КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
проект (1 класс) на тему
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovoy_proekt_kuznetsova_g.f.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Мордовский республиканский институт образования
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
ВЫПОЛНИЛА: КУЗНЕЦОВА Г.Ф. ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД МОУ «ЛЯМБИРСКАЯ СОШ №2» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА |
САРАНСК 2018
Пояснительная записка
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.
Курс «В мире профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.
Цель программы: формирование представлений обучающихся 1 класса разнообразии профессий и значимости труда в жизни человека.
Задачи программы:
- расширять знания детей о мире профессий и профессиональных качествах; в доступной форме познакомить с содержанием различных профессий;
- углублять знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии, обогащать речь детей профессиональной лексикой;
- стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей;
- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда, понимание его роли в жизни человека.
Особенности программы
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Способы, формы, методы и технологии работы
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Основные виды деятельности учащихся:
-навыки дискуссионного общения;
-игра.
Кроме того выделяют следующие методы работы:
-поисковые;
-объяснительно-иллюстративные;
-проблемного изложения;
-исследовательские -игровые методы обучения.
Прогнозируемые результаты
*участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
*расширение кругозора о мире профессий,
*заинтересованность в развитии своих способностей,
*участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
*возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности.
Формы контроля
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем я хочу стать»
Средства, необходимые для внедрения программы
- мультимедийное оборудование
- раздаточный материал
- интернет-ресурсы.
Программа разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся один час в неделю (продолжительность занятий 45 минут).
Срок реализации программы - 2 года. Количество часов 1 класс: – 16 ч.
Учебно-тематический план 1 класс
Дата | № | Тема занятия | Кол- во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудование |
Введение в мир профессий 5 ч | |||||
1. | Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами | |
1. | Какие профессии ты знаешь? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Презентация | |
1. | Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация | |
1. | Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация | |
1. | Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей раз- личных профессий | |
Профессии в школе 2 ч | |||||
1. | Профессия-учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Презентация — клип «Учитель» | |
1. | Профессия- библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку | ||
Знакомство с различными профессиями 4 ч | |||||
1. | Профессия— продавец | 1 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация Весы | |
1. | Профессия— парикмахер | 1 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую | ||
1. | Профессия— повар | 1 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. | ||
1. | Профессия — врач | 1 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, ап- течка. | |
Проект «Азбука профессий» 5ч | |||||
1. | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | ||
1. | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | ||
1. | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | ||
1. | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | ||
1. | Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». |
Список литературы
1. Профориентационные игры для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Ханты-Мансийск, 2014 г.
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008 г.
3. Журкова А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
4. Игумнова Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994.
5. Кугач А.Н., Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст ]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "в мире профессий"
программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы....
Программа внеурочной деятельности "В мире профессий"
Реализует социальное направление внеурочной деятельности во 2 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире профессий»
Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов л...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий"
рабочая программа для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий"
Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 1-4 классов составлена на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы начального общего образо...