Программа краеведческой направленности "Мир вокруг нас"
рабочая программа на тему

Программа краеведческой направленности, изучающая быт, виды деятельности народов ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_mir_vokrug_nas.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательная программа

туристско - краеведческой направленности

«Мир вокруг нас»

(Срок реализации 1 год. Для детей 7-11 лет)

Автор: Медет Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования,

образование - высшее

пояснительная записка

Общеобразовательная программа туристско - краеведческой  направленности «Мир вокруг нас» разработана на основе типовой программы по этнографии коренных народов Западной Сибири. Составитель В.И. Сподина, Ханты-Мансийск, 1992г.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно – эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Изучение этнографии коренных народов округа способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, содействует развитию у детей познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает поисково-исследовательские умения и навыки. Программа позволяет систематизировать краеведческие знания, повышать уровень самостоятельности, отрабатывать важнейшие специальные и учебные умения и навыки.

Отличительная особенность программы, ее новизна заключается в том, что она интегрированная, охватывает вопросы истории, географии, этнографии, экологии, культуры и др. дисциплин. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи.

Цель программы:  создание  условий  для формирования знаний о ХМАО – Югре через изучение этнографии коренных народов Севера.

Задачи программы:

- формирование системного представления о Ханты – Мансийском автономном округе,  

  как целостном географическом регионе и субъекте РФ;

- формирование  нравственных  убеждений, уважительного отношения  к обычаям,  

  традициям, духовной  культуре  населения  округа;

- создание условий для ценностного, социокультурного самоопределения  и саморазвития  

  личности;

- формирование  активной  жизненной  позиции  путем  включения  обучающихся в  

   решение  доступных  для  них  проблем  окружающей  природной   и  социальной  

  среды;

- развитие  интереса  обучающихся к  познанию  окружающей  действительности, вовлечение  их   в  исследовательскую  деятельность;

- воспитание любви и уважения к своей малой родине.

К концу года учащиеся должны

знать:

              - историю происхождения коренных народов Западной Сибири;

              - национальные особенности народов ханты и манси;

              - быт и традиции коренного населения;

              - географическую характеристику Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;

               - традиционную этику, образ жизни народов Западной Сибири;

               - основные виды хозяйственной деятельности народов ханты и манси;

               - традиционную одежду, обувь,  женские украшения;

               - обряды и праздники;

               - традиционные средства передвижения;

               - домашнюю утварь;

               - игры и развлечении, игрушки;

               - устройство жилища, порядок расположения семьи.

уметь:

                - работать с картой, находить границы округа;

                - различать и изображать традиционные орнаменты;

                - различать элементы материальной культуры (одежду, обувь, украшения, домашнюю  

                  утварь, поселения и жилища, средства передвижения);

                - изготавливать сувениры – обереги;

                - отличать основные виды деятельности;

                - изготавливать куклу – акань.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. При организации  познавательного  процесса  планируется  использование  как  традиционных  методов  и  форм, так  и  современных  педагогических  технологий: личностно-ориентированного и проблемного  обучения, коммуникативно-диалоговой, игровой  и  др.

Широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности. Преобладают методы наблюдения, сравнения,  работы с литературой, экскурсионная и музейная деятельности. Наряду с вышеперечисленными методами применяются словесные методы. В ходе бесед, рассказа раскрывается поэлементный состав изучаемых объектов, устанавливаются их многосторонние связи.

Программа рассчитана на детей 7-11 лет, срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Общее количество – 228 часов, (младшая возрастная группа – 114часов).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная;

- коллективная:

- фронтальная;

- в парах;

- групповая. 

Формы контроля: тестовый контроль, географические диктанты, работа с контурными картами, работа с атласом, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.

Программой предусмотрены  практические  работы, направленные  на  организацию  деятельности  обучающихся, отработку  их  умений. В  качестве  основных  методов  реализации  практической  части  рекомендуется  организация  самостоятельной  исследовательской  работы  обучающихся  как  индивидуальной, так  и  групповой.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел.  Тема

Всего час

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу

6

-

6

I раздел. Общие сведения о ХМАО – Югре

9

3

6

1

Многообразие культур народов мира

1.5

0.5

1

2

Происхождение коренных народов Западной Сибири

1.5

0.5

1

3

Расположение, границы. Государственные символы

3

1

2

4

Население ХМАО-Югры

3

1

2

II раздел. Природная характеристика региона

18

6

12

1

Географическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

2

1

1

2

Реки и озера

5

1

4

3

Растительный мир

4

1

3

4

Животный мир

4

1

3

5

Красная книга ХМАО-Югры

2

1

1

6

Современная экологическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Взаимосвязь компонентов природы и общества

1

1

-

III раздел. Основные виды хозяйственной деятельности

18

6

12

 1

Рыболовство

3

1

2

2

Пушной промысел

4

1

3

3

Охота - основной промысел народов ханты и манси

3

1

2

4

Женское рукоделие

4

1

3

5

Традиционные средства передвижения. Водный транспорт

2

1

1

6

Зимние средства передвижения: нарты, лыжи

2

1

1

IV раздел.   Игры народов Севера

12

3

9

1

Игры и развлечения

3

1

2

2

Спортивные игры

3

1

2

3

Детские игрушки. Кукла акань

6

1

5

V  раздел.   Традиционная одежда, обувь,  украшения

12

4

8

1

Мужская одежда и обувь

3

1

2

2

Женская одежда и обувь

3

1

2

3

Женские украшения

3

1

2

4

Детская одежда и обувь

3

1

2

VI раздел. Фольклор народов ханты и манси

21

7

14

1

Устное народное творчество(легенды, сказки, пословицы и поговорки, песни)

6

2

4

2

Праздники народов ханты и манси («Медвежий праздник», «Вороний день», «День оленевода и охотника», «Праздник  лета»)

10

3

7

3

Обычаи и обряды

3

1

2

4

Музыкальные инструменты

2

1

1

VII раздел. Традиционное жилище народов ханты и манси

9

3

6

1

Выбор места под поселение. Типы поселений

3

1

2

2

Жилые постройки

3

1

2

3

Хозяйственные постройки

3

1

2

VIII раздел. Домашняя утварь

9

3

6

1

Изделия из бересты

4

1

3

2

Домашняя утварь из дерева

2

1

1

3

Народные художественные промыслы

3

1

2

114

35

79

Содержание программы

 

Введение в образовательную программу

Теория: знакомство с детьми. План работы объединения. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях. Санитарно-гигиенические требования.

Раздел 1. Общие сведения о ХМАО – Югре

Тема 1. Многообразие культур народов мира

Теория: культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их мировое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Понятия «культура», «духовная культура», «материальная культура». Культура народов мира. Наука краеведение. Понятия «этнография», «обычаи и обряды».

Практика: просмотр и обсуждение видеофильма. Разгадывание загадок. Презентация «Культура народов мира».

Тема 2. Происхождение коренных народов Западной Сибири

Теория: Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом ХМАО-Югры. История  заселения  территории. Коренные  народы.  Завоевание Сибири Ермаком. Формирование округа. История Сургутского района.

Практика: работа с географическим атласом ХМАО-Югры. Просмотр и обсуждение видеофильма. Викторина. Конкурс рисунков «Мой родной Сургутский район».

Тема 3. Расположение, границы. Государственные символы.

Теория: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра как субъект Российской Федерации. Путешествие по карте Тюменской области. Города Югры. Герб и флаг ХМАО, описание, символика,  цветовая гамма.

Практика: просмотр и обсуждение плакатов, слайдов с изображением государственных символов. Просмотр и обсуждение презентации «Государственные символы ХМАО». Конкурс рисунков – раскрасок по теме «Государственные символы ХМАО-Югры».

Тема 4. Население ХМАО-Югры

Теория: народы, проживающие в ХМАО-Югре. Дружба народов, проживающих на территории ХМАО-Югры.

Практика: творческая работа « Мы такие разные, но мы одна семья».

Методическое обеспечение: История Сибири с древнейших времен до наших дней, Л., 1968, с.50., карта мира, атлас ХМАО-Югры, иллюстрации или меловые рисунки жилищ, народных костюмов, фрагменты керамики, предметы домашнего обихода народов ханты, видеоматериалы.

Форма занятия: традиционное занятие, мини-лекции, занятия изучения нового материала, занятия обобщающего повторения.

Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, отбор рисунков для экспозиции.

Раздел 2.  Природная характеристика региона

Тема 1. Географическая характеристика Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Теория: физико-географическая характеристика, границы округа. Рельеф, время его формирования. Климат и особенности природы северной зоны. Состав  округа, административное деление: республика, область, округ, район. Полезные ископаемые. Югра -крупнейший нефтедобывающий регион РФ. Мансийская легенда о происхождении нефти.

Практика: оформление карты, нанесение рек и крупных озер, участков наибольшей заболоченности. Самостоятельная работа.

Тема 2. Водоемы ХМАО – Югры

Теория: водоемы ХМАО - Югры - реки, озера. Крупнейшие реки России - Обь и Иртыш. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Гидрографическая сеть - озера, болота. Охрана водоемов. Загадки и тайны Югорских болот. 

Практика: частично-поисковая деятельность. Самостоятельная работа с текстом  учебника. Конкурс рисунков.

Тема 3. Растительный мир

Теория: биологические ресурсы: почва, растительность. Растительность леса, тайги, болот. Лиственные, сосново - лиственные и сосновые леса и редколесья. Кустарники. Ягоды Югры: клюква, брусника, голубика, черника. Использование ягод в лекарственных целях.

Практика: практическая работа  с элементами частично-поискового, составление кроссворда «Целебные ягоды Югры», подготовка и защита презентации «Югра-край болот».

Тема 4. Животный мир

Теория: фауна Ханты-Мансийского округа. Млекопитающие. Грызуны. Хищные животные и птицы.

Практика: лепка животных из пластилина, разгадывание кроссворда «Четвероногие друзья». Групповая работа. Работа над проектами.

Тема 5. Красная книга ХМАО-Югры

Теория: история появления Красной книги. Причины сокращения видов животных и растений.

Практика: групповая работа над проектом «Красная книга Югры», сбор информации, защита презентации.

Тема 6. Современная экологическая характеристика Ханты-Мансийского округа. Взаимосвязь компонентов природы и общества

Теория: многообразие полезных ископаемых ХМАО-Югры. Экологические проблемы округа.

Практика: работа с атласом, текстом и рисунками учебника. Чтение и обсуждение печатных изданий, творческая работа « Берегите природу Югры».

Методическое обеспечение: физическая карта ХМАО-Югры, физическая карта Западной Сибири, таблица "Хвойные", гербарный материал, рисунки: "шишка", "щучьи зубы", меловые рисунки следов животных, рисунок (фото) оленя, орнамент «рог оленя».

Форма занятия: традиционное занятие, экскурсия в лес, занятия изучения нового материала, занятия обобщающего повторения, мини-лекции, беседы, практикум, проекты.

Форма подведения итогов: собеседование, практическая работа, выставка работ, тестовый контроль, географические диктанты, работы с контурными картами, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, самостоятельные работы.

Раздел 3. Основные виды хозяйственной деятельности

Тема 1. Ведущие отрасли хозяйства. Рыболовство

Теория: значение охоты и рыболовства, знакомство со способами и приемами ловли рыбы и охоты, обычаями и обрядами, связанными с этими видами деятельности. Промысловый инвентарь рыбака.

Практика: викторина «Рыбы Севера», конкурс рисунков, работа по карточкам.

Тема 2. Пушной промысел

Теория: охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом. История развития пушного промысла. Охотничье - промысловые животные характерные для Западной Сибири. Охрана животных.

Практика:  составление и решение кроссворда, просмотр и обсуждение видеофильма, групповая работа над проектом.

Тема 3. Охота - основной промысел народов ханты и манси

Теория: промысловое оружие и инвентарь охотника. Устройство засек на лося. Особенности охоты на водоплавающую птицу.

Практика: просмотр и обсуждение видеофильма, работа по карточкам.

Тема 4. Женское рукоделие

Теория: особенности женского рукоделия, бисероплетение, вышивка, вязание. Особенности хантыйского орнамента. Вышивка нитками. Ткачество.

Практика: работа с бисером, изготовление сувенира – оберега с хантыйским орнаментом.

Тема 5. Традиционные средства передвижения. Водный транспорт

Теория: традиционные средства передвижения народов ханты  и манси.  Водный транспорт. Характеристика водного транспорта. Технология изготовления обласа.

Практика: групповая работа над проектом, тестирование.

Тема 6. Зимние средства передвижения: нарты, лыжи

Теория: нарты  — основной зимний транспорт. Зимние средства передвижения. Лыжи.  Лыжные посохи.

