Методическая разработка «Умозрение в красках»
методическая разработка (3 класс) на тему

Пшеничникова Альбина Минуровна

Тема урока: Золотое кольцо России. Сергиев Посад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_doc.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3

 Методическая разработка  «Умозрение в красках» 

Тема урока: Золотое кольцо России. Сергиев Посад.

 Методическая цель: показать одну из форм проведения урока Окружающий мир с применением миссионерско – катехизических занятий.

Цель  урока:

-приобщить детей к  ценностному отношению к духовному, историческому понятию иконы;

Задачи:

-узнать, когда и кем был основана Сергиев Посад, что такое план и как выглядит Сергиев Посад на плане; описывать достопримечательности Сергиева Посада;

-формировать положительную мотивацию к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку; формировать чувство самоуважения и взаимоуважения у учеников.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять взаимоконтроль;

- закрепить умение представлять информацию;

- представить учащимся целостную картину мира  иконописания : средствами науки, литературы и искусства;

-познакомить учащихся иконой  «Преподобный Сергий Радонежский»;

- познакомить детей с понятием « монах – схимник»;

- формировать представление о назначении иконы;

-развивать интерес к знаниям о православной иконе;

-воспитывать чувства любви, красоты, патриотизма;

-воспитание личности, духовно – нравственное воспитание школьников;

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок (применение межпредметных связей - география, история, основы православной культуры).

Форма урока: беседа элементами дискуссии.

Методы: проблемно – поисковый, словесный (диалог, рассказ, объяснение, беседа).

Оборудование и наглядность:

- репродукции икон;

- музыкальный центр;

-учебник;

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

 Учитель: Здравствуйте, ребята.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

 - Чем отличается икона  «Спас Нерукотворный »от  иконы « Спас на чрепии»?;

-Чем они похожи?;

-Как еще называют икону «Спас Нерукотворный»?;

- Расскажите, как появилась икона «Спас Нерукотворный»?;

- Расскажите о чудном появлении иконы « Спас на чрепии»?;

- Что такое нимб?;

-Объясните значение букв  на нимбе иконы «Спас Нерукотворный»?;

-Скажите, в чем особенность иконы «Спас Нерукотворный»?;

- Когда православные христиане празднуют праздник Торжество Православия?

- С какими событиями связано возникновение праздника?

 - Когда православные христиане празднуют праздник Спас Нерукотворный?

II. Мотивация учебной деятельности.

Звучит песня «Сергиев Посад» в исполнении Юлии Славянской.

Учитель:

- Как вы думаете, как называется эта песня?

- С  какой целью мы её прослушали?

- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке?

-  Мы отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России , первый город, встречающийся на нашем пути - Сергиев Посад.

Золотое кольцо России — так называется самый известный туристический маршрут, который включает  в себя древнейшие города России : Сергиев-Посад, Переславль  Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польской, Палех, Шуя, Углич.  Золотое кольцо - маршрут, проложенный по историческим городам, проходит по территории пяти областей — Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской. Каждый город, входящий в состав маршрута, имеет свою уникальную судьбу, историю. Именно своим разнообразием и неповторимостью ценен маршрут по Золотому Кольцу России.  

Учитель:

- Чтобы вы хотели узнать, путешествуя по Сергиевому Посаду?

III. Целеполагание.

Учитель:  Мы узнаем:

- когда и кем был основан Сергиев Посад;

- что такое план и как выглядит Сергиев Посад на плане;

 Мы будем учиться:

- описывать достопримечательности города;

- совместно работать.

 IV. Актуализация знаний.

 Учитель:

- Что вы можете рассказать о Сергиевом Посаде?

IV. Изучение новой темы.

Учитель:

 Сергиев Посад основал Преподобный Сергий.

-Кто сможет объяснить значение слова преподобный?

Ответы детей:

Учитель: Преподобный Сергий родился в 1314году, в селе Варницы (около Ростова) в семье боярина Кирилла, и его жены Марии. Родители  при крещении назвали мальчика Варфоломеем. А имя Сергий он получил при монашеском постриге. ( Учитель показывает икону Преподобного Сергия Радонежского) . ( Приложения 6)

Варфоломей рос послушным, заботливым и кротким ребенком, очень почитал родителей своих, но учеба ему  никак не давалась. В отличие от своих братьев Стефаном и Петром преподобный Сергий не понимал азбуку и поэтому очень скорбел. Учителя его ругали, а родители очень расстраивались. Преподобный Сергий очень молился, чтобы Господь помог ему в обучении. И вот однажды, пошел Преподобный Сергий в поле за лошадьми и встретил там монаха – схимника.

Учитель: Может быть,  кто- то из вас знает, кто такой монах - схимник?

