Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 4-5 класса (ФГОС)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4-5 классах. При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования второго поколения, Примерной (типовой) программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, а также авторской программы Г.М.Гогиберидзе, разработанной к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-го и 5-го классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnknr-4-5.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4-5 классах. При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального закона об образовании в Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования второго поколения, Примерной (типовой) программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, а также авторской программы Г.М.Гогиберидзе, разработанной к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-го и 5-го классов
Рабочая образовательная программа ориентирована на преподавание курса по рекомендованному Министерством образования РФ учебнику Г.М. Гогиберидзе «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
- Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс - М.: Мнемозина, 2012
- Г.М. Гогиберидзе. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс - М.: Мнемозина, 2012
Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» состоит в воспитании ответственного и мыслящего гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях многоконфессионального и полиэтнического российского общества. Данная школьная дисциплина призвана сформировать у ребёнка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении культурных и религиозных традиций народов России. Кроме того, изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет способствовать развитию межконфессиональной толерантности и потребности школьников в диалоге с представителями инонациональных культур и религий на основе умений определять приоритеты с учётом светской морали, нравственных норм и общечеловеческих духовных ценностей.
Преподавание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призвано способствовать решению следующих дидактических, воспитательных и развивающих задач:
- воспитанию у учащихся чувства гордости за свою Родину и историю России;
- формированию основ российской гражданской идентичности, ценностей многонационального российского общества; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий; уважительного отношения к истории и культуре народов Российской Федерации;
- овладению начальными навыками адаптации в многонациональном и многоконфессиональном обществе; сотрудничества с представителями инонациональных культур и религий в разных социальных ситуациях; толерантного поведения в многонациональной среде;
- развитию чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; а также доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
В 4-м классе предусматривается овладение практическими основами светской этики, такими, как умения правильно вести себя в различных общественных местах; бороться с собственными недостатками и пороками; со вкусом подбирать одежду соответственно сезону и мероприятию; анализировать поступки людей с точки зрения светской этики, в том числе на примерах из жизни и из художественной литературы.
Главная воспитательная цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе — сформировать у детей понимание, что Россия — это многоконфессиональная и многонациональная страна. В результате изучения этой школьной дисциплины четвероклассники должны знать:
- что значит «многоконфессиональная страна»;
- что такое культурное многообразие народов;
- что такое светская этика, какие вопросы она изучает;
- что такое мораль, какую роль она играет в обществе;
- что такое гуманизм, патриотизм, честь и совесть;
- что такое религия и что значит «свобода вероисповедания»;
- какие религии являются традиционными для народов России.
В 5-м классе учащиеся должны в большем объёме овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями жить, учиться, работать в многонациональном обществе на благо нашей общей родины — России. В учебнике представлены материалы, раскрывающие основные положения каждой из четырёх традиционных религий России: православия, ислама, буддизма, иудаизма. Предусматривается формирование таких умений школьников, как:
- анализ информации о религиозных культурах, традиционных для народов России;
- понимание значения религиозных и нравственных ценностей в жизни человека;
- применение полученных знаний в социальной деятельности, в гражданской и общественной
- жизни;
- способность давать оценку деятельности церковных организаций, определять их роль и значение
- в обществе.
В результате изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
- о том, что такое РПЦ, в чём особенности внутреннего мира православного человека;
- о том, в чём истинный смысл исламского вероучения, о чём говорится в Коране и Сунне;
- о буддийской культуре и её роли в современной России;
- об иудаизме, о главных иудейских праздниках и их значении.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»,
ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Спецификой предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер, поскольку данная область знаний аккумулирует в себе первоначальные представления из области истории, культурологии, религиоведения, обществоведения, других социально-гуманитарных наук. В рамках преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» закладываются фундаментальные основы культурологической грамотности, формирующие базу межпредметных связей изучаемых на ступени основного общего образования предметов «История», «Обществознание», «Литература».
В изучении данного курса предусматриваются деятельностный, компетентностный и системный подходы
Деятельностный подход подразумевает приобретение навыков совместной познавательной, творческой и коммуникативной деятельности (в группе, в классе, вместе с учителем, с родителями, родственниками в роли консультантов).
Компетентностный подход нацелен на формирование ключевых образовательных компетенций в сфере познавательной деятельности, приобретение знаний и навыков гражданской деятельности, а также выполнение задач самообразования, умение получать информацию из различного рода источников (в словарях, в энциклопедиях, в Интернете, в процессе общения).
Системный подход подразумевает использование группы методов, с помощью которых учебный материал рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых тем, интеграцией знаний из различных отраслей науки. В процессе анализа учебного и дополнительного материала определяются его интегральные характеристики (свойства), взаимосвязь с повседневной практикой.
На изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2013-2014 учебном году в соответствии с учебным планом образовательного учреждения выделяется 70 учебных часов (35 часов в 4 классе и 35часов в 5 классе, из расчёта по 1 часу в неделю (0,5 часа из инвариантной и 0,5 часа из вариативной части учебного плана образовательного учреждения). Поскольку рабочая программа Г.М. Гогиберидзе рассчитана на изучение всего курса за 34 часа, в данной рабочей образовательной программе увеличено количество учебных часов, выделяемых на изучение каждой темы. Дополнительное учебное время используется для расширения возможностей включения школьников в практически ориентированные виды деятельности (проектной деятельности, развития навыков владения устной и письменной речью, осуществления монологического контекстного высказывания; смыслового чтения); изучения материала культурологической направленности в более широком объёме, нежели предлагает авторская программа. Материал, включённый в рабочую программу дополнительно, выделен курсивом.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
К важнейшим личностным результатам изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относятся:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- осознание необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя следования моральным нормам, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, своей Родиной;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В рамках когнитивного компонента курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих для народов нашей страны духовно-нравственных ценностей;
- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
- В рамках ценностного и эмоционального компонентов курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должен содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы, района, города, региона, страны;
- консолидации представителей разных народов и религий — граждан Российской Федерации. Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включают:
- усвоение первоначальных сведений о началах православной религии, основах иудаизма, буддизма, ислама;
- понимание общности этических и нравственных составляющих религий;
- формирование целостного взгляда на общество как на союз разных народов, придерживающихся различных религиозных убеждений, основанный на диалоге, культурном взаимодействии, мирном сосуществовании, взаимопонимании;
- овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для осуществления дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- понимание культурных и религиозных традиций своего народа, уважение к памятникам культуры независимо от национальной и религиозной принадлежности их создателей.
Среди метапредметных результатов изучения курса можно выделить:
- в познавательной сфере — умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами;
- в эстетической сфере — формирование умений соблюдения норм этикета, правил поведения в поликультурном многонациональном обществе;
- в коммуникативной сфере — освоение норм социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками, в сообществах разного типа (семья, школа, учреждения культуры и др.).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
4-й класс (35 ч)
ВВЕДЕНИЕ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ - НАША ОБЩАЯ РОДИНА (2 ч)
- Что изучает область знания под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Что такое многонациональная и многоконфессиональная страна. Многообразие духовного и культурного богатства нашей Родины.
- Государственная символика Российской Федерации.
ТЕМА 1. СВЕТСКАЯ ЭТИКА (11 ч)
- Знакомство с понятиями «стиль поведения», «нравственный выбор», «этика». Нравственность и нравственный выбор. Зарождение этики в эпоху античности. Аристотель как основоположник представлений об этике. Светская и религиозная этика.
- Этика и этикет. Роль Петра I в формировании российского этикета.
- Основные правила этикета. Правила поведения на улице, в театре.
- Правила поведения в гостях, за столом.
- Какое значение вкладывал А. С. Макаренко в понятие «эстетически выразительныйобраз»?
- Определение понятий «честь», «совесть».
- Почему французский писатель Ромен Роллан считал, что «добро — не наука, оно — действие»? Что значит жить по законам чести и совести?
- Определение понятия «гуманизм». Взаимосвязь гуманизма и патриотизма.
- «Почему Цицерон считал, что «гуманизм — это высший уровень культурного и нравственного развития человеческих способностей»? Золотое правило нравственности».
- Достоинства и недостатки. Нравственный человек. Борьба с недостатками. Развитие достоинств.
- Добродетель как золотая середина между двумя крайностями. Доброжелательность как основа воспитания высоких нравственных качеств.
ТЕМА 2. РОССИЯ - СТРАНА СВОБОДНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (9 ч)
- Определение понятия «культура». Н. К. Рерих о культуре. Материальная и нематериальная культура. Мировое культурное наследие.
- Определение понятия «религия». Связь культуры и религии.
- Древнейшие религиозные верования. Какую роль играли верования в жизни первобытного человека?
- Формы первобытной религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, шаманизм). Элементы древнейших верований в мировых религиях.
- Определение понятия «язычество». Боги древних славян. От язычества к христианству.
- Важнейшие древнеславянские религиозные ритуалы, праздники и обряды. Связь религии с искусством.
- Религия и религиозное учение. Политеистические и монотеистические религии. Мировые и национальные религии.
- Светское государство. Свобода вероисповедания.
- Традиционные религии народов России.
ТЕМА 3. ХРИСТИАНСТВО (12 ч)
- Что такое христианство? Основы христианской религии. Иисус Христос. Святая Троица. Спасение души как высшая цель христианства.
- Сотворение мира. Адам и Ева — первые люди.
- Пророки и божественные заветы. Библейские притчи.
- Иисус Христос — Богочеловек. Рождество Христово.
- Жизнь и общественное служение Иисуса Христа. Сострадание и любовь к людям. Пророчества.
- Казнь Иисуса на Голгофе через распятие на кресте.
- Воскресение. Пасха. Вознесение.
- Библия — священная книга христиан. Библия — книга жизни. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие.
- Откровение. Повествование от создания мира до конца времён.
- Крещение Древней Руси, роль князя Владимира Красное Солнышко.
- Великие миссионеры Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука. Преображение жизни восточных славян, их быта и культуры.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся
5-й класс
(35 ч)
ТЕМА 1. ПРАВОСЛАВИЕ (6 ч)
- Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм
Автокефальность Русской православной церкви.
- Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека».
- Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России.
Правила поведения в храме.
- Христианские таинства.
- Основные христианские праздники
- Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры.
ТЕМА 2. ИСЛАМ (9 ч)
- Что такое ислам. Мухаммед — пророк и посланник Аллаха.
- Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Первые общины мусульман. Хиджра — начало исламского летоисчисления.
- Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран — книга откровений.
- Сущность и значение Сунны. Пять столпов ислама. Сунниты и шииты.
- Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, невежеством и неравенством.
- Исламская культура.
- Основные исламские праздники.
- Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам.
- Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство.
ТЕМА 3. БУДДИЗМ (9 ч)
- Что такое буддизм? Будда — основатель мировой религии. Будда как историческая личность.
- Возникновение буддизма. Поиск божественного начала в самом себе. Четыре благородные истины.
- Глубинный (скрытый) смыл благородных истин. Нравственные принципы буддийского философско-религиозного учения.
- Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхид-харма-питака. Ганджур.
- Буддизм в Юго-Восточной Азии.
- Чанъ-буддизм в Китае. Дзен-буддизм в Японии.
- Ламаизм. Лама. Дацан.
- Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы Российской Федерации, традиционно исповедующие буддизм.
- Буддистская культура в современной России. Традиционные буддийские праздники.
ТЕМА 4. ИУДАИЗМ (9 ч)
- Что такое иудаизм. Иудаизм — национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора.
- Раввин. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. Основы иудейской веры, обряды.
- Священный храм в Иерусалиме. Синагога.
- Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев.
- Обычаи, связанные с шаббатом. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический смысл.
- Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош ха-Шана как День памяти. Роль и символическое значение звуков шофара.
- Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе.
- Праздники восхождения. Суккот — праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении.
- Песах — семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот — праздник дарования Торы.
ТЕМА 5. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА (2 ч)
Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
(4 КЛАСС)
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
ВВЕДЕНИЕ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ - НАША ОБЩАЯ РОДИНА (2 ч) | ||
1 | Что изучает область знания под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Что такое многонациональная и многоконфессиональная страна. Многообразие духовного и культурного богатства нашей Родины. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
2 | Государственная символика Российской Федерации. |
|
ТЕМА 1. СВЕТСКАЯ ЭТИКА (11 ч) | ||
3 | Знакомство с понятиями «стиль поведения», «нравственный выбор», «этика». Нравственность и нравственный выбор. Зарождение этики в эпоху античности. Аристотель как основоположник представлений об этике. Светская и религиозная этика |
|
4 | Этика и этикет. Роль Петра I в формировании российского этикета. |
|
5 | Основные правила этикета. Правила поведения на улице, в театре. |
|
6 | Правила поведения в гостях, за столом. |
|
7 | Какое значение вкладывал А. С. Макаренко в понятие «эстетически выразительный образ»? |
|
8 | Определение понятий «честь», «совесть». |
|
9 | Почему французский писатель Ромен Роллан считал, что «добро — не наука, оно — действие»? Что значит жить по законам чести и совести? |
|
10 | Определение понятия «гуманизм». Взаимосвязь гуманизма и патриотизма. |
|
11 | «Почему Цицерон считал, что «гуманизм — это высший уровень культурного и нравственного развития человеческих способностей»? Золотое правило нравственности». |
|
12 | Достоинства и недостатки. Нравственный человек. Борьба с недостатками. Развитие достоинств. |
|
13 | Добродетель как золотая середина между двумя крайностями. Доброжелательность как основа воспитания высоких нравственных качеств. |
|
ТЕМА 2. РОССИЯ - СТРАНА СВОБОДНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (9 ч) | ||
14 | Определение понятия «культура». Н. К. Рерих о культуре. Материальная и нематериальная культура. Мировое культурное наследие. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
15 | Определение понятия «религия». Связь культуры и религии. |
|
16 | Древнейшие религиозные верования. Какую роль играли верования в жизни первобытного человека? |
|
17 | Формы первобытной религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, шаманизм). Элементы древнейших верований в мировых религиях. |
|
18 | Определение понятия «язычество». Боги древних славян. От язычества к христианству. |
|
19 | Важнейшие древнеславянские религиозные ритуалы, праздники и обряды. Связь религии с искусством. |
|
20 | Религия и религиозное учение. Политеистические и монотеистические религии. Мировые и национальные религии. |
|
21 | Светское государство. Свобода вероисповедания. |
|
22 | Традиционные религии народов России. |
|
ТЕМА 3. ХРИСТИАНСТВО (12 ч) | ||
23 | Что такое христианство? Основы христианской религии. Иисус Христос. Святая Троица. Спасение души как высшая цель христианства. |
|
24 | Сотворение мира. Адам и Ева — первые люди. |
|
25 | Пророки и божественные заветы. Библейские притчи. |
|
26 | Иисус Христос — Богочеловек. Рождество Христово. |
|
27 | Жизнь и общественное служение Иисуса Христа. Сострадание и любовь к людям. Пророчества. |
|
28 | Казнь Иисуса на Голгофе через распятие на кресте. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
29 | Воскресение. Пасха. Вознесение. |
|
30 | Библия — священная книга христиан. Библия — книга жизни. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие. |
|
31 | Откровение. Повествование от создания мира до конца времён. |
|
32 | Крещение Древней Руси, роль князя Владимира Красное Солнышко. |
|
33 | Великие миссионеры Кирилл и Мефодий. Первая славянская азбука. Преображение жизни восточных славян, их быта и культуры. |
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа) | ||
34-35 | Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
(5 КЛАСС)
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
ТЕМА 1. ПРАВОСЛАВИЕ (6 ч) | ||
1 | Понятие «церковь». Основные ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм. Автокефальность Русской православной церкви. |
|
2 | Устройство церкви. Понятия «настоятель», «приход», «монастырь», «свобода выбора», «внутренний мир человека». |
|
3 | Христианский храм: внутреннее устройство. Знаменитые православные храмы России. Правила поведения в храме. |
|
4 | Христианские таинства. |
|
5 | Основные христианские праздники |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
| ||
6 | Христианские заповеди. Содержание и нравственный смысл заповедей. Понятие греха, раскаяния. Основы веры. |
|
ТЕМА 2. ИСЛАМ (9 ч) | ||
7 | Что такое ислам. Мухаммед — пророк и посланник Аллаха. |
|
8 | Пророк Мухаммед. Зарождение ислама. Первые общины мусульман. Хиджра — начало исламского летоисчисления. |
|
9 | Коран и Сунна — священные книги мусульман. Коран — книга откровений. |
|
10 | Сущность и значение Сунны. Пять столпов ислама. Сунниты и шииты. |
|
11 | Нравственные принципы в исламе. Нравственный идеал и нравственные принципы мусульман. Джихад как борьба с собственными пороками, невежеством и неравенством. |
|
12 | Исламская культура. |
|
13 | Основные исламские праздники. |
|
14 | Ислам в России (Северный Кавказ). Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе. Улемы. Народы Северного Кавказа, традиционно исповедующие ислам. |
|
15 | Ислам в России (Волго-Уральский регион). Проникновение и распространение ислама на берегах Волги. Волжская Булгария. Касимовское царство. Казанское ханство. |
|
ТЕМА 3. БУДДИЗМ (9 ч) | ||
16 | Что такое буддизм? Будда — основатель мировой религии. Будда как историческая личность. |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
17 | Возникновение буддизма. Поиск божественного начала в самом себе. Четыре благородные истины. |
|
18 | Нравственные принципы буддийского философско-религиозного учения. Глубинный (скрытый) смыл благородных истин. |
|
19 | Трипитака — священный канон буддизма. Основы буддийского вероучения. Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Ганджур. |
|
20 | Буддизм в Юго-Восточной Азии. |
|
21 | Чань-буддизм в Китае. Дзен-буддизм в Японии. |
|
22 | Ламаизм. Лама. Дацан. |
|
23 | Буддизм в России. Проникновение и распространение буддизма на берегах Амура. Бохайское царство. Роль императрицы Елизаветы в признании буддизма в России. Народы Российской Федерации, традиционно исповедующие буддизм. |
|
24 | Буддистская культура в современной России. Традиционные буддийские праздники. |
|
ТЕМА 4. ИУДАИЗМ (9 ч) | ||
25 | Что такое иудаизм. Иудаизм — национальная религия. Происхождение названия еврейского народа. Моисей. Исход. Тора. |
|
26 | Раввин. Нравственные принципы, лежащие в основе иудаизма. Основы иудейской веры, обряды. |
|
27 | Священный храм в Иерусалиме. Синагога. |
|
28 | Праздники иудеев и их значение. Шаббат. Роль и значение субботы для евреев. |
|
29 | Обычаи, связанные с шаббатом. Хала. Киддуш. Хавдала, её символический |
|
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
смысл. | ||
30 | Рош ха-Шана. Особенности празднования Нового года в иудаизме. Рош ха-Шана как День памяти. Роль и символическое значение звуков шофара. |
|
31 | Йом кипур. Судный день. Пост как очищение от грехов. История о пророке Ионе. |
|
32 | Праздники восхождения. Суккот — праздник нового урожая. Символическое значение шалаша в иудейском вероучении. |
|
34 | Песах — семидневный праздник свободы. Символический смысл мацы. Шавуот — праздник дарования Торы. |
|
ТЕМА 5. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА (2 ч) | ||
35-36 | Выполнение информационно-творческих проектов по выбору учащихся |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Основы духовно-нравственной культуры народов России /авт.-сост. Г.М.Гогиберидзе. – М.: Мнемозина, 2012
- Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
программа расчитана на 1 час в неделю.Авторы учебникаА.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. модуль основы светской этики автор М.Т. Студеникин...
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
Рабочая программа ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Первый опыт работы по учебнику: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 4 классов (авторы Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков) «Начальная школа XXI века».
Учебный план по основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Составление портфолио. Первый опыт и проблемы реализации учебного курса "ОРКСЭ" для учителей начальных классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; во...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ, 5 КЛАСС
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Пол...