ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире профессий»
рабочая программа (3 класс) на тему
Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки. Поэтому начало школьного обучения — ценный период для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта.
Начало школьного обучения делает учебно-познавательную деятельность ведущей, открывает возможности освоения знаний о мире профессий через печатное слово. Вместе с тем развитие представлений о профессиональной деятельности людей происходит с помощью наглядных средств, в практической деятельности и на основе ярких примеров и жизненных ситуаций. Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализировать деятельность людей различных профессий.
Значительную помощь в процессе социализации по этому направлению может оказать профориентационная работа с младшими школьниками, основной формой которой является программа «В мире профессий». Она служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.
Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_professiy.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ ООШ № 23
«___»_______2014г _________ Н. В. Башканова _____________ А. М. Мерс
. «___»__________2014г. «____»___________ 2014г.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире профессий»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
3 класс
Программа разработана
учителем начальных классов
Грищенко С.В.
Сызрань, 2014
Пояснительная записка
Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов личности: расширение представлений о мире профессий и развитие интереса к нему, становление таких важных качеств будущего субъекта трудовой деятельности, как рефлексивные способности, умение мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, способность самоконтроля и самооценки. Поэтому начало школьного обучения — ценный период для освоения мира труда и профессий, обогащения личностного опыта.
Начало школьного обучения делает учебно-познавательную деятельность ведущей, открывает возможности освоения знаний о мире профессий через печатное слово. Вместе с тем развитие представлений о профессиональной деятельности людей происходит с помощью наглядных средств, в практической деятельности и на основе ярких примеров и жизненных ситуаций. Вот почему важно обогащать впечатления младших школьников о мире профессий, практиковать обсуждение проблемных вопросов и создание творческих проектов, анализировать деятельность людей различных профессий.
Значительную помощь в процессе социализации по этому направлению может оказать профориентационная работа с младшими школьниками, основной формой которой является программа «В мире профессий». Она служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.
Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.
На реализацию программы «В мире профессий» во 3 классе отводится
34 ч в год (1 час в неделю)
Цель курса: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
- воспитывать уважение к людям труда;
- побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
- создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Занятия построены таким образом, что представляют возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной деятельностной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Изучение программы внеурочной деятельности «В мире профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Формы занятий:
- беседы
- экскурсии
- сюжетно-ролевые игры
- элементы занимательности и состязательности
- конкурсы
- праздники
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «В мире профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «В мире профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты:
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
Тематическое планирование
3 класс
«Страна в которой я живу»
Содержание занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Этапы работы | |
«Человек – человек» | ||||
Наше питание | Развивающие занятия: профессия «повар», «кондитер», и др. Познавательная игра «Русская хозяюшка» Урок-аукцион «Скатерть самобранка» | 3 | Выбор темы | |
Формирование здорового образа жизни | Экскурсия в школьную столовую | 1 | Сбор информации, структурирование информации | |
«Осенние посиделки» | Оформление книги кулинарных рецептов Подготовка презентации Подготовка к празднику «Осенние посиделки» | 3 | Подготовка и презентация творческого проекта «Книга кулинарных рецептов» | |
«Человек – техника» | ||||
Развивающие занятия: профессия «водитель» и др. Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени»; «Техника вокруг нас» | 3 | Сбор информации, структурирование информации | ||
Предприятия нашего посёлка | Экскурсия в заводской цех | 1 | Сбор информации, структурирование информации | |
КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» (путеводитель) Подготовка и оформление дневника Конкурс «Мастерёнок 21 века» Подготовка к презентации | 5 | Подготовка и презентация творческого проекта «Дневник путешествия с Самоделкиым» | ||
«Человек – художественный образ» | ||||
Что такое архитектура? | Развивающие занятия: профессия «архитектор», «строитель» и др. Викторина «Мой город Сызрань» | 2 | Выбор темы | |
Знакомство с новостройками посёлка | Экскурсия на стройку | 1 | Сбор информации, структурирование информации | |
Знакомство с достопримечательностями города (Ростов на Дону, Таганрог). | Видео экскурсия по достопримечательностям Самарской области Подготовка презентации КТД Макет «Город будущего» Пробуем себя в роли архитекторов | 4 | Подготовка и презентация творческого проекта «Город будущего» | |
«Человек – природа» | ||||
Мы часть природы | Развивающие занятия: «Сказочный мир подводного царства» «По заповедным местам России» Викторины | 3 | Выбор темы | |
