рабочая программа внеурочной деятельности "Сувенир"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Сувенир» предназначена для использовСодержание программы представлено разделами: «Бумажный город», «Пластилиновая гора», «Соленое тесто», «Волшебная бусинка». Учащиеся получат возможность познакомиться с различными техниками декорирования в 1-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности «Сувенир» | 74.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край,г.Кореновск.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
МО Кореновский район
___________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______ _________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(по внеурочной деятельности)
«СУВЕНИР»
Уровень образования (класс) : 1-4 классы начальной школы (базовый)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов : 1 час в неделю; 34 часа в год (1 класс-33 часа в год)
Учитель : Скрипник Александра Николаевна
Программа разработана учителем начальных классов Скрипник А.Н., утверждена решением педагогического совета от 29 августа 2014 года, протокол №1.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Желание творить есть в каждом из нас. Яркими воспоминаниями детства многих из нас являются картонные домики и звери, склеенные вместе со взрослыми, в совокупности с запахом клея и яркими обрезками на столе. Современных детей, увлеченных компьютерными играми и многочисленными готовыми игрушками, сложнее удивить зайчиком, сложенным из носового платочка или бумажной улиткой. Да и когда ребенок начинает творить самостоятельно, то, зачастую, столкнувшихся с первыми трудностями, теряет интерес.
Поэтому на сегодняшний день стоит острая необходимость в создании «программы-помощника», которая поможет привлечь ребенка в мир самотворчества, показав простоту и доступность методов изготовления поделок-сувениров.
Образовательная программа «Сувенир», является именно тем необходимым «помощником», так как приобщает ребенка к созидательному процессу, дает видимый результат его труда, а также помогает испытать радость творчества. В процессе создания сувенира у ребенка идет интенсивное развитие всех позновательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), а так же развивается глазомер, идет развитие мелкой моторики. Особое развитие имеет развитие эстетического вкуса: у детей развивается чувство цвета, формы, материала. В стремлении создать нечто прекрасное, особенное, ребенок ведет поиск необходимых материалов, что способствует развитию чувства бережливости.
Содержание учебной деятельности программы включает обучение техникам изготовления сувениров из различных материалов. Это бумага, природный материал (листья, шишки, ягоды), бросовой материал (коробки, трубочки, яичная скорлупа), нитки, ткани, пластилин. Программа раскрывает доступность и простоту материалов для творческого процесса.
Актуальность данной программы состоит в том, что она учит видеть в вещах и различных безделушках, природных дарах, нечто иное, новое, необычное, неожиданное, что вызовет у детей интерес и желание создавать нечто свое, особое, прекрасное, что приведет в восторг и принесет радость окружающим.
На занятиях проводится физ. Минутка, упражнения на развитие мелкой моторики, присутствуют игровые и конкурсные задания.
Цель образовательной программы «Сувенир»: вызвать у ребенка интерес к творческому процессу.
Задачи:
- Учить детей с помощью творческого процесса передавать свое восприятие окружающего мира, учить экспериментировать, придумывать и создавать новые композиции; познакомить ребят с разнообразным миром сувениров; показать разнообразие и доступность в выборе материалов и способов изготовления сувениров.
- Развивать эстетический вкус и творческие способности; познавательные процессы и мелкую моторику.
- Воспитывать культуру поведения в коллективе, интерес, любовь и бережное отношение к природе и
изделиям декоротивно-прикладного искусства.
Структурой занятия предусматриваются следующие этапы: организационная часть, основная часть (теоретическая и практическая), заключительная часть и индивидуальная работа.
Принципы построения программы.
Методологической основой организации занятий по программе служит системно-деятельностный подход.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста:
- принцип последовательности и системности;
- принцип наглядности;
- принцип связи с окружающим миром;
- целенаправленность;
- здоровьесберегающего фактора обучения.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Занятия по программе «Сувенир» предусматривает следующие формы:
- учебное занятие;
- мастерские;
- занятие-конкурс;
- игровое занятие;
- занятие-путешествие;
- занятие-ярмарка.
