Статья "Работа учителя с лживыми детьми"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа учителя с лживыми детьми
“Ложь лишь недостаточность истины.”
Л. Карсавин
В работе учителя часто встречаются дети, которые в силу особенностей своего воспитания или развития требуют пристального внимания. К такой категории относятся лживые дети.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда, обман (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). С понятием ложь, связано понятие нечестность. Под нечестностью следует понимать преднамеренную ложь, то есть сознательное утверждение учеником неправды или отрицание того, что есть в действительности.
Когда ребенок понимает, что сказанное им не соответствует действительности, но вопреки этому продолжает настаивать на своем – он лжет. Лживость детей бывает вызвана разными причинами: боязнью наказания, стремлением во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих, желанием прикрыть совершившего проступок товарища, подражанием родителям, стремлением самоутвердиться в среде сверстников. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики.
Нечестность в младшем школьном возрасте встречается часто. В ней нет ничего опасного до тех пор, пока она не выходит за известные пределы, где уже начинает портить жизнь человеку и окружающим, превращается в социально опасное явление.
Ребенок рано начинает понимать, что люди падки на ложь. Наблюдая, он определяет, в каких случаях ложь достигает цели, а в каких не. Постепенно он заменяет грубую ложь тонкой, почти незаметной полуправдой. Все это сочетается с лицемерием, лесть. Детская ложь опасна, когда сочетается с другими серьезными нарушениями поведения – агрессивностью, девиантным поведением.
Задача учителя в работе с такими детьми заключается в том, чтобы помочь им усвоить, что правду можно и нужно говорить, не опасаясь последствий. Для искоренения лживости надо обратить особое внимание на воспитание у таких детей честности и смелости, готовности мужественно перенести наказание за совершенный проступок. Следует проявлять уважение к правдивости ребенка, сообщить ему, что лживость – презренное качество человека, отягощающее дурной поступок. Учитель сам должен быть примером честности и искренности. Никогда не следует оставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Но надо избегать таких средств наказания, которые вызываю у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
Можно выделить следующие признаки лжи: ребенок старается не смотреть вам в глаза; начинает что – то говорить и вдруг быстро подносит руку ко рту; потирает глаз; часто покашливает во время разговора; потирает подбородок или виски; неосознанно прикасается в носу; подергивает мочку уха; почесывает шею или оттягивает воротник; при разговоре держит руки в карманах.
Как же следует работать учителю с такими детьми?
- Объяснять детям, что ложь – это плохо! Таких людей не любят и не уважают.
- Если ребенок все-таки обманул, набраться терпения и дать шанс ребенку исправиться.
- Не оставлять лживый проступок безнаказанным.
- Хвалить, поощрять, если ребенок исправился.
- Создавать атмосферу честности и правды при обучении и воспитании.
- Не применять грубых методов.
- Не провоцировать ложь.
- Доверять детям.
- Внушать детям мысль, что ложь не бывает во благо, это удел трусов.
Помимо работы с лживыми детьми учителю целесообразно проводить работу со всем классом по профилактике лжи. В такой работе помогут следующие приемы:
- Проводить беседы на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
- Создавать атмосферу честности и правды при обучении и воспитании.
- Доверять детям, пока их вина не доказана.
- Создавать общественное мнение, не принимающее ложь ни при каких условиях.
- Своевременно выявлять склонность к лживости.
Нечестность и детская лживость могут быть преодолены. Но для этого требуется систематическая и целенаправленная коррекционная и профилактическая работа учителей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя с неуспевающими детьми
План работы учителя с неуспевающими детьми...
«Организация диагностических мероприятий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
В материале сделана попытка систематизировать в таблицу логопедические диагностические методики известных авторов. Выделены цель и краткое содержание методик,а так же таблица составлена на ...
«Диагностическая карта в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»
Данная карта составлена и адаптирована к новым требованиям в школе по ФГОС.В карте выделены основные диагностические критерии. Данное пособие служит приложением к "Логопедической диагностике готовност...
Синквейн как инновационный прием в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
В данной статье освещены вопросы использования приема «синквейн» новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в работе учите...
Практические рекомендации родителям, учителям работающим с детьми СДВГ
Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как...
Рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушениями речи
В статье описаны проявления различных видов дисграфии у детей с нарушениями речи и особенности работы учителя с такими детьми....
Работа учителя с одаренными детьми
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптировать...