ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
статья (1 класс) по теме
Обобщение опыта работы по проектной деятьятельности с использованием национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobobshch._ped._opyta_2011_ipm.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
п.г.т. Уренгой
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Самообобщение и описание педагогического
опыта в форме ИПМ
Казаковой Любови Сергеевны, учителя начальных классов.
п. Уренгой, 2012 г
ИПМ-1
- Наименование темы: организация поисково-исследовательской и проектной деятельности с использование национально-регионального компонента.
- Актуальность темы.
Практика показывает, что у многих детей снижена мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальным становится необходимость в содержании образования школьников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей школьников. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Познавательная активность реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы младших школьников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому основная цель работы состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Обучение и воспитание младших школьников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, обусловлено современным подходом к обновлению школьного образования, его гуманизации, поиском путей воспитания у детей высоконравственных убеждений через воспитание любви к малой Родине, к тому краю, где живёшь, уважение к коренным жителям этого края, их истории, культуре, обычаям и традициям.
В своей работе я столкнулась с проблемами:
1. потерей нравственных и культурных основ в воспитании школьников и необходимостью обращения к истокам народной культуры, опыта народов для усиления нравственного воспитания детей и воспитания любви к Отечеству;
2. большими возможностями народной педагогики и отсутствия применения народной педагогики в патриотическом воспитании детей;
3. постоянно растущему интересу у воспитателей и детей к малым народам Севера, краеведческой работе и отсутствие достаточного материала в методических пособиях.
Поиск решения этих проблем привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: «Поисково-исследовательская и проектная деятельность с использованием национально-регионального компонента».
ИПМ-2
Теоретическая интерпретация опыта.
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с опорой на истоки народной культуры с использованием нестандартных форм, методов и приёмов работы.
Условия формирования опыта: на Ямале проживают люди многих национальностей, приехавших издалека. Дети практически ничего не знают об истории и культуре края, где они живут, о коренных жителях региона.
Использование поисково-исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные способности детей, стремление к познанию ими окружающего мира (жизни, обычаев, традиций коренных жителей региона), позволяет создать учебный модуль, включающий блок информации, краеведческую деятельность воспитанников и воспитателей. Систему работы на занятиях с использованием современных методик, разработку новых подходов к организации работы вне уроков, систему работы с родителями с использованием народной педагогики.
Теоретическая база опыта
В своей работе использую методику «Погружение в образ» М.П.Щетинина, технологию Савенкова «Как научить младшего школьника приобретать знания» (развивающее обучение), методику Ивановой «Организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», проектную методику.
Провожу нетрадиционные уроки: уроки-путешествия, уроки экскурсии, уроки праздники, уроки-дни рождения и другие
Новизна заключается в том, что организация краеведческой деятельности ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний, создает высокую мотивацию учения, способствуя, таким образом, формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
Продуктивность опыта
Дети успешно овладевают системой знаний и практическими умениями, воспитывается уважительное отношение к коренным жителям того края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников.
Трудоёмкость опыта заключается в вовлечении всех детей и их родителей в совместный труд учения, кропотливой краеведческой работе, в отсутствии методических разработок, дидактического и видеоматериала, специальной дополнительной литературы при подготовке учителя к урокам и различным мероприятиям.
Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения использую самые различные приёмы, создаю проблемные ситуации, ставлю перед детьми поисковые вопросы, привлекаю детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт учащихся и предшествующие знания. Даю диагностические задания на выявление творческих и интеллектуальных способностей детей. Постоянно включаю в занятия и свободное время от уроков развивающие игры и упражнения, формирующие знания, умения и навыки, веду индивидуальную работу с учащимися и их родителями.
ИПМ-3
Система работы учителя
Для многих ребят нашей школы Пуровский район – это их Родина, суровый и прекрасный край, великолепная земля и по богатству и по размерам. Чтобы у ребёнка сформировать чувство любви к Родине, необходимо воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни. Чтобы у ребёнка сформировать чувство любви к Родине, необходимо воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.
Стараюсь сформировать интерес к познанию родного края, воспитывать гордость за свой край и искреннюю дружбу между людьми разных национальностей.
С учётом местных условий планировала весь познавательный материал равномерно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Мной были поставлены следующие цели:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие активной самостоятельной эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности, как субъекта деятельности;
- развитие специальных способов ориентации экспериментирования и моделирования;
- развитие потенциальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
Конкретные задачи по проблеме с использованием национального компонента:
- закрепить знания детей о своей Родине – России;
- воспитывать в детях чувство восхищения красотой родного посёлка, уважение к ветеранам труда;
- поднять экологические проблемы;
- познакомить детей с коренными жителями и их бытом;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение и симпатию к сверстникам, живущим на северной земле.
Цикл занятий и поощряемая последующая самостоятельная деятельность направлена на то, чтобы вызвать интерес к жизни на Севере, их труду, обычаям.
С этой целью в классе создана определённая предметно-развивающая среда: уголок «Наш Ямал», уголок краеведческой тематики «Мой северный край», оформлен альбом «На Ямале мы живём», выставка детских работ про северный край, выставка рисунков «Уренгой глазами детей», «Уренгой глазами родителей», оформлена выставка книг национальных писателей.
С 2007 г. внедряю в своей работе педагогическую технологию «Поисково-исследовательская деятельность». С учётом возрастных и индивидуальных особенностей и способностей детей составила программу «Юные исследователи».
Дети в первом классе работали над индивидуальными проектами.
Все выступления детей заслушаны на «Празднике проектов». Степень участия детей в исследовательской деятельности значительно повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Разработанный мною проект «Северный фольклор» реализовался в детском саду, а проект «На Ямале мы живём» - в первом классе.
Весь год мы работали над проектом «На Ямале мы живём»:
- с сентября ориентировала детей на сбор нужной информации по выбранной ими теме;
- затем совместно с родителями велась работа: подбор фотографий для фотоальбома «Родной Уренгой». Итогом было проведение урока-экскурсии «Наш Ямал». Участие в реализации проекта приняли учителя, специалисты школы, родители, дети.
Проектная деятельность позволяет мне формировать личностные качества ребёнка, умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности оказывать помощь друг другу.
Дети получают новые знания в разных сферах окружающей действительности.
Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.
Большая и плодотворная работа ведётся по программе «Юные умники и умницы» (программе преемственности связей в работе по развитию интеллектуально-творческого потенциала воспитанников ДОУ и учащихся школы первой ступени).
Программа составлена мной и методистом с учётом рекомендаций завуча УСОШ №2, она нацелена на организацию творческого процесса воспитания и обучения, развитие эмоционально-ценностных ориентаций школьников, побуждение узнавать и познавать не только окружающий мир, но и самого себя.
Намечены пути развития творческих способностей детей средствами дополнительного образования, представлены индивидуально-развивающие упражнения. Всё это позволяет успешно формировать интеллектуальное развитие, повышает интерес к усвоению знаний, актуализирует мысль, развивает смекалку, речь, самостоятельность детей.
Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью, готовлю вместе с детьми, родителями выступления, проекты. Своим опытом работы по программе «Умники и умницы» поделилась на заседании Совета педагогов ДОУ.
Для педагогов детского сада провела мастер-класс «Поисково-исследовательская деятельность в детском саду».
ИПМ-4
Метод проектной деятельности
Метод проектной деятельности хорошо использовать в работе с младшими школьниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, стремление к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
Работа над проектом приучает ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия. Материал дети подбирают не из учебников, а из реальной жизни.
Первые проектные задания должны быть несложные, к помощи привлекаются родители. Учитель подсказывает варианты поиска информации, возможное оформление.
Пример:
Проект на тему: «Представление Ямала туристам – гостям нашего края».
1 этап – представление проекта в целом, дать ориентирование на сбор необходимой информации;
2 этап - поиск нужной информации;
3 этап - рассказ о результатах своих поисков.
Например:
- Я побывал на празднике «День оленевода»…
- Я посетил музей…
- Я побеседовал (взял интервью) у своего руководителя кружка «Бисероплетение»…
- Я подобрал много красочных иллюстраций о природе и животных нашего края…
- Мы с папой оформили фотовыставку «Праздник Севера»…
-Мы с братом сделали макет «Уголок тундры»…
- Мы с подругой разучили танец оленят…
- Мы с мамой составили кроссворд для «Поля чудес» на тему «Наш край»…
4 этап – проведение итогового нетрадиционного урока-экскурсии «Наш Ямал» с приглашением родителей, где они являются туристами, а дети - экскурсоводами.
ИПМ-5
Преемственные связи в работе по развитию интеллектуально-творческого потенциала воспитанников дошкольных учреждений и учащихся 1-й ступени.
Проблема преемственности – одно из важнейших проблем непрерывного, одно из главных условий его успешного осуществления. Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно потому, что при переходе ребенка из детского сада в школу резко меняются условия его жизни. Исходя из этого, мы совместно с завучем начальной школы написали программу «Юные умники и умницы», где отразились основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками и младшими школьниками..
Наша работа по преемственности между детским садом «Снежинка» и начальной школой №2, которую мы проводили по формированию у детей творческих и интеллектуальных способностей, показала, что когда преемственность осуществляется, то дети чувствуют увереннее, перейдя из групп детского сада в школу. Они испытывают состояние комфортности на многих уроках.
Применение в работе преемственности показывает как велико ее значение во всестороннем развитии детей, ее значение для подготовки детей к школе.
В детском саду и начальной школе №2 создаются все условия в работе по проблеме преемственности и по другим вопросам воспитательно - образовательной работе с детьми.
В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, школьника определены содержание и задачи интеллектуально – творческого развития ребенка, решаемой в ходе поисково - исследовательской деятельности. Представлены так же методические рекомендации по реализации программы.
Основная цель программы состоит в создании условий для развития поисково – исследовательской деятельности детей дошкольного и школьного возраста как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
В ходе работы по преемственности решаем задачи:
1. Развитие способностей видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей;
2. Развитию собственного познавательного опыта;
3. Расширение перспектив поисково-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные моделирующие, преобразующие действия;
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
5. Развитие у детей способности сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы.
Работа в детском саду и школе осуществляется в тесном взаимодействии: педагоги детского сада посещают уроки, мероприятия по исследовательской деятельности в школе с последующим обсуждением и анализом.
Широкое включение в жизнь детей разнообразных тем по поисково-исследовательской деятельности важно потому, что оно переориентирует всю образовательно-воспитательную работу с детьми на организацию интересной, творческой, обращенной к каждому ребенку деятельности, в которой каждый может наиболее полнее проявить себя, реализовать свою активность без какого бы то ни давления со стороны взрослых.
Направление деятельности | Мероприятия в ДОУ | Мероприятия в школе 1 ступени |
Развитие интеллектуальных способностей детей |
2. Индивидуальные развивающие занятия со способными детьми | 1. Развитие интеллектуальных способностей детей при проведении уроков через использование заданий развивающего характера. 2. Построение индивидуального маршрута развития путем использования индивидуальных маршрутных листов. |
Формирование умений и навыков исследовательской деятельности (по методике А.И.Савенкова) | Исследовательская деятельность дошкольников: - подготовка к проектной деятельности с 4-х лет; - коллективная проектная деятельность с 5-и лет; - индивидуальная проектная деятельность с 6-и лет. Выход: представление работ в группах, на родительских собраниях, на Дне проектов. | Исследовательская деятельность младших школьников: - развивающие курсы в группе продленного дня «Я – исследователь», «Маленький исследователь»; - работа малого научного общества учащихся классов повышенного уровня обучаемости «Эврика»; - индивидуальная работа над проектами; - Выход: защита-представление проекта на школьном фестивале творческих исследовательских проектов; участие в конкурсе исследовательских работ младших школьников разного уровня, в том числе и всероссийского. |
Развитие творческих способностей детей средствами дополнительного образования | В ДОУ: - цирковая студия; - занятия хореографией - изобразительная деятельность - эколого-валеологическая студия - шахматы; - театральный кружок - занятия вокалом | В школе: - Кружок «Народные игры» - занятия хореографией - занятие изобразительной деятельностью на базе МОУ ДОД «Детская художественная школа» - проектная деятельность в рамках воспитательной программы «Путешествие на планету Знаний» (экологические проекты) - занятие шахматами на базе МОУ ДОД «Уренгойский дом детского творчества» - театральная студия - кукольный театр - вокальная студия |
ИПМ-6
Внеклассная работа
- Экскурсии на природу. Наблюдения за явлениями природы. После экскурсии коллективное выполнение из природного материала панно «Уголок тундры».
- Сотрудничество с местным краеведческим музеем, регулярное посещение выставок.
- Организация познавательных игр «Звездный час», «Счастливый случай» на основе литературного краеведения.
- Посещение чемпионата района по национальным видам спорта.
- Проведение в классе мини-чемпионата по национальным видам спорта.
- Знакомство на классном часе с экологическим календарем ненецкого народа.
- Встречи с представителями коренной национальности.
- Совместная работа с родителями и детьми в оформлении и защите творческих и исследовательских работ.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
Таким образом, для достижения одной из основных задач современной школы – воспитание высоконравственной личности школьника, патриота своего Отечества – учителям, работающим в территориях, где коренными жителями являются малые народы, необходимо творчески подходить к обновлению содержания образования, опираясь на культурное наследие этих народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...
Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МАТЕРИАЛ РАССКАЗЫВАЕТ О РАЗНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ. А ТАКЖЕ О МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ. ПРИВОДЯТСЯ ПРИМЕРЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ. ...
Организация исследовательской и проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательност...
«Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов (экологическое воспитание).»
Педагогический проект....
"Организация активной самостоятельной проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО"
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать. Ему должны привить две гр...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)
Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....