Рабочая программа по внеурочной деятельности. Растим патриотов. 2 класс.
рабочая программа (2 класс)
Растим патриотов
68 часов в год, 2 часа в неделю
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерных программ по учебным предметам и планируемых результатов начального общего образования
Пояснительная записка
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastim_patriotovsyumaykna_n.a._2019.docx | 76.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Растим патриотов
68 часов в год, 2 часа в неделю
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерных программ по учебным предметам и планируемых результатов начального общего образования
Пояснительная записка
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа внеурочной деятельности «Растим патриотов» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемой в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа состоит из двух модулей:
1 модуль – «Растим патриота и гражданина России».
2 модуль – «Православная культура».
Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- раскрывать понятия о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одном из главных ценностей жизни;
- развивать умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
- развивать эстетические суждения и вкусы в области объектов православной культуры;
- сохранять исторические и культурные традиции своего народа.
Данная программа призвана обогатить знания учащихся, расширить кругозор школьников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мужества, героизма и мудрости народов России, принимая активное участие в мероприятиях, посвященных Великой Победе в Отечественной войне, изучать традиции своего народа, а также развивать интеллектуальные способности учащихся, воспитывать коллективизм, чувство долга, ответственность перед страной и ее жителями.
Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Программа «Растим патриотов» имеет единую задачу - воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека, который является патриотом своей страны. В подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории. Настоящий гражданин должен быть здоров нравственно и физически, поэтому к этой задаче теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.
При изучении курса Программы Растим патриотов, идёт чередование модулей «Растим патриота и гражданина России» и модуля «Православная культура».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Растим патриотов» во 2 классе выделяется 68 часа в год (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности - зачетная (по итогам учебного года)
Формы контроля – тесты, викторины, проекты.
Технологии обучения:
- поисковая деятельность;
- социальная деятельность
- информационно-коммуникационные технологии;
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
- формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. Формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Коммуникативные УУД
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе: формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Работа с информацией
Обучающиеся научатся:
– получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
– осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
– определять возможные источники информации и способов её поиска;
– рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– оценивать потребность в дополнительной информации;
– получать информацию из наблюдений при общении;
– анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
– наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность
Обучающиеся научатся:
– определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
– оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
– осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Содержание курса
Модуль – «Растим патриота и гражданина России»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах. Представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении. Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города. Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях. Различение хороших и плохих поступков. Представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. Элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Бережное, гуманное отношение ко всему живому. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Уважение к труду и творчеству старших и сверстников. Элементарные представления об основных профессиях. Элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. Ценностное отношение к природе и всем формам жизни. Элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Представления о душевной и физической красоте человека. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества. Интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке. Интерес к занятиям художественным творчеством. Стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Модуль «Православная культура»
Эмоционально-ценностное отношение к жизни
Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
Творческая деятельность
Знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.
Православная культура, как способ выражения православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции. В произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Виды деятельности на занятиях по внеурочной деятельности по курсу «Растим патриотов»: игровая, художественно-творческая, познавательная, досугово-развлекательная.
Конкретные формы уроков указаны в календарно-тематическом планировании.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
Модуль – «Растим патриота и гражданина России» | ||
1 | Я и общество | 9 |
2 | Семья - самое близкое окружение человека | 8 |
3 | Мой город | 5 |
4 | Моя Родина – Россия | 4 |
5 | Из истории Отечества | 8 |
Итого: | 34 | |
Модуль «Православная культура» | ||
1 | К истокам православия. | 2 |
2 | Основы Православной культуры «Книжная сладость». | 2 |
3 | Божественное откровение. | 3 |
4 | Блаженны чистые сердца. | 1 |
5 | Небесное воинство. | 1 |
6 | Церковное пение. Колокола и колокольный звон. | 2 |
7 | Древнерусская икона. | 3 |
8 | Заповеди Блаженств. | 2 |
9 | Главный символ православной культуры. | 2 |
10 | Русские Храмы. | 5 |
11 | Красота православной семьи. | 3 |
12 | Христианское учение о добродетели. | 2 |
13 | Патриотическое служение Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
14 | Святость, честь и совесть. | 5 |
Итого: | 34 | |
Итого за год: | 68 |
Календарно – тематическое планирование
(По программе – 68 часов при 2 часах в неделю)
Модуль – «Растим патриота и гражданина России» - 34 часа в год, 1 час в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Даты занятия | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректи рованные сроки изучения материала | ||||
1 четверть.40 учебных дней. 8 часов) | |||||
Я и общество - 9 часов* | |||||
1 | Кто я? Я – школьник. Школьная форма. Портфель. | кл.час | Приобретать школьниками социальные знания. Формировать ценностные отношения к социальной реальности. Получать опыт самостоятельного социального действия. Знать и применять правила поведения в школе, на уроке, обращение к учителю. Оценивать великую миссию учителя в культуре народов России и мира. Научить общаться с классным, школьным коллективом, уметь совместно учиться, играть, отдыхать. Повышать уровень сознательной дисциплины, ответственности за свои поступки. Составлять режим дня школьника. Понимать правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Проявлять внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. | 02.09. | |
2 | Спорт и здоровье. | спортивный праздник | 09.09. | ||
3 | Режим дня в жизни школьника. | творческая работа по группам | 16.09. | ||
4 | По каким правилам мы живем в школе? Мои друзья со мной. | беседа | 23.09. | ||
5 | 1 октября - День пожилого человека. В гостях у предков. | стихотворно-музыкальное занятие | 30.09. | ||
6 | 5 октября – День учителя. «Есть такая профессия – учить детей». | стихотворно-музыкальное занятие | 07.10. | ||
7 | Посещение школьного музея. Символика моей школы. | экскурсия | 14.10. | ||
8 | Экскурсия в школьный музей. «Что такое героизм?» | экскурсия | 21.10. | ||
2 четверть. 39 учебных дней. 7 часов. | |||||
Семья - самое близкое окружение человека – 7 часов* | |||||
9 | Моя семья. Родословная. | проект | Знать семейные традиции, взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказывать посильную помощь взрослым, заботиться о детях, престарелых. Знать родословную, имена, отчества и фамилии членов семьи. Составлять схемы родословного древа, истории семьи. Анализировать духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Получать первоначальные представления о Конституции Российской Федерации. | 11.11. | |
10 | История одной фотографии. | конкурс фото и рисунков | 18.11. | ||
11 | 30 ноября - день матери. «Праздник матери». | стихотворно-музыкальное занятие | 25.11. | ||
12 | Мои обязанности дома. | беседа | 02.12. | ||
13 | 12 декабря – День конституции. Мы все разные, а права у нас равные. | рассказ | 09.12. | ||
14 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | беседа | 16.12. | ||
15 | Традиция наряжать елку. | конкурс фото и рисунков | 23.12. | ||
3 четверть. 50 учебных дней. 9 часов. | |||||
Мой город - 5 часов | |||||
16 | История моего города. | сообщение | Называть названия, основных достопримечательностей: музеи, библиотеки, спортивные комплексы и прочие. Рассказывать важные сведения из истории родного края. Знакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. Расширять знания о родном крае. | 13.01. | |
17 | Великие люди моего города. Иванченков – наш земляк, человек, который тоже видел звёзды! | устный журнал | 20.01. | ||
18 | Моя улица. | конкурс фото и рисунков | 27.01. | ||
19 | Исторические места города. | виртуальная экскурсия | 03.02. | ||
20 | Экскурсия в краеведческий музей. | экскурсия | 10.02. | ||
Моя Родина – Россия - 4часов | |||||
21 | День защитника Отечества. Есть такая профессия – защищать Родину. | стихотворно-музыкальное занятие | Приобретать знания о символах России. Формировать ценностное отношение к социальной реальности. Получать опыт самостоятельного социального действия. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Осмыслить ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Уважать разные народы, их религии, культуре, истории. Анализировать историю и традиции народов России. | 17.02. | |
22 | История символики России. | устный журнал | 02.03. | ||
23 | Многонациональная моя страна. | творческая работа по группам | 16.03. | ||
4 четверть. 36 учебных дней. 6 часов. | |||||
