Рабочая программа по внеурочной деятельности. Растим патриотов. 2 класс.
рабочая программа (2 класс)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Растим патриотов

68 часов в год, 2 часа в неделю

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерных программ по учебным предметам и планируемых результатов начального общего образования

Пояснительная записка

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_patriotovsyumaykna_n.a._2019.docx76.82 КБ

Предварительный просмотр:

Растим патриотов

68 часов в год, 2 часа в неделю

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерных программ по учебным предметам и планируемых результатов начального общего образования

Пояснительная записка

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.

Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемой в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа состоит из двух модулей:

1 модуль – «Растим патриота и гражданина России».

2 модуль – «Православная культура».

        Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • раскрывать понятия о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одном из главных ценностей жизни;
  • развивать умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
  • развивать эстетические суждения и вкусы в области объектов православной культуры;
  • сохранять исторические и культурные традиции своего народа.

Данная программа призвана обогатить знания учащихся, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, принимая активное участие в мероприятиях, посвященных Великой Победе в Отечественной войне, изучать традиции своего народа, а также развивать интеллектуальные способности учащихся, воспитывать коллективизм, чувство долга, ответственность перед страной и ее жителями.

Она направлена на   развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.  

 Программа «Растим патриотов» имеет единую задачу - воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека, который является патриотом своей страны. В подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории. Настоящий гражданин должен быть здоров нравственно и физически, поэтому к этой задаче теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

При изучении курса Программы Растим патриотов, идёт чередование модулей «Растим патриота и гражданина России» и модуля «Православная культура».

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Растим патриотов» во 2 классе выделяется 68 часа в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).  

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности -  зачетная (по итогам учебного года)

Формы контроля – тесты, викторины, проекты.

        Технологии обучения:

  • поисковая деятельность;
  • социальная деятельность
  • информационно-коммуникационные технологии;

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
  • формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; 
  •  формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.   
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. Формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД

  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • формирование российской и  гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в  поликультурном обществе,  воспитания патриотических убеждений;
  • освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
  • знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
  • знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
  • понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
  • понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
  • способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.

Коммуникативные УУД

  • умение слушать,  вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе: формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как  партнеров в общении и совместной деятельности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

Работа с информацией

Обучающиеся научатся:

            –        получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;

–        осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;

–        определять возможные источники информации и способов её поиска;

–         рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;

Обучающиеся получат возможность научиться:

–        оценивать потребность в дополнительной информации;

–        получать информацию из наблюдений при общении;

–        анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

–        наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.

Совместная деятельность

Обучающиеся научатся:

–         определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

–         в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Обучающиеся получат возможность научиться:

–        учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

–        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

–        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

–        оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

–        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Предметные результаты:

Содержание курса

Модуль  – «Растим патриота и гражданина России»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека

Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах. Представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города. Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях. Различение хороших и плохих поступков. Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Бережное, гуманное отношение ко всему живому. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Уважение к труду и творчеству старших и сверстников. Элементарные представления об основных профессиях. Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

 Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. Ценностное отношение к природе и всем формам жизни.  Элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Представления о душевной и физической красоте человека. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества. Интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.  Интерес к занятиям художественным творчеством. Стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Модуль  «Православная культура»

Эмоционально-ценностное отношение к жизни

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

Творческая деятельность

Знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.

Православная культура, как  способ выражения  православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры  через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции. В произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Виды деятельности на занятиях  по внеурочной деятельности по курсу «Растим патриотов»: игровая, художественно-творческая, познавательная, досугово-развлекательная.

Конкретные формы уроков указаны в календарно-тематическом планировании.

Тематическое планирование

        

Наименование  разделов

Количество часов

Модуль  – «Растим патриота и гражданина России»

1

Я и общество

9

2

Семья - самое близкое окружение человека

8

3

Мой город

5

4

Моя Родина – Россия

4

5

Из истории Отечества

8

Итого:

34

Модуль  «Православная культура»

1

К истокам православия.

2

2

Основы Православной культуры   «Книжная сладость».

2

3

Божественное откровение.

3

4

Блаженны чистые сердца.

1

5

Небесное воинство.

1

6

Церковное пение. Колокола и колокольный звон.

2

7

Древнерусская икона.

3

8

Заповеди Блаженств.

2

9

Главный символ православной культуры.

2

10

Русские Храмы.

5

11

Красота православной семьи.

3

12

Христианское учение о добродетели.

2

13

Патриотическое служение Православной церкви в годы  Великой Отечественной войны.

1

14

 Святость, честь и совесть.

