Внеурочная деятельность«Растим патриотов»
методическая разработка на тему

Ефимова Валентина Павловна

В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического сознания. Коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность  в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический военно-патриотический и другие аспекты.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_patriotov.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением предметов образовательной области

«Физическая культура»

Рабочая программа 

по организации внеурочной деятельности

«Растим патриотов»

1-4 классы

учителя начальных классов 1квалификационной категории

г. Нижневартовск

Пояснительная записка                                                                                                          В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического сознания. Коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность  в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический военно-патриотический и другие аспекты.

Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

      Актуальность выбранного направления.

В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек. Именно в младшем возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.

 Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи,со здание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.                                              Задачи: 

      Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка. формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи

Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традициях своей семьи, воспитывать  чувство гордости за её успехи и достижения, уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.); любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким, приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм                                                         Развивающие  развивать чувство сопричастности к окружающему; такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность,  развивать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;  развивать мыслительные процессы, творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение,   создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.

Связь содержания программы с учебными предметами. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Литературное чтение:

• анализ и оценка поступков героев,

• развитие чувства прекрасного,

• развитие эмоциональной сферы ребёнка,

• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,

• приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,

• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.

Русский язык:

• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,

• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.

Окружающий мир:

• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.

• общечеловеческие правила поведения,

• наследие предков в культуре и символах государства,

• славные и трудные страницы прошлого,

• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.

Особенности реализации программы. Программа разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 132 часа.

Изучаемый материал представлен тремя основными направлениями:

•  Истории моей страны

• Моя малая и большая Родина

• Моя семья.

Программа «Растим патриотов» по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования .

     

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности.                                                                                     Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Сроки реализации программы:

Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» рассчитана на 132 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 30час (1 час в неделю), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Принципы Программы:

* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.

* Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и  обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.

* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.

* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.

* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

По окончании курса дети должны знать:

- о значимых страницах истории страны,

- о главных символах государства,

- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

- о традициях и культурном достоянии своего края,

- о моральных нормах и правилах поведения,

- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

- традиции и историю своей семьи,

- традиции и историю своей школы.

По окончании курса дети должны уметь:

- различать символы государства – флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,

- определять на карте границы и крупные города России,

- рассказывать о родной стране, своем селе,

ориентироваться в историческом времени,

- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,

- уважительно относиться к защитникам Родины,

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,

- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Растим патриотов» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

- основы российской, гражданской идентичности,

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику своего региона,

- описывать достопримечательности родного края,

- находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

патриотизм;

уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к малой родине.

Подведение итогов обучения

Формы подведения итогов реализации данной программы:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),

- участие в социальных акциях,

- создание и пополнение папки «История моей семьи»,

выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок.

- оформление страниц Портфолиоученика.

Планируемые результаты

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины,
  • знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
    знания по истории, природе, культуре родного края,
  • знания  правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,
  • в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,
  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,  способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность

* Личностные  УУД

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

* Познавательные УУД

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

* Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 1 классе

Учебно-тематический план 1 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Знания -путь к достойной жизни. Рассказ о знаменитых людях города

 

2

Классный час «Нижневартовск – мой родной город»

3

День рождения школы. Подготовка концертных номеров

4

Экскурсия по школе. Моя школа

5

Беседа: «Достопримечательности нашего района»

6

Порадовать близких – как это просто. Уважай отца и мать -будет в семье благодать

7

Россия- родина моя .Страна, где мы живем.

8

Человек живет  среди людей

9

Просто я работаю волшебником

10

Символы Российского государства

11

Гимн РФ. Рисунки на тему «Родина»

12

Потолкуем о маме

13

Люби животных, береги планету.

14

Без друга в жизни туго

15

Кто такой патриот?

16

Праздники на Руси

17

Все мы разные,но мы вместе!Кто я? Какие мы?

18

Я выбираю сам. Кем быть

19

Гражданином быть обязан!

20

Мультфильм «Кот Леопольд».  Обсуждение

21

Мои права и обязанности

22

День Защитников Отечества

23

Дисциплинированность

Важнейшее качество воина

24

Девочек нужно уважать, девочкам надо помогать

25

Мне посчастливилось родиться на Руси

26

 Старших нужно уважать, младших нельзя обижать

27

 Полет к звездам. Рисунки ко Дню космонавтики

28

Беседа «Что значит быть гражданином?»

29

«Оловянный солдатик»

Лепка из пластилина

30

Великий май! Победный май

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы во 2 классе

Учебно-тематический план 2 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Час общения «Права и обязанности школьника».  

2

О невежах и вежливости.

3

Как ты растешь?

4

Что значит быть ответственным? За что я ответственен дома, на улице, в школе?

5

Учителя - строители будущего России

6

  200-летие Бородинского сражения Великой Отечественной войны 1812г.

7

 «Умеем ли мы общаться».

8

Опасная дружба. Где нельзя находить знакомства?

9

Знаменательные события в Нижневартовске за последние 2 года.

10

14 ноября – День памяти жертв дорожных аварий.

11

Практикум по культуре поведения «Как вести себя?»

12

Матери героев России.

13

Югра – наш общий дом.

14

 «Золотые правила общения».

15

Мастерская Деда Мороза

16

Как отмечают Новый год в твоей стране?

17

Здоровье - бесценное богатство.

18

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

19

Спортсмены нашего города и округа

20

«Как научиться преодолевать трудности?»

21

Конкурс рисунков, посвященные Дню защитников Отечества

22

Урок мужества. Рассказ о героях однополчан.

23

День юного антифашиста. Беседа о блокаде в Ленинграде

24

Экстремальные ситуации. Модели поведения.

25

Сыновья защитники своих матерей.

26

Встреча птиц.

27

Как отмечали масленицу на Руси?

28

7 апреля – Всемирный день здоровья.

29

12 апреля – День космонавтики.

30

«Земля – наш общий дом»

31

Страна, в которой я живу

32

1 мая- день весны и труда

33

Памяти павших будем достойны!

34

Твои планы на лето.

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 3 классе

Учебно-тематический план 3 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

1

Беседа «О дружбе и товариществе»

2

«Символика Российского государства»

3

Нужна ли память прошлых лет?

4

Народы России.О жизни коренных народов ханты и манси

5

1 октября – Международный день пожилых людей

6

«Космос человечеству», посвящённый первой женщине в  космосе

7

Кл час «Добро и зло»

8

Урок «Россия родина моя»

9

Кл.час «4 ноября День народного единства»

10

Кл. час «Казачий Дон»

11

60-лет со дня открытия первого месторождения газа в  Западной Сибири

12

Дискуссия «Что мне выбрать в мире ценностей?»

13

Чтение стихотворений  «Край любимый, сердцу близкий»

14

Кл. час «Это все Россия!» (видеоролик), обсуждение

15

Детство наших бабушек и дедушек

16

Государственные праздники России

II полугодие

17

«В человеке должно быть прекрасно всё…»

18

Кл. час «С чего начинается Родина» .Мой любимый город Нижневартовск

19

«Страны ты патриотом будь», посвящённый 50-летию Самотлорского   месторождения

20

Дискуссия : Что такое красивый поступок?

21

Классный час «А ну- ка мальчики»

22

Кадетский бал

23

Классный час «Уважайте и почитайте матерей»

24

Классный час «Заповедные уголки России,ХМАО-Югры»

25

Кл. час: С малой родины моей – начинается Россия!

26

Что входит в понятие «русская душа» ?

27

12 апреля День космонавтики «О космосе»

28

Кл. час «Земля отцов – моя земля»

29

Народные промыслы России

30

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

31

Дети-герои ВОВ

32

Кл. час «Я гражданин России»

33

О патриотизме, о Родине

34

Урок- размышление «Отношение к кадетству»

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 4 классе

Учебно-тематический план 4 класс

п/п

Дата

Тема занятия

1-2

«Я – гражданин России»

3

«Писатели о Родине»Конкурс стихотворений

4

«Осень - художница»

5-6

«Природа Родины моей, моего округа»

7-8

«Красота мысли  – красота слов – красота поступков»

9

«Иллюстрирование текстов»

10-11

«Красота зимней природы»

12

«Имя – великое сокровище»

13

«Мой дом – моя крепость»

14

«Новогоднее поздравление»

15

«О чём рассказал семейный альбом»

16

«Моя родословная, моя семья»

17-18

«Мой край родной»

19

«Мечта. Желания»

20

«Мечтать на пользу людям»

21-22

«Самое дорогое»

23-24

Праздник для мамы.Я люблю свою милую маму

25

«Школьные новости»

26

«Путешествие в страну новостей»

27

«В царстве книг»

28

«Весна-красна»

29

«День Земли»

30

«Обычаи и традиции русского народа»

31

«Красота моей Родины»

32

Праздник «Красота моей Родины»

33-34

Резерв времени

Итого

Литература.

1..Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.

2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.

3 Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.

4. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с

5. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)

9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...

Внеурочная деятельность "Растим патриотов"

     Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.   ...

рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"

Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности «Растим патриотов»

В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического...

Программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»

Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является   источником и средством духовного, политического и экономического возрождени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Растим патриотов. 2 класс.

Растим патриотов68 часов в год, 2 часа в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе...