Организация духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности. Школа общения.
статья (2 класс) на тему

Феронова Лилия Ивановна

     Ключевая роль в духовно – нравственном сплочении общества отводится образованию.  Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

     Духовно – нравственное воспитание и развитие является одним из основных компонентов внеурочной деятельности в школе, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные УУД на благо Родины.

     Первые 15 занятий кружка по духовно-нравственному воспитанию посвящены «Школе общения». Название говорит само за себя, т.е. школа, в которой мы учим детей общаться.  Ребенок постигает окружающий его мир через слово, через общение с людьми. Открыть мир общения во всем его многообразии, научить малыша эмпатии (сопереживанию) – значит решить проблему духовно – нравственного воспитания. Играя, ребенок осваивает элементарные законы общения в активном познании, сопряженном с фантазией. Побудить его к самостоятельным размышлениям, а не давать готовые советы – вот цель школы общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon feronova_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация духовно-нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности. Школа общения.

Л.И.Феронова,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1

Майкопского района

Актуальность организации духовно – нравственного воспитания школьников во внеурочной деятельности по ФГОС НОО обуславливается: мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности, необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей, спецификой младшего школьного возраста.

Реализация данного направления внеурочной деятельности младших школьников будет способствовать: овладению в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности, формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Ключевая роль в духовно – нравственном сплочении общества отводится образованию.  Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Обучающиеся в  начальной школе особенно восприимчивы к духовно – нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство – это удивительная страна. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо духовно – нравственное развитие и воспитание. Общество нуждается в подготовке образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только универсальными учебными действиями, но и прекрасными чертами личности.

Духовно–нравственное воспитание и развитие является одним из основных компонентов внеурочной деятельности в школе, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные УУД на благо Родины.

Основные задачи организации внеурочной деятельности в нашей школе:

- развитие познавательной активности учащихся, как условие

интеллектуального духовно - нравственного, коммуникативного и

физического самовыражения;

- формирование интеллектуального, нравственного, физического

потенциала личности ребенка;

- содействие развития творческих способностей;

- создание содружества детей, педагогов и родителей.

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет личность самого учителя «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм», так говорил А.С. Макаренко, поэтому немаловажно кто является организатором внеурочной деятельности и как она организована.

Первые 15 занятий кружка по духовно-нравственному воспитанию посвящены «Школе общения». Название говорит само за себя, т.е. школа, в которой мы учим детей общаться.  Ребенок постигает окружающий его мир через слово, через общение с людьми. Открыть мир общения во всем его многообразии, научить малыша эмпатии (сопереживанию) – значит решить проблему духовно – нравственного воспитания. Играя, ребенок осваивает элементарные законы общения в активном познании, сопряженном с фантазией. Побудить его к самостоятельным размышлениям, а не давать готовые советы – вот цель школы общения.

В моем классе 28 учеников. Один раз в неделю мы с детьми проводим занятия в «Школе общения». Основная цель занятий – помочь учащимся разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей через ролевой тренинг, ролевые игры.  На первых занятиях мы рассматриваем простейшие, но реальные ситуации, которые происходят в нашем классе: обиды, пропажа денег, испорченная тетрадь соседа и т.д. Затем  мы рассматриваем более сложные ситуации, которые я предлагаю вашему вниманию.

Несколько сокращенных мероприятий из «Школы общения»

Все цели и задачи нижеизложенных мероприятий указаны выше, поэтому я предлагаю ход мероприятий.

На очередном занятии мы рассмотрели следующую ситуацию.

Однажды по школьному радио прозвучало объявление:

- «Внимание! Внимание! Ребята, нужна ваша помощь!»

Ученик Петров – самая популярная личность в школе. По характеру он очень вспыльчив и обидчив. Единственный способ выяснение отношений с ребятами – драка. Открыто не слушается, грубит учителям. Беседы с ним, разбор поступков на классном часе, уговоры на него не действуют. Чаше всего он отвечает: «Не помню», « Я так не делал», «Все ко мне придираются», «Я поступаю как все».

-Ребята, нужна ваша помощь. Как бы вы поступили, чтобы Петров исправил свое поведение?

