Методическая разработка «Умозрение в красках»
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Пшеничникова Альбина Минуровна

Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.doc.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Методическая разработка  «Умозрение в красках».

Тема урока: Икона « Святая Троица» преподобного Андрея Рублева XV в.

Методическая цель: показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия.

Цель  урока:

- познакомить учащихся с  песнопением «Трисвятое»;

-познакомить учащихся с термином «икона»  и иконой «Троица»;

-формировать представление о назначении иконы;

-развивать интерес к знаниям о православной иконе;

- воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому понятию иконы;

-воспитывать чувства любви, красоты, патриотизма;

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок (применение межпредметных связей - география, история, основы православной культуры).

Форма урока: беседа элементами дискуссии.

Методы: проблемно – поисковый, словесный (диалог, рассказ, объяснение, беседа).

Оборудование и наглядность:

- репродукции икон;

-музыкальный центр;

Ход урока

I.Организационный момент.

На перемене, за 3 минуты  до начала урока учителю необходимо включить  на музыкальном проигрывателе песнопение А. А. Архангельского «Трисвятое», чтобы дети успокоились и настроились на урок.

I.Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.

1.Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с удивительным миром православной церкви, узнаем, что такое богословие в красках, познакомимся с иконой «Святая Троица» и разберемся в ее значении и символике.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Как вы думаете, что вы сейчас слышите? Может, кто – то из вас уже слышал это произведение?

Дети отвечают: Это церковное пение.

Учитель:  Молодцы, как вы определили, что это церковное пение?

 Дети отвечают: Поют акапело, нараспев, нет музыки, слышали в храме, по телевизору.

Учитель:  Вы слышите отрывок из богослужения называется «Трисвятое». Какие чувства вы испытываете, слушая этот отрывок?

 Дети отвечают: покой, тишину, умиротворение.

 Учитель:   В песнопении «Трисвятое» мы слышим восхваление, прошение Бога о помиловании нас, грешных. Только  кажется, что  как – то необычно мы обращаемся к Богу: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый  Безсмертный», как бы в трех лицах  мы представляем Бога. Сейчас мы с вами узнаем, почему именно так еще в древности обращались к Богу.

 Однажды в Константинополе случилось землятресение, одного отрока подняло на небо, он услышал там  дивное пение ангелов, они пели:    «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный ». Очутившись на  земле отрок рассказал епископу о том, что слышал, тот решил с крестным ходом пройти по стенам города, но добавив от себя: «Помилуй нас». Тут же землятресение  прекратилось  и город был спасен.

Трисвятая песнь - это ангельское славословие, которое дано нам как реальным участникам Царствия Небесного.

 III. Этап изучения новой темы.

Учитель показывает детям икону «Святая  Троица» преп. Андрея Рублева XV в.

Учитель:  Кто мне ответит, что такое икона?

Дети отвечают: Икона это изображение Бога.

Учитель: Икона в переводе с  греческого - означает образ, подобие, уподобление. На иконах изображаются Бог, Матерь Божья, Святые угодники, ангелы. Образ освящен в храме, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа. Иконы бывают чудотворные, в которых благодать Божия являет чудеса, например, исцеляет больных.

Но в древности, первые христиане не могли строить храмов и писать иконы, потому что жили в Римской империи и жестоко преследовались  язычниками. Они тайно собирались в катакомбах для богослужения. В катакомбах сохранилось немало изображений II-IV в. в.  которые  свидетельствуют о жизни первых христиан - рисунки, графити, образы молящихся людей, живописные композиции. Первые христиане использовали символы, помогающие единоверцам узнавать друг друга. К таким символам относились: виноградная лоза и хлеб ( символ Евхаристии), якорь (символ на будущее воскресение),корабль( символ церкви),агнец( прообраз жертвы Христа),рыба( символ Христа), образ доброго пастыря с ягненком(символ Христа).( Приложения 1)

Перед вами икона «Троица», которую написал преподобный  Андрей Рублев в  XV в.

 (Приложения 2) Преподобный – это человек, который принял монашеский постриг и всю жизнь свою посвятил Христу и церкви.  Уподобил себя образу Божьему. Первообразу. Помните, мы говорили с вами, что икона – это подобие, уподобление, так вот Андрей Рублев так праведно жил, что уподобился иконе. Я вам сейчас расскажу удивительную историю  о явлении Святой Троицы.

 В Палестине, н е далеко от города Хеврон ( этот город находится всего в 36 км . от Иерусалима) есть известная всему миру Мамрийская роща. Именно в этой дубраве жил праведный Авраам с женой своей Саррой. Именно здесь рос могучий дуб, под которым Авраам и Сарра встречали гостей и трапезничали с ними. Представляете, еще Иисус Христос не пришел на землю, а дуб уже был. Дом Авраама был полной чашей, но детей у них не было, от этого Авраам с Саррой очень скорбели. Однажды к их дому пришли три путника, Авраам с Саррой были  очень гостеприимны и усадили путников под тот самый дуб и угощали их разными яствами. Один путник сказал Аврааму, скоро у жены твоей родится сын, но Сарра услышав это про себя посмеялась, ведь через год ей будет 80 лет, а Аврааму- 100! Но ангел сказал ей: « Через год у тебя родится сын!».  Тогда поняли супруги, что непростые люди говорят с ними, Сам Господь говорил с ними, Господь дал обетование о рождении сына. Действительно, через год у Авраама с Саррой родился сын Исаак.

Учитель: скажите, пожалуйста, к кому еще приходили три путника?

Дети отвечают: Илью Муромца посетили три путника и сказали ему, что он поправится и будет  служит ь церкви, хотя до этого явления он полежал в постели 33 года.

Учитель: Молодцы! К Илье Муромцу приходила Святая Троица, так же как и к Аврааму с Саррой. Удивительны и непостижимы Божьи пути. Кроткий инок одного из московских монастырей Андрей  Рублев  спустя несколько тысячелетий после явления Аврааму трех путников пишет икону и называет ее «Святая Троица». Именно Андрею Рублеву «удалось» показать весь смысл Божественной истины. Святая Троица - это Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Бог Отец – Ангел, который сидит слева.

Учитель: Скажите, что изображено за ним?

Дети  отвечают: За Ангелом слева  изображен дом.

Учитель: Это тот самый дом, в котором Авраам встречал путников. Дом символизирует творение мира. Левый Ангел Бог Отец благословляющим жестом указывает на Чашу. Это призыв Сыну принести жертву во спасение рода человеческого

Учитель: Средний Ангел Бог Сын. Что за ним изображено?

Дети  отвечают:  За средним Ангелом изображено дерево.

Учитель: Это тот самый Мамрийский дуб, под которым Авраам трапезничал с путниками. Дуб – символ Креста, на котором был распят Спаситель. Голова Сына немного склонена  к голове Отца. Это значит, что Сын кроток и послушен Отцу, Он согласен  принять на себя добровольную жертву. Его благословляющий жест направлен к Чаше.  Бога Сына Андрей Рублев изобразил в Евангельских одеждах. Одежда – это тоже символ – это ткань из подвигов святого.

 Правый Ангел – Бог  Дух Святой.  Что изображено за правым Ангелом?

Дети  отвечают: За правым Ангелом изображена гора.

Учитель: Молодцы. Гора – символ духовного возвышения. Бог  Дух Святой – Свидетель того, что Бог Сын призыв к жертве принял, Он – тихий  Утешитель.

 В иконе «Святая Троица» показана тайна Божьего триединства, показаны Лица Бога или  Ипостаси. Первая ипостась – Бог  Отец, Вторая Ипостась-Бог Сын, Третья Ипостась - Бог  Дух Святой. ( Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный).

 Учитель: Скажите, пожалуйста, что стоит на столе?

 Дети  отвечают: На столе стоит Чаша.

Учитель: Правильно – это Жертвенная Чаша с головой тельца. Если внимательно всмотреться во внутренние контуры крайних Ангелов - Отца и Святого Духа, то мы увидим , что Они образуют еще одну Чашу, Бог Сын как бы в нее заключен. Это Жертва Христа за весь грешный человеческий род.

Учитель: Посмотрите внимательно и ответьте мне, каков символ вечности?

Дети  отвечают: Дети могут ответить, что это знак бесконечности (исходя из уроков математики). Учитель подводит их к тому, что в иконе символ вечности – круг. Учитель: Символ вечности – круг. Именно в круг вписаны фигуры Ангелов, хотя икона прямоугольна. Андрею Рублеву удалось соединить круг с прямоугольной формой иконы. Невозможно мысленно изъять даже маленькую деталь из иконы. Изображение  « Святой Троицы» неделимо.

Физкультминутка.

 Учитель: Вы очень хорошо и активно работаете на уроке, молодцы. Сейчас мы проведем физкультминутку, чтоб вы немного отдохнули. Встаньте рядом с партой, будьте внимательны, я буду называть одну часть тела, а показвать на  другую, вы на себе должны показать  именно то, что я говорю. Например, я говорю нос, а показываю глаз и. т. д.