5

Итого:

34

Итого за год:

68

Календарно – тематическое планирование

(По программе – 68 часов при 2 часах в неделю)

Модуль – «Растим патриота и гражданина России» - 34 часа в год, 1 час в неделю

Наименование   разделов и тем

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика  по теме

Даты занятия

Плановые

сроки изучения

материала

Скорректи

рованные сроки

изучения

материала

1 четверть.40 учебных дней. 8 часов) 

Я и общество - 9 часов*

1

Кто я? Я – школьник.

Школьная форма. Портфель.

кл.час

Приобретать  школьниками социальные  знания. Формировать  ценностные отношения к социальной реальности.

Получать опыт самостоятельного социального действия. Знать  и применять  правила поведения в школе, на уроке, обращение к учителю. Оценивать  великую миссию учителя в культуре народов России и мира. Научить общаться с классным, школьным коллективом, уметь совместно учиться, играть, отдыхать. Повышать уровень сознательной дисциплины, ответственности за свои поступки. Составлять режим дня школьника.  Понимать правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Проявлять внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

02.09.

2

 Спорт и здоровье.

спортивный праздник

09.09.

3

Режим дня в жизни школьника.

творческая работа по группам

16.09.

4

 По каким правилам мы живем в школе? Мои друзья со мной.

беседа

23.09.

5

1 октября - День пожилого

 человека. В гостях у предков.

стихотворно-музыкальное занятие

30.09.

6

 5 октября – День учителя. «Есть такая профессия – учить детей».

стихотворно-музыкальное занятие

07.10.

7

 Посещение школьного музея. Символика моей школы.

экскурсия

14.10.

8

Экскурсия в школьный музей. «Что такое героизм?»

экскурсия

21.10.

2 четверть. 39 учебных дней. 7 часов.

Семья - самое близкое окружение человека – 7 часов*

9

Моя семья. Родословная.

проект

Знать семейные традиции, взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказывать  посильную  помощь взрослым, заботиться  о детях, престарелых. Знать родословную, имена, отчества  и фамилии членов семьи. Составлять схемы родословного древа, истории семьи. Анализировать духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Получать первоначальные представления о Конституции Российской Федерации.

11.11.

10

История одной фотографии.

конкурс фото и рисунков

18.11.

11

 30 ноября - день матери. «Праздник матери».

стихотворно-музыкальное занятие

25.11.

12

Мои обязанности дома.

беседа

02.12.

13

12 декабря – День конституции. Мы все разные, а права у нас равные.

рассказ

09.12.

14

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

беседа

16.12.

15

Традиция наряжать елку.

конкурс фото и рисунков

23.12.

3 четверть. 50 учебных дней.  9 часов.

Мой город - 5 часов

16

История моего города.

сообщение

Называть  названия, основных достопримечательностей: музеи, библиотеки, спортивные комплексы и прочие. Рассказывать важные сведения из истории родного края. Знакомить  с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. Расширять знания о родном крае.

13.01.

17

Великие люди моего города. Иванченков – наш земляк,  человек, который тоже видел звёзды!

устный журнал

20.01.

18

Моя улица.

конкурс фото и рисунков

27.01.

19

Исторические места города.

виртуальная экскурсия

03.02.

20

Экскурсия в краеведческий музей.

экскурсия

10.02.

Моя Родина – Россия - 4часов

21

День защитника Отечества. Есть такая профессия – защищать Родину. 

стихотворно-музыкальное занятие

Приобретать  знания о символах России.

Формировать  ценностное  отношение  к социальной реальности. Получать  опыт самостоятельного социального действия. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Осмыслить ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

Уважать разные  народы, их религии, культуре, истории. Анализировать   историю и традиции  народов России.

17.02.

22

История символики России.

устный журнал

02.03.

23

Многонациональная моя страна.

творческая работа по группам

16.03.

4 четверть.  36 учебных дней.   6 часов.

24

Судьба России – наша судьба.

виртуальная экскурсия

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Осмыслить ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

30.03.

Из истории Отечества - 5 часов*

25

Традиция на Руси, как встречали  весну .

устный журнал

Рассказывать о праздниках  в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Формировать внутреннюю позицию школьника. Называть наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Понимать о личностной ответственности  каждого человека за сохранность историко-культурного наследия. Формировать гордость за отечественную историю. Сохранять историческую память поколений в памяти потомков. Содействовать в оказании посильной помощи ветеранам войны и труда.

06.04.

26

Великие люди России. Изучение биографии Ю. А. Гагарина.

кл.час

13.04.

27

Герои живут рядом. След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

беседа

20.04.

28

Нам завещана память и слава. Конкурс рисунков, фотографий  «Эхо минувшей войны».

конкурс фото и рисунков

27.04.

29

 1 мая - День весны и труда!

устный журнал

18.05.

Итого: 29  часов

*Примечание:   24.02.20, 09.03.20 , 04.05.20,  11.05.20 - праздничные дни, поэтому вместо 34 часов по программе запланировано – 29 часов. Тема «Я и общество», на изучение которой запланировано 9 часов* по программе проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 8 часов, тема « Семья - самое близкое окружение человека»,  на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 7 часов. Тема «Из истории Отечества» - на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 5 часов.

Модуль  – «Православная культура» - 34 часа  в год, 1 час в неделю

Наименование   разделов и тем

Форма

занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика   по теме

Даты занятия

Плановые

сроки изучения

материала

Скорректи

рованные сроки

изучения

материала

1 четверть.  40 учебных дней.   8 часов.

К истокам православия – 2 часа

1

Понятие - религия. Виды религий. Главные ценности православного человека.

рассказ

Устанавливать взаимосвязь между

религиозной культурой и поведением людей. Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Формировать  уважительное отношение к традициям и верованиям.

06.09.

2

Откуда мы знаем о Боге?

Цель Божественного Откровения.

беседа

13.09.

Основы Православной  культуры   «Книжная  сладость» - 2 часа

3

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

рассказ

Понимать ценность и значимость христианской  православной литературы для сохранения русской культуры. Формировать понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

20.09.

4

Библия. Книги в составе Библии. Завет – союз, договор.

беседа

27.09.

Божественное откровение - 3часа

5

Когда душа становится богаче?

конкурс рисунков

Оценивать позитивные качества честности. Давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

Анализировать жизненные ситуации. Выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Формировать  уважительное отношение к традициям и верованиям.

04.10.

6

Понятие о грехе.

Как рождается и развивается грех.

беседа

11.09.

7

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Ангелы хранители - Божья Матерь.

конкурс поделок

18.10.

Блаженны чистые сердца – 1 часа

8

Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец.

рассказ

Использовать толерантное отношение к представителям разных  слоев  населения. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.

25.10.

2 четверть. 39 учебных дней.    8 часов.

Небесное воинство – 1 час

9

Святые Ветхого Завета. (Иоаким и Анна, Пророк Илия)

обсуждение

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

08.11.

Церковное пение. Колокола и колокольный звон – 2 часа

10

Многоголосие. Традиции церковного пения. Духовные произведения в творчестве великих композиторов.

прослушивание

Воспринимать  и понимать эмоциональное содержание музыки. Расширить представление о церковной музыке. Понимать и принимать ценностей, как основ культурных традиций  народа России.

15.11.

11

Духовные произведения в творчестве великих композиторов.

прослушивание

22.11.

Древнерусская икона  - 3 часа

12

Ангелы хранители - Святой Александр Невский.

рассказ

Понимать и принимать ценности, как основу культурных традиций  народа России. Понять, на каждом человеке лежит личная ответственность  за сохранность историко-культурного наследия.

29.11.

13

Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.

рассказ

06.12.

14

Иконы праздников. Троица.

рассказ

13.12.

Заповеди Блаженств  -2 часа

15

Праздник Рождества Христова.

конкурс рисунков

Сформировать  уважительное отношение к традициям и верованиям. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

20.12.

27.12

16

Праздник Рождества Христова.

конкурс рисунков

3 четверть.  50 учебных дней.   11 часов.

17

О силе молитвы.

О необходимости добрых дел.

обсуждение

 Объяснять значения любви к ближнему с христианской точки зрения в разных контекстах.

10.01.

Главный символ православной культуры – 2 часа

18

Крещение Господне.

рассказ

Сформировать  уважительное отношение к традициям и верованиям.

Понимать и принимать обучающимися ценностей, как основ культурных традиций  народа России.

17.01.

19

Изображения креста и крестного знамения.

рассказ

24.01.

Русские Храмы - 5 часов

20

Православный храм, Ветхозаветная скиния.

Символика. Свечи и их назначение.

рассказ

Понимать и принимать ценностей, как основ культурных традиций  народа России. Понять, на каждом человеке лежит личная ответственность  за сохранность историко-культурного наследия.

31.01.

21

Храмы Москвы

вертуальная экскурсия

07.02.

22

Храмы Подмосковья

вертуальная экскурсия

14.02.

23

Храмы Ивантеевки: Георгиевский

вертуальная экскурсия

21.03.

24

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.

вертуальная экскурсия

28.03.

Красота православной семьи- 3 часа

25

Библия о браке и семье. Формирование духовной семейной традиции. Православное венчание. Родительское благословение.

конкурс рисунков

Иметь  представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека. 

06.03.

13.03

26

Родительский дом, его значение в воспитании детей. Отношения в христианской семье.

