: творческая работа « Мы такие разные, но мы одна семья».
Методическое обеспечение: История Сибири с древнейших времен до наших дней, Л., 1968, с.50., карта мира, атлас ХМАО-Югры, иллюстрации или меловые рисунки жилищ, народных костюмов, фрагменты керамики, предметы домашнего обихода народов ханты, видеоматериалы.
Форма занятия: традиционное занятие, мини-лекции, занятия изучения нового материала, занятия обобщающего повторения.
Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, отбор рисунков для экспозиции.
Раздел 2. Природная характеристика региона
Тема 1. Географическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Теория: физико-географическая характеристика, границы округа. Рельеф, время его формирования. Климат и особенности природы северной зоны. Состав округа, административное деление: республика, область, округ, район. Полезные ископаемые. Югра -крупнейший нефтедобывающий регион РФ. Мансийская легенда о происхождении нефти.
Практика: оформление карты, нанесение рек и крупных озер, участков наибольшей заболоченности. Самостоятельная работа.
Тема 2. Водоемы ХМАО – Югры
Теория: водоемы ХМАО - Югры - реки, озера. Крупнейшие реки России - Обь и Иртыш. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Гидрографическая сеть - озера, болота. Охрана водоемов. Загадки и тайны Югорских болот.
Практика: частично-поисковая деятельность. Самостоятельная работа с текстом учебника. Конкурс рисунков.
Тема 3. Растительный мир
Теория: биологические ресурсы: почва, растительность. Растительность леса, тайги, болот. Лиственные, сосново - лиственные и сосновые леса и редколесья. Кустарники. Ягоды Югры: клюква, брусника, голубика, черника. Использование ягод в лекарственных целях.
Практика: практическая работа с элементами частично-поискового, составление кроссворда «Целебные ягоды Югры», подготовка и защита презентации «Югра-край болот».
Тема 4. Животный мир
Теория: фауна Ханты-Мансийского округа. Млекопитающие. Грызуны. Хищные животные и птицы.
Практика: лепка животных из пластилина, разгадывание кроссворда «Четвероногие друзья». Групповая работа. Работа над проектами.
Тема 5. Красная книга ХМАО-Югры
Теория: история появления Красной книги. Причины сокращения видов животных и растений.
Практика: групповая работа над проектом «Красная книга Югры», сбор информации, защита презентации.
Тема 6. Современная экологическая характеристика Ханты-Мансийского округа. Взаимосвязь компонентов природы и общества
Теория: многообразие полезных ископаемых ХМАО-Югры. Экологические проблемы округа.
Практика: работа с атласом, текстом и рисунками учебника. Чтение и обсуждение печатных изданий, творческая работа « Берегите природу Югры».
Методическое обеспечение: физическая карта ХМАО-Югры, физическая карта Западной Сибири, таблица "Хвойные", гербарный материал, рисунки: "шишка", "щучьи зубы", меловые рисунки следов животных, рисунок (фото) оленя, орнамент «рог оленя».
Форма занятия: традиционное занятие, экскурсия в лес, занятия изучения нового материала, занятия обобщающего повторения, мини-лекции, беседы, практикум, проекты.
Форма подведения итогов: собеседование, практическая работа, выставка работ, тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.
Раздел 3. Основные виды хозяйственной деятельности
Тема 1. Ведущие отрасли хозяйства. Рыболовство
Теория: значение охоты и рыболовства, знакомство со способами и приемами ловли рыбы и охоты, обычаями и обрядами, связанными с этими видами деятельности. Промысловый инвентарь рыбака.
Практика: викторина «Рыбы Севера», конкурс рисунков, работа по карточкам.
Тема 2. Пушной промысел
Теория: охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом. История развития пушного промысла. Охотничье - промысловые животные характерные для Западной Сибири. Охрана животных.
Практика: составление и решение кроссворда, просмотр и обсуждение видеофильма, групповая работа над проектом.
Тема 3. Охота - основной промысел народов ханты и манси
Теория: промысловое оружие и инвентарь охотника. Устройство засек на лося. Особенности охоты на водоплавающую птицу.
Практика: просмотр и обсуждение видеофильма, работа по карточкам.
Тема 4. Женское рукоделие
Теория: особенности женского рукоделия, бисероплетение, вышивка, вязание. Особенности хантыйского орнамента. Вышивка нитками. Ткачество.
Практика: работа с бисером, изготовление сувенира – оберега с хантыйским орнаментом.
Тема 5. Традиционные средства передвижения. Водный транспорт
Теория: традиционные средства передвижения народов ханты и манси. Водный транспорт. Характеристика водного транспорта. Технология изготовления обласа.
Практика: групповая работа над проектом, тестирование.
Тема 6. Зимние средства передвижения: нарты, лыжи
Теория: нарты — основной зимний транспорт. Зимние средства передвижения. Лыжи. Лыжные посохи.
Практика: работа над картинками, самостоятельная работа.
Методическое обеспечение: Головнев, А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. – Новосибирск, 1993, Козьмин, В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. – СПб., 2003, рисунки орудий рыбной ловли, охоты на животных и птиц, хантыйские загадки.
Форма занятия: традиционное занятие, мини-лекции, беседы, практикум, проекты.
Форма подведения итогов: собеседование, самостоятельная работа.
Раздел 4. Игры народов Севера
Тема 1. Игры и развлечения
Теория: Общая характеристика традиционных игр и развлечений народов Севера. Сюжетная основа в играх и развлечениях. Игры, развлечения и состязания на праздниках.
Практика: разучивание считалок на хантыйском языке. Игры, проводимые на празднике «Вороний день». Игры с элементами песен и танцев. Проведение игр «Заячьи следы», «Хон-ики», «Кольм».
Тема 2. Спортивные игры
Теория: общая характеристика спортивных игр. Роль спортивных игр в сохранении здоровья детей.
Практика: разучивание игр «Прыжки на одной ноге», «Перетягивание каната», игра с кольцами – Кусанг юх.
Тема 3. Детские игрушки. Кукла акань
Теория: олень – любимая игрушка хантыйских и мансийских мальчиков. Легенда об акани. Куклы юганских ханты - «Пакы». Техника изготовления куклы обских хантов- акань.
Практика: сбор материалов, изготовление куклы акань, выставка работ.
Методическое обеспечение: Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребёнок и декоративно – прикладное искусство обских угров». М.: Издательство ИКАР, 2003, Решетникова Р.Г. «Декоративно – прикладное искусство обско – угорских народов», Ханты – Мансийск, 1997.
Форма занятия: традиционное занятие, занятие-игра.
Форма подведения итогов: собеседование, самостоятельная работа.
Раздел 5. Традиционная одежда, обувь, украшения
Тема 1. Мужская одежда и обувь
Теория: история одежды. Традиционные материалы для изготовления одежды. Характеристика зимней и летней одежды. Традиционная обувь коренных народов тайги.
Практика: работа по карточкам, просмотр и обсуждение видеоматериала.
Тема 2. Женская одежда и обувь
Теория: особенности женского национального костюма. Универсальный головной убор — платок. Особенности кроя и орнаментации костюма. Символическое значение орнаментов. Глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее - одежда мехом наружу (парка). Национальный костюм, как яркий определитель национальной принадлежности человека. Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. Цветовая гамма. Украшения.
Практика: работа по картинкам, составление словаря компонентов хантыйской национальной одежды. Зарисовка орнаментов, применяемых в украшениях костюмов. Аппликация «Женский национальный костюм».
Тема 3. Женские украшения
Теория: нагрудные украшения из бисера. Сумка тучан – символ женской природы. Накосные украшения, их роль в определении социально-возрастного статуса. Названия элементов женского наряда. Роль узоров и орнамента в женском косюме.
Практика: зарисовка, аппликация орнаментов. Изготовление накосного украшения из бисера.
Тема 4. Детская одежда и обувь
Теория: керкер - меховой комбинезон. Чижи - детская обувь из меха. Значение узоров и орнамента на детской одежде. Цветовая гамма.
Практика: зарисовка одежды, элементов детской одежды с элементами хантыйского орнамента, работа по карточкам, презентация «Традиционная одежда народов ханты и манси», экскурсия в музей.
Методическое обеспечение: альбом «Национальная одежда народов ханты», Молданова Т., М.: 1997, «Стилизованные изображения в орнаменте народов ханты и манси», Приходько М. Приходько О. Одежда народов севера, СПб, Светлячок, 2002 г., Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. Томск, 1979, с.60.
Форма занятия: традиционное, экскурсия.
Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, выставка творческих работ.
Раздел 6. Фольклор народов ханты и манси
Тема 1. Устное народное творчество
Теория: пословицы и поговорки. Хантыйские легенды. Сказки народов ханты и манси. Песни. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обрядовые песни. Рассказы о происхождении земли.
Практика: чтение сказок, постановка сказки, прослушивание песен. Презентация «Хантыйские легенды».
Тема 2. Праздники народов Севера
Теория: «Медвежий праздник». Комплекс обрядов, связанных с культом медведя. «Вороний день» - символ жизни и наступления весны. «День оленевода и охотника» - спортивный праздник. «Праздник лета».
Практика: презентация «Медвежий праздник», составление сценария праздника, проведение праздника «Вороний день».
Тема 3. Обычаи и обряды
Теория: обряды жертвоприношения, обращения к духам. Поклонение огню. Обряд почитания оленя. Семейно-бытовая обрядовая культура - важная составная часть историко-генетической, духовной, экономико-правовой, идеологической жизни народа. Традиционный состав и численность семьи, нравственные нормы в отношении между родственниками, традиции старшинства.
Практика: просмотр и обсуждение видеоматериала «Обряд почитания оленя», творческая работа «Семейно-бытовая обрядовая культура народов ханты и манси».
Тема 4. Музыкальные инструменты
Теория: музыкальные инструменты: дуговая арфа, смычковые хордофоны, деревянная трещетка, пластинчатый идиофон-бубен, используемыми охотниками во время охоты на медведя. Песни и наигрыши, воспевающие обско-угорские божества.
Практика: зарисовка музыкальных инструментов, прослушивание песен и наигрышей, самостоятельная работа.
Раздел 7. Традиционное жилище народов ханты и манси
Тема 1. Выбор места под поселение. Типы поселений
Теория: история развития жилища. Основные типы строений. Чум. Хозяйственные постройки. Особенности жилища и их связь с народными верованиями.
Практика: изготовление макета чума, конкурс рисунков, экскурсия в музей.
Тема 2. Жилые постройки
Теория: чум, особенности конструкции. Принципы расположения поселения, устройство традиционного зимнего жилища, переносного жилища – чум, порядок расположения семьи.
Практика: зарисовка переносного жилища – чума, конкурс макетов.
Тема 3. Хозяйственные постройки
Теория: хозяйственные постройки: лабаз, хлебная печь, летний очаг, «рыбный дом», караль. Роль этнографических заповедников в сохранении традиционно-бытовой культуры коренных народов Севера.
Практика: викторина, работа по карточкам, самостоятельная работа.
Методическое обеспечение: Соколова З.П. «На просторах Сибири» М., 1986г., карта расположения поселений, схема плана и реконструкции городища, чума, орнамент «заброшенное селение», элементы интерьера.
Форма занятия: традиционное,
Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, макетов, отбор работ для экспозиции.
Раздел 8. Домашняя утварь
Тема 1. Изделия из бересты
Теория: виды хозяйственной утвари. Истории развития берестяного промысла и традиций. Технология изготовления берестяной посуды. Характеристика природных материалов для изготовления посуды. Типы берестяных сосудов.
Практика: работа по карточкам, зарисовка предметов быта, изготовление посуды из бересты.
Тема 2. Домашняя утварь из дерева
Теория: вместилища из древесины. Технология изготовления посуды из дерева. Способы орнаментации: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация.
Практика: изготовление макета деревянного сосуда с орнаментом, рисунки на деревянной посуде (черпаки, ложки, лопаточки).
Тема 3. Народные художественные промыслы
Теория: ремесла народов Севера: работа с мехом, ровдугой (замшей), рыбьей кожей, резьба по кости, работа с тканью, с глиной.
Практика: экскурсия в дом ремесел, работа с карточками, просмотр и обсуждение видеофильма.
Методическое обеспечение: М. С. Кочев. Секреты бересты. Москва: Профиздат, 2005; А. М. Тахтуева. Материальная культура юганских ханты. Сургут: Акционерный информационно-издательский концерн «Северный дом», 1993;
рисунки традиционной посуды народов ханты, инструменты.
Форма занятия: традиционное занятие, экскурсия.
Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, отбор работ для экспозиции.
Литература
- Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984, с. 13.
- Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья. // Материалы и исследования
по археологии СССР, N 35, с. 17, 66. - Материалы совместной арх.экспедиции ТГПИ и МГИЭМ, р-н пос.Аган, Покачи,
Варьеган, 1992. - Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты. Томск, 1977, с.207.
- История Сибири с древнейших времен до наших дней, Л., 1968, с.50.
- Чернецов В.Н. Усть-полуйское время в Приобье.// Материалы и исследования по
археологии СССР, с.234. - Чернецов В.Н. К истории родового строя у обских угров. // СЭ, 1947, t.YI-YII,
с.168. - Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов, Томск, 1985, с.232.
- Соколова З.П. К проблеме этногенеза обских угров и селькупов. - //Этногенез народов Севера, М., 1987, с.89.
- Чернецов В.Н. Нижнее Приобъе в I тыс.н.э. - МИА, 1959, N 58, с.238; Могильников В.А. К вопросу о самоедской принадлежности культур эпохи железа Среднего Приобья // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. - Томск, 1969, с. 179-180; Чиндина Л.А. Могильник Релка на Средней Оби. Томск, 1977, с. 140.
- Дульзон А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар. - Ученые записки ТГПИ, Томск, 1953, т.10;
- Могильников В.А. Об этническом составе культур Западной Сибири в эпоху железа // Этнокультурные процессы в Западной Сибири, Томск, 1983, с.77-89.
- Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья // Материалы и исследования по археологии СССР, N 35, табл.И, N 5; табл. YII, NN 1,9,10.
- Чернецов В.Н. Очерк этногенеза обских угров // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.-Л., 1941, с.2.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность, М., 1976, с. 16.
- Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура, Сургут, 1993, с.8.
- Соколова З.П. К происхождению обских угров и их фратрий (по данным фольклора) - // Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987, с.128.
- Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура, с.15.
- Материалы этнографической экспедиции Мегионского городского музея к лесным ненцам, ноябрь, 1990г.
- Способ ликвидации нефтяного загрязнения воды и почвы с применением биологического препарата "Путидойл". - Издание рекламно-информационного агентства "Студия А".
- Швецов С. Очерк Сургутского края.- Записки Западно-Сибирского отдела
императорского Русского географического общества, 1899, с. 12. - Шешкин П.И., Шебалина И.Д. Мансийские орнаменты, СПБ, 1993, с.19.
- Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов, 1984, с. 165-166.
- Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты, с. 116.
- Рябицов В.К., Плотников В.В, и др. Природа Тюменского Севера, Свердловск,
1991, с.29-30. - Молданова Т.А. Стилизованные изображения в орнаментах хантов р.Казым
//Орнаменты народов Западной Сибири. - Томск, 1992, с.77. - Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. Томск, 1979, с.60.
- МолдановаТ. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р.Казым, с.97.
- Археология СССР. Финно-угоры и балты в эпоху средневековья, с.97. М.,1987, табл.ХС1, ХСУ111.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972, с.20.
- Вербов Г.Д. Лесные ненцы //СЭ, 1936, с.59,60.
- Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XYIII-XIX вв. М.,1983, с.113.
- Брэм А. Жизнь животных. М., 1992, с.245.
- Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. М., 1988, с.42.
- Бороздин Э.К., Забродин В.А. и др. Северное оленеводство, Л., 1990, с.5.
- Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов, с.141.
- Материалы экспедиции МГИЭМ к лесным ненцам, ноябрь 1990г.
- Материалы экспедиции МГИЭМ на стойбище Лозямова В.М. по Ай-Лямин X.-Мансийский район, июнь 1994г.
- Молданова Т. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р.Казым, с.117.
- Спортивная охота в СССР, с.273.
- Чесноков Н.И. Соболь в Ханты-Мансийском национальном округе
// Краеведческий сборник. - Ханты-Мансийск, 1958, с.44-45. - Соколова З.П. На просторах Сибири. М., 1986, с. 14.
- Шешкин П.Е., Шаболина И.Д. Мансийские орнаменты, с.21.
- Зуев А. Топонимической словарь Югры. // В ж."Югра", 1993, N 3, с.58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Родник"
Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...
Программа краеведческого кружка
Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)...
Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)
Программа краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год, для детей 7-10 лет)...
Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»
middot; Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края· Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительно...
Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"
Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа краеведческого кружка "Мой родной край"
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...
Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.
Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...