Учитель:  Святую Троицу  иконописцы  на куполе храма еще изображают  так:(Приложения3)

- Какой фон иконы?

Дети  отвечают:  Фон иконы – золотой.

Учитель:  Золотой цвет, свет в иконе возвещает радость. Он символизирует  Божественную энергию и благодать, красоту Небесного Царства, самого Бога. В Небесном Царстве никогда не бывает  ночи.

Учитель: Скажите, можно ли икону назвать богословием в красках? Почему?

Учитель: Из всего вышесказанного вытекает вывод:

  В песнопении «Трисвятое» мы слышим, как восхваляют Бога в трех Ипостасях, трех Лицах, но Бог – Один, Он неделим. И в иконе преподобного Андрея Рублева  мы видим неделимость, единство Бога  в Его Троице, в Его Лицах - Бог Отец – Первая Ипостась, Бог Сын – Вторая Ипостась и Бог Дух Святой - Третья Ипостась.  Но Бог Неделим, Он находится в тесном взаимодействии Трех Лиц.

Учитель: Князь Евгений Трубецкой назвал икону умозрением в красках. Икона – это окно в мир Бога, мы созерцаем в ней существующую Божественную реальность, но ведь икона написана красками, поэтому Евгений Трубецкой и назвал икону умозрением или богословием в красках.

IV. Контроль результата первичного запоминания. Закрепление.

Учитель:

- Как называется отрывок из богослужения, который мы слушали в начале урока?

- Расскажите, как появилась Трисвятая песнь?

- Скажите, пожалуйста, как  называется икона, с которой мы сегодня с вами познакомились?

 -Кто автор иконы? И в каком веке она написана?

-Что означает слово икона в переводе с греческого языка?

-Как первые христиане изображали Христа и где собирались для исповедования своей веры?

- Какому ветхозаветному праведнику явились три путника?

-Где жил Авраам со своей женой Саррой?

- Что такое Ипостась?

-Объясните символизм иконы, что обозначает Правый Ангел, Средний Ангел, Левый Ангел.

-Объясните значение дома, дуба и горы на иконе.

-Что обозначает Чаша на иконе?

-Каков символ вечности?

- Что означает золотой фон?

-Как вы думаете, почему так много золота на иконе?

- Почему икону называют умозрением или богословием в красках?

V. Итог  урока. Вывод.

 Учитель: Кто мне сможет ответить, какая  прослеживается параллель между песнопением «Трисвятое» и иконой  Андрея Рублева« Святая Троица».

Дети  отвечают:  В песнопении «Трисвятое» мы слышим, как восхваляют Бога в трех Ипостасях, трех Лицах, но Бог – Один, Он неделим. И в иконе преподобного Андрея Рублева  мы видим неделимость, единство Бога  в Его Троице, в Его Лицах- Бог Отец – Первая Ипостась, Бог Сын – Вторая Ипостась и Бог Дух Святой- Третья Ипостась.  Но Бог Неделим, Он находится в тесном взаимодействии  Трех Лиц.

VI. Домашнее задание.

Учитель: На следующий урок  принесите, пожалуйста, иконы те, у кого они есть дома. Мы  с вами, опираясь на уже приобретенные знания на сегодняшнем уроке, узнаем историю и смысл других икон. Мне понравилось с вами работать, хотелось бы отметить следующих учеников:

VII. Выставление отметок.

 Учитель: Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока естествознания "Краски осени".

Методическая разработка урока естествознания для 1 класса по теме "Краски осени", УМК "Гармония". Может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, а также при проведении уроков по другим УМ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Осенняя викторина "Краски осени"

Методическая разработка предназначена для детей 2-3 классов, направлена на обобщение знаний об осени....

Методическая разработка «Умозрение в красках»

Тема урока: Икона «Спас Нерукотворный»  (Новгород XII в.) и иконой «Спас на чрепии»....

Методическая разработка «Умозрение в красках»

Тема урока: Золотое кольцо России. Сергиев Посад....

Методическое пособие "Золотые краски осени"для 1 класса

Наглядное пособиеДля 1 классаТема: «Золотые краски осени»                 Пояснительная записка.Тема: ...

Методическая разработка. Краски. История изобретения.

Презентация рассказывает об истории изобретения красок....

Методическая разработка . Внеурочная деятельность. Краски в нашей жизни.

Материал представлен в виде презентации. Материал раскрывает историю происхождения красок....