24 | Судьба России – наша судьба. | виртуальная экскурсия | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Осмыслить ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». | 30.03. | |
Из истории Отечества - 5 часов* | |||||
25 | Традиция на Руси, как встречали весну . | устный журнал | Рассказывать о праздниках в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Формировать внутреннюю позицию школьника. Называть наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Понимать о личностной ответственности каждого человека за сохранность историко-культурного наследия. Формировать гордость за отечественную историю. Сохранять историческую память поколений в памяти потомков. Содействовать в оказании посильной помощи ветеранам войны и труда. | 06.04. | |
26 | Великие люди России. Изучение биографии Ю. А. Гагарина. | кл.час | 13.04. | ||
27 | Герои живут рядом. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | беседа | 20.04. | ||
28 | Нам завещана память и слава. Конкурс рисунков, фотографий «Эхо минувшей войны». | конкурс фото и рисунков | 27.04. | ||
29 | 1 мая - День весны и труда! | устный журнал | 18.05. | ||
Итого: 29 часов *Примечание: 24.02.20, 09.03.20 , 04.05.20, 11.05.20 - праздничные дни, поэтому вместо 34 часов по программе запланировано – 29 часов. Тема «Я и общество», на изучение которой запланировано 9 часов* по программе проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 8 часов, тема « Семья - самое близкое окружение человека», на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 7 часов. Тема «Из истории Отечества» - на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 5 часов. |
Модуль – «Православная культура» - 34 часа в год, 1 час в неделю
№ | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Даты занятия | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректи рованные сроки изучения материала | ||||
1 четверть. 40 учебных дней. 8 часов. | |||||
К истокам православия – 2 часа | |||||
1 | Понятие - религия. Виды религий. Главные ценности православного человека. | рассказ | Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать своё мнение по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества. Формировать уважительное отношение к традициям и верованиям. | 06.09. | |
2 | Откуда мы знаем о Боге? Цель Божественного Откровения. | беседа | 13.09. | ||
Основы Православной культуры «Книжная сладость» - 2 часа | |||||
3 | Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | рассказ | Понимать ценность и значимость христианской православной литературы для сохранения русской культуры. Формировать понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий. | 20.09. | |
4 | Библия. Книги в составе Библии. Завет – союз, договор. | беседа | 27.09. | ||
Божественное откровение - 3часа | |||||
5 | Когда душа становится богаче? | конкурс рисунков | Оценивать позитивные качества честности. Давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. Анализировать жизненные ситуации. Выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Формировать уважительное отношение к традициям и верованиям. | 04.10. | |
6 | Понятие о грехе. Как рождается и развивается грех. | беседа | 11.09. | ||
7 | 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Ангелы хранители - Божья Матерь. | конкурс поделок | 18.10. | ||
Блаженны чистые сердца – 1 часа | |||||
8 | Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. | рассказ | Использовать толерантное отношение к представителям разных слоев населения. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. | 25.10. | |
2 четверть. 39 учебных дней. 8 часов. | |||||
Небесное воинство – 1 час | |||||
9 | Святые Ветхого Завета. (Иоаким и Анна, Пророк Илия) | обсуждение | Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 08.11. | |
Церковное пение. Колокола и колокольный звон – 2 часа | |||||
10 | Многоголосие. Традиции церковного пения. Духовные произведения в творчестве великих композиторов. | прослушивание | Воспринимать и понимать эмоциональное содержание музыки. Расширить представление о церковной музыке. Понимать и принимать ценностей, как основ культурных традиций народа России. | 15.11. | |
11 | Духовные произведения в творчестве великих композиторов. | прослушивание | 22.11. | ||
Древнерусская икона - 3 часа | |||||
12 | Ангелы хранители - Святой Александр Невский. | рассказ | Понимать и принимать ценности, как основу культурных традиций народа России. Понять, на каждом человеке лежит личная ответственность за сохранность историко-культурного наследия. | 29.11. | |
13 | Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости. | рассказ | 06.12. | ||
14 | Иконы праздников. Троица. | рассказ | 13.12. | ||
Заповеди Блаженств -2 часа | |||||
15 | Праздник Рождества Христова. | конкурс рисунков | Сформировать уважительное отношение к традициям и верованиям. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. | 20.12. | |
27.12 | |||||
16 | Праздник Рождества Христова. | конкурс рисунков | |||
3 четверть. 50 учебных дней. 11 часов. | |||||
17 | О силе молитвы. О необходимости добрых дел. | обсуждение | Объяснять значения любви к ближнему с христианской точки зрения в разных контекстах. | 10.01. | |
Главный символ православной культуры – 2 часа | |||||
