рабочая программа по урокам духовности
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместителем директора по начальной школе ________Т.И. Пуляевская Протокол № _______ от «____»________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Гимназия №1» г. Ангарска ___________ А.Г. Бердников «____»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №1» г. Ангарска ______________Л.В. Раевская Приказ № ______ от «___» ___________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Уроки духовности»
Поповой Аллы Николаевны,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
4 класс «а»
(ФГОС НОО)
2015– 2016 учебный год
- Пояснительная записка
Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и процесса воспитания в современной школе. Нельзя не обратить внимание и на вакуум «семейной духовности», который важно заполнить педагогически организованным процессом воспитания духовности школьников. Опыт показывает, что именно младший школьник с его большей зависимостью от взрослых может стать «проводником» духовного начала в семью.
Назрела необходимость переакцентировать цели образования на духовность и педагогически организовать этот процесс, а именно создать программу «уроки духовности» для учащихся младших классов.
Авторская педагогическая разработка О.А.Вороновой, утвержденная Федеральным агентством по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «Восточно- Сибирской государственной академией образования», Иркутским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики».
В качестве методологических основ программы выделяется генезис категории «духовность человека», экзистенцию как внутренний механизм развития духовности, гуманизм как центрированность на потребностях, способностях и интересах ребёнка.
Основная задача программы - построить процесс воспитания духовности как систему духовных ценностей через взаимодействие ребёнка с миром добра и красоты, гуманных внутри коллективных отношений и общение с миром взрослых.
Целью данной программы является : облагораживание души и сердца Ребёнка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечение жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей. ( Духовное развитие через развитие Ребёнка).
Преподавание занятий «Уроки духовности» ставит перед преподавателем следующие задачи:
- Развивать у Ребёнка потребность в нравственном самосовершенствовании.
- Сориентировать Ребёнка на ценности человеческой личности
- Создать благоприятные условия для работы над качеством мысли Ребёнка.
- Сформировать у Ребёнка положительную мотивацию к учению жизни.
- Общая характеристика учебного предмета.
Специфика данной программы заключается в том, что она построена на следующих концептуальных идеях:
- Построение образовательного процесса на принципах гуманно- личностной педагогики: сотрудничество + принятие ребёнка таким, какой он есть;
- Духовность является основой целостности взгляда на мир, поэтому процесс духовного воспитания предусматривает организацию такого образовательно- воспитательного пространства урока, школы, семьи, которое инициирует самосознание и самопроявления личности младшего школьника;
- В качестве технологии сопровождения духовного развития младшего школьника используется технологии сотрудничества, личностно- ориентированного образования, тщательная диагностика становления внутренней устойчивости личности.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа факультатива «Уроки духовности» отличается динамичностью (рассчитана на 4 года) и целостностью, т.е. все содержательные линии в ней пронизаны единым смыслом. Данная программа реализуется в классе на внеурочных занятиях, рассчитана на четыре года обучения . В 4 классе планируется 34 часа при 1 часе в неделю.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:
Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Программа «Уроки духовности» построена на принципах:
-гуманизации, одновременного усвоения и переживания как личностно значимых общечеловеческих ценностей;
-природосообразности, опора на индивидуальный опыт ребенка, учет индивидуальных, единичных и уникальных особенностей детей;
-сотрудничества и взаимодействия всех субъектов процесса духовного воспитания.
Уникальность духовно- нравственных смыслов в том, что это интегрированные знания, они обращены одновременно к разуму ( чтобы понять), и к душе ( чтобы принять), им нельзя обучить. Сама природа такого знания, обращённого не столько к внешнему, сколько к внутреннему миру ребёнка, становится развивающим, «живым». (С.Франк) Уроки духовности создают условия для рождения в ребёнке личности, они способствуют пробуждению души. Чтобы создать такие условия, урок должен способствовать, прежде всего, установлению гуманных отношений.
- Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения предмета.
