Методическая разработка «Умозрение в красках»
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
Методическая разработка «Умозрение в красках».
Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в.
Методическая цель: показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия.
Цель урока:
- познакомить учащихся с песнопением «Трисвятое»;
-познакомить учащихся с термином «икона» и иконой «Троица»;
-формировать представление о назначении иконы;
-развивать интерес к знаниям о православной иконе;
- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому понятию иконы;
-воспитывать чувства любви, красоты, патриотизма;
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок (применение межпредметных связей - география, история, основы православной культуры).
Форма урока: беседа элементами дискуссии.
Методы: проблемно – поисковый, словесный (диалог, рассказ, объяснение, беседа).
Оборудование и наглядность:
- репродукции икон;
-музыкальный центр;
Ход урока
I.Организационный момент.
На перемене, за 3 минуты до начала урока учителю необходимо включить на музыкальном проигрывателе песнопение А. А. Архангельского «Трисвятое», чтобы дети успокоились и настроились на урок.
I.Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.
1.Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с удивительным миром православной церкви, узнаем, что такое богословие в красках, познакомимся с иконой «Святая Троица» и разберемся в ее значении и символике.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Как вы думаете, что вы сейчас слышите? Может, кто – то из вас уже слышал это произведение?
Дети отвечают: Это церковное пение.
Учитель: Молодцы, как вы определили, что это церковное пение?
Дети отвечают: Поют акапело, нараспев, нет музыки, слышали в храме, по телевизору.
Учитель: Вы слышите отрывок из богослужения называется «Трисвятое». Какие чувства вы испытываете, слушая этот отрывок?
Дети отвечают: покой, тишину, умиротворение.
Учитель: В песнопении «Трисвятое» мы слышим восхваление, прошение Бога о помиловании нас, грешных. Только кажется, что как – то необычно мы обращаемся к Богу: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный», как бы в трех лицах мы представляем Бога. Сейчас мы с вами узнаем, почему именно так еще в древности обращались к Богу.
Однажды в Константинополе случилось землятресение, одного отрока подняло на небо, он услышал там дивное пение ангелов, они пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный ». Очутившись на земле отрок рассказал епископу о том, что слышал, тот решил с крестным ходом пройти по стенам города, но добавив от себя: «Помилуй нас». Тут же землятресение прекратилось и город был спасен.
Трисвятая песнь - это ангельское славословие, которое дано нам как реальным участникам Царствия Небесного.
III. Этап изучения новой темы.
Учитель показывает детям икону «Святая Троица» преп. Андрея Рублева XV в.
Учитель: Кто мне ответит, что такое икона?
Дети отвечают: Икона это изображение Бога.
Учитель: Икона в переводе с греческого - означает образ, подобие, уподобление. На иконах изображаются Бог, Матерь Божья, Святые угодники, ангелы. Образ освящен в храме, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа. Иконы бывают чудотворные, в которых благодать Божия являет чудеса, например, исцеляет больных.
Но в древности, первые христиане не могли строить храмов и писать иконы, потому что жили в Римской империи и жестоко преследовались язычниками. Они тайно собирались в катакомбах для богослужения. В катакомбах сохранилось немало изображений II-IV в. в. которые свидетельствуют о жизни первых христиан - рисунки, графити, образы молящихся людей, живописные композиции. Первые христиане использовали символы, помогающие единоверцам узнавать друг друга. К таким символам относились: виноградная лоза и хлеб ( символ Евхаристии), якорь (символ на будущее воскресение),корабль( символ церкви),агнец( прообраз жертвы Христа),рыба( символ Христа), образ доброго пастыря с ягненком(символ Христа).( Приложения 1)
Перед вами икона «Троица», которую написал преподобный Андрей Рублев в XV в.
(Приложения 2) Преподобный – это человек, который принял монашеский постриг и всю жизнь свою посвятил Христу и церкви. Уподобил себя образу Божьему. Первообразу. Помните, мы говорили с вами, что икона – это подобие, уподобление, так вот Андрей Рублев так праведно жил, что уподобился иконе. Я вам сейчас расскажу удивительную историю о явлении Святой Троицы.
В Палестине, н е далеко от города Хеврон ( этот город находится всего в 36 км . от Иерусалима) есть известная всему миру Мамрийская роща. Именно в этой дубраве жил праведный Авраам с женой своей Саррой. Именно здесь рос могучий дуб, под которым Авраам и Сарра встречали гостей и трапезничали с ними. Представляете, еще Иисус Христос не пришел на землю, а дуб уже был. Дом Авраама был полной чашей, но детей у них не было, от этого Авраам с Саррой очень скорбели. Однажды к их дому пришли три путника, Авраам с Саррой были очень гостеприимны и усадили путников под тот самый дуб и угощали их разными яствами. Один путник сказал Аврааму, скоро у жены твоей родится сын, но Сарра услышав это про себя посмеялась, ведь через год ей будет 80 лет, а Аврааму- 100! Но ангел сказал ей: « Через год у тебя родится сын!». Тогда поняли супруги, что непростые люди говорят с ними, Сам Господь говорил с ними, Господь дал обетование о рождении сына. Действительно, через год у Авраама с Саррой родился сын Исаак.
Учитель: скажите, пожалуйста, к кому еще приходили три путника?
Дети отвечают: Илью Муромца посетили три путника и сказали ему, что он поправится и будет служит ь церкви, хотя до этого явления он полежал в постели 33 года.
Учитель: Молодцы! К Илье Муромцу приходила Святая Троица, так же как и к Аврааму с Саррой. Удивительны и непостижимы Божьи пути. Кроткий инок одного из московских монастырей Андрей Рублев спустя несколько тысячелетий после явления Аврааму трех путников пишет икону и называет ее «Святая Троица». Именно Андрею Рублеву «удалось» показать весь смысл Божественной истины. Святая Троица - это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Бог Отец – Ангел, который сидит слева.
Учитель: Скажите, что изображено за ним?
Дети отвечают: За Ангелом слева изображен дом.
Учитель: Это тот самый дом, в котором Авраам встречал путников. Дом символизирует творение мира. Левый Ангел Бог Отец благословляющим жестом указывает на Чашу. Это призыв Сыну принести жертву во спасение рода человеческого
Учитель: Средний Ангел Бог Сын. Что за ним изображено?
Дети отвечают: За средним Ангелом изображено дерево.
Учитель: Это тот самый Мамрийский дуб, под которым Авраам трапезничал с путниками. Дуб – символ Креста, на котором был распят Спаситель. Голова Сына немного склонена к голове Отца. Это значит, что Сын кроток и послушен Отцу, Он согласен принять на себя добровольную жертву. Его благословляющий жест направлен к Чаше. Бога Сына Андрей Рублев изобразил в Евангельских одеждах. Одежда – это тоже символ – это ткань из подвигов святого.
Правый Ангел – Бог Дух Святой. Что изображено за правым Ангелом?
Дети отвечают: За правым Ангелом изображена гора.
Учитель: Молодцы. Гора – символ духовного возвышения. Бог Дух Святой – Свидетель того, что Бог Сын призыв к жертве принял, Он – тихий Утешитель.
В иконе «Святая Троица» показана тайна Божьего триединства, показаны Лица Бога или Ипостаси. Первая ипостась – Бог Отец, Вторая Ипостась-Бог Сын, Третья Ипостась - Бог Дух Святой. ( Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный).
Учитель: Скажите, пожалуйста, что стоит на столе?
Дети отвечают: На столе стоит Чаша.
Учитель: Правильно – это Жертвенная Чаша с головой тельца. Если внимательно всмотреться во внутренние контуры крайних Ангелов - Отца и Святого Духа, то мы увидим , что Они образуют еще одну Чашу, Бог Сын как бы в нее заключен. Это Жертва Христа за весь грешный человеческий род.
Учитель: Посмотрите внимательно и ответьте мне, каков символ вечности?
Дети отвечают: Дети могут ответить, что это знак бесконечности (исходя из уроков математики). Учитель подводит их к тому, что в иконе символ вечности – круг. Учитель: Символ вечности – круг. Именно в круг вписаны фигуры Ангелов, хотя икона прямоугольна. Андрею Рублеву удалось соединить круг с прямоугольной формой иконы. Невозможно мысленно изъять даже маленькую деталь из иконы. Изображение « Святой Троицы» неделимо.
Физкультминутка.
Учитель: Вы очень хорошо и активно работаете на уроке, молодцы. Сейчас мы проведем физкультминутку, чтоб вы немного отдохнули. Встаньте рядом с партой, будьте внимательны, я буду называть одну часть тела, а показвать на другую, вы на себе должны показать именно то, что я говорю. Например, я говорю нос, а показываю глаз и. т. д.
Учитель: Святую Троицу иконописцы на куполе храма еще изображают так:(Приложения3)
- Какой фон иконы?
Дети отвечают: Фон иконы – золотой.
Учитель: Золотой цвет, свет в иконе возвещает радость. Он символизирует Божественную энергию и благодать, красоту Небесного Царства, самого Бога. В Небесном Царстве никогда не бывает ночи.
Учитель: Скажите, можно ли икону назвать богословием в красках? Почему?
Учитель: Из всего вышесказанного вытекает вывод:
В песнопении «Трисвятое» мы слышим, как восхваляют Бога в трех Ипостасях, трех Лицах, но Бог – Один, Он неделим. И в иконе преподобного Андрея Рублева мы видим неделимость, единство Бога в Его Троице, в Его Лицах - Бог Отец – Первая Ипостась, Бог Сын – Вторая Ипостась и Бог Дух Святой - Третья Ипостась. Но Бог Неделим, Он находится в тесном взаимодействии Трех Лиц.
Учитель: Князь Евгений Трубецкой назвал икону умозрением в красках. Икона – это окно в мир Бога, мы созерцаем в ней существующую Божественную реальность, но ведь икона написана красками, поэтому Евгений Трубецкой и назвал икону умозрением или богословием в красках.
IV. Контроль результата первичного запоминания. Закрепление.
Учитель:
- Как называется отрывок из богослужения, который мы слушали в начале урока?
- Расскажите, как появилась Трисвятая песнь?
- Скажите, пожалуйста, как называется икона, с которой мы сегодня с вами познакомились?
-Кто автор иконы? И в каком веке она написана?
-Что означает слово икона в переводе с греческого языка?
-Как первые христиане изображали Христа и где собирались для исповедования своей веры?
- Какому ветхозаветному праведнику явились три путника?
-Где жил Авраам со своей женой Саррой?
- Что такое Ипостась?
-Объясните символизм иконы, что обозначает Правый Ангел, Средний Ангел, Левый Ангел.
-Объясните значение дома, дуба и горы на иконе.
-Что обозначает Чаша на иконе?
-Каков символ вечности?
- Что означает золотой фон?
-Как вы думаете, почему так много золота на иконе?
- Почему икону называют умозрением или богословием в красках?
V. Итог урока. Вывод.
Учитель: Кто мне сможет ответить, какая прослеживается параллель между песнопением «Трисвятое» и иконой Андрея Рублева« Святая Троица».
Дети отвечают: В песнопении «Трисвятое» мы слышим, как восхваляют Бога в трех Ипостасях, трех Лицах, но Бог – Один, Он неделим. И в иконе преподобного Андрея Рублева мы видим неделимость, единство Бога в Его Троице, в Его Лицах- Бог Отец – Первая Ипостась, Бог Сын – Вторая Ипостась и Бог Дух Святой- Третья Ипостась. Но Бог Неделим, Он находится в тесном взаимодействии Трех Лиц.
VI. Домашнее задание.
Учитель: На следующий урок принесите, пожалуйста, иконы те, у кого они есть дома. Мы с вами, опираясь на уже приобретенные знания на сегодняшнем уроке, узнаем историю и смысл других икон. Мне понравилось с вами работать, хотелось бы отметить следующих учеников:
VII. Выставление отметок.
Учитель: Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока естествознания "Краски осени".
Методическая разработка урока естествознания для 1 класса по теме "Краски осени", УМК "Гармония". Может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, а также при проведении уроков по другим УМ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"
Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Икона «Спас Нерукотворный» (Новгород XII в.) и иконой «Спас на чрепии»....
Методическая разработка «Умозрение в красках»
Тема урока: Золотое кольцо России. Сергиев Посад....
Методическое пособие "Золотые краски осени"для 1 класса
Наглядное пособиеДля 1 классаТема: «Золотые краски осени» Пояснительная записка.Тема: ...
Методическая разработка. Краски. История изобретения.
Презентация рассказывает об истории изобретения красок....
Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.
Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....