Внеурочная деятельность«Растим патриотов»
методическая разработка на тему
В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического сознания. Коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastim_patriotov.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением предметов образовательной области
«Физическая культура»
Рабочая программа
по организации внеурочной деятельности
«Растим патриотов»
1-4 классы
учителя начальных классов 1квалификационной категории
г. Нижневартовск
Пояснительная записка В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического сознания. Коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Актуальность выбранного направления.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. 10 февраля 1995года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный Закон о Днях воинской славы России и Памятных датах России. Практика показала, что с исторического смысла и значения этих памятных дат не знают не только дети, но, зачастую, и взрослые. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, затрудняются назвать даже имена своих бабушек и дедушек. Именно в младшем возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи,со здание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения. Задачи:
Образовательные – знакомить детей с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, с историей села, школы, семьи, формировать знания и умения о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребенка. формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи
Воспитательные – воспитывать любовь к родной стране, интерес к изучению истории своей страны, желание больше узнать об истории и традициях своей семьи, воспитывать чувство гордости за её успехи и достижения, уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.); любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким, приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм Развивающие – развивать чувство сопричастности к окружающему; такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, развивать у детей потребности совершать добрые дела и поступки; развивать мыслительные процессы, творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение, создавать условия для расширения кругозора младшего школьника.
Связь содержания программы с учебными предметами. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.
Литературное чтение:
• анализ и оценка поступков героев,
• развитие чувства прекрасного,
• развитие эмоциональной сферы ребёнка,
• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,
• приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,
• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.
Русский язык:
• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.
Окружающий мир:
• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
• общечеловеческие правила поведения,
• наследие предков в культуре и символах государства,
• славные и трудные страницы прошлого,
• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.
Особенности реализации программы. Программа разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, всего 132 часа.
Изучаемый материал представлен тремя основными направлениями:
• Истории моей страны
• Моя малая и большая Родина
• Моя семья.
Программа «Растим патриотов» по патриотическому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования .
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности. Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Сроки реализации программы:
Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» рассчитана на 132 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 30час (1 час в неделю), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Принципы Программы:
* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
* Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
По окончании курса дети должны знать:
- о значимых страницах истории страны,
- о главных символах государства,
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
- о традициях и культурном достоянии своего края,
- о моральных нормах и правилах поведения,
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
- традиции и историю своей семьи,
- традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
- различать символы государства – флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,
- определять на карте границы и крупные города России,
- рассказывать о родной стране, своем селе,
- ориентироваться в историческом времени,
- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
- уважительно относиться к защитникам Родины,
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Растим патриотов» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
- основы российской, гражданской идентичности,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- узнавать государственную символику своего региона,
- описывать достопримечательности родного края,
- находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Подведение итогов обучения
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),
- участие в социальных акциях,
- создание и пополнение папки «История моей семьи»,
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок.
- оформление страниц Портфолиоученика.
Планируемые результаты
- устойчивый интерес к истории своей малой родины,
- знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края, - знания правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,
- в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,
- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность
* Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
* Познавательные УУД
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
* Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
* Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 1 классе
Учебно-тематический план 1 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Знания -путь к достойной жизни. Рассказ о знаменитых людях города
| |
2 | Классный час «Нижневартовск – мой родной город» | |
3 | День рождения школы. Подготовка концертных номеров | |
4 | Экскурсия по школе. Моя школа | |
5 | Беседа: «Достопримечательности нашего района» | |
6 | Порадовать близких – как это просто. Уважай отца и мать -будет в семье благодать | |
7 | Россия- родина моя .Страна, где мы живем. | |