Практика: работа над картинками, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение: Головнев, А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. – Новосибирск, 1993, Козьмин, В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. – СПб., 2003, рисунки орудий рыбной ловли, охоты на животных и птиц, хантыйские загадки.

Форма занятия: традиционное занятие, мини-лекции, беседы, практикум, проекты.

Форма подведения итогов: собеседование, самостоятельная работа.

Раздел 4. Игры народов Севера

Тема 1. Игры и развлечения

Теория: Общая характеристика традиционных игр и развлечений народов Севера. Сюжетная основа в играх и развлечениях. Игры, развлечения и состязания на праздниках.

Практика: разучивание  считалок на хантыйском языке. Игры, проводимые на празднике «Вороний день». Игры с элементами песен и танцев. Проведение игр «Заячьи следы», «Хон-ики», «Кольм». 

Тема 2. Спортивные игры

Теория: общая характеристика спортивных игр. Роль спортивных игр в сохранении здоровья детей.

Практика: разучивание игр «Прыжки на одной ноге», «Перетягивание каната», игра с кольцами – Кусанг юх.

Тема 3. Детские игрушки. Кукла акань

Теория: олень – любимая игрушка хантыйских и мансийских мальчиков. Легенда об акани. Куклы юганских ханты - «Пакы». Техника изготовления куклы обских хантов- акань.

Практика: сбор материалов, изготовление куклы акань, выставка работ.

Методическое обеспечение: Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребёнок и декоративно – прикладное искусство обских угров». М.: Издательство ИКАР, 2003, Решетникова Р.Г. «Декоративно – прикладное искусство обско – угорских народов», Ханты – Мансийск,  1997.

Форма занятия: традиционное занятие, занятие-игра.

Форма подведения итогов: собеседование, самостоятельная работа.

Раздел 5. Традиционная одежда, обувь, украшения

Тема 1. Мужская одежда и обувь

Теория: история одежды. Традиционные материалы для изготовления одежды. Характеристика зимней и летней одежды. Традиционная обувь коренных народов тайги.

Практика: работа по карточкам, просмотр и обсуждение видеоматериала.

Тема 2. Женская одежда и обувь

Теория: особенности женского национального костюма. Универсальный головной убор — платок. Особенности кроя и орнаментации костюма. Символическое значение орнаментов. Глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее - одежда мехом наружу (парка). Национальный костюм, как яркий определитель национальной принадлежности человека. Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. Цветовая гамма. Украшения.

Практика: работа по картинкам, составление словаря компонентов хантыйской национальной одежды. Зарисовка орнаментов, применяемых в украшениях костюмов. Аппликация «Женский национальный костюм».

Тема 3. Женские украшения

Теория: нагрудные украшения из бисера. Сумка тучан – символ женской природы. Накосные украшения, их роль в определении социально-возрастного статуса. Названия элементов женского наряда. Роль узоров и орнамента в женском косюме.

Практика: зарисовка, аппликация орнаментов. Изготовление накосного украшения  из бисера.

Тема 4. Детская одежда и обувь

Теория: керкер - меховой комбинезон. Чижи - детская обувь из меха. Значение узоров и орнамента на детской одежде. Цветовая гамма.

Практика: зарисовка одежды, элементов детской одежды с элементами хантыйского орнамента, работа по карточкам, презентация «Традиционная одежда народов ханты и манси», экскурсия в музей.

Методическое обеспечение: альбом «Национальная одежда народов ханты», Молданова Т., М.: 1997, «Стилизованные изображения в орнаменте народов ханты и манси», Приходько М. Приходько О. Одежда народов севера, СПб,  Светлячок,  2002 г., Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. Томск, 1979, с.60.

Форма занятия: традиционное, экскурсия.

Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, выставка творческих работ.

Раздел 6. Фольклор народов ханты и манси

Тема 1. Устное народное творчество

Теория: пословицы и поговорки. Хантыйские легенды. Сказки народов ханты и манси. Песни. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обрядовые песни. Рассказы о происхождении земли.

Практика: чтение сказок, постановка сказки, прослушивание песен. Презентация «Хантыйские легенды».

Тема 2. Праздники народов Севера 

Теория: «Медвежий праздник».  Комплекс обрядов, связанных с культом медведя. «Вороний день» - символ жизни и наступления весны. «День оленевода и охотника» - спортивный праздник. «Праздник  лета».

Практика: презентация «Медвежий праздник», составление сценария праздника, проведение праздника «Вороний день».