Ответы детей:

Учитель:  Монахи – это такие люди, которые полностью посвящают себя Богу, они отрекаются от мира, дают обеты отречения от всего мирского, молятся за людей, за Россию, за мир на земле. Уединяются в своей молитве в лесах, пустынях. Благодаря молитве монахов  Господь продлевает жизнь нам и нашей планете. Схимник — это  монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ.  Именно такой святой и духовно – чистый человек встретился преподобному Сергию и сказал ему, что тот «Будет Велик  пред  Богом и людьми? C этого  дня будет хорошо учиться».  Так и случилось. Через некоторое время  семья Варфоломея переехала из Ростова в Радонеж, у Рождественской церкви. Когда Варфоломей вырос, он хотел уйти в монастырь, для служения Богу и людям, но осуществить свою мечту  Варфоломей смог только спустя несколько лет, после смерти родителей. Мать  и отец Фарфоломея  перед смертью тоже приняли постриг монашеский, а затем и схиму. Мощи Преподобных Кирилла и Мария - родителей преподобного Сергия Радонежского находятся в Хотьково - в Покровском Хотьковском женском монастыре, рядом с Сергиево  Посадом. Выполнив свой долг перед родителями Варфоломей с братом  Стефаном ушел в лес, принял монашеский постриг с именем Сергий. Братья срубили себе избушку, днем и ночью молился, трудился и постился. Преподобный Сергий начал строительство Троицкого собора, в честь Святой Троицы. Весть о праведном монахе разнеслась быстро, к Преподобному Сергию стали приходить другие монахи, строить себе кельи, постепенно  обитель, (монастырь ) разрастался. Люди селились около обители, чтобы быть рядом с преподобным Сергием.  Таким образом ,в 1336 году был основан город Сергиев Посад. Много чудес  свершалось по святым молитвам Преподобного Сергия. 25 сентября, в 1392 году, Сергий скончался, через 30 лет – 5 июля  были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году Преподобный Сергий был причислен к лику святых. Его святые мощи хранятся в Троицком соборе в Троице – Сергиевой лавре.  В эти даты православные отмечают праздник – Сергиев день. Много паломников ежедневно посещают монастырь и прикладываются к его мощам, молятся об успехах в учебе, до сих пор происходят чудеса у мощей.

Учитель: Перед вами икона Сергия, как вы думаете, что обозначает зеленое облачение,(одежда) святого?

Ответы детей:

Учитель:  Зеленый цвет в иконе – цвет надежды, обновления. Благословляющая рука – таинство священства. Через складки как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

 Учитель: Вспомните, что означает золотой цвет в иконе?

Ответы детей:  

V.Физкультминутка  

Учитель:  Встаньте рядом с партой, попрыгайте на одной ноге, на второй, на обеих, присядьте 5 раз, руками помашите в стороны, руки вверх – вдох, вниз – выдох, так 5 раз. Садитесь на свои места.

VI. Работа по теме  урока :

Учитель: Сергиев Посад – большой  город, имеющий герб и флаг. Герб города изображен на флаге. Флаг города имеет свою символику.  

VII.Работа с учебником .

(Учитель предлагает детям почитать по цепочке из учебника о символике флага).

Учитель: Посмотрите, как изображен на карте план города. важные места города - главные улицы города, автомобильная дорога, достопримечательности отмечены на плане. В Сергиевом Посаде много достопримечательностей – это  Троице Сергиева лавра, музей « Народные промыслы», музей « Игрушки », Торбеевское озеро, водопад Гремячий ключ , источник  преподобного Саввы Сторожевского, музей « конный двор»,  Гефсиманский Черниговский скит, храм Спаса Нерукотворного в деревне Деулино, недалеко от Сергиева  Посада. О достопримечательностях города прочитаем  по учебнику вслух.

VIII. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель:  

- Что такое Золотое кольцо России?

- Какой город мы сегодня с вами посетили?

-Кто основал Сергиев Посад?

- В каком году?

- Когда празднуют Сергиев день?

- Что вы можете рассказать о преподобном Сергии Радонежском?

- Объясните символику иконы святого?

- Что мы можем увидеть на карте города?

- Расскажите о гербе и флаге города?

- О каких достопримечательностях мы узнали?

IX. Рефлексия.

Учитель:

-Узнали ли мы кем и когда был основан Сергиев Посад?

-  Что такое план? Как выглядит город на плане?

- Познакомились с достопримечательностями Сергиева Посада?

X. Домашнее  задание.

Учитель распределяет детям написать  дома доклады о достопримечательностях Сергиева Посада.

XI. Выставление отметок.

Учитель: Всем спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока естествознания "Краски осени".

Методическая разработка урока естествознания для 1 класса по теме "Краски осени", УМК "Гармония". Может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, а также при проведении уроков по другим УМ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"

Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....

Методическая разработка «Умозрение в красках»

Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в....

Методическая разработка «Умозрение в красках»

Тема урока: Икона «Спас Нерукотворный»  (Новгород XII в.) и иконой «Спас на чрепии»....

Методическое пособие "Золотые краски осени"для 1 класса

Наглядное пособиеДля 1 классаТема: «Золотые краски осени»                 Пояснительная записка.Тема: ...

Методическая разработка. Краски. История изобретения.

Презентация рассказывает об истории изобретения красок....

Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.

Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....