Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Школа вежливых наук»
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственное направления «Школа вежливых наук» разработана для учащихся 2 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vezhlivyh_nauk.docx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО | Заместитель директора по ВР _______________/Курищева И.М./ ______________/_______/ | Директор МОУ СОШ №1 ангоды » |
_______________/Новикова М.В./ | п. Пангоды _______________/_______/ | |
Протокол № ____ от «___» ____________2017 г. | «___ »___________2017 г. | __________________/Тимяшева Е.Р./ Приказ № ________ от «___» ____________ 2017 г. |
Программа курса внеурочной деятельности
духовно-нравственное направление
«Школа вежливых наук»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы – составители:
Лужанская Людмила Петровна, учитель начальных классов
п. Пангоды, 2017
Ӏ. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел «Я среди людей»
п/п | Тема раздела, занятия | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1-2 | Что такое человек. | Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. | Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
3 | Кто я и как выгляжу. | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена. | Беседа Комплексное занятие |
4 | Я – личность | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. | Просмотр мультфильма. Комплексное занятие |
5-6 | Я и мои роли. | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. | Практическое занятие Познавательная деятельность |
7 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. | Практическое занятие Беседы о добре и зле, о созидании и разрушении, о красивом и безобразном. |
8 | Что за прелесть эти сказки! | Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. | Практическое занятие Беседа Чтение сказок |
9 | Сказка – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | Комплексное занятие Игровая деятельность. |
10 | Сказка ложь – да в ней намёк. | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. | Комплексное занятие Игровая деятельность. |
11 | Кто сочиняет сказки? | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? | Комплексное занятие Познавательная деятельность |
12 | Русские народные сказки. | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. | Художественное творчество. Познавательная деятельность |
13 | Праздники в жизни человека. | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. | Просмотр фильма. Комплексное занятие |
14 | Отношение к старшим. | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. | Сюжетно-ролевые игры Познавательная деятельность |
15 | Отношение к учителю. | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. | Познавательная деятельность Сюжетно-ролевые игры |
16 | Плохо одному. | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. | Сюжетно-ролевые игры |
17-18 | Речевой этикет. | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. | Практическое занятие Беседа |
19-20 | Вежливость и этикет. | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | Практическое занятие Беседа |
21 | Товарищи и друзья. | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. | Комплексное занятие Беседа |
22 | Удовольствие – в игре. | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. | Практическое занятие Сюжетно-ролевые игры |
23 | Что в имени твоём? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. | Комплексное занятие Беседа |
24 | Моя мама | Мама - самый близкий и родной человек. Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. | Комплексное занятие Беседа |
25 | Другой человек. | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. | Комплексное занятие Беседа |
26 | Настроение другого человека | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. | Сюжетно-ролевые игры |
27 | Ты – это я | Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. | Сюжетно-ролевые игры |
28 | Наша семья. | Осознание понятия «семья», что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. | Сюжетно-ролевые игры |
29-30 | Наш класс. | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» | Практическое занятие Сюжетно-ролевые игры |
31-32 | Мы договариваемся. | Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» | Практическое занятие Сюжетно-ролевые игры |
33 | Я-ТЫ-МЫ. | Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). | Практическое занятие |
34 | Обобщающий урок |
- Тематическое планирование.
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | В том числе: | ||
По плану | Фактически | теория | практика | |||
1-2 | Что такое человек. | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Кто я и как выгляжу. | 1 | 1 | |||
4 | Я – личность | 1 | 1 | |||
5-6 | Я и мои роли. | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Добро и зло в сказках | 1 | 1 | |||
8 | Что за прелесть эти сказки! | 1 | 1 | |||
9 | Сказка – волшебство, чудо и правда. | 1 | 1 | |||
10 | Сказка ложь – да в ней намёк. | 1 | 1 | |||
11 | Кто сочиняет сказки? | 1 | 1 | |||
12 | Русские народные сказки. | 1 | 1 | |||
13 | Праздники в жизни человека. | 1 | 1 | |||
14 | Отношение к старшим. | 1 | 1 | |||
15 | Отношение к учителю. | 1 | 1 | |||
16 | Плохо одному. | 1 | 1 | |||
17-18 | Речевой этикет. | 2 | 1 | 1 | ||
19-20 | Вежливость и этикет. | 2 | 1 | 1 | ||
21 | Товарищи и друзья. | 1 | 1 | |||
22 | Удовольствие – в игре. | 1 | 1 | |||
23 | Что в имени твоём? | 1 | 1 | |||
24 | Моя мама | 1 | 1 | |||
25 | Другой человек. | 1 | 1 | |||
26 | Настроение другого человека | 1 | 1 | |||
27 | Ты – это я | 1 | 1 | |||
28 | Наша семья. | 1 | 1 | |||
29-30 | Наш класс. | 1 | 1 | |||
31-32 | Мы договариваемся. | 2 | 1 | 1 | ||
33 | Я-ТЫ-МЫ. | 2 | 1 | 1 | ||
34 | Обобщающий урок | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 27 | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...
Программа курса внеурочной деятельности, духовно-нравственное направление
Программа курса внеурочной деятельности, духовно- нарвственное направление 1-4 класс. Создана согласно требованиям, прошла проверку....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина» составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Федера...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки»
Рабочая программакурса внеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Социокультурные истоки»...