Внеурочная деятельность Школа нравственности
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа нравственности" для учащихся 1-4 классов с учетом ФГОС на 2015/2016 учебный год . Нагрузка-2 часа внеделю.
1 класс-66 часов,2класс-68 часов,3 класс-68 часов,4 класс-68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_nravstvennosti_1-4_kl.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №21 г.Химки
.
|
|
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Школа нравственности »
1 «Д» 1 «Е» 2 «Е» 3 «Д» 3 «Е» классы
Составитель Гайнуллина Найля Файзиевна
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная. Духовно – нравственному направлению – посвящено данное методическое пособие.
Программа «Школа нравственности» разработана на основании:
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника
Программа внеурочной деятельности «Школа нравственности» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности», составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я - гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Принципы обучения
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии. способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной. общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Условия реализации программы
- обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
- утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
- подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
- разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
- подбор и подготовка диагностического инструментария;
- наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
- заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.
Методические материалы.
Различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Школа нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения .
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания, социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
. Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять обещания.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.
6. Стихотворения о Родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Для оценки планируемых, результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: • диагностика нравственной самооценки; • диагностика этики поведения; • диагностика отношения к жизненным ценностям; • диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004} Наблюдения педагогов и родителей. |
Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й класс (66 часов)
Раздел 1: Правила поведения в школе (12 часов)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (20 часов)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (14 часов)
«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности (10 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома ( 4 часа) Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (6 часов)
2-й класс (68 часов)
Раздел 1: Культура общения (18 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (8 часов) Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (22 часа)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (20 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3-й класс (68 часов)
Раздел 1: Культура общения (18 часов)
Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (14 часов)
"Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20 часов) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (16 часов) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики
4 -й класс (68 часов)
Раздел 1: Культура общения (18 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (14 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20 часов) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (16 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й класс
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Правила поведения в школе | 12 | |||
1. | Правила поведения на уроке и на перемене | 2 | + | |
2. | Правила поведения в общественных местах | 2 | + | |
3. | Правила поведения в гардеробе | 2 | * | |
4. | Правила поведения в столовой | 2 | + | |
5. | Правила поведения в библиотеке | 2 | + | |
6. | Правила поведения в школьном дворе | 2 | + | |
Раздел №2 О добром отношении к людям | 20 | |||
7. | Что такое «добро и зло» | 2 | + | |
8. | Что такое «добро и зло» | 2 | + | |
9. | «Ежели вы вежливы» | 2 | + | |
10. | «Ежели вы вежливы» | + | ||
11. | Добрые и не добрые дела | + | ||
12. | Добрые и не добрые дела | + | ||
13. | Ты и твои друзья | + | ||
14. | Ты и твои друзья | + | ||
15. | Помни о других - ты не один на свете | + | ||
16. | Помни о других - ты не один на свете | 2 | + | |
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 14 | |||
17. | «Ученье - свет, а неученье - тьма» | 2 | + | |
18. | «Как быть прилежным и старательным» | 2 | + | |
19. | «Как быть прилежным и старательным» | 2 | + | |
20. | Наш труд в классе | 2 | + | |
21. | Наш труд в классе | 2 | + | |
22. | Мой труд каждый день дома | 2 | + | |
23. | Мой труд каждый день дома | 2 | + | |
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности | 10 | |||
| Культура внешнего вида | 2 | + | |
25. | Культура внешнего вида | 2 | + | |
26. | Каждой вещи своё место | 2 | + | |
27. | Каждой вещи своё место | 2 | + | |
28. | Умейте ценить своё и чужое время | 2 | + | |
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома | 4 | |||
29. | Как вести себя на улице и дома | 2 | + | |
30. | Как вести себя на улице и дома | 2 | + | |
Раздел №6 Школьный этикет | 6 | |||
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 2 | + | |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 2 | + | |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 2 | + |
2-й класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | |
Раздел №1 Культура общения | 18 | ||||
1. | Этикет (повторение) | 2 | + | ||
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 2 | + | ||
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения | 2 | + | ||
4. | Встреча и развлечение гостей | 2 | + | ||
5. | Встреча и развлечение гостей | 2 | + | ||
6. | Поведение в гостях | 2 | + | ||
7. | Поведение в гостях | 2 | + | ||
8. | Как дарить подарки | 2 | + | ||
9. | Как дарить подарки | 2 | + | ||
Раздел №2 Общечеловеческие нормы нравственности | 8 | ||||
10. | Заповеди | 2 | + | ||
11. | Заповеди | 2 | + | ||
12. | Дал слово держи | 2 |
| ||
13. | Дал слово держи | 2 | + | ||
Раздел №3 Дружеские отношения | 22 | ||||
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 2 | + | ||
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 2 | + | ||
16. | Преданный друг | 2 | + | ||
17. | О доброте и бессердечии | 2 | + | ||
18. | О доброте и бессердечии | 2 | + | ||
19. | Об уважительном отношении к старшим | 2 | + | ||
20. | О зависти и скромности | 2 | + | ||
21. | О зависти и скромности | 2 | + | ||
22. | О доброте и жестокосердии | 2 | + | ||
23. | В мире мудрых мыслей | 2 | + | ||
24. | В мире мудрых мыслей | 2 | + | ||
Раздел №4 Понять другого | 20 | ||||
25. | Золотые правила | + | |||
26. | Золотые правила | + | |||
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | + | |||
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | + | |||
29. | О тактичном и бестактном поведении | + | |||
30. | О тактичном и бестактном поведении | + | |||
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | + | |||
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 2 | + | ||
33. | В мире мудрых мыслей | 2 | + | ||
34 | Обзор курса этики за год | 2 | + |
3-й класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия в общении с разными людьми, сострадания к чужому горю.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | |||
Раздел №1 Культура общения | 18 | ||||||
1. | Этикет разговора | 2 | + | ||||
2. | Обращение к разным людям | 2 | + | ||||
3. | Обращение к разным людям | 2 | + | ||||
4. | Вежливый отказ, несогласие | 2 | + | ||||
5. | Этикетные ситуации | 2 | + | ||||
6. | Этикетные ситуации | 2 | + | ||||
7. | Афоризмы | 2 | + | ||||
8. | Разговор по телефону | 2 | + | ||||
9. | Играем роль воспитанного человека | 2 | + | ||||
Раздел №2 Самовоспитание | 14 | ||||||
10. | Что значит быть вежливым? | 2 | + | ||||
11. | Мои достоинства и недостатки | 2 | + | ||||
12. | Мои достоинства и недостатки | 2 | + | ||||
13. | Большое значение маленьких радостей | 2 | + | ||||
14. | О хороших и дурных привычках | 2 | + | ||||
15. | О хороших и дурных привычках | 2 | + | ||||
16. | Афоризмы о самовоспитании | 2 | + | ||||
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 20 | ||||||
17. | Заповеди: как мы их исполняем | 2 | + | ||||
18. | О сострадании и жестокосердии | 2 | + | ||||
19. | О сострадании и жестокосердии | 2 | + | ||||
20. | Лгать нельзя, но если,..? | 2 | + | ||||
21. | Лгать нельзя, но если...? | 2 | + | ||||
22. | Всегда ли богатство счастье? | 2 | + | ||||
23. | Всегда ли богатство счастье? | 2 | + | ||||
24. | Спешите делать добро | 2 | + | ||||
25. | Спешите делать добро | 2 | + | ||||
26. | Без труда не вытащишь 1уэыбку из пруда | 2 | + | ||||
Раздел №4 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? | 16 | ||||||
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 2 | + | ||||
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 2 | + | ||||
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться | 2 | + | ||||
30. | «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать» | 2 | + | ||||
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки» | 2 | + | ||||
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле | 2 | + | ||||
33. | Афоризмы | 2 | + | ||||
34. | Чему мы научились на уроках этики | 2 | + |
4-й класс
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Культура общения | 18 | |||
1- _| | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 2 | + | |
2. | Культура общения в современной семье | 2 | + | |
3. | Культура общения в современной семье | 2 | + | |
4. | О терпимости к ближним | 2 | + | |
5. | 0 терпимости к ближним | 2 | + | |
6. | Культура спора | 2 | + | |
7. | Этикетные ситуации | 2 | + | |
8. | В мире мудрых мыслей | 2 | + | |
9. | В мире мудрых мыслей | 2 | + | |
Раздел №2 Самовоспитание | 14 | |||
10. | «Познай самого себя» | 2 | + | |
11. | Самовоспитание | 2 | + | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 2 | + | |
13. | Как я работаю над собой | 2 | + | |
14. | О терпении | 2 | + | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом | 2 | + | |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 2 | + | |
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 20 | |||
17. | Об источниках наших нравственных знаний | 2 | + | |
18. | Совесть - основа нравственности | 2 | + | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 2 | + | |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 2 | + | |
21. | Заветы предков | 2 | + | |
22. | Россияне о любви к Родине | 2 | + | |
23. | Твоя малая родина | 2 | ||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 2 | + | |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | 2 | + | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 2 | + | |
Раздел №4 Искусство и нравственность | 16 | |||
27. | Нравственное содержание древних мифов | 2 |
| |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 2 | + | |
29. | Положительные герои в былинах и сказках | 2 | + | |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 2 | + | |
31. | «Зло. как и добро, имеет своих героев» | 2 |
| |
32. | Искусство и нравственность | 2 | + | |
33. | «Вот человек Что скажешь ты о нем?» | 2 | + | |
34. | Обзор курса этикета | 2 | + |
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.
4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.
9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.
10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Школа нравственности"
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...
Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Школа вежливых наук»
Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направления «Школа вежливых наук» разработана для учащихся 2 классов....
Организация духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности. Школа общения.
Ключевая роль в духовно – нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. П...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина» для начальной школы
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, хран...
Внеурочная деятельность "Школа нравственности"
школа нравственности. урок на тему "Отказ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа развития речи» (духовно-нравственное направление) 3 класс
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему ми...
Программа курса внеурочной деятельности "Школа нравственности"
Программа курса внеурочной деятельности...