Составляющим успеха в обучении детей и развитии их творческих способностей является индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Особенности детей младшего школьного возраста предполагают смену видов деятельности на занятиях и введение физминуток и психологических разгрузок (3-5 мин.).
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Общие положения.
Программа «Сувенир» рассчитана на 4 года обучения. Разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на четыре года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 135 учебных часов практических и теоретических занятий. Реализация программы происходит с нагрузкой в 33 часа – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс, 1 раз в неделю. Это обосновано тем, возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а в особенности организации учебно - воспитательного процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей в возрасте 7-11 лет.
Форма реализации программы.
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте
Предметные результаты
- знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- знать применение бисера в окружающем мире;
- знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- уметь правильно организовать свое рабочее место;
- уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
- уметь работать по шаблону;
- уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры).
Способы проверки ожидаемого результата.
В процессе обучения осуществляется контроль над уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Система контролирующих материалов:
- Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
- Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
- Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
Способы отслеживания результатов:
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- скрытое тестирование;
- опрос по теоретическим знаниям;
- анализ детских работ;
- срезы базовых знаний, умений, навыков;
- коллективные работы;
- открытые занятия;
- участие в выставках.
В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся по определенным критериям:
- выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
- подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
- система награждения и поощрения обучающихся, лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами;
- организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.
Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников.
Условия эффективной реализации программы.
- Создание условий для максимального раскрытия способностей и интересов детей.
- Компетентность педагога, его постоянное самообразование.
- Своевременное исправление ошибок в работе с детьми.
- Материально – техническое обеспечение.
1.Содержание учебного курса «Сувенир» (1-й год обучения)
Содержание | Теория | Практика |
| План работы мастерской на год. Знакомство с правилами безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. | Демонстрация образцов. Рисование страны мастеров. |
| Понятие «оригами», виды оригами. Знакомство со способами и последовательностью изготовления оригами. | «Котенок», «Щенок», «Рыбки» |
Понятие «аппликация», плоская аппликация, составление композиций, понятие симметрии. | «Времена года», «Мухомор», «Слон» | |
Изделия из салфеток, работа с готовыми заготовками | «Дерево из жгутов», «Гусь» | |
Рассказ о разнообразии открыток. Линии сгиба, продавливание линий на картоне. | «Игрушки на пружинках» | |
Возможности использования спичечных коробков как материала для поделок. | «Веселый котенок», «Бабочка-лимонница». | |
Рассказ о многообразии игрушек, которые можно сделать из полосок цветной бумаги. Секреты выкройки и сборки. | «Воздушный аквариум», «Бабочка» | |
| История пластилина. Особенности изделий из пластилина инструменты и приспособления к работе. Изготовление несложных изделий. | Лепка животных, живопись из пластилина. |
| Возможности использования соленого теста в изготовлении сувениров. Знакомство с материалами и приспособлениями для изготовления сувениров из соленого теста. способы создания работ. | Изготовление фигурок. |
| Знакомство с техникой и способами изготовления плоских фигурок животных и насекомых. Понятие о цветовой гамме. | Плетение плоских фигурок животных и насекомых. |
| Оформление выставки |
1.1 Календарно-тематическое планирование кружка «Сувенир»
1-й год обучения
№ | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Оригами. «Котенок». | 1 | |
3. | Оригами. «Щенок». | 1 | |
4. | Оригами. «Рыбки». | 1 | |
5. | Аппликация. «Времена года». | 1 | |
6. | Аппликация. «Мухомор». | 1 | |
7. | Аппликация. «Слон». | 1 | |
8. | Изделия из салфеток. «Дерево из жгутов». | 1 | |
9. | Изделия из салфеток. «Гусь». | 1 | |
10. | Изделия из салфеток. «Гусь». | 1 | |
11. | Открытки. «Игрушки на пружинках». | 1 | |
12. | Игрушки из спичечных коробков. «Веселый котенок». | 1 | |
13. | Игрушки из спичечных коробков. «Веселый котенок». | 1 | |
14. | Игрушки из спичечных коробков. «Бабочка-лимонница». | 1 | |
15. | Игрушки из спичечных коробков. «Бабочка-лимонница». | 1 | |
16. | Квиллинг. «Воздушный аквариум». | 1 | |
17. | Квиллинг. «Бабочка». | 1 | |
18. | Квиллинг. «Бабочка». | 1 | |
19. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
20. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
21. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
22. | Живопись из пластилина. | 1 | |
23. | Живопись из пластилина. | 1 | |
24. | «Соленое тесто». | 1 | |
25. | «Соленое тесто». | 1 | |
26. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
27. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
28. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
29. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
30. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
31. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
32. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
33. | Итоговое занятие. | 1 |
1.2 Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
К концу 1 учебного года дети должны знать:
· виды декоративно-прикладного творчества, историю ремесел и рукоделий;
· название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
· названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
· правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами;
· правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
· начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
· иметь представление о традициях разных стран.
К концу учебного года дети должны уметь:
· правильно организовать свое рабочее место;
· пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
· выполнять правила техники безопасности;
· соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации;
· работать по шаблону;
· изготавливать сувенир;
· в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
У учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
- формировать собственное мнение и позицию.
2.Содержание учебного курса «Сувенир» (2-й год обучения)
Содержание | Теория | Практика |
| План работы мастерской на год. Правила безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. | Демонстрация образцов. Рисование страны мастеров. |
| Понятие «оригами», виды оригами. Знакомство с новыми способами и последовательностью изготовления оригами. | «Панно аквариум», «Лягушка-попрыгушка», «Осенние листья». |
Понятие «аппликация», плоская и объемная аппликация, составление композиций, понятие симметрии. | «Времена года», «Цветы», «Репка» | |
Изделия из салфеток. Знакомство с технологией изготовления, методика приклеивания на бумагу. | «Овечка». | |
Рассказ о разнообразии открыток. Изготовление шаблонов. Линии сгиба, продавливание линий на картоне. Лицевая сторона открыток. | «Игрушки на пружинках», «Бегемотиха-балерина» | |
Возможности использования спичечных коробков как материала для поделок. Знакомство с материалами для работы. | «Золотая рыбка» | |
Рассказ о многообразии игрушек, которые можно сделать из полосок цветной бумаги. Секреты выкройки и сборки. | «Бабочка», «Пчела», «Стрекоза», «Цветы» | |
| История пластилина. Особенности изделий из пластилина инструменты и приспособления к работе. Изготовление несложных изделий. | Лепка животных, живопись из пластилина. |
| Возможности использования соленого теста в изготовлении сувениров. Знакомство с материалами и приспособлениями для изготовления сувениров из соленого теста. Способы создания работ. | Изготовление фруктов и овощей. |
| Знакомство с техникой и способами изготовления плоских фигурок животных и насекомых. Понятие о цветовой гамме. | Плетение плоских фигурок сказка «Дюймовочка». |
| Оформление выставки. |
2.1 Календарно-тематическое планирование кружка «Сувенир»
2-й год обучения
№ | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Оригами. «Панно аквариум» | 1 | |
3. | Оригами. «Лягушка-попрыгушка». | 1 | |
4. | Оригами. «Осенние листья». | 1 | |
5. | Аппликация. «Времена года». | 1 | |
6. | Аппликация. «Цветы». | 1 | |
7. | Аппликация. «Репка». | 1 | |
8. | Изделия из салфеток. «Овечка». | 1 | |
9. | Изделия из салфеток. «Овечка». | 1 | |
10. | Открытки. «Игрушки на пружинках». | 1 | |
11. | Открытки. «Бегемотиха-балерина». | 1 | |
12. | Игрушки из спичечных коробков. «Золотая рыбка». | 1 | |
13. | Игрушки из спичечных коробков. «Золотая рыбка». | 1 | |
14. | Квиллинг. «Бабочка». | 1 | |
15. | Квиллинг. «Пчела». | 1 | |
16. | Квиллинг. «Стрекоза». | 1 | |
17. | Квиллинг. «Цветы». | 1 | |
18. | Квиллинг. «Цветы». | 1 | |
19. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
20. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
21. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
22. | Живопись из пластилина. | 1 | |
23. | Живопись из пластилина. | 1 | |
24. | «Соленое тесто». | 1 | |
25. | «Соленое тесто». | 1 | |
26. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
27. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
28. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
29. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
30. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
31. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
32. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
33. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
2.2 Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
К концу 2 учебного года дети должны знать:
- виды и свойства различных материалов;
- правила работы с инструментами и приспособлениями;
- правила изготовления и хранения шаблонов;
- способы раскладки деталей на бумаге;
- технологии изготовления изделий из различных материалов;
- приемы соединения (приклеивание) деталей;
- как складывать фигурку – оригами (технологии);
- правила изготовления и работы с соленым тестом;
- приемы бисероплетения.
К концу 2 учебного года дети должны уметь:
- пользоваться инструментами, шаблонами;
- подбирать материал для деталей по цвету, фактуре;
- правильно соединять детали изделий из бумаги;
- быстро и правильно складывать фигурки – оригами;
- изготавливать простейшие фигурки из соленого теста;
- правильно читать схемы по бисероплетению.
3.Содержание учебного курса «Сувенир» (3-й год обучения)
Содержание | Теория | Практика |
| План работы мастерской на год. Правила безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. | Демонстрация образцов. Рисование страны мастеров. |
| Оригами, виды оригами. Знакомство с новыми способами и последовательностью изготовления оригами. | «Грустный пес», «Гавкающий щенок», «Цветы». |
Плоская и объемная аппликация, составление композиций, способы симметричного вырезания, секреты правильного размещения деталей. | «Вылупившийся цыпленок», «Полет бабочки», «Царевна-лягушка» | |
Изделия из салфеток. Создание заготовок, методика приклеивания на бумагу. | «Букет гвоздик». | |
Рассказ о разнообразии открыток. Изготовление шаблонов. Линии сгиба, продавливание линий на картоне. Лицевая сторона открыток и декоративные детали. | «Раскладные цепочки», «Тачки» | |
Возможности использования спичечных коробков как материала для поделок. Подготовка коробков для поделок. | «Робот» | |
Рассказ о многообразии игрушек, которые можно сделать из полосок цветной бумаги. Секреты выкройки и сборки. | «Ноготки», «Одуванчики», «Мимоза» | |
| История пластилина. Особенности изделий из пластилина инструменты и приспособления к работе. Изготовление несложных изделий. | Лепка животных, живопись из пластилина. |
| Возможности использования соленого теста в изготовлении сувениров. Знакомство с материалами и приспособлениями для изготовления сувениров из соленого теста, способы создания работ, обучение заготовке материала. | Изготовление животных. |
| Знакомство с техникой и способами изготовления изделий. Понятие об объемных изделиях, цветовой гамме. Определение последовательности изготовления и сборки поделки. | Изготовление цветов и сувениров из бисера. |
| Оформление выставки. |
3.1 Календарно-тематическое планирование кружка «Сувенир»
3-й год обучения
№ | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Оригами. «Грустный пес». | 1 | |
3. | Оригами. «Гавкающий щенок». | 1 | |
4. | Оригами. «Цветы». | 1 | |
5. | Аппликация. «Вылупившийся цыпленок». | 1 | |
6. | Аппликация. «Полет бабочки». | 1 | |
7. | Аппликация. «Царевна-лягушка». | 1 | |
8. | Изделия из салфеток. «Букет гвоздик». | 1 | |
9. | Изделия из салфеток. «Букет гвоздик». | 1 | |
10. | Открытки. «Раскладные цепочки». | 1 | |
11. | Открытки. «Тачки». | 1 | |
12. | Игрушки из спичечных коробков. «Робот» | 1 | |
13. | Игрушки из спичечных коробков. «Робот» | 1 | |
14. | Квиллинг. «Бабочка». | 1 | |
15. | Квиллинг. «Пчела». | 1 | |
16. | Квиллинг. «Стрекоза». | 1 | |
17. | Квиллинг. «Цветы». | 1 | |
18. | Квиллинг. «Цветы». | 1 | |
19. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
20. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
21. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
22. | Живопись из пластилина. | 1 | |
23. | Живопись из пластилина. | 1 | |
24. | «Соленое тесто». | 1 | |
25. | «Соленое тесто». | 1 | |
26. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
27. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
28. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
29. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
30. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
31. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
32. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
33. | «Волшебная бусинка». | 1 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
3.2 Предполагаемые результаты 3-го года обучения.
К концу 3 учебного года дети должны знать:
- виды и свойства различных материалов;
- правила работы с инструментами и приспособлениями;
- правила изготовления и хранения шаблонов;
- способы раскладки деталей на бумаге;
- технологии изготовления изделий из различных материалов;
- приемы соединения (приклеивание) деталей;
- как складывать фигурку – оригами (технологии);
- правила изготовления и работы с соленым тестом;
- приемы бисероплетения.
К концу 3 учебного года дети должны уметь:
- пользоваться инструментами, шаблонами;
- подбирать материал для деталей по цвету, фактуре;
- правильно соединять детали изделий из бумаги;
- быстро и правильно складывать фигурки – оригами;
- изготавливать сложные фигурки из соленого теста.
4.Содержание учебного курса «Сувенир» (4-й год обучения)
Содержание | Теория | Практика |
| План работы мастерской на год. Правила безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. | Демонстрация образцов. Рисование страны мастеров. |
| Оригами, виды оригами. Знакомство с новыми способами и последовательностью изготовления оригами. | «Стадо», «Техника». |
Аппликация из природных материалов. Заготовка материалов. Составление композиций, секреты правильного размещения деталей. | Коллаж «времена года» | |
Изделия из салфеток. Создание заготовок, методика приклеивания на бумагу. | «Гиацинты». | |
Рассказ о разнообразии открыток. Изготовление шаблонов. Линии сгиба, продавливание линий на картоне. Лицевая сторона открыток и декоративные детали. | «Открытка в открытке», «Тачки» | |
Возможности использования спичечных коробков как материала для поделок. Подготовка коробков для поделок. | «Лягушонка в коробченке». | |
Рассказ о многообразии игрушек, которые можно сделать из полосок цветной бумаги. Секреты выкройки и сборки. | «Фрукты», «Цветы». | |
| История пластилина. Особенности изделий из пластилина инструменты и приспособления к работе. Изготовление несложных изделий. | Лепка животных, живопись из пластилина. |
| Возможности использования соленого теста в изготовлении сувениров. Знакомство с материалами и приспособлениями для изготовления сувениров из соленого теста, способы создания работ, обучение заготовке материала. | Изготовление животных. |
| Новые способы изготовления изделий. Понятие об объемных изделиях, цветовой гамме. Определение последовательности изготовления и сборки поделки. Сбор заготовок в одну композицию. | Изготовление цветов и сувениров из бисера. |
| Подведение итогов. | Оформление выставки. |
4.1 Календарно-тематическое планирование кружка «Сувенир»
4-й год обучения
№ | Содержание занятия | Всего часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Оригами. «Стадо». | 1 | |
3. | Оригами. «Техника». | 1 | |
4. | Оригами. «Техника». | 1 | |
5. | Аппликация. Коллаж «времена года». | 1 | |
6. | Аппликация. Коллаж «времена года». | 1 | |
7. | Аппликация. Коллаж «времена года». | 1 | |
8. | Изделия из салфеток. «Гиацинты». | 1 | |
9. | Изделия из салфеток. «Гиацинты». | 1 | |
10. | Открытки. «Открытка в открытке». | 1 | |
11. | Открытки. «Тачки». | 1 | |
12. | Игрушки из спичечных коробков. «Лягушонка в коробченке». | 1 | |
13. | Игрушки из спичечных коробков. «Лягушонка в коробченке». | 1 | |
14. | Квиллинг. «Фрукты». | 1 | |
15. | Квиллинг. «Фрукты». | 1 | |
16. | Квиллинг. «Фрукты». | 1 | |
17. | Квиллинг. «Цветы». | 1 | |
18. | Квиллинг. «Цветы». | 1 | |
19. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
20. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
21. | Изделия из пластилина. Лепка животных. | 1 | |
22. | Живопись из пластилина. | 1 | |
23. | Живопись из пластилина. | 1 | |
24. | «Соленое тесто». | 1 | |
25. | «Соленое тесто». | 1 | |
26. | «Волшебная бусинка». «Веточка вербы». | 1 | |
27. | «Волшебная бусинка». «Веточка вербы». | 1 | |
28. | «Волшебная бусинка». «Веточка вербы». | 1 | |
29. | «Волшебная бусинка». «Веточка вербы». | 1 | |
30. | «Волшебная бусинка». «Дерево счастья». | 1 | |
31. | «Волшебная бусинка». «Дерево счастья». | 1 | |
32. | «Волшебная бусинка». «Дерево счастья». | 1 | |
33. | «Волшебная бусинка». «Дерево счастья». | 1 | |
34. | Итоговое занятие. | 1 |
4.2 Предполагаемые результаты 4-го года обучения.
К концу 4 учебного года дети должны знать:
- виды и свойства различных материалов (бумага, нитки, ткани и т.д.);
- правила работы с инструментами и приспособлениями;
- правила изготовления и хранения шаблонов и лекал;
- способы раскладки деталей на бумаге;
- правила работы с природными материалами;
- технологии изготовления изделий из различных материалов;
- приемы соединения (приклеивание, сшивание) деталей;
- как складывать фигурку – оригами (технологии);
- правила изготовления и работы с соленым тестом;
- свойства и историю бисероплетения;
- основные техники плетения бисером;
- приемы бисероплетения;
- приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
К концу 4 учебного года дети должны уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- пользоваться инструментами, шаблонами, схемами;
- подбирать материал для деталей по цвету, фактуре;
- правильно соединять детали изделий из бумаги;
- быстро и правильно складывать фигурки – оригами;
- изготавливать сложные фигурки из соленого теста;
- применять различные способы ь исероплетения;
- красиво и эстетично оформлять поделки;
- работать не только по образцу, но и по замыслу;
- планировать работу;
- контролировать правильность выполнения работ.
Список литературы для педагога:
- Баскова Т.Н. Бисер. – М.: «Паритет» 2005г.
- Виноградова Е.Г. Картины и панно из бисера. – М.: «Рипол-классик» 2001г.
- Горбова Е.С. Понимать детей – интересное дело. – М.: «Сова» 2007г.
- Дикт Д.А. Цветы из бисера в вашем доме. - М.: «Мартин» 2008г.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» 1998г.
- Новацкая М. Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку. – СПб.: «Питер»2013г.
- Силаева К.В. Соленое тесто. Украшения. Сувениры. Поделки. – М.: «Эксмо» 2003г.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: «Академия развития» 2008г.
- Федотова М., Валюх Г. Цветы из бисера. Культура и традиции. – М.: «Рипол-классик» 2004г.
// «Sandra. Вышивка».
// «Дом и я в нем. Бисероплетение на Бис».
Список литературы для детей:
- Багрянцева А. Домашние любимцы из пластилина. – М.: «Эксмо» 2014г.
- Волкова Н.В., Зайцева А., Долина Н. Лепим из пластилина: веселые уроки. – М.: «Эксмо» 2003г.
- Гирнтд С. Разноцветные поделки из природных материалов. – М.: «Айрис пресс рольф» 2001г.
- Дангворт Р.,Гибсон Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки,, сюрпризы. – М.: «Росмэн» 1998г.
- Михайлова И. Лепим из соленого теста. – М.: «Эксмо» 2005г.
- Пермякова М. Рукоделие для девочек. – М.: «Премьера» 1999г.
- Румянцева Е.А. простые поделки без помощи мамы. – М.: «Айрис пресс» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...