Программа внеурочной деятельности "Сувенир Прибайкалья"
рабочая программа (1 класс)
Программа внеурочной деятельности "Сувенир Прибайкалья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suvenir_pribaykalya.doc | 667 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
На современном этапе развития образования общество осознает важность и необходимость образования лиц с умственной отсталостью, тем не менее, факторы и показатели их интеллектуального, физического, речевого и эмоционального развития, с другой стороны, требуют определения целей, задач, методов и принципов обучения, воспитания и развития воспитанников указанной категории.
Программа дополнительного образования детей «Сувенир Прибайкалья» - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Новизна программы:
Программа «Сувенир Прибайкалья» опирается на принципы - доступности, здоровье сбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь декоративно - прикладному творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.
Необходимо помнить, что дети с умственной отсталостью – это дети с особыми образовательными потребностями. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Рабочая программа «Сувенир Прибайкалья дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумага, ткань, картон, глина, природный материал, бросовый материал). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности. Родители могут присутствовать на занятии вместе с ребенком, заниматься совместной художественно-творческой деятельностью, поддерживать своего ребенка, подбадривать, направлять, если у ребенка что-то не получается, способствовать комфортному нахождению ребенка в новой обстановке, что способствует укреплению дружеских отношений в семье.
Необходимость создания программы объединения по рукоделию «Сувенир Прибайкалья» состоит в том, чтобы создать условия для целесообразного и привлекательного досуга, удовлетворения потребностей в творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности через художественно-творческую деятельность, общение, игру. Данная программа необходима, чтобы помочь детям:
- в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;
- насыщении детей и подростков полезной информацией;
- повысить самооценку;
- организовать досуг, чтобы ребенок в свободное от уроков время не был предоставлен сам себе;
- вовлечь в коллективную деятельность, помочь в приобретении новых друзей
Настоящая Программа разработана с учетом требований следующих нормативно- правовых актов:
- Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года). В статье 29 указывается, что «воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка»;
- Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года). Параграф 3 определяет, что «Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной»;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013);
- Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Направленность программы.
Программа «Сувенир Прибайкалья» является программой дополнительного образования, имеет художественно – эстетическую направленность и составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС).
Программа разработана для малокомплектных групп младшего, среднего и старшего школьного возраста, увлекающихся художественно-творческой деятельностью.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие творческих способностей воспитанников в сфере свободного времени.
Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению скрытых ресурсов развития личности ребенка.
Социальная значимость программы заключается в том, что создавая подарки и сувениры для своих друзей и близких, ребенок постоянно думает о них. Вкладывает в изделие свою любовь к ним, тем самым формируется гендерная и семейная принадлежность; воспитывается потребность заботливого отношения к членам своей семьи; учит ориентироваться в родственных отношениях и развивает умение составлять рассказы о своей семье.
При разработке рабочей программы учитывался тот факт, что в специально созданной коррекционно-развивающей среде дети с умственной отсталостью все же способны развиваться. Однако даже при специальном обучении у них отмечается задержка проявления дифференцированных эмоциональных реакций, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекватное поведение. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Для воспитанников характерны ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудность представлений, не сформированность способов восприятия, социальная незрелость. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная не востребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактические знания находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде. Воспитанники могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени, и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для организации досуга и полноценного отдыха детей с ОВЗ, обучающихся в школе-интернат, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи программы:
Коррекционно-обучающие :
- познакомить детей с различными приемами работы с бумагой, картоном, глиной, природными и бросовыми материалами их свойствами и приемами работы с ними;
- обогащать активный словарь детей;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- развивать навыки пользования различными инструментами для творчества; формировать умение работать аккуратно, убирать рабочее место после завершения работы.
- Поощрять составление композиций из готовых или самостоятельно вырезанных форм в декоративной работе.
Коррекционно- развивающие:
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- развивать глазомер и способствовать концентрации внимания;
- развивать творческое воображение, художественный вкус;
- стимулировать развитие памяти;
- Развивать творческий потенциал, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность;
- воспитывать умение слушать руководителя, не мешать другим детям;
- способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
- формировать у ребят навыки общения и толерантности;
- способствовать духовно-нравственному обогащению детей и родителей.
Программа имеет 3 ступени:
- 1 ступень - для обучающихся 1-3 классов и членов их семей;
- 2 ступень - для обучающихся 4-6 классов и членов их семей;
- 3 ступень - для обучающихся 7-9 классов и членов их семей.
Продолжительность учебной недели - 5 дней.
Начало учебного года – 1 сентября.
Сроки реализации.
Объем каждой ступени программы - 96 занятий:
- для 1 ступени - 96 занятий = 96 академических часов (20-35 минут с учетом СанПиН);
- для 2 и 3 ступени - 96 занятий = 144 академических часа (по 1,5 академических часа = 60 минут).
Занятия проводятся круглогодично, с возможностью поступления в группу и выхода из нее в любое время.
Способы отслеживания результатов
1.Вводный контроль осуществляется на первых занятиях. Выполняются технологические пробы и различные упражнения в работе с материалом.
2.Текущий контроль – контроль за усвоение знаний и умений на каждом занятии.
3.Промежуточная аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий по окончании каждой темы. Форма проведения: выставка.
4.Итоговая аттестация осуществляется через проведение итоговых занятий и итоговой выставки по окончании изучения образовательной программы.
Для большинства воспитанников основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.
Формы организации деятельности: по группам.
Режим занятий. Занятия проходят в удобное время 2 раза в неделю, для 1 ступени - по 1 академическому часу (20-35 минут в соответствии с возрастом); для 2 и 3 ступени - по 1,5 академических часа (60 минут, с перерывами на физкультминутки).
Учебно-тематический план
1 ступень
№ | Разделы программы | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов (ч.) |
1 | Техника безопасности на занятиях | 4,5 | 4,5 | |
2 | Мастерим из бумаги и картона | 6 | 40 | 46 |
3 | Мастерим из природного материала | 1 | 9 | 10 |
4 | Мастерим из ткани и глины (смешанная техника) | 0,5 | 2,5 | 3 |
5 | Мастерим из подручного и бросового материала | 0,5 | 24,5 | 25 |
6 | Изготовление работ к конкурсам | 6 | 6 | |
7 | Диагностическое занятие | 1,5 | 1,5 | |
ИТОГО: | 14 | 82 | 96 |
2 ступень
№ | Разделы программы | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов (ч.) |
1 | Техника безопасности на занятиях | 13 | 13 | |
2 | Мастерим из бумаги и картона | 7 | 55 | 62 |
3 | Мастерим из природного материала | 1,5 | 8,5 | 10 |
4 | Мастерим из ткани и глины (смешанная техника) | 0,5 | 6,5 | 7 |
5 | Мастерим из подручного и бросового материала | 30 | 30 | |
6 | Изготовление работ к выставкам и конкурсам | 20 | 20 | |
7 | Диагностическое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 24 | 120 | 144 |
3 ступень
№ | Разделы программы | Теория (ч.) | Практика (ч.) | Всего часов (ч.) |
1 | Техника безопасности на занятиях | 7 | 7 | |
2 | Мастерим из бумаги и картона | 6 | 44 | 50 |
3 | Мастерим из природного материала | 2 | 8 | 10 |
4 | Мастерим из ткани и глины (смешанная техника) | 2 | 23 | 25 |
5 | Мастерим из подручного и бросового материала | 1 | 31 | 32 |
6 | Изготовление работ к конкурсам и выставкам | 18 | 18 | |
7 | Диагностическое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 20 | 124 | 144 |
Содержание программы дополнительного образования.
Содержание программы разделено на тематические разделы, отражающие характерную направленность программы. При прохождении разделов дети получают знания об окружающей их действительности, знакомятся с культурными и духовными традициями нашего народа, родного края. В процессе работы по программе дети знакомятся с праздниками, готовят поздравления для близких – родителей, родственников, друзей. Православные праздники формируют православное миропонимание, нравственные позиции, воспитывают любовь к своему Отечеству, что способствует поднятию духовного уровня и сознания детей. Программа является мобильной, т.е. материалы, используемые на занятиях, постоянно обновляются, совершенствуются приемы обучения, подбираются новые подходы. Например, меняются поделки, берется то, с чем ребенок в состоянии справиться.
Программа включает в себя следующие направления деятельности:
- работа с природным материалом;
- работа с бумагой и картоном;
- работа с подручным и бросовым материалом;
- работа с тканью и нитками, глиной (смешанная техника)
Важной особенностью программы является создание функционального комфорта обучения, который выражается в следующем:
- уровень сложности изучаемого материала и степень нагрузки зависит от индивидуальных особенностей детей;
- для каждого ребенка определяется оптимальный уровень нагрузки, при котором может быть достигнут максимальный эффект, который выражается в заинтересованности ребенка материалом и решении коррекционных задач;
- занятия должны вызывать у детей положительные эмоции. Поведение детей в большей мере регулируется эмоциями, чем рассуждениями. Усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей положительные эмоции и воспринимается ими с удовольствием;
- функциональный комфорт обучения во многом зависит от отношения педагога и детей. Спокойствие, терпимость, доброжелательность, участливое отношение к трудностям детей создают положительный настрой на занятиях. Дети тянутся к педагогу, хотят большего общения с ним. Отношение педагога к детям должно отвечать требованиям доброй справедливости: за каждое хорошее действие – похвала, а за каждый проступок – неодобрение, но в тоже время – участие. Ребенок должен чувствовать, что он не безразличен педагогу и уважаем им.
Первая ступень – «Аппликация». Любая работа с аппликацией не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать руководителя.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Задачи 1 ступени освоения программы:
- знать название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
- способы обработки различных материалов;
- уметь правильно пользоваться ручными инструментами;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
- уметь правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Вторая ступень - «Бумагопластика», «Пейп-арт» (техника техника декорирования разнообразных предметов с помощью обычных бумажных салфеток), работа с природным материалом, глиной, соленым тестом. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Задачи 2 ступени освоения программы:
- знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- расширять знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- экономно и рационально расходовать материалы.
- познакомить с технологией изготовления работ из разных материалов - природного, подручного и бросового.
Третья ступень – «Совершенствование мастерства». Предназначен для желающих совершенствовать своё мастерство - изготовление изделий повышенной сложности.
Задачи 3 ступени освоения программы:
- расширять знания и навыки изготовления сувениров в технике «Пейп-арт»;
- познакомить с техникой оформления коробочек и шкатулок - декупаж;
- совершенствовать технику шитья;
- познакомить с технологией изготовления цветов из лент и фетра;
- расширять знания и навыки в изготовлении сувениров в смешанной технике;
- расширять знания и навыки по оформлению открыток в технике скрапбукинг;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры) и самостоятельно изготовлять изделия в любой изученной технике (по образцу, рисунку, эскизу).
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы.
Методическое обеспечение образовательной программы “Сувенир Прибайкалья” включает в себя дидактические принципы, методы и технологии, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
- словесные (устное изложение, беседа, сказка);
- наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов, фотографий, работа по образцу и др.);
- практические (выполнение по шаблонам, схемам, овладение приемами работы, приобретение навыков).
При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, сувениры, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Методы работы на занятии:
- беседа, рассказ педагога, сопровождающийся наглядным показом
- использование игровых моментов, введение игровых персонажей;
- использование художественного слова - стихов, загадок, пословиц;
- использование эмоционального воздействия (музыка);
- коллективная работа как один из важных методов при обучении детей, когда дети выполняют разные виды поделок, или части одной поделки вместе и создается коллективная работа. При таком подходе решаются воспитательные задачи: формируются межличностные отношения, умение общаться в коллективе, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь;
- метод поощрения (для поддержания активности, самостоятельности, малейших успехов).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их переутомления, виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Вместе с тем требования к тому, чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было высоким, чтобы ребенок преодолевал трудности, помогают воспитывать у него силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность за порученное дело.
В процессе занятий используются следующие приемы:
- совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию;
- действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа предмета;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ педагогом по словесной инструкции картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т.п.;
- соотнесение предметов с соответствующими картинками или указание на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их процессе занятий в различных видах деятельности;
- использование детских работ для оформления праздников, выставок, подарков.
Использование новых современных технологий
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования, наряду с традиционными классическими образовательными методами и формами работы в современных условиях необходимо применение современных образовательных технологий (СОТ):
- личностно-ориентированный подход в обучении,
- здоровьесберегающие технологии,
- игровые технологии,
- проектные технологии,
- информационно – коммуникативные технологии.
- технология «Портфолио»
Личностно-ориентированный подход - совершенствование индивидуальных способностей ребенка с учетом имеющегося у него опыта познания. В организации образовательного процесса используется технология индивидуализации и коллективного обучения (ребята учатся работать и самостоятельно, и вместе, в команде); метод гендерного воспитания при создании сувениров, открыток для мальчика (папы, дедушки) и для девочки (мамы, бабушки).
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья воспитанников:
- правильное распределение времени на всех этапах занятия с учетом уровня работоспособности учащихся - включение пальчиковой гимнастики, подвижные минутки;
- соблюдение светового и теплового режима, проветривание помещения и соответствующих санитарно – гигиенических норм помещения для занятий;
- создание комфортного психологического микроклимата (доброжелательное отношение детей в группе, выполнение работы, сопровождая рассказом о человеке, которому изготавливается сувенир, что вызывает добрые чувства;, использование музыкального сопровождения; педагогическая поддержка в затруднительных для ребенка ситуациях);
- пропаганда здорового образа жизни через содержание учебного материала.
Игровые технологии - подбор игр, которые отвечают задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности воспитанников: подвижные, пальчиковые, разминка для ума (загадки, пословицы о труде, рукоделии. См Приложение) Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение.
Сказкотерапия - потребность и умение создать сказку из имеющихся под руками материалов. В работу включается ассоциативное мышление: обычные листья превращаются в перья Жар-птицы, полоски бумаги – в цветы, а кусочки бумаги - в облака.
Проектные технологии - индивидуальные или групповые работы воспитанников, посвященные какому-то определенному празднику или событию (70-летие Победы, спорт, День учителя, Новый год и т.п.); организация выставок работ воспитанников, участие в проектах и конкурсах, проводимых нашим и другими учреждениями.
Информационно-коммуникативные технологии - это разнообразный иллюстративный материал из сетевых электронных ресурсов, используемый при подборе наглядных пособий к занятию. Информация комплектуется по тематическим папкам, что дает возможность очень быстро находить нужный материал. Так же это отличный способ фиксации, хранения и использования своих собственных методических материалов.
Технология «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио (портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Участие в конкурсах дает ребенку осознание значимости своей деятельности, умению оценивать свои работы на уровне работ других сверстников, стимулирует на достижение новых результатов, тем самым опять же решает проблему социализации в обществе.
Техническое оснащение занятий.
- просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением;
- столы разного цвета и стулья, соответствующие возрасту ребенка;
- место для размещения выставочных работ;
- шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых
изделий;
- ноутбук для демонстрации иллюстративного материала;
- телевизор и DVD проигрыватель;
- фотоаппарат для фотографирования работ;
- стенд для организации передвижной выставки;
- музыкальный центр для создания атмосферы и игровых ситуаций.
Ресурсы:
- цветная бумага, картон, гофрированная бумага, салфетки;
- природный материал (сухие листья, веточки, камни, байкальское стекло и т.д.);
- бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
- трафареты;
- степлер, дырокол;
- клей, клеевой пистолет, пластилин, глина, соленое тесто;
- линейки, ножницы с тупым концом;
- кисточки, краски, карандаш, фломастеры;
- иглы тонкие, нитки, булавки с головками;
- пуговицы, бусины, пайетки, бисер, лоскутки ткани, разноцветные фетровые салфетки.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты по программе соотнесены с задачами и содержанием программы.
Программа направлена на освоение языка декоративно-прикладного искусства и бумажной пластики, а также творческая работа с природным материалом и тканью, глиной и соленым тестом. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее развитие творческих способностей, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).
К концу освоения программы дети научатся:
- проявлять интерес к трудовой деятельности и ее результатам;
- выполнять поделки из бумаги, бисера, соленого теста, глины, ткани, ниток, природного и бросового материала; - пользоваться ножницами, клеем, нитками, другими материалами;
- выполнять поделки по образцу и словесной инструкции;
- отвечать на вопросы по результатам изготовления поделки;
- давать элементарную оценку выполненной поделке: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно;
- познакомится с навыками культуры труда: сможет готовить рабочее место и приводить его в порядок после завершения работы; - выполнять коллективные работы из бумаги, природного и бросового материала;
- доводить начатую работу до конца;
- научится изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы;
- расширить свои знания в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
- создать свои, неповторимые художественно-творческие композиции и изделия;
- продолжить развивать моторику рук и глазомер, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшить свои коммуникативные способности и приобретет навыки работы в коллективе.
Очевидный результат, который получает ребенок в итоге занятий в объединении:
- объективный продукт (на каждом занятии ребенок создает своими руками свой маленький шедевр - открытку, сувенир);
- информационная сфера (приобретенные знания и умения);
- эмоциональная сфера (коммуникация, презентация своего хобби и знакомство с увлечением других, представление достижений в каких-либо занятиях, оценка успехов в подобной области сверстников).
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной программы.
- педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду. Так как Программа составлена для определенного контингента и предусматривает свободное время зачисления в группу, периодичность посещения занятий и длительность пребывания в объединении, то данная форма контроля применима только к детям, постоянно посещающим занятия и прошедшим полный курс (Приложение 1);
- составление фотоальбома с фотографиями лучших детских работ;
- проведение выставок детских работ;
- участие в конкурсах.
Программа обеспечивает сотрудничество детей в группе, учит детей делать выбор, помогать друг другу, способствует развитию творческих способностей, позволяет выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка и, как следствие, решает задачу социализации ребенка в обществе.