8 | Человек живет среди людей | |
9 | Просто я работаю волшебником | |
10 | Символы Российского государства | |
11 | Гимн РФ. Рисунки на тему «Родина» | |
12 | Потолкуем о маме | |
13 | Люби животных, береги планету. | |
14 | Без друга в жизни туго | |
15 | Кто такой патриот? | |
16 | Праздники на Руси | |
17 | Все мы разные,но мы вместе!Кто я? Какие мы? | |
18 | Я выбираю сам. Кем быть | |
19 | Гражданином быть обязан! | |
20 | Мультфильм «Кот Леопольд». Обсуждение | |
21 | Мои права и обязанности | |
22 | День Защитников Отечества | |
23 | Дисциплинированность Важнейшее качество воина | |
24 | Девочек нужно уважать, девочкам надо помогать | |
25 | Мне посчастливилось родиться на Руси | |
26 | Старших нужно уважать, младших нельзя обижать | |
27 | Полет к звездам. Рисунки ко Дню космонавтики | |
28 | Беседа «Что значит быть гражданином?» | |
29 | «Оловянный солдатик» Лепка из пластилина | |
30 | Великий май! Победный май |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы во 2 классе
Учебно-тематический план 2 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Час общения «Права и обязанности школьника». | |
2 | О невежах и вежливости. | |
3 | Как ты растешь? | |
4 | Что значит быть ответственным? За что я ответственен дома, на улице, в школе? | |
5 | Учителя - строители будущего России | |
6 | 200-летие Бородинского сражения Великой Отечественной войны 1812г. | |
7 | «Умеем ли мы общаться». | |
8 | Опасная дружба. Где нельзя находить знакомства? | |
9 | Знаменательные события в Нижневартовске за последние 2 года. | |
10 | 14 ноября – День памяти жертв дорожных аварий. | |
11 | Практикум по культуре поведения «Как вести себя?» | |
12 | Матери героев России. | |
13 | Югра – наш общий дом. | |
14 | «Золотые правила общения». | |
15 | Мастерская Деда Мороза | |
16 | Как отмечают Новый год в твоей стране? | |
17 | Здоровье - бесценное богатство. | |
18 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | |
19 | Спортсмены нашего города и округа | |
20 | «Как научиться преодолевать трудности?» | |
21 | Конкурс рисунков, посвященные Дню защитников Отечества | |
22 | Урок мужества. Рассказ о героях однополчан. | |
23 | День юного антифашиста. Беседа о блокаде в Ленинграде | |
24 | Экстремальные ситуации. Модели поведения. | |
25 | Сыновья защитники своих матерей. | |
26 | Встреча птиц. | |
27 | Как отмечали масленицу на Руси? | |
28 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. | |
29 | 12 апреля – День космонавтики. | |
30 | «Земля – наш общий дом» | |
31 | Страна, в которой я живу | |
32 | 1 мая- день весны и труда | |
33 | Памяти павших будем достойны! | |
34 | Твои планы на лето. |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 3 классе
Учебно-тематический план 3 класс
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия |
1 | Беседа «О дружбе и товариществе» | |
2 | «Символика Российского государства» | |
3 | Нужна ли память прошлых лет? | |
4 | Народы России.О жизни коренных народов ханты и манси | |
5 | 1 октября – Международный день пожилых людей | |
6 | «Космос человечеству», посвящённый первой женщине в космосе | |
7 | Кл час «Добро и зло» | |
8 | Урок «Россия родина моя» | |
9 | Кл.час «4 ноября День народного единства» | |
10 | Кл. час «Казачий Дон» | |
11 | 60-лет со дня открытия первого месторождения газа в Западной Сибири | |
12 | Дискуссия «Что мне выбрать в мире ценностей?» | |
13 | Чтение стихотворений «Край любимый, сердцу близкий» | |
14 | Кл. час «Это все Россия!» (видеоролик), обсуждение | |
15 | Детство наших бабушек и дедушек | |
16 | Государственные праздники России | |
II полугодие | ||
17 | «В человеке должно быть прекрасно всё…» | |
18 | Кл. час «С чего начинается Родина» .Мой любимый город Нижневартовск | |
19 | «Страны ты патриотом будь», посвящённый 50-летию Самотлорского месторождения | |
20 | Дискуссия : Что такое красивый поступок? | |
21 | Классный час «А ну- ка мальчики» | |
22 | Кадетский бал | |
23 | Классный час «Уважайте и почитайте матерей» | |
24 | Классный час «Заповедные уголки России,ХМАО-Югры» | |
25 | Кл. час: С малой родины моей – начинается Россия! | |
26 | Что входит в понятие «русская душа» ? | |
27 | 12 апреля День космонавтики «О космосе» | |
28 | Кл. час «Земля отцов – моя земля» | |
29 | Народные промыслы России | |
30 | Труд в почете любой! Мир профессий большой. | |
31 | Дети-герои ВОВ | |
32 | Кл. час «Я гражданин России» | |
33 | О патриотизме, о Родине | |
34 | Урок- размышление «Отношение к кадетству» |
Основные (примерные) мероприятия по реализации программы в 4 классе
Учебно-тематический план 4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия |
1-2 | «Я – гражданин России» | |
3 | «Писатели о Родине»Конкурс стихотворений | |
4 | «Осень - художница» | |
5-6 | «Природа Родины моей, моего округа» | |
7-8 | «Красота мысли – красота слов – красота поступков» | |
9 | «Иллюстрирование текстов» | |
10-11 | «Красота зимней природы» | |
12 | «Имя – великое сокровище» | |
13 | «Мой дом – моя крепость» | |
14 | «Новогоднее поздравление» | |
15 | «О чём рассказал семейный альбом» | |
16 | «Моя родословная, моя семья» | |
17-18 | «Мой край родной» | |
19 | «Мечта. Желания» | |
20 | «Мечтать на пользу людям» | |
21-22 | «Самое дорогое» | |
23-24 | Праздник для мамы.Я люблю свою милую маму | |
25 | «Школьные новости» | |
26 | «Путешествие в страну новостей» | |
27 | «В царстве книг» | |
28 | «Весна-красна» | |
29 | «День Земли» | |
30 | «Обычаи и традиции русского народа» | |
31 | «Красота моей Родины» | |
32 | Праздник «Красота моей Родины» | |
33-34 | Резерв времени | |
Итого |
Литература.
1..Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
3 Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.
4. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с
5. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)
9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...
Внеурочная деятельность "Растим патриотов"
Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. ...
рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности «Растим патриотов»
В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического...
Программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Растим патриотов. 2 класс.
Растим патриотов68 часов в год, 2 часа в неделю Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе...