Самоанализ открытого занятия по внеурочной деятельности
материал (2 класс) на тему

Оболешева Елена Александровна

Самоанализ занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия по внеурочной деятельности

«Инфознайка»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Тема занятия «Сундучок занимательных заданий»

Цель занятия: развитие зрительной памяти, развитие мышления, совершенствование навыка написания графического диктанта.

Предметные результаты: 

- узнавать предметы по их признакам;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

УУД:  

1)  познавательные:

-  находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных рисунков);

-  понимать информацию, представленную в виде рисунка и сопоставлять ее с услышанной информацией;

2)  регулятивные:

-   определять цель деятельности   с помощью учителя;

-   учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

-  учиться работать по предложенному учителем плану;

-  учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей, оценивать свои успехи;

3)  коммуникативные:

-  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения);

-  слушать и понимать речь других;

-  организовывать взаимопроверку.

Личностный результат: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, признавать свои ошибки.

Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Курс включает 144 занятия: 1 занятие в неделю, 36 занятий за учебный год с первого по четвёртый класс. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).

В основе построения курса лежит принцип разнообразия  творческо-поисковых задач. При этом основными выступают  два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и пo сложности задач.                                                                         

Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.               

   Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных в рабочих тетрадях заданий вызывает у детей, трудности, так как на традиционных уроках они не встречались, с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.  

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается  тревожность и необоснованное беспокойство.  В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

  Для проведения занятий по РПС для каждого класса,(с 1-го по 4-й) разработан небольшой учебно-методический комплект, состоящий из:

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

    6) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях;

   в) программы курса.

В структуре занятия представлены следующие этапы:

 «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).                       

Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия.  На занятии использовалась композиция Моцарта. Музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень – выяснили ученые США и Болгарии независимо друг от друга. Стандартные “IQ-тесты” фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ (“коэффициент интеллекта”) людей в среднем на 8-10 единиц.

Музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит) - доказали европейские ученые. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных  психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.                 

РАЗМИНКА (3 минуты).                                                       

Основной задачей данного этапа является создание у ребят  определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они  способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.                                                   

 ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗMOB, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,  ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ,МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).                                                   

Задания, используемые на этом этапе занятия не только  способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку,  углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что  степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Одним из приемов проверки знаний на данном этапе является взаимопроверка.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.                                                       

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАЧИ

В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Выполняя задание по составлению новых слов применялась работа в парах.                              

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).                                                                                         

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корректирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».  Рисование графических фигур  отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное, занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

 На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем просто закрашивают.

Правильность выполнения задания проверяется самостоятельно с помощью эталона.

 При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок  начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

 Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи,  загадки, овладевают выразительными свойствами языка.  Поэтому в процессе работы с графическими диктантами разбивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Итог занятия проводился на основе повторения и рефлексии внеурочной деятельности. При этом учащимися показывали умение оценивать свою работу.

Психологическая атмосфера в классе поддерживалась различными формами работы. Учащиеся смогли реализовать свои образовательные потребности и способности. Ситуация успеха формировалась во время всего занятия. Цель занятия достигнута, что обеспечивает всех планируемых результатов. Достигнут первый уровень результатов приобретения школьников социальных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Живет повсюду красота"

Открытое  интегрированное занятие по внеурочной деятелности  на тему "Живет повсюду красота" ( экологическое направление)   направлено  для накопления детьми  понимания...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 2 класс УМК «Школа России»

Данное занятие посвящено Дню матери и проводилось на внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" во 2 классе....

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс для студентов Владимирского Педагогического университета в рамках опытно-экспериментальной работы..Тема занятия:Развитие ко...

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...