Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему

Баранова Елена Борисовна

Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности

 младшего школьника

в процессе проектной деятельности

с использованием ИКТ

Баранова Елена Борисовна,

 учитель начальных классов

высшей категории

МОУ СОШ №7

мкр. Красный Октябрь

Киржачского района

Владимирской области.

2014 год

Условия возникновения опыта

        Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

     Время, в которое мы живем, требует разносторонне развитую личность, познавательно активную, способную к творчеству и самореализации.

     Наша школа расположена в микрорайоне Красный Октябрь города Киржача Владимирской области и насчитывает 413 человек. Наличие вблизи от школы крупномасштабных предприятий: ОАО «Завод Автосвет» и «Беко»,  имеющих тесные контакты в области экономического сотрудничества со странами Европы и Азии, близость Москвы и Московской области создает дополнительную внешнюю мотивацию в развитии интеллектуальных и коммуникативных компетентностей у учащихся.

      Работаю учителем начальных классов в МОУ СОШ №7 по системе Л.В. Занкова, который разработал систему общего развития учащихся, т.е. развития «ума, чувств и воли» - главных составляющих личностного развития человека. Педагогический коллектив школы работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых неординарных форм организации УВП. Практика доказала эффективность использования проектного метода в обучении младших школьников. Предпосылками использования этого метода в начальной школе явились:

  • результаты диагностики умственного развития детей (большинство - 71% детей имеют средний уровень);
  • результаты социометрии (есть непринимаемые - 4 человека, отверженные -1 человек, лидеров нет);
  • невысокий показатель развития коммуникативной активности детей (в основном 1 ребенок в семье);
  • наличие компьютерной базы в школе (компьютерный,  мультимедийный кабинет, интерактивная доска) и дома (100% семей имеют компьютер);
  • 80% детей пришли из ДОУ №40, где занимались детским экспериментированием.

В школе созданы все условия для включения учащихся в проектную деятельность с использованием ИКТ (модуль «Практика работы на компьютере» в 3-4 классах, факультатив «Проекты на основе ИКТ» в 3-4 классах, функционирует НОУ, ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция, где дети представляют свои проекты).

Необходимо было объединить детей, научить общению, создать условия для развития интеллекта, а также продолжить начатое в детском саду. Только общее дело могло помочь.

      Так возникла идея развития интеллектуальной и коммуникативной активности детей  в процессе проектной деятельности.

Актуальность

      Происходящее в последние годы реформирование образования затронуло образовательный процесс в начальной школе, акцентируя внимание на развитие творческих возможностей и формирование стремлений учащихся к самообразованию. Новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:

  • формируют активную, самостоятельную позицию учащихся в учении;
  • способствуют самореализации творческого потенциала и формированию готовности к предстоящей творческой деятельности;
  • развивают проектные, рефлексивные, самооценочные умения и навыки, познавательный интерес учащихся;
  • реализуют принцип связи с жизнью, формируют информационные и коммуникативные компетенции.  

К таким методам можно отнести метод проектов, который не является принципиально новым, но в настоящее время относится к педагогическим технологиям XXI века.

Для успешного обучения необходим высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированность мотивационно-потребностной сферы, умения строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому использование метода проектов в начальной школе актуально и эффективно. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

       Опыт актуален, так как создает условия для стимулирования интеллектуальной и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было (рефлексивные, коммуникативные, творческие способности и др.). Опыт актуален еще тем, что решает ряд противоречий:

  • Между традиционными формами и методами организации образовательного процесса и поддержанием образовательной инициативы ребенка.
  • Между ориентацией школьных программ на предметные знания, умения и навыки и необходимостью овладения ключевыми компетентностями 21 века.
  • Между требованиями современной педагогической парадигмы, выдвигающей на первый план идею творческого развития личности, рассматривающей ИКТ как средство развития учащихся и ориентацией учителей на формирование ЗУН.
  • Между все возрастающим участием в различных конкурсах, олимпиадах с использованием ИКТ и недостаточностью подготовленности учителя к созданию условий для этой деятельности.

Опыт актуален, так как позволяет формировать у ребёнка ключевые компетентности:

  1. коммуникативность;
  2. мобильность;
  3. ответственность;
  4. самообразование;
  5. интеллектуальность;
  6. креативность и любознательность;
  7. критическое и системное мышление;
  8. взаимодействие и сотрудничество.

Использование данного опыта позволяет создать комфортные условия (снятие нервозности, страха, неуверенности, тревожности), необходимые для мотивации, для развития познавательной активности учащихся.

Педагогическая идея

В условиях начальной ступени образования основной целью является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и исследовательской деятельности детей.

Задачи развития таковы:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности таковы:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием разлияных вариантов;
  • развитие желание использовать специальную терминологию, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Исходя из вышесказанного, ведущей идеей опыта является идея формирования свободной творческой личности младшего школьника в процессе развития его познавательной и коммуникативной активности через проектную деятельность с использованием ИКТ. Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске.  Он должен отличаться сформированностью таких качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважения,  самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Причем, очень важно сохранить его индивидуальность.

Цель опыта: обосновать выбор педагогических средств для развития интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ

Задачи:

  • проанализировать существующий опыт работы по данной проблеме;
  • внедрить интерактивную технологию проектов, включающую содержание, методы, приемы, формы работы, направленные на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника;

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации к условиям начальной школы метода проектов с использованием ИКТ. Новизна заключается в следующем:

  • использованы современные средства для решения задач проектной деятельности;
  • совместно с детьми разработана памятка: «Золотые советы к вашей защите учебного проекта», разработаны критерии оценки презентации «Памятка активному слушателю»;
  • определены педагогические условия эффективной организации проектной деятельности.
  • созданы проекты: презентация, веб-сайт, фильм средствами PowerPoint, Publisher, Windows Movie Maker и др.

Проектная деятельность ученику позволяет:

  • извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументируя сделанный выбор;
  • анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносит их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности;
  •  принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечивать своими действиями его воплощение в жизнь.

Учителю проектная деятельность позволяет:

  • осваивать и грамотно применять новые технологии;
  • технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;
  •  изучать и внедрять новые формы презентации проектов.

Оценка проектной деятельности позволяет:

- оценить уровень сформированности компетентности в «естественной среде»;

- зафиксировать индивидуальное продвижение ученика.

Теоретическая база опыта

В основу  опыта легли:

  1. Идеи и УМК системы Л.В.Занкова.

Анализ произошедших в начальной школе изменений привел и к переосмыслению приоритетов в дидактической основе системы Л.В. Занкова. Порядок значимости дидактических принципов и их значение для практики обучения выглядят следующим образом:

- принцип осознания процесса учения;

- принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых;

- принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- принцип ведущей роли теоретических знаний;

- принцип быстрого темпа изучения нового материала.

А также:

        принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;  

        принцип деятельностного подхода к обучению, который предполагает поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий;

        принцип обоснованного ответа, который  предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполнения ими заданий;

        Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика..

  1. Метод проектов.

Эффективное стимулирование интеллектуального развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового материала, метода проектов.

Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

-  умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

-  формирование позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:

  • темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
  • проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
  • длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

 

Технология опыта

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает определённого способа действий, не исключает творческого подхода, но требует логического  подхода к построению  проектной деятельности.

Работу  над проектом можно разбить на шесть этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • определение руководителей проектов;
  • поиск проблемы;
  • выбор темы и её конкретизация;
  • формирование проектной группы.

ПОИСКОВЫЙ

  • уточнение темы проекта, её конкретизация;
  • определение и анализ проблемы;
  • постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • анализ имеющейся информации;
  • поиск  новой необходимой информации;
  • сбор и изучение информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта

          (анализ решений), построение алгоритма деятельности;

  • составление плана реализации проекта: планирование работ;
  • анализ.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • выполнение запланированных действий;
  • текущий контроль качества;
  • внесение (при необходимости) изменений - корректирование.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование навыков проектной деятельности осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности (окружающий мир, литературное чтение, факультатив «Мультимедиа проект»).

В рамках учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Этапы технологии:

1 этап  Подготовительный 1 класс

  • диагностика интеллектуальных и коммуникативных навыков;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • организация взаимодействия учащихся в парах, группе;
  • отработка методов: диалог, проблемная ситуация.

Первые проекты: книжки-малышки «Золотая осень», «Стихи о зиме», «Моя мама»

Выполняются по желанию.

2 этап Подготовительный  2 класс

  • Обновление и пополнение предметно-развивающей среды;
  • Работа в парах, группах;
  • Отработка методов: сократический, мозговой штурм, диалог, проблемная ситуация.

Проекты с помощью родителей: «Моя семья», «Любимая игрушка».

Выполняются по желанию.

3 этап  Основной  3-4 класс

  • Совершенствование интерактивных форм и методов работы с детьми;
  • факультатив «Мультимедиа проект»;
  • итоговая диагностика.

Мультимедийные проекты с помощью родителей и без помощи родителей: «Тайны живой природы», «Золотое кольцо России», «Наш класс».

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1.        Подготовка к проекту:

2.        Планирование:

3.        Исследование:

4.       Выполнение:

5.      Защита проекта:

6.      Оценка результатов и процесса:

Результативность опыта

  1. Навык чтения

Улучшились качественные показатели техники чтения (плавность, осознанность, безошибочность, выразительность).

В 2005-06 году качество чтения первоклассников составило 56%, в 2008-09 году – 96%.

Медианный уровень техники чтения в 1 классе составил в 2009-10 году – 55 слов в минуту, в 4 классе в 2012-13 году – 106 слов в минуту.

  1. Интеллектуальное развитие учащихся

Вырос общий уровень умственного развития, особенно следует отметить высокий уровень сравнения и классификации.

  • Диагностика уровня интеллектуального развития показала:
  • высокий уровень – 83%;
  • средний уровень –  17%.
  • Результаты исследования мотивационной сферы детей таковы:
  • высокая школьная мотивация – 67%;
  • положительное отношение к школе – 33%.

  1. Качество обучения в 2013 году составило:

по русскому языку - 83%,

по математике – 92%,

по литературному чтению – 84%.

  1. Воспитанность

Проектная деятельность стала основой для формирования таких ценностей человека, как порядочность, доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, гражданственность и патриотизм. Психологический климат в коллективе доброжелательный и комфортный для сотрудничества.

  1. Коллективная работа по методу проектов позволила избавить участников от неприятного ощущения подконтрольности, создать чувство свободы, снять интеллектуальные страхи, способствовала возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решали коммуникативные задачи: учились высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.

  1. Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус.  Дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Научились сотрудничать.

  1. Дети от проекта к проекту осознают свое Я, осознают окружающий мир и место человека в этом мире.
  2. Ученики и учитель освоили компьютерные программы PowerPoint, Publisher, Windows Movie Maker и др.
  3. На протяжении нескольких лет мой класс становится победителем конкурса «Класс года».
  4. В 2012-13 учебном году принимали участие в компьютерном тестировании в рамках всероссийского эрудит-марафона учащихся (ЭМУ) и во всероссийском конкурсе творческих команд. Заняли 671 место из 1288.

Наш проект

«Тайны живой природы».

Перед учащимися в рамках предмета «Окружающий мир» был поставлен основополагающий вопрос: «Имеет ли человек власть над природой?» В ходе проектной деятельности решались следующие задачи:

  • выяснить этапы познания живой природы;

  • понять, от чего зависит многообразие видов на Земле;

  • научить давать характеристику животным и растениям;

  • развивать умения кратко излагать свои мысли устно и письменно;

  • научить пользоваться компьютерными  программами для оформления результатов деятельности.

Для работы над проектом было создано 4 группы. Каждая группа получила свое задание. В результате работы были созданы:

  • Презентации «Лесные животные России», “Тайны живой природы”, “Причуды природы”;

  • Бюллетень «Тропический лес»;

  • Тест  по материалам экскурсии в Дарвиновский музей;

  • Кроссворд «Причуды природы».

Вывод: Человек - самое разумное существо на планете... Человек - царь природы!" Кто придумал эти фразы? - сам человек.

Когда кто-то кем-то владеет (господствует над кем-то), то он может командовать (руководить) теми, кто находится в его подчинении. А может ли человек руководить теми, кто якобы находится под властью его царства?

Кто из животных и растений, когда человек ему отдает какой-то приказ, будет его выполнять?

Только человек может посадить себе подобного и любое другое живое существо в клетку и держать там, как невольника.

Сейчас мы изменяем нашу планету быстрее, чем успеваем понять, что делаем. В самом прямом смысле будущее мира находится в наших руках.

Природа многообразна и человек не властен над нею. Жить в гармонии с природой – главная задача человека.

Проект  учащихся 3-а класса МОУ СОШ №7

г. Киржача  Владимирской области

«Тайны живой природы»

Цели:

  • формирование умений отбирать нужный материал, информацию, проводить исследования, представление материал в виде презентации (обучающая);
  • формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно- оценочных действий, творческих способностей (развивающая);
  • способствовать воспитанию доброго и чуткого отношения к окружающему миру, доброжелательного отношения друг к другу (воспитательная);
  • эмоциональная разрядка: значимость проекта, роль каждого участника в разработке проекта (здоровьесберегающая).