.
Календарно-тематический план
1 ступень
Месяц | № занятия | Раздел программы | Содержание | К-во часов | |
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | 1 | Мастерим из бумаги Техника безопасности на занятиях | Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятельности - бумагопластикой; рассматривание фотографий. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними. | 0,5 0,5 | - |
2 | Мастерим из бумаги | Базовая форма - петля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветок № 1 (цветик-семицветик на палочке) | 0,5 | 0,5 | |
3 | Диагностическое занятие: опрос и наблюдение «Цветик-семицветик» (оригами из бумажных полос) | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Цветок №3 (хризантема) | 1 | |||
5 | Композиции: Открытка ко Дню воспитателя | 1 | |||
6 | Аппликация из кругов разной величины. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Кошечка. | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Аппликация из кругов разной величины - зайчик. | 1 | |||
8 | Аппликация из кругов разной величины - дерево | 1 | |||
ОКТЯБРЬ | 9 | Аппликация из кругов разной величины - свинка. | 1 | ||
10 | Мастерим из природного материала Техника безопасности на занятиях | Использование сухих листьев, семян растений в аппликации. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Сбор и заготовка природного материала. Техника безопасности при работе с природным материалом. | 0,5 0,5 | ||
11 | "Ёжик"- аппликация из бумаги с использованием сухих листьев | 1 | |||
12 | "Павлин" - аппликация из бумаги с использованием сухих листьев | 1 | |||
13 | «Грибная семейка» - аппликация из кругов разной величины с использованием сухих листьев | 1 | |||
14 | Бабочки и стрекозы из веточек, семян клена и листьев | 1 | |||
15 | Композиция: осеннее дерево из сухих листьев и семян. Техника безопасности при работе с природным материалом. | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Выполнение работ к конкурсам | 1 | |||
17 | Мастерим из бумаги | Базовая форма - капля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. "Солнышко" | 0,5 | 0,5 | |
НОЯБРЬ | 18 | Базовая форма - капля. "Ромашка" | 1 | ||
19 | Базовая форма - сердечко; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Гирлянда №1 | 0,5 | 0,5 | ||
20 | Фигуры из сердечек. Лебедь | 1 | |||
21 | Фигуры из сердечек. Мышка. | 1 | |||
22 | Фигуры из сердечек. Цветок | 1 | |||
23 | Фигуры из сердечек. Курочка | 1 | |||
24 | Композиция: Открытка ко Дню матери из сердечек | 1 | |||
25 | Композиция: Открытка ко Дню матери "Письмо маме" | 1 | |||
26 | Базовая форма - гармошка; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Листочек березовый | 0,5 | 0,5 | ||
ДЕКАБРЬ | 27 | Обрывная аппликация - елочка. Рассматривание фотографий в этой технике. Технология изготовления. | 0,5 | 0,5 | |
28 | Базовая форма - кольцо; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Игрушка на елку - шар, сосулька. | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Выполнение работ к конкурсам | 1 | |||
30 | Мастерим из подручного материала | Открытка к Новому году «Снеговик» - аппликация из ватных дисков | 1 | ||
31 | Открытка к Новому году «Дед Мороз» - аппликация из ватных дисков | 1 | |||
32 | Мастерим из бумаги | Базовая форма - гармошка. Елочка | 1 | ||
33 | Композиция: Открытка к Новому году «Подарки под елкой» (объемная аппликация) | 1 | |||
ЯНВАРЬ | 34 | Мастерим из подручного материала | "Дерево в инее" - рисование солью по контуру. Техника безопасности и соблюдение чистоты. | 0,5 | 0,5 |
35 | «Зимний город» - аппликация из геометрических фигур разной величины с использованием соли и ватных дисков. Техника безопасности и соблюдение чистоты. | 0,5 | 0,5 | ||
36 | Мастерим из бумаги | Обрывная аппликация - "Снеговик", "Елочка", "Зайка", "Овечка" (по выбору) | 1 | ||
37 | Базовая форма - петля. Поделка "Снежинка" | 1 | |||
38 | Базовая форма - завиток и петля. Поделка "Снежинка -2" | 1 | |||
39 | Мастерим из ткани | "Варежка" - сувенир из фетра. Особенности работы с нетканым материалом, свойства ткани. | 0,5 | 0,5 | |
40 | "Валенок" - сувенир из фетра | 1 | |||
ФЕВРАЛЬ | 41 | Мастерим из бумаги и картона | Подарок для папы - "Галстук" | 1 | |
42 | «Самолёт» - аппликация из геометрических фигур разной величины. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Понятия: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник | 0,5 | 0,5 | ||
43 | Композиция: "Кораблик в море" | 1 | |||
44 | Композиция: Открытка к 23 февраля - аппликация из готовых форм. | 0,5 | 0,5 | ||
45 | Мастерим из подручного материала | Техника "Коллаж". Рассматривание фотографий работ в этой технике. Коллаж на тему "Наша армия" из рекламных брошюр и картинок из журналов. Коллективная работа | 0,5 | 0,5 | |
46 | Открытка "Платье" из бумажных салфеток | 1 | |||
47 | Открытка к 8 марта «Нежные подснежники» - аппликация из ватных дисков | 1 | |||
МАРТ | 48 | Выполнение работ к конкурсам | 1 | ||
49 | Мастерим из бумаги и картона | Базовая форма - сердечко. Рамка для фотографий с сердечками | 1 | ||
50 | Поделка - птичка из круга | 1 | |||
51 | Композиция - "Журавли" - объемная аппликация | 1 | |||
52 | Декоративный цветок № 1 из модулей | 1 | |||
53 | Декоративный цветок № 2 из модулей | 1 | |||
54 | Композиция : Зонтик из модулей | 1 | |||
55 | Мастерим из природного и подручного материала Техника безопасности на занятиях | Гравюра. Рассматривание фотографий работ в этой технике. "Ракета" Техника безопасности на занятиях и соблюдение чистоты | 0,5 | 0,5 | |
56 | «Космос» - коллаж из кругов с использованием наклеек, страз и пайеток | 1 | |||
АПРЕЛЬ | 57 | Верба - поделка из веточек и ватных палочек. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 0,5 | |
58 | Базовая форма - гармошка. Листочки березы на веточке | 1 | |||
59 | Открытка "Пасхальное яйцо" из семян и круп. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 0,5 | ||
60 | Корзиночка для яйца из упаковки от йогурта или паштета | 1 | |||
61 | Выполнение работ к конкурсам | 1 | |||
62 | Цветы из бумажных салфеток | 1 | |||
63 | Открытка ко Дню Победы с цветами из бумажных салфеток | 1 | |||
64 | Открытка ко Дню Победы - аппликация из готовых форм. | 1 | |||
МАЙ | 65 | Коробочка для подарка с бабочкой | 1 | ||
66 | Мастерим из бумаги | Открытка к Дню рождения "Бабочка" | 1 | ||
67 | Аппликация из кругов разной величины - "Божья коровка" | 1 | |||
68 | Открытка к Дню рождения "Подарки" | 1 | |||
69 | Техника - торцевание. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Веточка сирени. Коллективная работа | 0,5 | 0,5 | ||
70 | Мастерим из ткани | Поделка - цветок из кругов из фетра | 1 | ||
71 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Поделка - флажок. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 0,5 | |
ИЮНЬ | 72 | "Виноград" - картина из крышечек от соков | 1 | ||
73 | Птичка из бумажных стаканчиков | 1 | |||
74 | Мастерим из бумаги и картона | Поделка - сумочка | 1 | ||
75 | «Паровоз» - аппликация из геометрических фигур разной величины. Понятия: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник | 0,5 | 0,5 | ||
76 | Аппликация из кругов разной величины - "Лягушка" | 1 | |||
77 | Базовая форма - гармошка. Бабочка | 1 | |||
78 | Выполнение работ к конкурсам | 1 | |||
79 | Открытка - "Шарики воздушные" ко Дню рождения | 1 | |||
ИЮЛЬ | 80 | Базовая форма - гармошка. "Зонтик" | 1 | ||
81 | Техника Торцевание - "Овечка" | 1 | |||
82 | Поделка - улитка | 1 | |||
83 | Поделка "Осьминог" | 1 | |||
84 | Базовая форма - гармошка. Птичка | 1 | |||
85 | Мастерим из подручного материала | Цветы из бумажных салфеток - "Одуванчик" | 1 | ||
86 | Аппликация из фетра - "Тучка и радуга" | 1 | |||
87 | Базовая форма - гармошка. «Рыбки» с использованием крышек об пластиковых бутылок из-под молока | 1 | |||
АВГУСТ | 88 | Коробочка для подарка - "Заинька" | 1 | ||
89 | Выполнение работ к конкурсам | 1 | |||
90 | Поделка - Солнышко (из ниток и картона с использованием дырокола) Техника безопасности на занятиях. Коллективная работа | 0,5 | 0,5 | ||
91 | Мастерим из бумаги | Букетик цветов в бумажном стаканчике | 1 | ||
92 | Бумажные банты для украшения открыток и подарков | 1 | |||
93 | Открытки к любому случаю - "Флажки" | 1 | |||
94 | Мастерим из подручного материала | Поделки из одноразовых тарелочек - "Лебедь" | 1 | ||
95 | Поделки из одноразовых тарелочек - "Лягушка" | 1 | |||
96 | Диагностическое занятие: опрос и наблюдение | 1 | |||
ИТОГО: | 14 | 82 |
Календарно-тематический план
2 ступень
Месяц | № занятия | Раздел программы | Содержание | К-во часов | |
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | 1 | Мастерим из бумаги Техника безопасности на занятиях | Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятельности - бумагопластикой. Презентация достижений обуча-ющихся объединения «Сувенир» прошлых лет. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними, правилами поведения на занятиях и в чрезвычайных ситуациях. | 1 0,5 | - |
2 | Мастерим из бумаги | Беседа об истории возникновения, создании бумаги и картона, необходимость экономии и бережливого отношения к ним. Знакомство с их свойствами и видами бумаги. Базовая форма - петля; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Цветик-семицветик на палочке, бабочка. Техника безопасности на занятиях | 0,5 0,5 | 0,5 | |
3 | Базовая форма - петля. Панно "Хризантемы в вазе" | 1,5 | |||
4 | Базовая форма - петля. "Павлин" Диагностическое занятие | 0,5 | 1 | ||
5 | Базовая форма - петля. "Лебеди" | 1,5 | |||
6 | Базовая форма - сердечко; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Открытка для дедушки и бабушки с сердечком ко Дню пожилого человека | 0,5 | 1 | ||
7 | Базовая форма - гармошка; рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Листочек березовый, кленовый | 0,5 | 1 | ||
8 | Композиции: Открытка ко Дню учителя "Портфель" | 1,5 | |||
ОКТЯБРЬ | 9 | Мастерим из природного материала Техника безопасности на занятиях | Использование сухих листьев, семян растений в аппликации. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Техника безопасности при работе с природным материалом. Объемная аппликация "Осеннее дерево" из сухих листьев и семян. | 0,5 0,5 | 0,5 |
10 | Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Бабочки и стрекозы из веточек, семян клена и листьев. Техника безопасности на занятиях | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
11 | Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. "Пейзаж"- аппликация из сухих листьев и семян. | 0,5 | 1 | ||
12 | Объемная аппликация из листьев и семян "Павлин", "Бабочка", "Сова", Ёж" (по выбору) | 1,5 | |||
13 | "Портрет мамы" с использованием сухих листьев | 1,5 | |||
14 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Изделия из палочек от мороженого - "Пугало". Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | |
15 | Ваза из бутылок и ткани. Веточки с листочками в технике "гармошка". Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
16 | Подготовка работ для осенней выставки. | 1,5 | |||
17 | Мастерим из бумаги Техника безопасности на занятиях | Оформление выставки поделок "Художница - Осень". Коллективная работа | 1,5 | ||
НОЯБРЬ | 18 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | ||
19 | Знакомство с терминологией: аппликация, мозаика, коллаж. Коллаж "Подарок для мамы" | 0,5 | 1 | ||
20 | Базовая форма - сердечко; цветок "Незабудка - символ Дня матери" | 1,5 | |||
21 | Базовая форма - сердечко. Рамка для фотографии из незабудок. | 1,5 | |||
22 | Композиция: открытка ко Дню матери "Спасибо" (многослойный цветок из сердечек) | 1,5 | |||
23 | Вытынанка. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. Вытынанка "Листок" | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
24 | Вытынанки новогодние по выбору для оформления окон. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
25 | Вытынанки новогодние по выбору. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
26 | Вытынанки - снежинки. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | ||
ДЕКАБРЬ | 27 | Упаковка для шоколадки "Снеговик" | 1,5 | ||
28 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
29 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
30 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Елочка из бутылки и ватных дисков. Техника безопасности на занятиях | 0,5 | 1 | |
31 | Поделка - шар из бумаги | 1,5 | |||
32 | Композиция: «Мама, папа, я - это елочек семья» (поделка с использованием ватных дисков, деревянных шпажек, пластилина, бумаги и пайеток. Техника безопасности при работе с горячим пистолетом. Коллективная работа | 0,5 | 1 | ||
33 | 1,5 | ||||
ЯНВАРЬ | 34 | Снеговики из бумажных стаканчиков и фетра | 1,5 | ||
35 | Объемная аппликация шариками из бумажных салфеток - "Снеговик". Коллективная работа | 1,5 | |||
36 | Объемная аппликация шариками из бумажных салфеток - "Снегурочка". Коллективная работа | 1,5 | |||
37 | Мастерим из бумаги | "Морозные узоры" - аппликация из треугольников в стиле печворга | 1,5 | ||
38 | Базовая форма - завиток и петля. Поделка "Снежинка -2" | 1,5 | |||
39 | Мастерим из ткани Техника безопасности на занятиях | Классификация видов тканей. Особенности обработки. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом. "Варежка" - сувенир из фетра с пайетками | 0,5 | 1 | |
40 | "Валенок" - сувенир из фетра с пайетками. Техника безопасности приработе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
ФЕВРАЛЬ | 41 | Мастерим из бумаги и картона | Базовая форма - гармошка. "Снегирь" | 1,5 | |
42 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
43 | Композиция: Открытка к 23 февраля - аппликация из готовых форм. | 1,5 | |||
44 | Мастерим из подручного материала | Подарок для папы -поделка "Корабль" | 1,5 | ||
45 | Техника "Коллаж". Рассматривание фотографий работ в этой технике. Коллаж на тему "Наша армия" из рекламных брошюр и картинок из журналов. | 1,5 | |||
46 | Коробочка для подарка | 1,5 | |||
47 | Панно «Каллы» - аппликация из ватных дисков | 1,5 | |||
МАРТ | 48 | Мастерим из бумаги | Открытка к 8 марта «Нарциссы» | 1,5 | |
49 | Мастерим из ткани | Базовая форма - сердечко. Рамка для фотографий с сердечками из фетра | 1,5 | ||
50 | Мастерим из бумаги Техника безопасности на занятиях. | Декоративный цветок № 1 из модулей | 1,5 | ||
51 | Декоративный цветок № 2 из модулей | 1,5 | |||
52 | Квиллинг. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Простейшие инструменты для квиллинга своими руками. Техника безопасности на занятиях. Основная форма - “капля”, "глаз", "ролл". | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
53 | Конструирование из основных форм квиллинга. | 1,5 | |||
54 | Изготовление цветов в технике квиллинга | 1,5 | |||
55 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
56 | «Космос» - объемные аппликации с использованием наклеек, страз и пайеток | 1,5 | |||
АПРЕЛЬ | 57 | Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы. | 1 | 0,5 | |
58 | Птицы из «ладошек». Коллективная работа | 1,5 | |||
59 | Мастерим из природного и подручного материала | Открытка "Пасхальное яйцо" из семян и круп | 1,5 | ||
60 | Корзиночка для яйца из упаковки от йогурта или паштета | 1,5 | |||
61 | Корзиночка из картонной упаковки с искусственными цветами. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
62 | Цветы из бумажных салфеток | 1,5 | |||
63 | Открытка ко Дню Победы с цветами из бумажных салфеток | 1,5 | |||
64 | Коллаж ко Дню Победы. Коллективная работа | 1,5 | |||
МАЙ | 65 | Мастерим из бумаги | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |
66 | Вытынанка - бабочка. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. | 0,5 | 1 | ||
67 | Поделка - "Вертушка". Рассматривание фотографий работ. Варианты использования. | 0,5 | 1 | ||
68 | Открытка к Дню рождения "Бабочка" | 1,5 | |||
69 | Техника - торцевание. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Веточка сирени. | 0,5 | 1 | ||
70 | Мастерим из ткани | Поделка - цветок из кругов из фетра | 1,5 | ||
71 | Техника безопасности при работе с иглой. Шов «вперед иголку», «назад иголку». | 0,5 | 1 | ||
ИЮНЬ | 72 | Поделка из фетра чехол для телефона. Техника безопасности при работе с иглой. | 0,5 | 1 | |
73 | Мастерим из бумаги | Вытынанка "Животные" (олень, лошадь, тигр). Техника безопасности при работе с канцелярским ножом | 0,5 | 1 | |
74 | Вытынанка "Птицы". Техника безопасности при работе с канцелярским ножом | 0,5 | 1 | ||
75 | Открытка "Солнечные пожелания" | 1,5 | |||
76 | Выполнение работ к выставке "Спорт" | 1,5 | |||
77 | Выполнение работ к выставке "Спорт" | 1,5 | |||
78 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
79 | Открытка - "Свечи" ко Дню рождения | 1,5 | |||
ИЮЛЬ | 80 | Розочки из кругов. Техника выполнения. Рассматривание фотографий работ. | 0,5 | 1 | |
81 | Открытка с розочками из кругов | 1,5 | |||
82 | Корзиночка с розочками из кругов | 1,5 | |||
83 | Коробочка с розочками из кругов | 1,5 | |||
84 | Объемная аппликация "Букет тюльпанов" | 1,5 | |||
85 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Скрапбукинг. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Оформление открыток в технике скрапбукинга. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 0,5 | 0,5 | |
86 | Оформление открыток в технике скрапбукинга. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
87 | Коробочка для подарка - "Монстры" | 1,5 | |||
АВГУСТ | 88 | Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. Ваза из бутылки с рисунком из манки | 0,5 | 1 | |
89 | Ваза из бутылки с рисунком из разных круп. Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. | 0,5 | 1 | ||
90 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
91 | Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберега "Подкова" Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
92 | Изготовление оберега "Мешок счастья". Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
93 | Бумажные банты для украшения открыток и подарков | 1,5 | |||
94 | Выполнение работ для выставки | 1,5 | |||
95 | Выполнение работ для выставки | 1,5 | |||
96 | Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса. | 1,5 | |||
ИТОГО: | 24 | 120 |
Календарно-тематический план
3 ступень
Месяц | № занятия | Раздел программы | Содержание | К-во часов | |
Теория | Практика | ||||
СЕНТЯБРЬ | 1 | Техника безопасности на занятиях | Формирование группы. Знакомство с направлением творческой деятель-ности. Презентация достижений обучающихся объединения «Сувенир» прошлых лет. Беседа об инструментах и правилах безопасности при работе с ними, правилами поведения на занятиях и в чрезвычайных ситуациях. | 1 0,5 | - |
2 | Мастерим из бумаги | Беседа об истории возникновения, создании бумаги и картона, необходимость экономии и бережливого отношения к ним. Знакомство с их свойствами и видами бумаги. Вертушки. Рассматривание фотографий работ с вариантами использования: в открытках, на палочке как цветы, украшение коробок с подарком. | 0,5 0,5 | 0,5 | |
3 | Открытка с вертушкой. Диагностическое занятие | 0,5 | 1 | ||
4 | Квиллинг. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Простейшие инструменты для квиллинга своими руками. Техника безопасности на занятиях. Основная форма - “капля”, "глаз", "ролл". | 0,5 | 1 | ||
5 | Квиллинг. Базовая форма - капля. Панно "Хризантемы в вазе" | 1,5 | |||
6 | Цветы в технике квиллинг. | 1,5 | |||
7 | Открытка для дедушки и бабушки ко Дню пожилого человека с цветами в технике квиллинг. | 1,5 | |||
8 | Открытка ко Дню учителя в технике квиллинг. | 1,5 | |||
ОКТЯБРЬ | 9 | Мастерим из природного материала Техника безопасности на занятиях | Использование сухих листьев, семян растений, круп в аппликации. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Техника безопасности при работе с природным материалом. Аппликация из круп по выбору. | 0,5 0,5 | 0,5 |
10 | Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом. Бабочки и стрекозы из веточек, семян клена и листьев, с использованием пуговиц, страз и бусин. | 0,5 | 1 | ||
11 | Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. "Пейзаж"- аппликация из сухих листьев и семян. | 0,5 | 1 | ||
12 | Панно из листьев и семян "Павлин", "Бабочка", "Сова" (по выбору) | 1,5 | |||
Венок из осенних листьев, желудей, рябины. | 1,5 | ||||
13 | Бусы из органзы с желудями | 1,5 | |||
14 | Подготовка работ для осенней выставки. | 1,5 | |||
15 | Оформление выставки поделок "Художница - Осень". Коллективная работа | 1,5 | |||
16 17 | "Портрет мамы" из круп, сухих листьев, макарон, искусственных цветов, пайеток. | 1,5 | |||
1,5 | |||||
НОЯБРЬ | 18 | Мастерим из ткани и ниток | Классификация видов тканей. Особенности обработки. Фетр. "Портрет мамы" из фетра и ниток | 0,5 | 1 |
19 | 1,5 | ||||
20 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Знакомство с терминологией: коллаж. Коллаж "Мои мечты", "Мама" (или по выбору) | 0,5 | 1 | |
21 22 | Рамка для фотографии из палочек от мороженого с незабудками, ромашками или сердечками. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
1,5 | |||||
23 24 | Мастерим из бумаги Техника безопасности на занятиях | Вытынанка. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. Вытынанки новогодние по выбору для оформления окон. | 0,5 0,5 | 0,5 | |
1,5 | |||||
25 | Снежинки в технике квиллинг | 1,5 | |||
26 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
ДЕКАБРЬ | 27 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | ||
28 29 | Мастерим из ткани и подручного материала | Виды швов: "вперед иголкой", "назад иголкой". Елочка из бутылки и лент. Техника безопасности при работе с иглами. | 0,5 | 1 | |
1,5 | |||||
30 | Елочка из конуса и ниток | 1,5 | |||
31 32 | Венок из фетровых елочек, валенок, рукавичек. Коллективная работа | 1,5 | |||
1,5 | |||||
33 | Дед Мороз из бутылки и фетра | 1,5 | |||
ЯНВАРЬ | 34 35 | Ангелочки из ткани, бутылочек, перьев и пенопластовых шариков | 1,5 | ||
1,5 | |||||
36 | Мастерим из бумаги | Скрапбукинг. Рассматривание фотографий изделий, выполненных в этой технологии. Рождественские открытки | 0,5 | 1 | |
37 | Открытки-вытынанки рождественские Техника безопасности при работе с канцелярским ножом | 0,5 | 1 | ||
38 | Подвески "Ангелочки" в технике "Гармошка" | 1,5 | |||
39 | Мастерим из ткани | Чехол для телефона "Варежка" - сувенир из фетра с пайетками | 1,5 | ||
40 | Снеговики из носков | 1,5 | |||
ФЕВРАЛЬ | 41 | Композиция зимняя. Коллективная работа | 1,5 | ||
42 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
43 | Мастерим из бумаги и картона | Открытка к 23 февраля в технике скрапбукинг | 1,5 | ||
44 | Мастерим из подручного материала | Подарок для папы -поделка "Корабль" | 1,5 | ||
45 | Коллаж на тему "Наша армия", "Мой папа" (или по выбору) из рекламных брошюр и картинок из журналов. | 1,5 | |||
