Методическая разработка «Умозрение в красках»
методическая разработка (4 класс) на тему
Тема урока: Икона «Спас Нерукотворный» (Новгород XII в.) и иконой «Спас на чрепии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_doc.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Икона «Спас Нерукотворный» (Новгород XII в.) и иконой «Спас на чрепии».
Методическая цель: показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия.
Цель урока:
-приобщить детей к ценностному отношению к духовному, историческому понятию иконы;
Задачи:
- представить учащимся целостную картину мира иконописания : средствами науки, литературы и искусства;
-познакомить учащихся иконами «Спас Нерукотворный» (Новгород XII в.), «Спас на чрепии »;
- познакомить детей с такими понятиями, как тропарь, кондак, акафист;
- формировать представление о назначении иконы;
-развивать интерес к знаниям о православной иконе;
-воспитывать чувства любви, красоты, патриотизма;
-воспитание личности, духовно – нравственное воспитание школьников;
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок (применение межпредметных связей - география, история, основы православной культуры).
Форма урока: беседа элементами дискуссии.
Методы: проблемно – поисковый, словесный (диалог, рассказ, объяснение, беседа).
Оборудование и наглядность:
- репродукции икон;
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и настройтесь на урок. Тихо сядут девочки, еще тише – мальчики.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Кто написал икону « Троица»?
- Назовите мне Ипостаси Святой Троицы? Что они обозначают?
- Покажите, какие иконы вы принесли? ( Иконы выставляются на доску как наглядность).
III. Сообщение темы урока.
Учитель: Молодцы, вы принесли много разных православных икон. Сегодня на уроке мы с вами узнаем много интересного еще о двух иконах. Поймем символизм икон, узнаем историю их появления.
IV. Изучение новой темы.
Учитель выставляет икону Спас Нерукотворный. Новгород XII в. (Приложения 4)
Учитель: Знаете ли вы, какая икона была самой первой, и кто ее создал?
Учитель: Первую икону создал Сам Господь. В Ветхом Завете было строго запрещено изображать Бога. Люди, которые жили в Ветхом Завете, слышали Бога, чувствовали Его, общались с Ним, но не видели Его. Поэтому, как можно изобразить того, кого не видишь? Но пришло время и Господь воплотился в человеческий облик, стал Человеком и люди воочию увидели Его. Как вы думаете, почему икону называют Спас Нерукотворный?
Ответы детей:
Учитель: Само название говорит о том, что икона была создана не руками человека, кистями, красками. Сам Господь Иисус Христос дал нам Свое изображение. Господь Сам Благословил написание иконы . Умывшись, он вытер Свой Пречистый Лик платом и чудесно изобразился на плате для больного Эдесского царя Авгаря. Плат – это полотно. Поэтому эта икона еще называется « Спас на убрусе», что и означает полотно. Когда больной князь помолился перед полотном с ликом Христа, то исцелился от болезни. Верхние концы плата завязаны узлами, складки ткани ясно обозначены, по низу он украшен каймой. Таким тщательным и точным изображением ткани иконописец подчеркивает необыкновенное появление образа. Лик Святителя отобразился на ткани Силой Божией. Изображение Христа на этой иконе бывает только оглавное, это когда на иконе пишется только глава.
Учитель: Что вы видите вокруг главы Христа?
Дети отвечают: Нимб.
Учитель: Нимб – это символ святости. Нимб пишется на иконах Богородицы, святых. Но только на нимбе Спасителя изображен Крест. Крест говорит нам о том, что Господь наш есть Спаситель, ведь своим своим Крестом Он спас человеческий род от вечной смерти.
Учитель: Что вы еще видите на нимбе?
Дети отвечают: Буквы.
Учитель: Это буквы греческого алфавита, означают они Сущий или вечная Сущность - это небесное имя Бога. Значит, что Бог всегда был, есть и всегда будет, потому что Он вечен. По краям иконы – буквы славянского алфавита - это имя Спасителя - Иисус Христос. Икона считается полностью написанной только тогда, когда на ней начертано имя того, кто изображен.
Есть еще оглавная икона, которая изображает Христа, на ней изображен не плат, а гладкий ровный фон, называется она « Спас на чрепии». (Приложения5)
Учитель: Может быть кто – то из вас знает историю возникновения этой иконы и сможет нам рассказать?
Ответы детей:
Учитель: Чтобы уберечь образ от язычников, Эдесские христиане спрятали образ в стену и замуровали его в черепицу. Когда же образ достали, то обнаружили, что образ Господа был отпечатан и на черепице, по церковно – славянскому « чрепий». Отсюда и пошло название : «Спас на чрепии». Я надеюсь, что теперь вы сможете отличить икону «Спас на чрепии» и «Нерукотворный Спас». Икона «Спас Нерукотворный» - особая икона, ведь для нас ее создал Сам Спаситель.
Учитель: В первое воскресенье Великого поста православные христиане отмечают праздник – Торжество православия. Который был установлен в честь победы над иконоборцами – противниками почитания икон. В честь этого события существует праздник Спас Нерукотворный, в народе его еще называют Ореховым спасом. Празднование его приходится на конец Успенского поста, в августе. Смысл иконы наиболее полно раскрывается в богослужении двух праздников: Нерукотворного Спаса и Торжества Православия – победы иконы и торжества Боговоплощения.
Физкультминутка
Учитель: Молодцы, вы очень хорошо отвечаете, а теперь встаньте из – за парт, мы проведем физкультминутку. Подтянитесь выше, выше (руки вверх), затем в стороны, сделаем приседание 4 раза, попрыгаем на одной ноге, на другой, на обоих. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки на поясе, сделаем глубокий вдох, затем, выдох 4- 5 раз. Молодцы, тихо садитесь на свои места, продолжим урок.
IV. Контроль результата первичного запоминания. Закрепление.
Учитель: - С какими иконами мы сегодня с вами познакомились?;
- Чем отличается икона «Спас Нерукотворный »от иконы « Спас на чрепии»?;
-Чем они похожи?;
-Как еще называют икону «Спас Нерукотворный»?;
- Расскажите, как появилась икона «Спас Нерукотворный»?;
- Расскажите о чудном появлении иконы « Спас на чрепии»?;
- Что такое нимб?;
-Объясните значение букв на нимбе иконы «Спас Нерукотворный»?;
V. Итог урока. Вывод.
-Скажите, в чем особенность иконы «Спас Нерукотворный»?;
- Когда православные христиане празднуют праздник Торжество Православия?
- С какими событиями связано возникновение праздника?
- Когда православные христиане празднуют праздник Спас Нерукотворный?
- В чем смысл двух праздников?
-Объясните смысл Креста на нимбе Спасителя;
VI. Выставление отметок. Молодцы, все очень хорошо работали. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока естествознания "Краски осени".
Методическая разработка урока естествознания для 1 класса по теме "Краски осени", УМК "Гармония". Может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, а также при проведении уроков по другим УМ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"
Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в....
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Золотое кольцо России. Сергиев Посад....
Методическое пособие "Золотые краски осени"для 1 класса
Наглядное пособиеДля 1 классаТема: «Золотые краски осени» Пояснительная записка.Тема: ...
Методическая разработка. Краски. История изобретения.
Презентация рассказывает об истории изобретения красок....
Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.
Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....