Задачи:

1 Выбор темы.

2 Исследовательские вопросы. Гипотезы. План работы. Создание проекта. Анализ работы. Рефлексия. Отчёт о проделанной работе. Презентация.

3 Предъявление результатов – презентация проекта (учебное занятие по окружающему миру,  разновозрастное занятие:  2-а, 2-б, 3-а, 3-б классы, предъявление своих достижений на родительском собрании).

Срок работы над проектом: 22 декабря 2012 г – 10 марта 2013 г.

Аннотация.

Этапы и сроки проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1

Подготовительный

Создание проблемной ситуации – мотивация учащихся, помощь в выборе темы, в формировании исследовательских вопросов. Организация группового сотрудничества.

1 Выбор темы.

2 Формирование групп для работы над проектом.

3 Способ работы в группах, распределение ролей.

Тема проекта.

Образование групп учащихся.

2

Поисковый

Фиксирует выдвинутые гипотезы учащихся, оказание необходимой помощи в случае возникших трудностей.

1 Уточнение темы проекта.

2 Определение и анализ проблемы.

3 Постановка цели проекта.

4 Задачи для работы над проектом.

Цель работы.

Задачи.

Роль каждого участника группы.

3

Аналитический

Вопросы для отчёта о проделанной работе, анализ, рефлексия, целеполагание на дальнейшую работу. Алгоритм работы со справочной литературой.

1 Анализ информации.

2 Сбор дополнительной информации, изучение.

3 Способы достижения цели.

4 Планирование работы.

5 Анализ.

Способ работы над проектом, решение задач для достижения цели.

4

Практический

Наблюдения за деятельностью группы, роль инструктора, эксперта, тьютора.

Выполнение – решение поставленных задач каждым участником группы – предъявление результатов выполнения работы на данном этапе.

Обсуждение результатов в группе, анализ, самоконтроль и самооценка.

Отчёт о выполнении работы.

5

Презентационный

Создаёт условия для самостоятельной работы группы, отслеживает действия учащихся, оказывает помощь в отборе нужной информации, в создании презентации (по мере необходимости)

Подготовка материалов для презентации: тексты, фотографии, оформление презентации, анализ, корректировка, подготовка к защите проекта

Презентация проекта

6

Контрольный

Анализ проделанной работы группой учащихся по созданию проекта: важность темы, глубина исследования, оригинальность решений, качество выполнения, убедительность презентации.

Качественная оценка (самооценка) учащихся, рефлексия, целеполагание на дальнейшую работу- оформление

Веб-сайта

Веб-сайт для публичного предъявления на родительском собрании, научно-практической конференции.

(май - 2013)

Памятка для составления отчёта о проделанной работе.

  1. Почему вы выбрали этот проект, а не другой?
  2. Расскажите, что вы сделали  для получения результата?
  3. Чем результат работы похож и чем отличается от желаемого результата?
  4. Какая информация для вас была полезна?
  5. Вам понравилось работать над этим проектом?
  6. Что было трудным?

Отчёт

о выполнении работы над  проектом  группой учащихся 4 -а класса, классный руководитель Баранова Елена Борисовна

Тема проекта:  Золотое кольцо России.

Цель: разработать проект о городах, который входят в состав Золотого кольца России,  выяснить: почему именно эти города являются Золотым фондом, какие достопримечательности имеются в этих городах.

Задачи:

- составить план работы над проектом;

- провести исследования: Какие города входят в состав Золотого кольца России;

- отобрать материал для оформления на заседании группы;

- проанализировать работу;

- оформить (описание работы, презентация);

- продемонстрировать работу группы на учебном занятии по окружающему миру, младшим товарищам на разновозрастном занятии (учащимся начальной школы, предъявление своих достижений на родительском собрании);

- итоговая рефлексия;

1. Почему мы выбрали этот проект? Однажды мы задумались, что такое «Золотое кольцо России»?  Какие города в него входят и почему именно эти города? Нашу группу очень заинтересовали эти вопросы и мы решили найти и почитать  про эти города.

2. Для получения результатов каждый участник группы рассказал о собранном материале, а потом обменялись впечатлениями от своей работы на заседании группы, проанализировали материал, определили цель на следующий этап и продолжили создавать проект.

3. У каждого участника было много материала и нам пришлось отобрать все самое интересное и значимое. После этого мы взялись за подбор картинок и фотографий. Интересно было работать на компьютере, создавая презентацию. Оформив до конца проект в виде презентации, нам кажется, что мы достигли цели, которую ставили перед созданием нашей работы.

4. Много полезного и познавательного мы узнали, когда работали вместе под руководством нашего учителя. Оказывается, есть специальные туры по Золотому кольцу России. Вот бы посетить эти города и увидеть все самим. Работать  над проектом нам было интересно и легко, мы делали всё с удовольствием. Такая работа, совместная, у нас  не первая.  Мы ответили на главный вопрос, который себе поставили: почему именно эти города являются Золотым фондом, какие достопримечательности имеются в этих городах. Как важно человеку оставить свой след на Земле! А если этот след в таких достопримечательностях, то это действительно золотой фонд России и мира.

Лист планирования содержания и этапов учебного проекта

Тема проекта: Золотое кольцо России

Группа учащихся: 4-а класс

Проект «Золотое Кольцо России» для учащихся начальной школы. Реализуется в программе предмета «Окружающий мир» (3 класс). Согласуется со стандартами по предмету. В ходе работы над проектом дети знакомятся:

  • с древнерусскими городами Золотого кольца, их историей, достопримечательностями, особенностями;
  • выясняют критерии вхождения городов в состав Золотого Кольца;
  • предлагают варианты своих туристических маршрутов.

Работа над проектом развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию о родном крае, решать проблемы и творческие задачи. Учащиеся делятся на группы: историки, краеведы и экскурсоводы. Итоги исследований представляются в форме презентаций, различных типов публикаций, фотографий, рисунков.

Дидактические цели проекта

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • раскрыть понятие "Золотое Кольцо России";
  • назвать города, относящиеся к Золотому Кольцу;
  • объяснить, по какому принципу города включены в состав Золотого Кольца;
  • знать основные достопримечательности городов, знаменитых людей прославивших тот или иной город;
  • провести "виртуальную" экскурсию по своему городу;
  • создавать презентации средствами PowerPoint, различные типы публикаций средствами Publisher;
  • искать информацию в сети Internet;
  • работать с дополнительной литературой, переодической печатью, компкт-дисками.

Методические цели проекта:

  • создать условия для развития интеллектуальной и коммуникационной активности учащихся

Основополагающий вопрос

Какие следы оставляет Человек на Земле?

Проблемные вопросы

Что такое Золотое Кольцо России?

Какие города могут войти в состав Золотого Кольца?

Частные вопросы

Почему кольцо?

Почему кольцо золотое?

Что мы знаем о городах Золотого Кольца?

По какому принципу города включают в состав Золотого Кольца?

Творческое название проекта  Я люблю тебя, Россия!

Формы:  презентации

План проекта

Подготовительный этап

Поиск материалов для  проекта "Золотое Кольцо России" (учитель и ученики).

Подбор информационных ресурсов для проекта (учитель, библиотекарь, ученики).

Создание учителем вводной презентации.

Проектировочный этап

2 урока (окружающий мир) на первой неделе

Введение в проблематику проекта (учительская презентация).

Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.

Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований.

Цель проекта, условия, план работы участников.

 Сроки проекта.

Распределение детей по группам: историки, краеведы, экскурсоводы.

Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы).

Знакомство с критериями оценки работ.

Практический этап

2 урока (окружающий мир + технология) на второй неделе + внеурочная деятельность (факультатив)

Работа по группам. Проведение исследований.

Работа с источниками информации: Интернет, книги, фотоальбомы, видеотека.

Оформление результатов исследований в виде презентаций.

Контрольно-коррекционный этап

1 урок (технология) + внеурочная деятельность (начало третьей недели)

Просмотр промежуточных результатов работы групп. Самооценка. Внесение корректив в работы.

Заключительный этап

1 урок (окружающий мир) конец третьей недели

Защита проекта на обобщающем уроке окружающего мира.

Выводы. Итоги. Викторина "Города Золотого Кольца". Рефлексия детей и родителей.

Литература:

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, № 7,  2000.

Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

«Основы проектной деятельности школьника» Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Под редакцией профессора Е.Я. Когана.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.

Ступницкая М. Учимся работать над проектами //Школьный психолог. – 2007. – № 23. – С. 13 – 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

Опыт работы по теме: "Формирование речевой деятельности младших школьников" (+презентация)

Главная педагогическая идея опыта работы заключается в необходимости подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который ...

Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры младших школьников"

Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен криз...

Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»

Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей ...

Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»

Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...