Знакомство с растительным и животным миром | Экскурсия в парк, на реку. Наблюдение за животными нашей местности. | 2 | Сбор информации, структурирование информации | |
«Красная книга» | Коллективная творческая деятельность (КТД) «Мой четвероногий друг» | 3 | Подготовка и презентация информационного проекта «Мой четвероногий друг» | |
Проблемы экологии | «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 2 | Подготовка и презентация творческого проекта «Экологический суд»: | |
Наши результаты | Обсуждение, релаксация | 1 | Подведение итогов работы за год | |
Итого 34 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема занятия | Кол-во ч. | Теория | Практика |
Развивающие занятия: профессия «повар», «кондитер» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Познавательная игра «Русская хозяюшка» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Урок-аукцион «Скатерть самобранка» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Экскурсия в школьную столовую | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Оформление книги кулинарных рецептов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Подготовка презентации | 1 | - | 1 | ||
Подготовка к празднику «Осенние посиделки» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Развивающие занятия: профессия «водитель» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Техника вокруг нас | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Экскурсия в заводской цех | 1 | - | 1 | ||
КТД «Дневник путешествия с Самоделкиным» | 1 | - | 1 | ||
Подготовка и оформление дневника | 1 | - | 1 | ||
Подготовка и оформление дневника | 1 | - | 1 | ||
Конкурс «Мастерёнок 21 века» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Подготовка к презентации | 1 | - | 1 | ||
Развивающие занятия: профессия «архитектор», «строитель» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Викторина «Мой город Сызрань» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Экскурсия на стройку | 1 | - | 1 | ||
Видео экскурсия по достопримеча-тельностям Самарской области | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Подготовка презентации | 1 | - | 1 | ||
КТД Макет «Город будущего» Пробуем себя в роли архитекторов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
КТД Макет «Город будущего» Пробуем себя в роли архитекторов | 1 | - | 1 | ||
Развивающее занятие: «Сказочный мир подводного царства» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Развивающее занятие: «По заповедным местам России» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Викторина | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Экскурсия в парк, на реку. | 1 | - | 1 | ||
Наблюдение за животными нашей местности. | 1 | - | 1 | ||
Коллективная творческая деятельность (КТД) «Мой четвероногий друг» | 1 | - | 1 | ||
Коллективная творческая деятельность (КТД) «Мой четвероногий друг» | 1 | - | 1 | ||
Коллективная творческая деятельность (КТД) «Мой четвероногий друг» | 1 | - | 1 | ||
«Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
«Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Обсуждение, релаксация | 1 | 0,5 | 0,5 |
Дидактическое сопровождение
Ресурсное обеспечение
Педагогические ресурсы:
педагоги школы, руководители кружков, школьный библиотекарь, медицинский работник, воспитатель, повар, руководитель школьного музея.
Научно-методическое обеспечение программы:
Научно-методическую поддержку при реализации программы будут оказывать школьная методическая служба, муниципальный ресурсно-методический центр.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы, имеющиеся в фондах библиотек, материалы ежегодных конференций, школьной газеты, личные встречи с почетными гражданами города, посещение школьного и городского музеев, экскурсии на предприятия города.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом, игровыми площадками, музеем военно-патриотического воспитания, теплицей, школьным автобусом.
В школе есть кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры с выходом в Интернет, имеется проектор, экран. Кабинет первого класса оснащен компьютером, проектором, ноутбуками.
Информационное обеспечение:
Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия «Мир профессий», обучающие и развивающие игры, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Критерии оценивания: диагностика 2 раза в год, создание и защита творческих проектов.
Литература:
- Аветисян К.А. и др.; под ред. Л.М.Митиной.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение - М.: Академия, 2005
- Багрова О.Е. Введение в мир профессий, Волгоград: Учитель, 2009
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М., Просвещение, 2011.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. – М.: Вако, 2005
- Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2).
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008
- Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников (методическое пособие). – М.: Асадема, 2005.
- Ярута, Т. В. Подпрограмма "Профессиональное самоопределение учащихся" [Текст] / Ярута Т. В., Антоненко А. А., Гайнутдинова Н. Г. // Завуч. Управление современной школой. - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "в мире профессий"
программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы....
Программа внеурочной деятельности "В мире профессий"
Реализует социальное направление внеурочной деятельности во 2 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения....
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий"
рабочая программа для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 2 класс...
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности " В мире профессий"
Темы занятий направлены на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к труду, познакомить с основными профессиями родного края и их особенностями....