Обучение детей по курсу «Уроки духовности» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:
Требования к личностным результатам:
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
- формирование ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
- творческое отношение к учению, труду, жизни.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, труд;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о принципах духовности;
- осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
После прохождения данной программы планируется формирование у ребенка следующих способностей:
- Способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
- Способность размышлять о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей;
- Способность выражать свои размышления о духовно-нравсвенных проблемах в письменном виде;
- Способность обращаться к своему сердцу;
- Способность к постижению красоты и стремлению творить прекрасное;
- Способность делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
- Развитое умение общаться
6. Содержание учебного предмета.
В основе содержания воспитания духовности лежит продуманная система ценностей, необходимых и достаточных для развития младшего школьника. Создание единого образовательного пространства на основе ценностей добра и красоты невозможно без участия семьи, школьного коллектива, без продуманной системы взаимодействия ребёнка и взрослого.
Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.
Тема четвёртого класса «Мир твоей души».
Цель: духовное восхождение, организация жизнедеятельности на основе ценностей добра и красоты.
Главными задачами этого года являются:
- Развивать и совершенствовать духовные силы Ребёнка;
- Развивать волевые усилия в духовном самопроявлении;
- Сформировать позитивное мышление.
Игровые и творческие задания способствуют решению одной из важнейших задач воспитания: научиться смотреть глазами сердца, что означает , прежде всего, искать в окружающем достоинства, а не недостатки; дорожить нравственной чистотой жизни; убедить ребёнка в необходимости достижения равновесия ума и сердца. Всё содержание уроков этого раздела способствует становлению нравственной личности.
Основными методами развития духовности ребенка являются методы активизации эмоций ребенка: метод «одушевленной игрушки», аналогии через героев сказок; метод восстановления культурного смысла пословиц, поговорок, анализ и осмысление различных ситуаций, имитационные игры, художественное творчество, тренинги, внутренняя диалогическая речь, «чувство знание» и др. Каждая группа методов направлена на самостроительство ребенка как субъекта духовного развития. При этом личность учителя, его терпение и терпимость, умение построить позицию сотрудничества, сопереживания является основанием для духовного совершенствования ученика.
7. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Основные понятия | Произведения | Виды деятельности | |
план | факт | |||||
Тема: Лестница духа ( 7 часов) | ||||||
1 | 01.09 | Что такое жизнь и как она возникла | Жизнь- это любовь. Жизнь – это путь. Жизнь- это школа. | Притча о колодце Картины М.К.Чюрлениса «Сотворение мира». | Совместное открытие 5 простых правил о жизни. | |
2 | 08.09 | Дух, душа, духовность. | Дух, душа, духовность. Соотнести эти понятия с человеческими качествами. | М.Горький «Горячее сердце». | Обсуждение произведения | |
3 | 15.09 | Что такое духовная жизнь человека | духовная жизнь человека | Картины Н.Рериха. К.Паустовский «Искусство видеть мир» | Нарисуй солнце души духовного учителя, на лучах- мудрые мысли. Иллюстрация к произведению. | |
4 | 22.09 | Свобода, творчество, познание. | Свобода, творчество, познание. | «Детский альбом» П.И.Чайковский А.Неелова «Золотая свобода» «Сказка о несвободном человеке Иване гаврикове» | Иллюстрирование сказки. Определение характера художника по его творчеству. | |
5 | 29.09 | Самопознание и саморазвитие. | Самопознание и саморазвитие. | Пермяк Е.А. «Трудовой огонёк» | Игра «Очищающее дыхание» Тест самопознания. | |
6 | 06.10 | Отрицательное отношение к грубости, сквернословию. | Сквернословие, хамство | Азербайджанская народная сказка «Пшеничное зерно величиной с яйцо» | Придумать способ, как сохранить спокойствие. Анкета «Сквернословие в моей жизни» | |
7 | 13.10 | Мир твоей души. | Ценность внутреннего мира человека | Чтение стихов. «Сказка о человеческой душе» Притча от Св. Гладенко. | Мысленная картинка. Игра «Значки»Работа с пословицами. | |
Тема. Качество духа- воля (8 часов) | ||||||
8 | 20.10 | Дисциплинированность | Самоконтроль Распорядок дня. | В.Одоевский «Мороз Иванович» | Игра «Помоги пчёлке собрать урожай» Составь цепочку добродетелей. | |
9 | 27.10 | Самостоятельность. | Ответственность за поступки | Н.Абрамцева «Дождик», С.Прокофьев «Раскаяние» | Размышление «Как стать самостоятельным?» | |
10 | 10.11 | Настойчивость | Настойчивость, умение добиваться поставленной цели | Л.Пантелеев «Две лягушки» | Иллюстрации. Общение «Как достичь настойчивости» | |
11 | 17.11 | Выдержка | Выдержка, умение владеть собой | Картина В.Маковского «Рыбачки», Е.Пермяк «Берёзовая роща» | Нарисуй древо выдержки. Упражнение «Камень мудрости» | |
12 | 24.11 | Организованность | Рабочее время, рабочее место, организация труда. | Н.Носов «Федина задача» | Подбор пословиц. | |
13 | 01.12 | Решительность | Ответственные решения. | Русские богатыри в картинах художниках. Симфония №2 «Богатырская» Китайская народная сказка «Орёл и пустыня» | Нарисуй, какой станет пустыня, когда орёл осуществит сою мечту. Крылатые выражения о решительности. | |
14 | 08.12 | Инициативность | Инициатива, активность, предприимчивость, Неуверенность в себе. | «Древняя китайская история» | Обсуждение «Что необходимо для проявления инициативы» Игра «Театр моды» Анкета «Инициативен ли ты?» | |
15 | 15.12 | Завтрашний характер в сегодняшнем поступке | Умение анализировать свои поступки. | Притча. Тест- опрос «Продолжи фразы» | Видеоряд картин «Дети глазами художников» Высказывания по теме урока. | |
Тема. Счастье (6 часов) | ||||||
16 | 22.12 | Счастье лучше богатства. | Счастье | П.И.Чайковский «Подснежник» А.Исаакян «Самая нужная вещь» | Сочинение- рассуждение «Моё понимание человеческого счастья» Нарисуй жизнь людей в городе счастья. | |
17 | 29.12 | Там счастье не диво, где трудятся нелениво. | Счастье не возможно достичь без труда. | Итальянская сказка «Что важнее?» | Нарисуй поступок, который принёс счастье окружающим. | |
18 | 12.01 | Счастье- это настоящая любовь к людям. | Счастье не возможно достичь без настоящей любви к людям. | Венецианов А.Г. «Спящий пастушок» А.Ильин «Белокурая радость» | Найди и напиши высказывания о счастье. Собери пословицы о счастье. | |
19 | 19.01 | Человек создан для счастья, как птица для полёта.. | Проявление счастья в творчестве. | Э.Григ «Пер Гюнт» Г,Х,Андерсен «Рассказы солнечного луча» | Выставка рисунков «Портреты счастья» | |
20 | 26.01 | Нет счастья в малом, лишь бесконечное счастье. | Проявление благородных чувств | К.Паустовский «Старый повар» В.А.Моцарт «Фантазия» Амхарская сказка «Благородный поступок» | Игра « «Солнечные подарки» | |
21 | 02.02 | Обобщающий урок | Галерея «Счастливые лица» Притча о счастье. В,Тушнова «Сердце» | Сочинение «Что такое счастье?» Выставка «Сад счастья» | ||
Тема. Добрые мысли- основа добрых дел (5 часов) | ||||||
22 | 09.02 | Мыслить, думать- суть духовной жизни. | «Человек думающий» | Ш.Кадими «Чужой ум» | Игра «Как нам помогает ум?» | |
23 | 16.02 | Мышление рождает мысли. | Сила разума и мудрости. | О.Щербакова «Светлая сказка П.И.Чайковский «Вальс» | Нарисуй праздник Жизни | |