На партах у ребят лежали листочки, где предполагалось начало ответа «Я бы сделал так …»

Часть ребят предпочли наказание как наиболее эффективное средство воздействия. Некоторые из них ответили более жестко:

- Я бы поставил в угол.

- Я бы поставил двойку.

- Выпорол бы ремнем.

- Но добрых решений по сравнению с первыми занятиями было уже больше, они сводились к советам:

- Ты плохо себя ведешь, на тебя обращают внимание, исправь поведение.

- Посоветовал бы не спорить, не грубить.

- Предложил бы помириться с ребятами.

При обсуждении ситуации учащиеся анализировали предлагаемые формы воздействия. Они эмоционально выражали свои чувства, поэтому, когда мысленно еще раз проигрывали свое решение, это вызывало у них большой интерес.

На следующем занятии они искали ответ на вопрос: что легче –

ссориться или мириться? По мнению большинства, ссориться легче. Раз так, хотели бы вы научиться мириться, решать спорные вопросы, сохраняя хорошие отношения? Обучающиеся выражали свое желание. Затем им предлагалась такая задача:

«Ты принес в школу свой альбом с открытками (марками, монетами), чтобы показать его другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса, увидев альбом, выхватывает его из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Попробуй получить свой альбом мирным путем». Вызвались двое ребят. Один из них играл роль хозяина альбома, «пострадавшего», другой – роль обидчика. Сценка разыгрывается на глазах у всего класса. Каждый должен был предложить свой вариант поведения. Ответы нескольких учащихся сводились к следующему диалогу:

- Отдай альбом, а то стукну!

- Не отдам!

- Отдай, а то хуже будет…

- Не отдам!

Инцидент, как правило, заканчивался погоней друг за другом или физической расправой. Но другая часть ребят была более вежлива. Они просили: « Отдай, пожалуйста, альбом». Но обидчик не отдавал.

Начался поиск. Вначале предложения были робкими, но с помощью наводящих вопросов и подсказок ребята начали думать и находить выход из ситуации.

- Тебе нравится мой альбом? (Да)

- Ты хотел бы, чтобы я рассказал тебе о самых интересных марках? (Да)

- Хочешь, мы вместе рассмотрим открытки, и ты покажешь, какие тебе нравится? (Да)

- Хочешь, я подарю тебе открытки, которых у меня по две? (Да)

Такие предложения – варианты, как «сколько времени тебе надо, чтобы посмотреть альбом?», «Когда ты сможешь мне его вернуть?» и другие, обеспечивают мирный договор.

Учащиеся получили большое удовольствие от игры, во время которой всем хотелось высказаться.  Наше занятие закончилось, ребята получили домашнее задание.

При возникновении конфликтов между тобой и товарищами, постарайся решить его мирно. Для этого получи от него его согласие – «да».

Следующее занятие началось с проверки домашнего задания. Ученики наперебой рассказывали, как они мирно выходили из конфликтных ситуаций.

Затем, на этом же занятии, ребята рассматривали серию схематических рисунков, на которых изображались разные эмоциональные состояния людей: радость, удивление, тоска, боль, обида и злость.

 Основным содержанием занятия был психологический тест по измерению уровня психологического взаимопонимания. Цель его – научить детей понимать чувства других людей, обращая внимание на внеречевые средства контакта: взгляд, мимику…Свои впечатления от рисунков они часто высказывали как совершенно полярные суждения. Например, изображение радостного человечка некоторые ребята увидели «злого, недовольного», «он кого-то обидел и поэтому сердитый», « ему плохо». Или о рисунке, изображающем сотрудничество партнеров, дети высказывались: « они не хотят дружить», «они не любят друг друга». Это означало, что необходимо учить детей «читать» эмоциональные состояния людей.

Очень интересно прошло следующее занятие, которое было посвящено составлению рассказа по картинкам замечательного датского художника – карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Обучающимся излагалась ситуация изображения на картинках:  «Представь себе сквер, скамейку, на скамейке сидит прохожий, рядом лежит его шляпа. Другой прохожий, идя мимо, решил отдохнуть и, не заметив, сел на шляпу первого».

Художник показал различные реакции хозяина шляпы на это событие в зависимости от темперамента человека. Ребята рассматривали рисунки, изображающие разное поведение людей. После этого составляли коллективный рассказ. Надо было передать диалог прохожих, разыграть сценку, ответить на вопросы « Как бы ты поступил на месте хозяина шляпы? Какой рисунок тебе больше нравится и почему?»

