Программа курса внеурочной деятельности "Школа нравственности"
рабочая программа (4 класс)
Программа курса внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Заринска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Школа нравственности»
(34 часа)
4класс
Составитель:
Ковынева Марина Викторовна
учитель начальных классов
Заринск
Пояснительная записка
Автор программы: Ковынева Марина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г. Заринска.
Планирование составлено на основе:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
- « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
- познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
- предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
- уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
- выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности курса «Школа нравственности». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие.
Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- конкурсы;
- сюжетно – ролевые игры;
- диалог;
- экскурсия;
- просмотр мультфильмов;
- посещение библиотеки.
Место предмета в учебном плане.
«Школа нравственности» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана для учащихся 4 класса, на 34 часа – 1час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:
- Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «школа нравственности».
При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.
В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- Формы организации внеурочной деятельности
- Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
- Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
- • беседы;
- • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО);
- • классный час;
- • встречи с интересными людьми;
- • литературно-музыкальные композиции;
- • просмотр и обсуждение видеоматериала;
- • экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Содержание программы
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Культура общения | 9 | |||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | + | |
2. | Культура общения в современной семье | 1 | + | |
3. | Культура общения в современной семье | 1 | + | |
4. | О терпимости к ближним | 1 | + | |
5. | 0 терпимости к ближним | 1 | + | |
6. | Культура спора | 1 | + | |
7. | Этикетные ситуации | 1 | + | |
8. | В мире мудрых мыслей | 1 | + | |
9. | В мире мудрых мыслей | 1 | + | |
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | |||
10. | «Познай самого себя» | 1 | + | |
11. | Самовоспитание | 1 | + | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 | + | |
13. | Как я работаю над собой | 1 | + | |
14. | О терпении | 1 | + | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 | + | |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | + | |
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |||
17. | Об источниках наших нравственных знаний | 1 | + | |
18. | Совесть - основа нравственности | 1 | + | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 | + | |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 | + | |
21. | Заветы предков | 1 | + | |
22. | Россияне о любви к Родине | 1 | + | |
23. | Твоя малая родина | 1 | ||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 | + | |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе | 1 | + | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | + | |
Раздел №4 Искусство и нравственность | 8 | |||
27. | Нравственное содержание древних мифов | 1 |
| |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 1 | + | |
29. | Положительные герои в былинах и сказках | 1 | + | |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 | + | |
31. | «Зло. как и добро, имеет своих героев» | 1 |
| |
32. | Искусство и нравственность | 1 | + | |
33. | «Вот человек Что скажешь ты о нем?» | 1 | + | |
34. | Обзор курса этикета | 1 | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...
Программа курса внеурочной деятельности "Россия - Родина моя!" (духовно-нравственное направление )
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия - Родина моя!" рассчитана на детей 9-10 лет; срок реализации: 1 год. Цель программы: во...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года
Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...