Урок по русскому языку
план-конспект урока (3 класс) на тему

Баталова Марина Александровна

Урок по русскому языку 3 класс. Презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                       

  ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

                                                                                           По теме:

«Урочная и внеурочная деятельности в начальной школе

 в условиях реализации ФГОС НОО»

 

Проектирование в соответствии с требованиями ФГОС НОО урока русского языка в 3 классе  по УМК «Школа 2100»

Выполнила работу :

Баталова Марина Александровна                                                                                                                                          учитель начальных классов МБОУ «Гимназия  №126»

города Казани

        

                                                 

                 

                           

                                                             

                   

                                                          Казань, 2014               


  1. Аннотация

В проекте представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова».

Технологическая карта урока разработана с использованием УМК системы «Школа 2100»,  согласно положениям ФГОС НОО. 

При разработке технологической карты использовалась структура рекомендованная ПМЦПК и ППРО. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий.

В приложении к проекту представлена презентация.

Адресуется учителям начальной школы общеобразовательных организаций, слушателям программы ПМЦ ПК и ППРО КФУ.


  1. Актуальность.

Федеральные стандарты предъявляют новые требования к структуре содержания современного урока. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, развивать своё мышление.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта определяет изменения в образовательном пространстве школы, которые требуют от педагогического коллектива существенной корректировки профессионально-ценностной позиции учителей, освоения нового содержания образования, проектирования необходимых изменений в организации образовательного процесса в начальной школе.

Но недостаточно только знать содержательные и методические стороны стандарта. Учителю необходимо технологически правильно организовывать образовательный процесс, уметь обучать учащихся целеполаганию,  планированию, выбору способов решения учебной задачи, постановке и решению проблем, самоконтролю и самооценке, поиску и преобразованию информации, сотрудничеству при работе в малых группах и т.д.

Изучение материала по теме «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова».

служит цели развития мышления и речи учащихся, цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Несмотря на то, что исследования по русскому языку ведутся несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор.

Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения. 

Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования, создают базу для сознательного овладения правописанием.


III. Основная часть

Цель проекта: разработать  проект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО урока русского языка в 3 классе  на тему «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

Задачи:

  1. Изучить требования ФГОС и методические рекомендации к разработке технологических карт в рамках методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
  2. Определить структуру технологической карты урока в соответствии с нормативными требованиями.
  3. Разработать содержание технологической карты урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова» в соответствии с нормативными требованиями.
  1.  Разработать систему ресурсного обеспечения урока русского языка: мультимедийную презентацию к уроку.
  2. Соотнести содержание материала с планируемыми результатами обучения.

Целевая группа проекта: учащиеся 3 класса

Объект исследования: методическое обеспечение современного урока в начальной школе.

 Предмет исследования: технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова».

Название УМК  --     «2100» .  

Предмет -   РУССКИЙ ЯЗЫК.

Класс -     3.

Тема урока   " Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»".

Место и роль урока в изучаемой теме      - урок в разделе "Слово".

Тип урока   -   Освоение новых знаний.

Цель темы:

 Развитие умения наблюдать за орфограммами – буквами в конце и в середине слова, формулировать обобщенное правило написания букв , обозначающие парные согласные звуки в конце и в середине слова, находить орфограмму – букву согласного в середине слова.  

Развивать устную и письменную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать.

Задачи:  

  1 . Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й'] 
2. Способствовать развитию орфографической зоркости 
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Планируемый результат:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний :находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

-знать что такое орфограмма – буква парных звонких и глухих согласных в конце слова.

- уметь распознавать орфограмму в словах.

-уметь подбирать проверочные слова.

Тип урока

Урок закрепления знаний

Основные понятия

Орфограмма, буквы парных звонких и глухих согласных в конце слова

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.

2.Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.

дополнительные - мультимедийный проектор;  наглядный дидактический материал;

Формы работы на уроке:   усвоение новых знаний

                                                фронтальная, в парах, индивидуальная, в группах


                                         Технологическая карта урока «Правописание проверяемых букв согласных в корне  слова».

Этапы урока, виды деятельности.

Ресурсы

Деятельность

ученика

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Содержание учебного материала

Формируемые

УУД

I. этап.

Организационный .

Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык. 3 класс, 1 ча

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

фронтальная

Прозвенел уже звонок, начинается урок! Садитесь! Создадим хорошее настроение.

-Возьмите друг друга за руки и подарите друг другу улыбку

Личностные УУД

I I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- наметить шаги учебной деятельности.

Формулируют тему и задачу урока

фронтальная

2.- Слайд №1 рисунок сказочного героя.

По рисунку узнать пословицу. Как эти пословицы относятся к детям.

Слайд №2

Прослушав стихотворение, вы определите тему урока.

В нашем русском языке 
Ходят пары 
"налегке". 
Часто "хитрые 
подружки
Подменить хотят друг 
дружку
Как узнать писать какую - 
Эту букву иль другую. 
Предстоит сегодня вам 
Всё расставить по местам.

– Обратите внимание на выделенные слова, какая проблема возникает при их написании? (При написании парных согласных допустимы ошибки)

Что такое парные согласные?

Почему согласные звонкие и глухие?

Учитель предлагает сформулировать цели урока: (Слайд 3)
– Чтобы решить проблему, поставьте перед собой цели, продолжив фразы? 
– Я узнаю … – Я научусь … – Я сумею … 
– Да, мы узнаем новое о правилах проверки парных согласных, научимся находить слова с парными согласными, сумеем их проверять и правильно писать

Работа по учебнику в паре упр.46 ст 45

Вывод: сегодня мы научимся находить проверочные слова.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД.