По первому сюжету разыграли диалог:

- Ты зачем сел на мою шляпу? Вот я тебе задам!

- Я… я… не хотел!

- Ах, ты не хотел! Мне все равно. Шляпа испорчена! Ты мне ответишь за это!

- Но я же… Сам ты грубиян!

Сценка заканчивается явной ссорой. По веселой картинке, где сценка выявила чувство юмора хозяина шляпы, характер высказываний детей изменился. Дети описывали ее так:

- Ну не расстраивайтесь. Эта шляпа мне нравится еще больше. Ни у кого нет такой прекрасной шляпы.

- Да… я виноват… извините, что сел на шляпу…

Постепенно, видя, что хозяин шляпы шутит, на лице невнимательного прохожего появлялась улыбка.

Аналогично дети инсценировали третью и четвертую картинки.

Целью таких игр-импровизаций являлась необходимость осознания одного из важнейших нравственных принципов общения: доброта и любовь к другому необходимы прежде всего тебе самому. Всегда старайтесь отдать людям хоть чуточку тепла и доброты, тогда и сам ты будешь счастлив.

Очередное заседание в «Школе общения» началось с вопросов: «Каким я вижу вежливого, общительного человека? Внимание, помощь, забота – привычные слова, но всегда ли мы следуем им? Ребята, вы никогда не задумывались, кого следует считать вежливым человеком? Кто самый вежливый человек в нашем классе? Почему вы так считаете?»

Отвечать можно было письменно. Были ответы серьезные, но были и курьезные: «Вежливый, потому что добрый, уступчивый…» «Вежливый, потому что дал мне списать.»

Были определены лидеры класса. Ребята получили домашнее задание: нарисовать портреты своих вежливых одноклассников и представить их на выставку. Учащиеся выступали в роли соавторов выставки. Обмен мнениями, смех, узнавание своих друзей создавало радостное праздничное настроение.

Как уже отмечалось, детские скандалы часто начинаются из-за пустяка – толкнул, выхватил, задел. Призывы не драться, не обижать, мало что дают, так как носят тоскливый отчужденный характер. Показать детям, что полноценное общение – одна из первейших потребностей человеческой души, возможно лишь через личный опыт. Использование при обучении театрализации (дети всегда являются актерами своей собственной жизни, игры, детской фантазии) помогает увидеть взаимоотношения людей как бы со стороны, глазами другого, заставляют пересмотреть свои позиции.

Возвращаясь к ситуации с забиякой Петровым, ребята опять получили задание помочь Петрову исправить свое поведение, но при этом запрещалось его наказывать. Соблюдение требований не наказывать вначале вызвало трудности. Чтобы помочь детям, на доске висели два портрета Петрова. На одном хмурый и злой мальчуган, готовый всем дать отпор. На другом портрете он веселый и улыбающийся. Ребятам предстояло подумать, как сделать, чтобы Петров исправил свое поведение и стал похожим на мальчишку со второго портрета. Помогая Петрову, нельзя наказывать его.

Вначале детям было трудно отказаться от наказания, но постепенно стали появляться нетрадиционные решения:

- Я бы превратила его в добрую фею…

- Я бы поручил ему ответственное задание и похвалил его.

- Я бы постарался подружиться с ним и показал бы ему интересные вещи…

Ученики  были довольны своими решениями. Всем казалось, что хмурый Петров куда-то исчез, все видели только улыбающегося, счастливого мальчика.  

Так я провожу воспитательную работу и пытаюсь научить детей доброте, отзывчивости и умению мирно выходить из конфликтных ситуаций.

                                             Литература

1.Белинская Е. Волшебный мир детства.// Школьный психолог, 2007, №18.

2.Бидструп Х. Рисунки.// Издательский дом Мещерякова, 2012.

3.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.// М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4.Зайцева И.П. Загадки детского развития. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.// Начальная школа, 1998, №2.

5.Лежнева Л.И. Учим детей общаться.// Начальная школа, 2009, №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности

В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...

Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...

Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

В данной статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, внеурочной деятельности обучающихся, приобщению детей к  истории русской народной культуры, народному творчеству....