Методическая разработка «Умозрение в красках»
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Золотое кольцо России. Сергиев Посад.
Методическая цель: показать одну из форм проведения урока Окружающий мир с применением миссионерско – катехизических занятий.
Цель урока:
-приобщить детей к ценностному отношению к духовному, историческому понятию иконы;
Задачи:
-узнать, когда и кем был основана Сергиев Посад, что такое план и как выглядит Сергиев Посад на плане; описывать достопримечательности Сергиева Посада;
-формировать положительную мотивацию к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку; формировать чувство самоуважения и взаимоуважения у учеников.
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять взаимоконтроль;
- закрепить умение представлять информацию;
- представить учащимся целостную картину мира иконописания : средствами науки, литературы и искусства;
-познакомить учащихся иконой «Преподобный Сергий Радонежский»;
- познакомить детей с понятием « монах – схимник»;
- формировать представление о назначении иконы;
-развивать интерес к знаниям о православной иконе;
-воспитывать чувства любви, красоты, патриотизма;
-воспитание личности, духовно – нравственное воспитание школьников;
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок (применение межпредметных связей - география, история, основы православной культуры).
Форма урока: беседа элементами дискуссии.
Методы: проблемно – поисковый, словесный (диалог, рассказ, объяснение, беседа).
Оборудование и наглядность:
- репродукции икон;
- музыкальный центр;
-учебник;
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Чем отличается икона «Спас Нерукотворный »от иконы « Спас на чрепии»?;
-Чем они похожи?;
-Как еще называют икону «Спас Нерукотворный»?;
- Расскажите, как появилась икона «Спас Нерукотворный»?;
- Расскажите о чудном появлении иконы « Спас на чрепии»?;
- Что такое нимб?;
-Объясните значение букв на нимбе иконы «Спас Нерукотворный»?;
-Скажите, в чем особенность иконы «Спас Нерукотворный»?;
- Когда православные христиане празднуют праздник Торжество Православия?
- С какими событиями связано возникновение праздника?
- Когда православные христиане празднуют праздник Спас Нерукотворный?
II. Мотивация учебной деятельности.
Звучит песня «Сергиев Посад» в исполнении Юлии Славянской.
Учитель:
- Как вы думаете, как называется эта песня?
- С какой целью мы её прослушали?
- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке?
- Мы отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России , первый город, встречающийся на нашем пути - Сергиев Посад.
Золотое кольцо России — так называется самый известный туристический маршрут, который включает в себя древнейшие города России : Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польской, Палех, Шуя, Углич. Золотое кольцо - маршрут, проложенный по историческим городам, проходит по территории пяти областей — Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской. Каждый город, входящий в состав маршрута, имеет свою уникальную судьбу, историю. Именно своим разнообразием и неповторимостью ценен маршрут по Золотому Кольцу России.
Учитель:
- Чтобы вы хотели узнать, путешествуя по Сергиевому Посаду?
III. Целеполагание.
Учитель: Мы узнаем:
- когда и кем был основан Сергиев Посад;
- что такое план и как выглядит Сергиев Посад на плане;
Мы будем учиться:
- описывать достопримечательности города;
- совместно работать.
IV. Актуализация знаний.
Учитель:
- Что вы можете рассказать о Сергиевом Посаде?
IV. Изучение новой темы.
Учитель:
Сергиев Посад основал Преподобный Сергий.
-Кто сможет объяснить значение слова преподобный?
Ответы детей:
Учитель: Преподобный Сергий родился в 1314году, в селе Варницы (около Ростова) в семье боярина Кирилла, и его жены Марии. Родители при крещении назвали мальчика Варфоломеем. А имя Сергий он получил при монашеском постриге. ( Учитель показывает икону Преподобного Сергия Радонежского) . ( Приложения 6)
Варфоломей рос послушным, заботливым и кротким ребенком, очень почитал родителей своих, но учеба ему никак не давалась. В отличие от своих братьев Стефаном и Петром преподобный Сергий не понимал азбуку и поэтому очень скорбел. Учителя его ругали, а родители очень расстраивались. Преподобный Сергий очень молился, чтобы Господь помог ему в обучении. И вот однажды, пошел Преподобный Сергий в поле за лошадьми и встретил там монаха – схимника.
Учитель: Может быть, кто- то из вас знает, кто такой монах - схимник?
Ответы детей:
Учитель: Монахи – это такие люди, которые полностью посвящают себя Богу, они отрекаются от мира, дают обеты отречения от всего мирского, молятся за людей, за Россию, за мир на земле. Уединяются в своей молитве в лесах, пустынях. Благодаря молитве монахов Господь продлевает жизнь нам и нашей планете. Схимник — это монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ. Именно такой святой и духовно – чистый человек встретился преподобному Сергию и сказал ему, что тот «Будет Велик пред Богом и людьми? C этого дня будет хорошо учиться». Так и случилось. Через некоторое время семья Варфоломея переехала из Ростова в Радонеж, у Рождественской церкви. Когда Варфоломей вырос, он хотел уйти в монастырь, для служения Богу и людям, но осуществить свою мечту Варфоломей смог только спустя несколько лет, после смерти родителей. Мать и отец Фарфоломея перед смертью тоже приняли постриг монашеский, а затем и схиму. Мощи Преподобных Кирилла и Мария - родителей преподобного Сергия Радонежского находятся в Хотьково - в Покровском Хотьковском женском монастыре, рядом с Сергиево Посадом. Выполнив свой долг перед родителями Варфоломей с братом Стефаном ушел в лес, принял монашеский постриг с именем Сергий. Братья срубили себе избушку, днем и ночью молился, трудился и постился. Преподобный Сергий начал строительство Троицкого собора, в честь Святой Троицы. Весть о праведном монахе разнеслась быстро, к Преподобному Сергию стали приходить другие монахи, строить себе кельи, постепенно обитель, (монастырь ) разрастался. Люди селились около обители, чтобы быть рядом с преподобным Сергием. Таким образом ,в 1336 году был основан город Сергиев Посад. Много чудес свершалось по святым молитвам Преподобного Сергия. 25 сентября, в 1392 году, Сергий скончался, через 30 лет – 5 июля были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году Преподобный Сергий был причислен к лику святых. Его святые мощи хранятся в Троицком соборе в Троице – Сергиевой лавре. В эти даты православные отмечают праздник – Сергиев день. Много паломников ежедневно посещают монастырь и прикладываются к его мощам, молятся об успехах в учебе, до сих пор происходят чудеса у мощей.
Учитель: Перед вами икона Сергия, как вы думаете, что обозначает зеленое облачение,(одежда) святого?
Ответы детей:
Учитель: Зеленый цвет в иконе – цвет надежды, обновления. Благословляющая рука – таинство священства. Через складки как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Учитель: Вспомните, что означает золотой цвет в иконе?
Ответы детей:
V.Физкультминутка
Учитель: Встаньте рядом с партой, попрыгайте на одной ноге, на второй, на обеих, присядьте 5 раз, руками помашите в стороны, руки вверх – вдох, вниз – выдох, так 5 раз. Садитесь на свои места.
VI. Работа по теме урока :
Учитель: Сергиев Посад – большой город, имеющий герб и флаг. Герб города изображен на флаге. Флаг города имеет свою символику.
VII.Работа с учебником .
(Учитель предлагает детям почитать по цепочке из учебника о символике флага).
Учитель: Посмотрите, как изображен на карте план города. важные места города - главные улицы города, автомобильная дорога, достопримечательности отмечены на плане. В Сергиевом Посаде много достопримечательностей – это Троице Сергиева лавра, музей « Народные промыслы», музей « Игрушки », Торбеевское озеро, водопад Гремячий ключ , источник преподобного Саввы Сторожевского, музей « конный двор», Гефсиманский Черниговский скит, храм Спаса Нерукотворного в деревне Деулино, недалеко от Сергиева Посада. О достопримечательностях города прочитаем по учебнику вслух.
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
- Что такое Золотое кольцо России?
- Какой город мы сегодня с вами посетили?
-Кто основал Сергиев Посад?
- В каком году?
- Когда празднуют Сергиев день?
- Что вы можете рассказать о преподобном Сергии Радонежском?
- Объясните символику иконы святого?
- Что мы можем увидеть на карте города?
- Расскажите о гербе и флаге города?
- О каких достопримечательностях мы узнали?
IX. Рефлексия.
Учитель:
-Узнали ли мы кем и когда был основан Сергиев Посад?
- Что такое план? Как выглядит город на плане?
- Познакомились с достопримечательностями Сергиева Посада?
X. Домашнее задание.
Учитель распределяет детям написать дома доклады о достопримечательностях Сергиева Посада.
XI. Выставление отметок.
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока естествознания "Краски осени".
Методическая разработка урока естествознания для 1 класса по теме "Краски осени", УМК "Гармония". Может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, а также при проведении уроков по другим УМ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"
Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в....
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Икона «Спас Нерукотворный» (Новгород XII в.) и иконой «Спас на чрепии»....
Методическое пособие "Золотые краски осени"для 1 класса
Наглядное пособиеДля 1 классаТема: «Золотые краски осени» Пояснительная записка.Тема: ...
Методическая разработка. Краски. История изобретения.
Презентация рассказывает об истории изобретения красок....
Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.
Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....
- Мне нравится (1)