46 | "Мужская" рамка для фотографий из палочек от мороженого | 1,5 | |||
47 | «Каллы» - из ватных дисков и шпажек | 1,5 | |||
МАРТ | 48 | Мастерим из бумаги Техника безопасности на занятиях. | Биговка" Как работать с шаблонами. Коробочки для подарков по шаблонам. | 0,5 | 1 |
49 | Оригами. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Тюльпаны. | 0,5 | 1 | ||
50 | Декоративный цветок из конусов | 1,5 | |||
51 | Георгин из модулей-конусов | 1,5 | |||
52 | Подвески в технике квиллинг. Основная форма - “капля”, "глаз", "ролл". | 1,5 | |||
53 | Конструирование из основных форм квиллинга. | 1,5 | |||
54 | "Биговка". Корзиночки для подарков по шаблонам. | 1,5 | |||
55 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
56 | Композиция «Весна» - в любой технике с использованием наклеек, страз и пайеток. Коллективная работа | 1,5 | |||
АПРЕЛЬ | 57 | Открытки к Пасхе с технике скрапбукинг | 1,5 | ||
58 | Открытки-вытынанки к Пасхе | 1,5 | |||
59 | Мастерим из природного и подручного материала | Украшение пасхальных яиц из семян и круп | 1,5 | ||
60 | Корзиночка для яйца из упаковки от йогурта или паштета | 1,5 | |||
61 | Корзиночка из картонной упаковки с искусственными цветами. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
62 | Цветы из бумажных салфеток | 1,5 | |||
63 | Открытка ко Дню Победы с цветами из бумажных салфеток | 1,5 | |||
64 | Подставка из пластиковых крышек | 1,5 | |||
МАЙ | 65 | Мастерим из бумаги | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |
66 | Вытынанка - бабочка. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом. | 0,5 | 1 | ||
67 | Техника - торцевание. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Веточка сирени. | 0,5 | 1 | ||
68 | Техника - торцевание. Цветы декоративные. | 1,5 | |||
69 | Мастерим из ткани Техника безопасности на занятиях | "Балерина" - картина из картона и органзы | 1,5 | ||
70 | Цветы из лент. Рассматривание фотографий применения: украшение сумочек, одежды, ободков и резиночек для волос и т.д. Техника безопасности при работе с иглой и клеевым пистолетом. | 0,5 | 1 | ||
71 | 1,5 | ||||
ИЮНЬ | 72 | Розочки из кругов из фетра. Техника выполнения. Рассматривание фотографий работ. | 0,5 | 1 | |
73 | Корзиночка с розочками из кругов фетра | 1,5 | |||
74 | Брошь с розочками из кругов фетра | 1,5 | |||
75 | Мастерим из бумаги и картона Техника безопасности на занятиях | Атрибуты для фотографий из картона с использованием страз, перьев, пайеток. Рассматривание фотографий работ. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | |
76 | 1,5 | ||||
77 | Выполнение работ для выставки | 1,5 | |||
78 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
79 | Открытка ко Дню рождения в стиле скрапбукинг | 1,5 | |||
ИЮЛЬ | 80 | Моделирование из толстого картона. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом и клеевым пистолетом Модель - животные (олень, медведь, собака по выбору) | 0,5 | 1 | |
81 | 1,5 | ||||
82 | Моделирование из толстого картона. "В лесу" - коллективная работа. | 1,5 | |||
83 | Декупаж. Рассматривание фотографий работ в этой технике. Технология. Инструменты. Декупаж - изготовление фонов для открыток | 1,5 | |||
84 | Мастерим из подручного материала Техника безопасности на занятиях | Коробочка для подарка в стиле декупаж | 1,5 | ||
85 | Круглая коробочка для мелочей в стиле декупаж с лентами и кружевом | 1,5 | |||
86 | Игольница из баночек из-под крема | 1,5 | |||
87 | Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. Ваза из бутылки с рисунком из манки | 0,5 | 1,5 | ||
АВГУСТ | 88 | 1 | |||
89 | Ваза из бутылки с рисунком из разных круп. Техника безопасности при работе с аэрозольными красками. | 0,5 | 1 | ||
90 | Выполнение работ к конкурсам | 1,5 | |||
91 | Обереги славян. Символика оберегов. Изготовление оберега "Подкова" Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 0,5 | 0,5 | ||
92 | Изготовление оберега "Мешок счастья". Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом | 0,5 | 1 | ||
93 | Бумажные банты для украшения открыток и подарков | 1,5 | |||
94 | Выполнение работ для выставки | 1,5 | |||
95 | Выполнение работ для выставки | 1,5 | |||
96 | Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса. | 1,5 | |||
ИТОГО: | 20 | 124 |
Список использованной литературы:
- Бреннан Э. «Украшение в стиле винтаж», ООО ТД Издательство «Мир книги», 2008.
- Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.:«Мозаика-синтез», 2006.
- Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008.
- Малышева А.Н., Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
- Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.
- «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006.
- Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- «Стильные штучки для вашего дома» М.: «Аст-Пресс книга», 2006
- Фидио Д.К. «Изысканные цветы» М.: Мой мир, 2007.
- Шептуля А. «Обереги своими руками» ООО Издательство «Эксмо», 2007.
Интернет-ресурсы
- http://www.liveinternet.ru
- http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php
- http://moikompas.ru/compas/quilling
- http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki
- http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html
- http://stranamasterov.ru
Список литературы для детей и родителей:
1.Алексахин Н.Н. «Волшебная глина». М.: «Агар», 1999.
2.Аракчеева Н.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М.: Малыш, 1980.
3.Боголюбов И.С. «Лепка на занятиях в школьном кружке». М.: «Просвещение», 1979.
4.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. М.: «Искусство», 1975.
5.Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2001.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...