III этап. Актуализация знаний  

Цели:

-актуализировать знания об изученной орфограмме.

Выполняют задание,  нахождение новой орфограммы по ее признакам,

анализируют ответы друг друга.

Работа в группе

Работа в паре

Фронтальная работа

Работа с карточками

Работа по учебнику упр. 47,ст 46 Учитель предлагает изучить правило. – Прочитайте правило на странице 47

– Какое слово подбирают для проверки? (Однокоренное)

– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный)

Учитель просит составить алгоритм проверки парного согласного звука (Слайд 4)

- Прочитайте слова:

Грибки, берёзка, шубка, шапка, книжка.

- Что объединяет эти слова? (В середине каждого есть парный согласный).
- Перед какими буквами находятся парные согласные? 
(Парные согласные находятся перед глухими согласными).
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед глухими согласными?
 (Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук).
- Давайте это сделаем. 
(По цепочке комментируем и записываем в тетрадь).

Правописание парных согласных перед глухими согласными – это орфограмма. (Слайд 5)

Если парный звук согласный
Вызвал у тебя сомнение, 
Ты на помощь гласный
Зови без промедления!

2. Учитель предлагает в парах выполнить задание. (Карточки)

- Вставьте пропущенные буквы и соедините пары.

Ловок
Гладок
Близок
Резок
Лёгок
Крепок
Гибок
Робок
Сладок

      Ги_кий
Ро_кий
Кре_кий
Ло_кий
Сла_кий
Гла_кий
Лё_кий
Бли_кий
Ре_кий

Личностные УУД

(Регулятивные УУД).

 (Познавательные УУД).

 (Коммуникативное УУД).

физминутка

Учитель проводит физминутку.

Буратино шел – шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

- Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)

- Молодцы!

Личностные УУД

(Коммуникативное УУД).

IV.  Первичное закрепление.

Цели:

 тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным; повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках

Выполняют задание, объясняет решение. Производят взаимопроверку

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Индивидуальная работа по раздаточному дидактическому материалу. (Карточки)

Учитель даёт установку для индивидуальной работы.

- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, подготовьтесь  к его проверке.

  1. Подчеркните слова с парными согласными в корне слова.
  2. Подчеркните лишнее слово: шапка, книжка, сторожка, утка, лапка, марка.
  3. Вставь пропущенные буквы.

Озно_, ска_ка, сла_кий, садово_, гри_ки, подру_ка.

Развитие речи – работа с текстом.

Правильно поставить предложение, озаглавить .  (на индивидуальных карточках)

(Познавательные УУД).

Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД)

V. этап Рефлексия

Проговаривают по плану новые знания.  Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

фронтальная

Учитель предлагает проанализировать деятельность на уроке.

- Какую тему изучали на уроке?

- почему нужно проверять написание согласных букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слова?
- когда требуется проверка написания согласной в середине слова?
- Оцените свои знания и умения по теме урока.

(Слайд 6)

– Достигли мы целей урока?

Продолжите фразы … – Я узнал … – Я научился … – Я умею … – Что для вас было трудным? А что интересным?

Познавательные УУД (логические):

- Построение логической цепи рассуждений,

-доказательство,

 (Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

VI. Домашнее задание

Цель усвоение изученной  темы

Учебник, рабочие тетради

Записывают задание в дневник

С. 48  упр. 48, как пользоваться правилом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Разработка и реализация технологической карты урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

Слайд 2

цель Развитие умения наблюдать за орфограммами – буквами в конце и в середине слова, формулировать обобщенное правило написания букв , обозначающие парные согласные звуки в конце и в середине слова, находить орфограмму – букву согласного в середине слова. Развивать устную и письменную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать.

Слайд 3

Задачи проекта 1.Изучить требования ФГОС к организации современного урока и систематизировать основные принципы использования системно - деятельностного подхода на уроке русского языка в 3 классе; 2.Определить содержание технологической карты урока на тему « Правописание проверяемых букв согласных в корне слова » в 3 классе на основе системно - деятельностного подхода с использованием интерактивного подхода; 3.Разработать систему ресурсного обеспечений урока русского языка в 3 классе; 4.Провести урок в 3 классе и оценить его результативность с позиции требований ФГОС.

Слайд 4

Аннотация В проекте представлена технологическая карта урока русского языка на тему « Правописание проверяемых букв согласных в корне слова » в 3 классе Технологическая карта разработана на основе УМК «Школа 2100» с учетом требований ФГОС При разработке технологической карты использовалась структура рекомендованная ПМЦ ПК и ППРО Содержание урока структурировано с учетом требований системно-деятельностного подхода. В нем использованы: интерактивные технологии, В приложении к проекту представлены: презентация, дидактический и раздаточный материал

Слайд 5

Актуальность Федеральные стандарты предъявляют новые требования к структуре содержания современного урока. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. В связи с этим проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении и др.подтолкнули нас на разработку данного проекта

Слайд 6

О теме урока Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения. Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования, создают базу для сознательного овладения правописанием. .

Слайд 7

Планируемые результаты В ходе разрешения проблемной ситуации учащиеся получают представление о п равописание проверяемых букв согласных в корне слова , выполняют практические задания, которые пригодятся в обыденной жизни. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Повышение качества школьного образования в результате внедрения активных форм и методов обучения, в результате которых обучение приобретает системно- деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Успешная социализация в послешкольной жизни: действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни

Слайд 8

Данный проект может быть использован учителями начальных классов при : -организации уроков русского языка; -проведении стажировки; Проведении мастер –класса а также в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов

Слайд 9

Ресурсы На каждом этапе урока использовались ресурсы: 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения) 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...