Внеурочная деятельность "Школа нравственности"
материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Занятие разработал: учитель начальных классов , I категории Ильина Юлия Александровна
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное направление.
Курс: «Школа нравственности»
Тема: «Вежливый отказ, несогласие»
Цель: учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении.
Форма проведения: практикум.
Ход занятия
Вступительное слово:
Учитель : как часто в обычной повседневной жизни ты слышишь слова: помоги, подскажи, сделай, выручи. Ответы детей.
Да действительно, к нам часто обращаются с просьбами, но всегда ли можем их выполнить? Всегда ли можем ответить согласием ? Конечно, нет. В жизни бывают ситуации, когда мы не поможем помочь человеку, выручить его. Как же тогда отказать человеку так, чтобы он на нас не обиделся ?
Давайте с вами подумаем, какие просьбы вы не можете выполнить ? Дети предлагают свои варианты.
Давайте с вами вспомним мультик, сказки, фильмы где персонаж не смог ответить отказом ? И какие были последствия, что было бы если бы мы всегда всем помогали и выполняли все просьбы.
-Золотая рыбка ( старик не мог отказать старухе)
-Заколдованная Элла ( выполняла все просьбы и приказы)
-Колобок ( не смог отказать лисе) и др варианты.
Учитель: посмотрите на последствия этих действий , разве вечное согласие может принести положительный результат. Нет. Нужно уметь отказывать, но как это сделать, чтобы не обидеть человека.
Дети записывают на листочке, варианты отказа.( поле написания, обсуждается )
Учитель: Рассмотрим варианты отказа.
Теоретическая часть
1. Прямолинейное «нет»
Бытует мнение, что в случае отказа собеседнику нужно обязательно объяснить почему. Но иногда вы не можете назвать истинную причину.
Если вы станете придумывать ее, это будет выглядеть надуманно и неискренне и, скорее всего, будет замечено собеседником.
Не лучше ли просто сказать «нет», чем лгать и сочинять на ходу оправдания? Простое, прямое «нет» звучит понятно и убедительно. Вы можете просто сказать «нет», не добавляя к этому ничего. Можете сказать это в более мягкой форме:
Нет, я не могу это сделать.
Нет, я предпочитаю этим не заниматься.
2. Сопереживающее «нет»
Это наиболее мягкая форма отказа собеседнику. Суть этой техники состоит в том, что вы внимательно выслушиваете человека, показываете свое понимание его проблемы, возможно, выказываете свое сочувствие и добавляете в конце отказ.
Вы можете сказать, например:
Да, я вижу, что тебе очень нелегко, но я в этой ситуации не могу тебе помочь.
Я понимаю, что ты очень устала, но я не смогу выполнить твою просьбу.
3. Обоснованное «нет»
Если вы имеете серьезную причину для отказа и готовы озвучить ее собеседнику, то вам подойдет техника обоснованного отказа. Следуя ей, вы используете простую формулу:
Я не могу это сделать, потому что… (назовите истинную причину).
Также, вы можете использовать технику отказа «по трем причинам». Три причины звучит более убедительно и весомо, а формула отказа может быть следующей:
Я не могу сделать этого по трем причинам…
4. Отсроченное «нет»
Если вы совсем не умеете отказывать и автоматически отвечаете согласием на любую просьбу, попробуйте для начала оттягивать свой ответ. Это поможет вам выиграть время, а при необходимости обратиться за советом к близким людям.
Учитель: после того, как я вам рассказала о способах отказа, давайте попробуем их использовать.
Практическая часть: детям предлагается ситуация, они пробуют ответить отказом.
Делаем вывод: легко ли отказывать? Почему у вас возникли трудности ?
Рефлексия:
- с какими способами отказа мы познакомились?
-сложно ли отказывать?
- сможешь ли ты применять эти способы в жизни?
-понравилось ли тебе на уроке?
- как оцениваешь свою работу ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса....
Программа по внеурочной деятельности. Нравственные ценности.
Курс "Нравственные ценности" рассчитан на детей 7-10 лет. В него входит знакомство с качествами личности, которые называются "Добродетели" и применение их в реальной жизни....
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"
В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....
Внеурочная деятельность ( нравственное направление)
Внеурочная деятельность ( нравственное направление)...