Тема 3. Обычаи и обряды

Теория: обряды жертвоприношения, обращения к духам. Поклонение огню. Обряд почитания оленя. Семейно-бытовая обрядовая культура - важная составная часть историко-генетической, духовной, экономико-правовой, идеологической жизни народа. Традиционный состав и численность семьи, нравственные нормы в отношении между родственниками, традиции старшинства.

Практика: просмотр и обсуждение видеоматериала «Обряд почитания оленя», творческая работа «Семейно-бытовая обрядовая культура народов ханты и манси».

Тема 4. Музыкальные инструменты

Теория: музыкальные инструменты: дуговая арфа, смычковые хордофоны, деревянная трещетка, пластинчатый идиофон-бубен, используемыми охотниками во время охоты на медведя. Песни и наигрыши, воспевающие обско-угорские божества.

Практика: зарисовка музыкальных инструментов, прослушивание песен и наигрышей, самостоятельная работа.

Раздел 7. Традиционное жилище народов ханты и манси

Тема 1. Выбор места под поселение. Типы поселений

Теория: история развития жилища. Основные типы строений. Чум. Хозяйственные постройки. Особенности жилища и их связь с народными верованиями.

Практика: изготовление макета чума, конкурс рисунков, экскурсия в музей.

Тема 2. Жилые постройки 

Теория: чум,  особенности  конструкции. Принципы расположения поселения, устройство традиционного зимнего жилища, переносного жилища – чум,  порядок расположения семьи. 

Практика: зарисовка переносного жилища – чума, конкурс макетов.

Тема 3. Хозяйственные постройки

Теория: хозяйственные постройки: лабаз, хлебная печь, летний очаг, «рыбный дом», караль. Роль этнографических заповедников в сохранении традиционно-бытовой  культуры коренных народов Севера.

Практика: викторина, работа по карточкам, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение: Соколова З.П. «На просторах Сибири» М., 1986г., карта расположения поселений, схема плана и реконструкции городища, чума, орнамент «заброшенное селение», элементы интерьера.

Форма занятия: традиционное, 

Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, макетов, отбор работ для экспозиции.

Раздел 8. Домашняя утварь

Тема 1. Изделия из бересты

Теория: виды хозяйственной утвари. Истории развития берестяного промысла и традиций. Технология изготовления берестяной посуды. Характеристика природных материалов для изготовления посуды. Типы берестяных сосудов.

Практика: работа по карточкам, зарисовка предметов быта, изготовление посуды из бересты.

Тема 2. Домашняя утварь из дерева

Теория: вместилища из древесины. Технология изготовления посуды из дерева. Способы орнаментации: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация.

Практика: изготовление макета деревянного сосуда с орнаментом, рисунки на деревянной посуде (черпаки, ложки, лопаточки).

Тема 3. Народные художественные промыслы

Теория: ремесла народов Севера: работа с мехом, ровдугой (замшей), рыбьей кожей, резьба по кости, работа с тканью, с глиной. 

Практика: экскурсия в дом ремесел, работа с карточками, просмотр и обсуждение видеофильма.

Методическое обеспечение: М. С. Кочев. Секреты бересты. Москва: Профиздат, 2005;  А. М. Тахтуева. Материальная культура юганских ханты. Сургут: Акционерный информационно-издательский концерн «Северный дом», 1993;

рисунки традиционной посуды народов ханты, инструменты.

Форма занятия:  традиционное занятие, экскурсия.

Форма подведения итогов: собеседование, выставка рисунков, отбор работ для экспозиции.

Литература

  1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984, с. 13.
  2. Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья. // Материалы и исследования
    по археологии СССР, N 35, с. 17, 66.
  3. Материалы совместной арх.экспедиции ТГПИ и МГИЭМ, р-н пос.Аган, Покачи,
    Варьеган, 1992.
  4. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты. Томск, 1977, с.207.
  5. История Сибири с древнейших времен до наших дней, Л., 1968, с.50.
  6. Чернецов В.Н. Усть-полуйское время в Приобье.// Материалы и исследования по
    археологии СССР, с.234.
  7. Чернецов В.Н. К истории родового строя у обских угров. // СЭ, 1947, t.YI-YII,
    с.168.
  8. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов, Томск, 1985, с.232.
  9. Соколова З.П.  К проблеме этногенеза обских угров и селькупов.  - //Этногенез народов Севера, М., 1987, с.89.
  10. Чернецов   В.Н.   Нижнее   Приобъе   в   I   тыс.н.э.   -   МИА,   1959,   N   58,   с.238; Могильников В.А. К вопросу о самоедской принадлежности культур эпохи железа Среднего  Приобья // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. - Томск, 1969, с. 179-180; Чиндина Л.А. Могильник Релка на Средней Оби. Томск, 1977, с. 140.
  11. Дульзон    А.П.    Поздние    археологические    памятники    Чулыма    и    проблема происхождения  чулымских   татар.   -  Ученые  записки  ТГПИ,   Томск,   1953,   т.10;
  12. Могильников   В.А.   Об  этническом  составе   культур   Западной   Сибири   в   эпоху железа // Этнокультурные процессы в Западной Сибири, Томск, 1983, с.77-89.
  13. Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья // Материалы и исследования по археологии СССР, N 35, табл.И, N 5; табл. YII, NN 1,9,10.
  14. Чернецов В.Н. Очерк этногенеза обских угров // Краткие сообщения Института истории материальной культуры.   М.-Л., 1941, с.2.
  15. Пропп В.Я. Фольклор и действительность, М., 1976, с. 16.
  16. Ромбандеева Е.И.  История народа манси (вогулов) и его духовная  культура, Сургут, 1993, с.8.
  17. Соколова   З.П.   К   происхождению  обских   угров   и   их   фратрий   (по  данным фольклора) - // Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987, с.128.
  18. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура, с.15.
  19. Материалы этнографической экспедиции Мегионского городского музея к лесным ненцам, ноябрь, 1990г.
  20. Способ   ликвидации   нефтяного   загрязнения     воды     и   почвы   с   применением биологического    препарата    "Путидойл".    -    Издание    рекламно-информационного агентства "Студия  А".
  21. Швецов С. Очерк Сургутского края.- Записки Западно-Сибирского отдела
    императорского Русского географического общества, 1899, с. 12.
  22. Шешкин П.И., Шебалина И.Д. Мансийские орнаменты, СПБ, 1993, с.19.
  23. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов, 1984, с. 165-166.
  24. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты, с. 116.
  25. Рябицов  В.К., Плотников В.В, и др. Природа Тюменского Севера, Свердловск,
    1991, с.29-30.
  26. Молданова Т.А. Стилизованные изображения в орнаментах хантов р.Казым
    //Орнаменты народов Западной Сибири. - Томск, 1992, с.77.
  27. Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов. Томск, 1979, с.60.
  28. МолдановаТ. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р.Казым, с.97.
  29. Археология СССР. Финно-угоры  и балты  в эпоху средневековья, с.97.  М.,1987, табл.ХС1, ХСУ111.
  30. Соколова З.П. Культ животных в религиях.    М., 1972, с.20.
  31. Вербов Г.Д. Лесные ненцы //СЭ, 1936, с.59,60.
  32. Соколова З.П.  Социальная  организация  хантов  и  манси   в  XYIII-XIX  вв.   М.,1983, с.113.
  33. Брэм А. Жизнь животных.    М., 1992, с.245.
  34. Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. М., 1988, с.42.
  35. Бороздин Э.К., Забродин    В.А. и др. Северное оленеводство, Л., 1990, с.5.
  36. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов, с.141.
  37. Материалы экспедиции МГИЭМ к лесным ненцам, ноябрь 1990г.
  38. Материалы экспедиции МГИЭМ на стойбище Лозямова В.М. по Ай-Лямин X.-Мансийский район, июнь 1994г.
  39. Молданова Т. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р.Казым, с.117.
  40. Спортивная охота в СССР, с.273.
  41. Чесноков Н.И. Соболь в Ханты-Мансийском национальном округе
    // Краеведческий сборник. - Ханты-Мансийск, 1958, с.44-45.
  42. Соколова З.П. На просторах Сибири. М., 1986, с. 14.
  43. Шешкин П.Е., Шаболина И.Д. Мансийские орнаменты, с.21.
  44. Зуев А. Топонимической словарь Югры. // В ж."Югра", 1993, N 3, с.58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Родник"

Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...

Программа краеведческого кружка

Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)...

Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)

Программа  краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год,    для детей 7-10 лет)...

Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»

middot;     Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края·     Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительно...

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа краеведческого кружка "Мой родной край"

Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...

Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.

Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...