Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности
младшего школьника
в процессе проектной деятельности
с использованием ИКТ
Баранова Елена Борисовна,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ СОШ №7
мкр. Красный Октябрь
Киржачского района
Владимирской области.
2014 год
Условия возникновения опыта
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Время, в которое мы живем, требует разносторонне развитую личность, познавательно активную, способную к творчеству и самореализации.
Наша школа расположена в микрорайоне Красный Октябрь города Киржача Владимирской области и насчитывает 413 человек. Наличие вблизи от школы крупномасштабных предприятий: ОАО «Завод Автосвет» и «Беко», имеющих тесные контакты в области экономического сотрудничества со странами Европы и Азии, близость Москвы и Московской области создает дополнительную внешнюю мотивацию в развитии интеллектуальных и коммуникативных компетентностей у учащихся.
Работаю учителем начальных классов в МОУ СОШ №7 по системе Л.В. Занкова, который разработал систему общего развития учащихся, т.е. развития «ума, чувств и воли» - главных составляющих личностного развития человека. Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых неординарных форм организации УВП. Практика доказала эффективность использования проектного метода в обучении младших школьников. Предпосылками использования этого метода в начальной школе явились:
- результаты диагностики умственного развития детей (большинство - 71% детей имеют средний уровень);
- результаты социометрии (есть непринимаемые - 4 человека, отверженные -1 человек, лидеров нет);
- невысокий показатель развития коммуникативной активности детей (в основном 1 ребенок в семье);
- наличие компьютерной базы в школе (компьютерный, мультимедийный кабинет, интерактивная доска) и дома (100% семей имеют компьютер);
- 80% детей пришли из ДОУ №40, где занимались детским экспериментированием.
В школе созданы все условия для включения учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ (модуль «Практика работы на компьютере» в 3-4 классах, факультатив «Проекты на основе ИКТ» в 3-4 классах, функционирует НОУ, ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция, где дети представляют свои проекты).
Необходимо было объединить детей, научить общению, создать условия для развития интеллекта, а также продолжить начатое в детском саду. Только общее дело могло помочь.
Так возникла идея развития интеллектуальной и коммуникативной активности детей в процессе проектной деятельности.
Актуальность
Происходящее в последние годы реформирование образования затронуло образовательный процесс в начальной школе, акцентируя внимание на развитие творческих возможностей и формирование стремлений учащихся к самообразованию. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:
- формируют активную, самостоятельную позицию учащихся в учении;
- способствуют самореализации творческого потенциала и формированию готовности к предстоящей творческой деятельности;
- развивают проектные, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, познавательный интерес учащихся;
- реализуют принцип связи с жизнью, формируют информационные и коммуникативные компетенции.
К таким методам можно отнести метод проектов, который не является принципиально новым, но в настоящее время относится к педагогическим технологиям XXI века.
Для успешного обучения необходим высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированность мотивационно-потребностной сферы, умения строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому использование метода проектов в начальной школе актуально и эффективно. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
Опыт актуален, так как создает условия для стимулирования интеллектуальной и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было (рефлексивные, коммуникативные, творческие способности и др.). Опыт актуален еще тем, что решает ряд противоречий:
- Между традиционными формами и методами организации образовательного процесса и поддержанием образовательной инициативы ребенка.
- Между ориентацией школьных программ на предметные знания, умения и навыки и необходимостью овладения ключевыми компетентностями 21 века.
- Между требованиями современной педагогической парадигмы, выдвигающей на первый план идею творческого развития личности, рассматривающей ИКТ как средство развития учащихся и ориентацией учителей на формирование ЗУН.
- Между все возрастающим участием в различных конкурсах, олимпиадах с использованием ИКТ и недостаточностью подготовленности учителя к созданию условий для этой деятельности.
Опыт актуален, так как позволяет формировать у ребёнка ключевые компетентности:
- коммуникативность;
- мобильность;
- ответственность;
- самообразование;
- интеллектуальность;
- креативность и любознательность;
- критическое и системное мышление;
- взаимодействие и сотрудничество.
Использование данного опыта позволяет создать комфортные условия (снятие нервозности, страха, неуверенности, тревожности), необходимые для мотивации, для развития познавательной активности учащихся.
Педагогическая идея
В условиях начальной ступени образования основной целью является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и исследовательской деятельности детей.
Задачи развития таковы:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности таковы:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием разлияных вариантов;
- развитие желание использовать специальную терминологию, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Исходя из вышесказанного, ведущей идеей опыта является идея формирования свободной творческой личности младшего школьника в процессе развития его познавательной и коммуникативной активности через проектную деятельность с использованием ИКТ. Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Он должен отличаться сформированностью таких качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Причем, очень важно сохранить его индивидуальность.
Цель опыта: обосновать выбор педагогических средств для развития интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ
Задачи:
- проанализировать существующий опыт работы по данной проблеме;
- внедрить интерактивную технологию проектов, включающую содержание, методы, приемы, формы работы, направленные на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника;
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации к условиям начальной школы метода проектов с использованием ИКТ. Новизна заключается в следующем:
- использованы современные средства для решения задач проектной деятельности;
- совместно с детьми разработана памятка: «Золотые советы к вашей защите учебного проекта», разработаны критерии оценки презентации «Памятка активному слушателю»;
- определены педагогические условия эффективной организации проектной деятельности.
- созданы проекты: презентация, веб-сайт, фильм средствами PowerPoint, Publisher, Windows Movie Maker и др.
Проектная деятельность ученику позволяет:
- извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор;
- анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности;
- принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь.
Учителю проектная деятельность позволяет:
- осваивать и грамотно применять новые технологии;
- технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;
- изучать и внедрять новые формы презентации проектов.
Оценка проектной деятельности позволяет:
- оценить уровень сформированности компетентности в «естественной среде»;
- зафиксировать индивидуальное продвижение ученика.
Теоретическая база опыта
В основу опыта легли:
- Идеи и УМК системы Л.В.Занкова.
Анализ произошедших в начальной школе изменений привел и к переосмыслению приоритетов в дидактической основе системы Л.В. Занкова. Порядок значимости дидактических принципов и их значение для практики обучения выглядят следующим образом:
- принцип осознания процесса учения;
- принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых;
- принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- принцип ведущей роли теоретических знаний;
- принцип быстрого темпа изучения нового материала.
А также:
принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
принцип деятельностного подхода к обучению, который предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий;
принцип обоснованного ответа, который предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими заданий;
Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика..
- Метод проектов.
Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового материала, метода проектов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формирование позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Для обучающихся в начальной школе
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
- проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Технология опыта
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает определённого способа действий, не исключает творческого подхода, но требует логического подхода к построению проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на шесть этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- определение руководителей проектов;
- поиск проблемы;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы.
ПОИСКОВЫЙ
- уточнение темы проекта, её конкретизация;
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- анализ имеющейся информации;
- поиск новой необходимой информации;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта
(анализ решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: планирование работ;
- анализ.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
- выполнение запланированных действий;
- текущий контроль качества;
- внесение (при необходимости) изменений - корректирование.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
КОНТРОЛЬНЫЙ
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
• необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;
• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Формирование навыков проектной деятельности осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности (окружающий мир, литературное чтение, факультатив «Мультимедиа проект»).
В рамках учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Этапы технологии:
1 этап Подготовительный 1 класс
- диагностика интеллектуальных и коммуникативных навыков;
- создание предметно-развивающей среды;
- организация взаимодействия учащихся в парах, группе;
- отработка методов: диалог, проблемная ситуация.
Первые проекты: книжки-малышки «Золотая осень», «Стихи о зиме», «Моя мама»
Выполняются по желанию.
2 этап Подготовительный 2 класс
- Обновление и пополнение предметно-развивающей среды;
- Работа в парах, группах;
- Отработка методов: сократический, мозговой штурм, диалог, проблемная ситуация.
Проекты с помощью родителей: «Моя семья», «Любимая игрушка».
Выполняются по желанию.
3 этап Основной 3-4 класс
- Совершенствование интерактивных форм и методов работы с детьми;
- факультатив «Мультимедиа проект»;
- итоговая диагностика.
Мультимедийные проекты с помощью родителей и без помощи родителей: «Тайны живой природы», «Золотое кольцо России», «Наш класс».
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1. Подготовка к проекту:
2. Планирование:
3. Исследование:
4. Выполнение:
5. Защита проекта:
6. Оценка результатов и процесса:
Результативность опыта
- Навык чтения
Улучшились качественные показатели техники чтения (плавность, осознанность, безошибочность, выразительность).
В 2005-06 году качество чтения первоклассников составило 56%, в 2008-09 году – 96%.
Медианный уровень техники чтения в 1 классе составил в 2009-10 году – 55 слов в минуту, в 4 классе в 2012-13 году – 106 слов в минуту.
- Интеллектуальное развитие учащихся
Вырос общий уровень умственного развития, особенно следует отметить высокий уровень сравнения и классификации.
- Диагностика уровня интеллектуального развития показала:
- высокий уровень – 83%;
- средний уровень – 17%.
- Результаты исследования мотивационной сферы детей таковы:
- высокая школьная мотивация – 67%;
- положительное отношение к школе – 33%.
- Качество обучения в 2013 году составило:
по русскому языку - 83%,
по математике – 92%,
по литературному чтению – 84%.
- Воспитанность
Проектная деятельность стала основой для формирования таких ценностей человека, как порядочность, доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Психологический климат в коллективе доброжелательный и комфортный для сотрудничества.
- Коллективная работа по методу проектов позволила избавить участников от неприятного ощущения подконтрольности, создать чувство свободы, снять интеллектуальные страхи, способствовала возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решали коммуникативные задачи: учились высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.
- Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус. Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Научились сотрудничать.
- Дети от проекта к проекту осознают свое Я, осознают окружающий мир и место человека в этом мире.
- Ученики и учитель освоили компьютерные программы PowerPoint, Publisher, Windows Movie Maker и др.
- На протяжении нескольких лет мой класс становится победителем конкурса «Класс года».
- В 2012-13 учебном году принимали участие в компьютерном тестировании в рамках всероссийского эрудит-марафона учащихся (ЭМУ) и во всероссийском конкурсе творческих команд. Заняли 671 место из 1288.
Наш проект
«Тайны живой природы».
Перед учащимися в рамках предмета «Окружающий мир» был поставлен основополагающий вопрос: «Имеет ли человек власть над природой?» В ходе проектной деятельности решались следующие задачи:
- выяснить этапы познания живой природы;
- понять, от чего зависит многообразие видов на Земле;
- научить давать характеристику животным и растениям;
- развивать умения кратко излагать свои мысли устно и письменно;
- научить пользоваться компьютерными программами для оформления результатов деятельности.
Для работы над проектом было создано 4 группы. Каждая группа получила свое задание. В результате работы были созданы:
- Презентации «Лесные животные России», “Тайны живой природы”, “Причуды природы”;
- Бюллетень «Тропический лес»;
- Тест по материалам экскурсии в Дарвиновский музей;
- Кроссворд «Причуды природы».
Вывод: Человек - самое разумное существо на планете... Человек - царь природы!" Кто придумал эти фразы? - сам человек.
Когда кто-то кем-то владеет (господствует над кем-то), то он может командовать (руководить) теми, кто находится в его подчинении. А может ли человек руководить теми, кто якобы находится под властью его царства?
Кто из животных и растений, когда человек ему отдает какой-то приказ, будет его выполнять?
Только человек может посадить себе подобного и любое другое живое существо в клетку и держать там, как невольника.
Сейчас мы изменяем нашу планету быстрее, чем успеваем понять, что делаем. В самом прямом смысле будущее мира находится в наших руках.
Природа многообразна и человек не властен над нею. Жить в гармонии с природой – главная задача человека.
Проект учащихся 3-а класса МОУ СОШ №7
г. Киржача Владимирской области
«Тайны живой природы»
Цели:
- формирование умений отбирать нужный материал, информацию, проводить исследования, представление материал в виде презентации (обучающая);
- формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно- оценочных действий, творческих способностей (развивающая);
- способствовать воспитанию доброго и чуткого отношения к окружающему миру, доброжелательного отношения друг к другу (воспитательная);
- эмоциональная разрядка: значимость проекта, роль каждого участника в разработке проекта (здоровьесберегающая).
Задачи:
1 Выбор темы.
2 Исследовательские вопросы. Гипотезы. План работы. Создание проекта. Анализ работы. Рефлексия. Отчёт о проделанной работе. Презентация.
