Авторская программа внеурочной деятельности " Сувенир.3 класс".
рабочая программа (3 класс) по теме

Аркатова Елена Константиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-_suvenir_-3_klass-1_chas_-_kopiya.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                                средняя общеобразовательная школа № 156

                                                                                         Программа внеурочной деятельности

        учащихся средней школы

  «Сувенир»

                                                                                     3В класс

                                                                 Вид программы: авторская

                                                                 Автор: учитель начальных классов  Аркатова Е.К.

                                                                 Направление :общекультурное

                                                                  Возраст : 9-10 лет

                                                                  Срок реализации программы: 1 год

                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                                    г.о. Самара                                                  

2015 /16 уч. г.                                                              

Пояснительная записка.

          Программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению «Сувенир» ( декоративно-прикладное творчество)  является продолжением одноимённых авторских программ «Сувенир.1,2 класс».

        Программа  знакомит обучающихся с отдельными видами декоративно-прикладного творчества нашей страны и зарубежья, историей их происхождения, технологическими приёмами работы, что позволяет не только развивать эстетический вкус, художественные, творческие способности, но и расширяет кругозор, способствует развитию интереса учащихся к культуре нашей страны и других стран.

       Цель программы - развитие художественных  способностей  младших школьников на основе традиционных и нетрадиционных техник декоративно - прикладного творчества.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

 -Расширить первоначальные представления  учащихся  о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

 -Формировать понятие о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

 -Выработать необходимые практические умения и навыки самостоятельной  художественно - творческой деятельности в освоении современных видов декоративно - прикладного искусства.

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

 -Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Воспитывать  умение работать в коллективе всех участников творческих групп.

Место предмета в учебном плане.

Программа «Сувенир»  является компонентом учебного плана внеурочной деятельности второго года обучения, рассчитана  на 34 часа в год,1час занятий в неделю. ( 35 минут)

Оценка  планируемых результатов освоения программы.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, проектной деятельности.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

- однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;

- постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

- тематические - по итогом изучения разделов, тем;

- итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, грамоты и дипломы за победу, участие в выставках и конкурсах.

                                                                   Ожидаемые результаты.

Освоение детьми программы «Сувенир» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательный  интерес к декоративно - прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;

-  эмоционально - ценностное отношение к искусству и к жизни  на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-  умение самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;  мотивация к творчеству;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.

  В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  у обучающихся формируются следующие умения:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

-умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение осознанно использовать речевые средства при планировании и регуляции своей деятельности .

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства,  представлять  их  место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;    

-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- работать с разнообразными материалами .

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  обучающиеся научатся:

-умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

 - выражать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.

Методическое обеспечение программы.

Формы организации учебной деятельности и место проведения.

Основной формой организации учебной деятельности являются учебные занятия на базе школы, на которых осуществляется индивидуальная, фронтальная работа, коллективное творчество. В некоторым разделам включена проектная деятельность. Учебные проекты предусмотрены в данной программе как индивидуальные, так и групповые и коллективные. Выполнение проектов обучающимися  в течение учебного года осуществляется по выбору : обучающиеся выбирают  участие в  2 групповых и 2 индивидуальных. Обязательное участие предполагается в 1 коллективном проекте. Учитель, при необходимости, оказывает помощь обучающимся в подготовке проектов. Защита проектов осуществляется на занятиях кружках по мере их подготовки, чаще - в конце изучаемой темы. В конце каждого раздела – выставка работ участников с теоретическим сопровождением. Также предусмотрены экскурсии в школьный музей, на выставки декоративно-прикладного творчества ,в  ДШИ, ЦДО, краеведческий музей.

Учебные занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром и обсуждением иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности  с инструментами  и при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.                                                           Условия реализации.

Наличие у учащихся необходимых для каждого раздела инструментов и материалов. Для реализации обучающимися проектной деятельности в электронном виде необходимо наличие компьютерной  техники, медиапроектора. Для учителя необходимо владение в совершенстве техниками в рамках программы кружка, а так же наличие информационной культуры.

Материально-техническое оснащение.

Ноутбук, медиа проектор, электронные диски, книги с пошаговыми инструкциями выполнения работ.

Содержание программы.

1 полугодие.(16ч.)

Введение. 1ч.

    Знакомство с программой кружка 3 года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены, содержание рабочего места. Экскурсия в ЦДО «Сувенирная продукция, её роль  в жизни русского человека. Русские традиции изготовления и дарения сувениров».

Декупаж.3ч.

Декупаж  как искусство украшения интерьера. История  появления декупажа как вида художественного творчества. Техника выполнения декупажа. Индивидуальный проект: « Украшаю дом».

Лепка.6ч.

Тестопластика(4ч). Изделия из солёного теста. Использование изделий из солёного теста в интерьере и в  качестве сувенирной продукции. Лепка изделий разного уровня сложности с применением приёмов декоративной отделки .Роспись и декорирование изделий подручными средствами.

 Индивидуальный проект : «Панно».

     Полимерная глина и  её необычные  свойства. (2ч) Особенности работы с полимерной глиной. Коллективный проект : «Букет ».

Оригами. 4 ч.

Модульное оригами как вид художественного творчества. Приёмы изготовления поделок из бумаги в технике модульного оригами . Выполнение изделий в технике оригами на основе технологических карт.

Индивидуальный проект: « Живая бумага».

Бумагопластика.  (Мастерская Деда Мороза) . 4 ч. Новый год – праздник сюрпризов и подарков. История и традиции праздника «Новый год», украшения новогодней ёлки. Объёмные новогодние украшения и игрушки из бумаги картона. На выбор: индивидуальный проект:  «Новогодняя игрушка» или групповой проект : « Новогодняя композиция».

Экскурсия в ЦДО «на выставку «Новогодний  серпантин»

2 полугодие.(18 ч.)

Квиллинг4ч .

Квиллинг как вид художественного творчества. Приёмы изготовления поделок из бумаги в технике квиллинга. Основные элементы, приспособления, инструменты для квиллинга. Необходимость правильного подбора  цветов, цветовых оттенков в композиции. Изделие: « Панно в технике квиллинга».

Мягкая игрушка.4ч.  Игрушка, её предназначение.Экскурсия на фабрику игрушек.Изготовление мягких игрушек из подручных материалов.Техника безопасности при работе с ножницам, иглой. Особенности раскроя ткани. Подбор ткани в зависимости от модели игрушки.

Изонить. 4ч. Нитяная графика, как вид декоративно – прикладного искусства. История возникновения нитяной графики. Знакомство  с технологией и последовательностью  выполнения работы. Техника безопасности при обращении с иглой, ножницами. Изделие: «Закладка»  

Вязание . 4 ч

Вязание  крючком. Особенности использования вязаных изделий   в интерьере ,вязаная одежда. Техника безопасности при работе с крючком. Необходимость правильного подбора ниток для выполнения изделия ( по цвету, толщине нити, её качеству ) и номера  крючка к ниткам соответственно. Основные элементы вязания: цепочка из воздушных петель ,столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами. Прибавление и убавление петель, соединение петель ряда и цепочки в круг.  Вязание изделия на основе заданной схемы. Украшение  изделия с помощью декоративных элементов.  Изделие : «Прихватка» или  индивидуальный проект: «Прихватка для мамы».

Работа с разными материалами.2ч

Название раздела

Количество часов по программе

 Часов, включающих активные формы

( игры, экскурсии, практические занятия, тренинги, работа в группах)-  28( 80%)

1.Введение.

2. Декупаж.

3. Лепка

4.Оригами

5. Работа с разными материалами. (Мастерская Деда Мороза) .

6. Квиллинг

7. Мягкая игрушка.

8. Изонить

9.Вязание.

10. Работа с разными материалами.  

Литература.

1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры-М.: Высшая школа.1990.

3.Выгонов В.В. Поделки из разных материалов.1-4классы-М.: Экзамен.2013.

4.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Горичева В.С., Нагибина М.И..-Ярославль: Академия развития.1998.

5.Преснякова Т.Н. Модульное оригами для малышей.-М.:АСТ-Пресс Книга.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности “ Весёлый английский” ДЛЯ 5 КЛАССА.

Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся III классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа в год. Целью данного курса явля...

авторская программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Страна Фантазия"

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.Изготовление поделки – это не только выполн...

Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»

Аннотация: Предлагаемая  авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин  клуб"  представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...

рабочая программа внеурочной деятельности "Сувенир"

Программа внеурочной деятельности «Сувенир» предназначена для использовСодержание программы представлено разделами: «Бумажный город», «Пластилиновая гора», «С...

Программа внеурочной деятельности "Сувенир Прибайкалья"

Программа внеурочной деятельности "Сувенир Прибайкалья"...