24 | 24.02 | Человек ответственен за свои мысли. | Фильм «Пейзажи И.И.Шишкина» Н.К.Абрамцева «Мало ли что…» Работа с пословицами. | Иллюстрации к пословицами. | ||
25 | 01.03 | Умение управлять мышлением, думанием. | Логическая цепочка из вопросов и ответов | Картины итальянского художника Д.Арчимбольди. Итальянская сказка «Находчивая девочка» | Нарисуй чугунок характера | |
26 | 09.03 | Знать, о чём и как думать. | Н.Рерих «Жемчук исканий» Т. Ландина «Лесная сказка о том, как Медведь | Игра «Три имени» Игра «на какой я ступеньке?» | ||
Тема: Самовоспитание личности (8 часов). | ||||||
27 | 16.03 | Сущность самовоспитания и его результаты. | Самовоспитание и его результаты. | С.Ковалёв «Суворов» Нравственные и волевые нормы поведения К.Д.Ушинского | Составь план самовоспитания. | |
28 | 05.04 | Самовоспитание и достижение целей. | Самовоспитание и достижение целей | А.Лопатина, М.Скребцова «Вор и маска» | Сочинение «На какого героя я хотел бы быть похожим?» | |
29 | 12.04 | Направленность человеческой личности. | «Человек- Я сам», «Человек- другой» | Подвиг Ивана Сусанина Н.Абрамцева «А я кто?» | Игра «кто я?» | |
30 | 19.04 | Сила характера. От чего она зависит. | Преодоление трудностей. | Е.Блюхтерова «Маленький Белый гриб и его шляпка» | Составить рекомендации «Как победить себя, или Пять «надо». | |
31 | 26.04 | Самооценка и её роль в самовоспитании. | Самооценка | Диагностика уровня самооценки. Н.Абрамцева «Стёклышко» | ||
32 | 10.05 | Поведение и культура. | Поведение и культура. | Рассказ с ошибками. Картины по теме «Балы в живописи. | Размышление о том, что характер есть результат нашего поведения. | |
33 | 17.05 | Я в ситуации выбора. | Выбор, личностный выбор | А.Гайдар «Горячий камень» | Составление таблицы «Сферы выбора» | |
34 | 24.05 | Резерв |
8. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
- Амонашвили Ш. «Без сердца что поймём?», М.: ООО «Издательский Дом Шалвы Амонашвили»,2004.
- Гин С. «Мир человека», М.: Издательство «Вита0 Пресс»,2003.
- Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. – М.: Генезис, 2004
- Волина В. Как стать хорошим. – С.Пб.: изд-во Дидактика Плюс. 2001
- Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. – М.: Сфера. 1999
- Лопатина А., Скребцова М Дары Земли. – М.: Сфера.1999.
- Лопатина А., Скребцова М Искусство видеть мир. –М.Сфера.1998
- Лопатина А., Скребцова М. Начало мудрости. – М.: ООО «Книжный Дом Локус». 2002
- Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. – М.: Русский Раритет, 19
Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5.Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www. km.ru/ed
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
Наглядные пособия.
1. Репродукции картин русских художников.
2. Таблицы «Портреты писателей».
Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
3. Звуки природы (CD).
4. Шедевры русской живописи (CD).
Технические средства обучения.
Телевизор, магнитофон, аудиоцентр, мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт; штатив для карт и таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
программа расчитана на 1 час в неделю.Авторы учебникаА.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. модуль основы светской этики автор М.Т. Студеникин...
Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" (8 класс)
Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" (8 класс) составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Рабочая программа ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн...
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 4-5 класса (ФГОС)
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4-5 классах. При составлении рабочей образовательной программы учт...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...