Авторская программа внеурочной деятельности " Сувенир.3 класс".
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 156
Программа внеурочной деятельности
учащихся средней школы
«Сувенир»
3В класс
Вид программы: авторская
Автор: учитель начальных классов Аркатова Е.К.
Направление :общекультурное
Возраст : 9-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
2015 /16 уч. г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Сувенир» ( декоративно-прикладное творчество) является продолжением одноимённых авторских программ «Сувенир.1,2 класс».
Программа знакомит обучающихся с отдельными видами декоративно-прикладного творчества нашей страны и зарубежья, историей их происхождения, технологическими приёмами работы, что позволяет не только развивать эстетический вкус, художественные, творческие способности, но и расширяет кругозор, способствует развитию интереса учащихся к культуре нашей страны и других стран.
Цель программы - развитие художественных способностей младших школьников на основе традиционных и нетрадиционных техник декоративно - прикладного творчества.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить первоначальные представления учащихся о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
-Формировать понятие о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
-Выработать необходимые практические умения и навыки самостоятельной художественно - творческой деятельности в освоении современных видов декоративно - прикладного искусства.
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Воспитывать умение работать в коллективе всех участников творческих групп.
Место предмета в учебном плане.
Программа «Сувенир» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности второго года обучения, рассчитана на 34 часа в год,1час занятий в неделю. ( 35 минут)
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, проектной деятельности.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, грамоты и дипломы за победу, участие в выставках и конкурсах.
Ожидаемые результаты.
Освоение детьми программы «Сувенир» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
- эмоционально - ценностное отношение к искусству и к жизни на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- умение самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; мотивация к творчеству;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся формируются следующие умения:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение осознанно использовать речевые средства при планировании и регуляции своей деятельности .
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- работать с разнообразными материалами .
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
-умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- выражать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Методическое обеспечение программы.
Формы организации учебной деятельности и место проведения.
Основной формой организации учебной деятельности являются учебные занятия на базе школы, на которых осуществляется индивидуальная, фронтальная работа, коллективное творчество. В некоторым разделам включена проектная деятельность. Учебные проекты предусмотрены в данной программе как индивидуальные, так и групповые и коллективные. Выполнение проектов обучающимися в течение учебного года осуществляется по выбору : обучающиеся выбирают участие в 2 групповых и 2 индивидуальных. Обязательное участие предполагается в 1 коллективном проекте. Учитель, при необходимости, оказывает помощь обучающимся в подготовке проектов. Защита проектов осуществляется на занятиях кружках по мере их подготовки, чаще - в конце изучаемой темы. В конце каждого раздела – выставка работ участников с теоретическим сопровождением. Также предусмотрены экскурсии в школьный музей, на выставки декоративно-прикладного творчества ,в ДШИ, ЦДО, краеведческий музей.
Учебные занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром и обсуждением иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности с инструментами и при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Условия реализации.
Наличие у учащихся необходимых для каждого раздела инструментов и материалов. Для реализации обучающимися проектной деятельности в электронном виде необходимо наличие компьютерной техники, медиапроектора. Для учителя необходимо владение в совершенстве техниками в рамках программы кружка, а так же наличие информационной культуры.
Материально-техническое оснащение.
Ноутбук, медиа проектор, электронные диски, книги с пошаговыми инструкциями выполнения работ.
Содержание программы.
1 полугодие.(16ч.)
Введение. 1ч.
Знакомство с программой кружка 3 года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены, содержание рабочего места. Экскурсия в ЦДО «Сувенирная продукция, её роль в жизни русского человека. Русские традиции изготовления и дарения сувениров».
Декупаж.3ч.
Декупаж как искусство украшения интерьера. История появления декупажа как вида художественного творчества. Техника выполнения декупажа. Индивидуальный проект: « Украшаю дом».
Лепка.6ч.
Тестопластика(4ч). Изделия из солёного теста. Использование изделий из солёного теста в интерьере и в качестве сувенирной продукции. Лепка изделий разного уровня сложности с применением приёмов декоративной отделки .Роспись и декорирование изделий подручными средствами.
Индивидуальный проект : «Панно».
Полимерная глина и её необычные свойства. (2ч) Особенности работы с полимерной глиной. Коллективный проект : «Букет ».
Оригами. 4 ч.
Модульное оригами как вид художественного творчества. Приёмы изготовления поделок из бумаги в технике модульного оригами . Выполнение изделий в технике оригами на основе технологических карт.
Индивидуальный проект: « Живая бумага».
Бумагопластика. (Мастерская Деда Мороза) . 4 ч. Новый год – праздник сюрпризов и подарков. История и традиции праздника «Новый год», украшения новогодней ёлки. Объёмные новогодние украшения и игрушки из бумаги картона. На выбор: индивидуальный проект: «Новогодняя игрушка» или групповой проект : « Новогодняя композиция».
Экскурсия в ЦДО «на выставку «Новогодний серпантин»
2 полугодие.(18 ч.)
Квиллинг4ч .
Квиллинг как вид художественного творчества. Приёмы изготовления поделок из бумаги в технике квиллинга. Основные элементы, приспособления, инструменты для квиллинга. Необходимость правильного подбора цветов, цветовых оттенков в композиции. Изделие: « Панно в технике квиллинга».
Мягкая игрушка.4ч. Игрушка, её предназначение.Экскурсия на фабрику игрушек.Изготовление мягких игрушек из подручных материалов.Техника безопасности при работе с ножницам, иглой. Особенности раскроя ткани. Подбор ткани в зависимости от модели игрушки.
Изонить. 4ч. Нитяная графика, как вид декоративно – прикладного искусства. История возникновения нитяной графики. Знакомство с технологией и последовательностью выполнения работы. Техника безопасности при обращении с иглой, ножницами. Изделие: «Закладка»
Вязание . 4 ч
Вязание крючком. Особенности использования вязаных изделий в интерьере ,вязаная одежда. Техника безопасности при работе с крючком. Необходимость правильного подбора ниток для выполнения изделия ( по цвету, толщине нити, её качеству ) и номера крючка к ниткам соответственно. Основные элементы вязания: цепочка из воздушных петель ,столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами. Прибавление и убавление петель, соединение петель ряда и цепочки в круг. Вязание изделия на основе заданной схемы. Украшение изделия с помощью декоративных элементов. Изделие : «Прихватка» или индивидуальный проект: «Прихватка для мамы».
Работа с разными материалами.2ч
Название раздела | Количество часов по программе | Часов, включающих активные формы ( игры, экскурсии, практические занятия, тренинги, работа в группах)- 28( 80%) |
1.Введение. | 1ч | 1ч |
2. Декупаж. | 3ч | 3ч |
3. Лепка | 6ч | 6ч |
4.Оригами | 4ч | 4ч |
5. Работа с разными материалами. (Мастерская Деда Мороза) . | 4ч | 4ч |
6. Квиллинг | 4ч | 4ч |
7. Мягкая игрушка. | 4ч | 4ч |
8. Изонить | 4ч | 4ч |
9.Вязание. | 4ч | 4ч |
10. Работа с разными материалами. | 2ч | 2ч |
Литература.
1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры-М.: Высшая школа.1990.
3.Выгонов В.В. Поделки из разных материалов.1-4классы-М.: Экзамен.2013.
4.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Горичева В.С., Нагибина М.И..-Ярославль: Академия развития.1998.
5.Преснякова Т.Н. Модульное оригами для малышей.-М.:АСТ-Пресс Книга.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"
Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...
Авторская программа внеурочной деятельности “ Весёлый английский” ДЛЯ 5 КЛАССА.
Программа элективного курса «Разговорный английский» предназначена для учащихся III классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа в год. Целью данного курса явля...
авторская программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Страна Фантазия"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.Изготовление поделки – это не только выполн...
Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»
Аннотация: Предлагаемая авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин клуб" представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...
рабочая программа внеурочной деятельности "Сувенир"
Программа внеурочной деятельности «Сувенир» предназначена для использовСодержание программы представлено разделами: «Бумажный город», «Пластилиновая гора», «С...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению: "Моя малая Родина - поселок Вахрушев"...
Программа внеурочной деятельности "Сувенир Прибайкалья"
Программа внеурочной деятельности "Сувенир Прибайкалья"...