проект

Понимать  о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи. Оценивать значение  понятий «семья» и «семейные ценности» через отношение к ним  религии.  

27

Родительский дом, его значение в воспитании детей. Отношения в христианской семье.

проект

Понимать  о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи. Оценивать значение  понятий «семья» и «семейные ценности» через отношение к ним  религии.  

20.03

4 четверть. 36 учебных дней.    6 часов.

28

Великий праздник Пасха

стихотворно-музыкальное занятие

Формировать  уважительное отношение к традициям и верованиям.

03.04.

Христианское учение о добродетели – 2  часа

29

Совесть – согласие с Божественной Вестью.

беседа

Сравнивать и сопоставлять критически осмысливать свои поступки.  Давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. Оценивать позитивные качества человека.

10.04.

30

Десять заповедей Моисея.

беседа

17.04.

Патриотическое служение Православной церкви в годы  Великой Отечественной войны  -1 час

31

Деятельность церкви в помощь Советской армии (сбор средств для колонны таков имени Дмитрия Донского).

рассказ

Анализировать   деятельность церкви  в тяжелые годы для страны.

24.04.

Святость, честь и совесть -  3 часа

32

Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство.

Сформировать гордость за отечественную историю. Сохранять историческую память поколений в памяти потомков. Развивать представления о понятиях  честь и достоинство. Уважать  защитников Отечества живших в разные временные эпохи. Сформировать основы  российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России.

08.05.

33

Преподобный Илья Муромец.

прослушивание

15.05.

34

Высокая духовность славных русских боевых традиций. Пересвет и Ослябя - монахи-воины.

рассказ

22.05.

Итого: 34 часа

Общее количество  за год – 63 часа

*Примечание:   01.05.20- праздничный день, поэтому вместо 68 часов по программе запланировано – 63 часа. Тема «Я и общество», на изучение которой запланировано 9 часов* по программе проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 8 часов, тема « Семья - самое близкое окружение человека»,  на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 7 часов. Тема «Из истории Отечества» - на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 5 часов.

Материально-техническое обеспечение

Книгопечатная продукция

Модуль «Растим патриота и гражданина России»

  • Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе  М.: Айрис – пресс, 2009.
  • Дик Н.Ф. Классные часы, 2 – 3 кл.. Изд. 3-е, дополн., и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013г.
  • Долматовский Е. – Рассказы о твоих песнях.- М. «Детская литература».
  • Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. – Внеклассные мероприятия.- 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ВАКО, 2010 г.
  • Лапина Е.В., Жиренко О.Е., Киселева Т.В. – Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию, 1-4 кл. – М.: ВАКО, 2012 г.
  • Максимова Т.Н. Классные часы, 2 кл. – М.: ВАКО, 2012 г.
  • Пашкович И.А. Патриотическое воспитание” Волгоград изд. “Учитель” 2009 г. «Патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения” Г. Якутск 2003 г. Ф.В. Габышева, Е.С. Никифорова.
  • Фоменко А.В. – Ради жизни на земле. Репертуарный сборник… М.: Просвещение, 2011 г.
  • Черемисина В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.  - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.

Модуль «Православная культура»

  • А.В.Бородина «Основы православной культуры» - М.,2009  
  •  Г. Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2012
  • Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М., 2012
  • Л.С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня», Барнаул, 2010 г.
  • В.Поляков, А.Кашкадамов. Детская энциклопедия. Мировые религии:        

Христианство. М.2013.

  • В.М.Воскобойников. Православные святые. Респект. СПб. 2010.
  • Г.Н.Юдин. Чудо о Петре и Февронии. Даниловский благовестник. М.2010
  • Е.А.Дьякова. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М.2010.
  • Милосердие – жертва Богу. Диоптра. СПб. 2009.
  • Рождение свыше. Диоптра. СПб. 2009.
  • Митрополит Антоний Сурожский.Таинство любви. (Беседа о христианском браке) Сатисъ. 2009.
  • Иеромонах Иоанн  (Кологривов) Очерки по Истории Русской Святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 2009.
  • Б.А.Ганаго. Детям о вере. Минск. 2012.
  • Н.В.Давыдов. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 2010.

Интернет ресурсы

Печатные пособия

  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников соответствующие программе;
  • различные словари;
  • энциклопедии;
  • художественные книги;
  • разнообразный раздаточный материал.

Натуральные объекты

  • реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол  заседания кафедры учителей начальных классов

от  28.08.2019г. №1

Руководитель кафедры учителей начальных классов

 

               ________Миронычева И.П.

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

_________ Л.С.Балаян

29.08.2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...

Программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»

Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является   источником и средством духовного, политического и экономического возрождени...