Статья "Применение проектной деятельности с использованием ИКТ"
статья (3, 4 класс) на тему
Статья раскрывает возможности применения проектной деятельности с использованием ИКТ с позиции реализации различных подходов в области образования в рамках концепции развития универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ
Государственная политика в сфере российского образования характеризуется значительными изменениями. В стратегическом документе «Модель образования 2020, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» подчеркивается, что «получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности». Эта позиция государства особенно актуальна в условиях глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Социальным заказом современного общества востребована личность, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
В связи с этим важнейшая задача системы образования заключается в создании условий для получения универсального и даже «опережающего» образования как результата гуманистической направленности педагогического процесса. Одним из средств достижения поставленной задачи является обучение проектированию как универсальному умению. Проектные формы организации обучения получают все большее признание, так как они обеспечивают формирование самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся и направлены на решение реальных жизненных задач. Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Благодаря ИКТ проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Данный метод соответствует требованиям ФГОС НОО по созданию обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Рассмотрим применение проектной деятельности с использованием ИКТ с позиции реализации различных подходов в области образования в рамках концепции развития универсальных учебных действий:
Компетентностный подход - владение универсальными способами деятельности и специальными учебными умениями; владение информационно-коммуникативными навыками; владение навыками коллективного труда; владение специфическими навыками учебного труда; усвоение норм и эталонов социальной жизнедеятельности (воспитанности).
Проблемно-ориентированный подход - увеличение удельного веса теоретических знаний и объема информации; особая организация информационной основы деятельности учащихся; индивидуализация обучения; осознание учащимися хода своих умственных действий в процессе обучения, обеспечивающее развивающий эффект.
Личностно-ориентированный подход - обеспечение развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля; организация модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров; преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную.
Системно-деятельностный подход - организация системы учебных действий.
Особое значение применение проектного метода с использованием ИКТ имеет для реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Обратимся к разделу «Планируемые результаты. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» с целью определения практической значимости изучаемого вопроса. Итак, основные метапредметные результаты, достигаемые благодаря применению проектной деятельности с применением ИКТ:
знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером;
обработка и поиск информации;
создание, представление и передача сообщений;
планирование деятельности, управление и организация.
----------------------------------------------------------------------
Актуальность
Сегодня очень остро стоит проблема увлечённости детей гаджетами, компьютерными играми и, как следствие, отставание в развитии коммуникативных компетенций, сниженное внимание, преобладание зрительной памяти, что создаёт определённые трудности в развитии метапредметных навыков и усвоении предметных знаний.
Оторвать ребёнка от компьютера уже невозможно и не нужно. Надо изменить отношение. Из источника удовольствия от игр компьютер может стать инструментом.
Мы попытались решить эту сложную задачу, вернув детей к настольным играм, наполненным дидактическим содержанием, к живому общению и вместе с тем не спорить со временем и использовать современные ИКТ технологии в новом для детей качестве как инструмент для создания продукта, а, для педагога, как инструмент формирования метапредметных УУД и предметных знаний.
Возможность не только играть в интересную и полезную дидактическую настольную игру, а участвовать в её создании с применением ИКТ является крайне притягательной. Интерактивная технология «Сами подбираем материал, сами создаём настольную игру, сами тестируем, сами редактируем, сами играем» даёт безграничные возможности для развития метапредметных навыков и прочного усвоения предметных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с использованием ИКТ (из опыта работы)
Содержание1. Актуальность и целесообразность 2. Теоретические основы опыта...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Обобщение опыта работы по проектной деятьятельности с использованием национально-регионального компонента....
Проектная деятельность с использованием Лабдиска в 1 классе "Б"
Данный проект проводится в рамках учебного курса окружающий мир «Школа России» 1 класс. Невольно перед учителями первоклассников ставится вопрос: как помочь ребенку сохранить и преумножить свое здоров...
Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов....
Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....
Проектная деятельность с использованием ИКТ в начальной школе.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...