3 Предъявление результатов – презентация проекта (учебное занятие по окружающему миру, разновозрастное занятие: 2-а, 2-б, 3-а, 3-б классы, предъявление своих достижений на родительском собрании).
Срок работы над проектом: 22 декабря 2012 г – 10 марта 2013 г.
Аннотация.
№ | Этапы и сроки проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1 | Подготовительный | Создание проблемной ситуации – мотивация учащихся, помощь в выборе темы, в формировании исследовательских вопросов. Организация группового сотрудничества. | 1 Выбор темы. 2 Формирование групп для работы над проектом. 3 Способ работы в группах, распределение ролей. | Тема проекта. Образование групп учащихся. |
2 | Поисковый | Фиксирует выдвинутые гипотезы учащихся, оказание необходимой помощи в случае возникших трудностей. | 1 Уточнение темы проекта. 2 Определение и анализ проблемы. 3 Постановка цели проекта. 4 Задачи для работы над проектом. | Цель работы. Задачи. Роль каждого участника группы. |
3 | Аналитический | Вопросы для отчёта о проделанной работе, анализ, рефлексия, целеполагание на дальнейшую работу. Алгоритм работы со справочной литературой. | 1 Анализ информации. 2 Сбор дополнительной информации, изучение. 3 Способы достижения цели. 4 Планирование работы. 5 Анализ. | Способ работы над проектом, решение задач для достижения цели. |
4 | Практический | Наблюдения за деятельностью группы, роль инструктора, эксперта, тьютора. | Выполнение – решение поставленных задач каждым участником группы – предъявление результатов выполнения работы на данном этапе. | Обсуждение результатов в группе, анализ, самоконтроль и самооценка. Отчёт о выполнении работы. |
5 | Презентационный | Создаёт условия для самостоятельной работы группы, отслеживает действия учащихся, оказывает помощь в отборе нужной информации, в создании презентации (по мере необходимости) | Подготовка материалов для презентации: тексты, фотографии, оформление презентации, анализ, корректировка, подготовка к защите проекта | Презентация проекта |
6 | Контрольный | Анализ проделанной работы группой учащихся по созданию проекта: важность темы, глубина исследования, оригинальность решений, качество выполнения, убедительность презентации. | Качественная оценка (самооценка) учащихся, рефлексия, целеполагание на дальнейшую работу- оформление Веб-сайта | Веб-сайт для публичного предъявления на родительском собрании, научно-практической конференции. (май - 2013) |
Памятка для составления отчёта о проделанной работе.
- Почему вы выбрали этот проект, а не другой?
- Расскажите, что вы сделали для получения результата?
- Чем результат работы похож и чем отличается от желаемого результата?
- Какая информация для вас была полезна?
- Вам понравилось работать над этим проектом?
- Что было трудным?
Отчёт
о выполнении работы над проектом группой учащихся 4 -а класса, классный руководитель Баранова Елена Борисовна
Тема проекта: Золотое кольцо России.
Цель: разработать проект о городах, который входят в состав Золотого кольца России, выяснить: почему именно эти города являются Золотым фондом, какие достопримечательности имеются в этих городах.
Задачи:
- составить план работы над проектом;
- провести исследования: Какие города входят в состав Золотого кольца России;
- отобрать материал для оформления на заседании группы;
- проанализировать работу;
- оформить (описание работы, презентация);
- продемонстрировать работу группы на учебном занятии по окружающему миру, младшим товарищам на разновозрастном занятии (учащимся начальной школы, предъявление своих достижений на родительском собрании);
- итоговая рефлексия;
1. Почему мы выбрали этот проект? Однажды мы задумались, что такое «Золотое кольцо России»? Какие города в него входят и почему именно эти города? Нашу группу очень заинтересовали эти вопросы и мы решили найти и почитать про эти города.
2. Для получения результатов каждый участник группы рассказал о собранном материале, а потом обменялись впечатлениями от своей работы на заседании группы, проанализировали материал, определили цель на следующий этап и продолжили создавать проект.
3. У каждого участника было много материала и нам пришлось отобрать все самое интересное и значимое. После этого мы взялись за подбор картинок и фотографий. Интересно было работать на компьютере, создавая презентацию. Оформив до конца проект в виде презентации, нам кажется, что мы достигли цели, которую ставили перед созданием нашей работы.
4. Много полезного и познавательного мы узнали, когда работали вместе под руководством нашего учителя. Оказывается, есть специальные туры по Золотому кольцу России. Вот бы посетить эти города и увидеть все самим. Работать над проектом нам было интересно и легко, мы делали всё с удовольствием. Такая работа, совместная, у нас не первая. Мы ответили на главный вопрос, который себе поставили: почему именно эти города являются Золотым фондом, какие достопримечательности имеются в этих городах. Как важно человеку оставить свой след на Земле! А если этот след в таких достопримечательностях, то это действительно золотой фонд России и мира.
Лист планирования содержания и этапов учебного проекта
Тема проекта: Золотое кольцо России
Группа учащихся: 4-а класс
Проект «Золотое Кольцо России» для учащихся начальной школы. Реализуется в программе предмета «Окружающий мир» (3 класс). Согласуется со стандартами по предмету. В ходе работы над проектом дети знакомятся:
- с древнерусскими городами Золотого кольца, их историей, достопримечательностями, особенностями;
- выясняют критерии вхождения городов в состав Золотого Кольца;
- предлагают варианты своих туристических маршрутов.
Работа над проектом развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию о родном крае, решать проблемы и творческие задачи. Учащиеся делятся на группы: историки, краеведы и экскурсоводы. Итоги исследований представляются в форме презентаций, различных типов публикаций, фотографий, рисунков.
Дидактические цели проекта
После завершения проекта учащиеся смогут:
- раскрыть понятие "Золотое Кольцо России";
- назвать города, относящиеся к Золотому Кольцу;
- объяснить, по какому принципу города включены в состав Золотого Кольца;
- знать основные достопримечательности городов, знаменитых людей прославивших тот или иной город;
- провести "виртуальную" экскурсию по своему городу;
- создавать презентации средствами PowerPoint, различные типы публикаций средствами Publisher;
- искать информацию в сети Internet;
- работать с дополнительной литературой, переодической печатью, компкт-дисками.
Методические цели проекта:
- создать условия для развития интеллектуальной и коммуникационной активности учащихся
Основополагающий вопрос
Какие следы оставляет Человек на Земле?
Проблемные вопросы
Что такое Золотое Кольцо России?
Какие города могут войти в состав Золотого Кольца?
Частные вопросы
Почему кольцо?
Почему кольцо золотое?
Что мы знаем о городах Золотого Кольца?
По какому принципу города включают в состав Золотого Кольца?
Творческое название проекта Я люблю тебя, Россия!
Формы: презентации
План проекта
Подготовительный этап
Поиск материалов для проекта "Золотое Кольцо России" (учитель и ученики).
Подбор информационных ресурсов для проекта (учитель, библиотекарь, ученики).
Создание учителем вводной презентации.
Проектировочный этап
2 урока (окружающий мир) на первой неделе
Введение в проблематику проекта (учительская презентация).
Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований.
Цель проекта, условия, план работы участников.
Сроки проекта.
Распределение детей по группам: историки, краеведы, экскурсоводы.
Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы).
Знакомство с критериями оценки работ.
Практический этап
2 урока (окружающий мир + технология) на второй неделе + внеурочная деятельность (факультатив)
Работа по группам. Проведение исследований.
Работа с источниками информации: Интернет, книги, фотоальбомы, видеотека.
Оформление результатов исследований в виде презентаций.
Контрольно-коррекционный этап
1 урок (технология) + внеурочная деятельность (начало третьей недели)
Просмотр промежуточных результатов работы групп. Самооценка. Внесение корректив в работы.
Заключительный этап
1 урок (окружающий мир) конец третьей недели
Защита проекта на обобщающем уроке окружающего мира.
Выводы. Итоги. Викторина "Города Золотого Кольца". Рефлексия детей и родителей.
Литература:
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, № 7, 2000.
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
«Основы проектной деятельности школьника» Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Под редакцией профессора Е.Я. Когана.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
Ступницкая М. Учимся работать над проектами //Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 13 – 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...
Опыт работы по теме: "Формирование речевой деятельности младших школьников" (+презентация)
Главная педагогическая идея опыта работы заключается в необходимости подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который ...
Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов....
Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры младших школьников"
Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен криз...
Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»
Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей ...
Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»
Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...