18 | Крещение Господне. | рассказ | Сформировать уважительное отношение к традициям и верованиям. Понимать и принимать обучающимися ценностей, как основ культурных традиций народа России. | 17.01. | |
19 | Изображения креста и крестного знамения. | рассказ | 24.01. | ||
Русские Храмы - 5 часов | |||||
20 | Православный храм, Ветхозаветная скиния. Символика. Свечи и их назначение. | рассказ | Понимать и принимать ценностей, как основ культурных традиций народа России. Понять, на каждом человеке лежит личная ответственность за сохранность историко-культурного наследия. | 31.01. | |
21 | Храмы Москвы | вертуальная экскурсия | 07.02. | ||
22 | Храмы Подмосковья | вертуальная экскурсия | 14.02. | ||
23 | Храмы Ивантеевки: Георгиевский | вертуальная экскурсия | 21.03. | ||
24 | Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. | вертуальная экскурсия | 28.03. | ||
Красота православной семьи- 3 часа | |||||
25 | Библия о браке и семье. Формирование духовной семейной традиции. Православное венчание. Родительское благословение. | конкурс рисунков | Иметь представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека. | 06.03. | |
13.03 | |||||
26 | Родительский дом, его значение в воспитании детей. Отношения в христианской семье. | проект | Понимать о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи. Оценивать значение понятий «семья» и «семейные ценности» через отношение к ним религии. | ||
27 | Родительский дом, его значение в воспитании детей. Отношения в христианской семье. | проект | Понимать о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи. Оценивать значение понятий «семья» и «семейные ценности» через отношение к ним религии. | 20.03 | |
4 четверть. 36 учебных дней. 6 часов. | |||||
28 | Великий праздник Пасха | стихотворно-музыкальное занятие | Формировать уважительное отношение к традициям и верованиям. | 03.04. | |
Христианское учение о добродетели – 2 часа | |||||
29 | Совесть – согласие с Божественной Вестью. | беседа | Сравнивать и сопоставлять критически осмысливать свои поступки. Давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. Оценивать позитивные качества человека. | 10.04. | |
30 | Десять заповедей Моисея. | беседа | 17.04. | ||
Патриотическое служение Православной церкви в годы Великой Отечественной войны -1 час | |||||
31 | Деятельность церкви в помощь Советской армии (сбор средств для колонны таков имени Дмитрия Донского). | рассказ | Анализировать деятельность церкви в тяжелые годы для страны. | 24.04. | |
Святость, честь и совесть - 3 часа | |||||
32 | Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство. | Сформировать гордость за отечественную историю. Сохранять историческую память поколений в памяти потомков. Развивать представления о понятиях честь и достоинство. Уважать защитников Отечества живших в разные временные эпохи. Сформировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России. | 08.05. | ||
33 | Преподобный Илья Муромец. | прослушивание | 15.05. | ||
34 | Высокая духовность славных русских боевых традиций. Пересвет и Ослябя - монахи-воины. | рассказ | 22.05. | ||
Итого: 34 часа | |||||
Общее количество за год – 63 часа *Примечание: 01.05.20- праздничный день, поэтому вместо 68 часов по программе запланировано – 63 часа. Тема «Я и общество», на изучение которой запланировано 9 часов* по программе проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 8 часов, тема « Семья - самое близкое окружение человека», на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 7 часов. Тема «Из истории Отечества» - на изучение которой запланировано 8 часов* по программе, проводится за счет уплотнения дидактических единиц за 5 часов. |
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Модуль «Растим патриота и гражданина России»
- Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М.: Айрис – пресс, 2009.
- Дик Н.Ф. Классные часы, 2 – 3 кл.. Изд. 3-е, дополн., и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2013г.
- Долматовский Е. – Рассказы о твоих песнях.- М. «Детская литература».
- Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. – Внеклассные мероприятия.- 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ВАКО, 2010 г.
- Лапина Е.В., Жиренко О.Е., Киселева Т.В. – Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию, 1-4 кл. – М.: ВАКО, 2012 г.
- Максимова Т.Н. Классные часы, 2 кл. – М.: ВАКО, 2012 г.
- Пашкович И.А. Патриотическое воспитание” Волгоград изд. “Учитель” 2009 г. «Патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения” Г. Якутск 2003 г. Ф.В. Габышева, Е.С. Никифорова.
- Фоменко А.В. – Ради жизни на земле. Репертуарный сборник… М.: Просвещение, 2011 г.
- Черемисина В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
Модуль «Православная культура»
- А.В.Бородина «Основы православной культуры» - М.,2009
- Г. Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2012
- Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М., 2012
- Л.С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня», Барнаул, 2010 г.
- В.Поляков, А.Кашкадамов. Детская энциклопедия. Мировые религии:
Христианство. М.2013.
- В.М.Воскобойников. Православные святые. Респект. СПб. 2010.
- Г.Н.Юдин. Чудо о Петре и Февронии. Даниловский благовестник. М.2010
- Е.А.Дьякова. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М.2010.
- Милосердие – жертва Богу. Диоптра. СПб. 2009.
- Рождение свыше. Диоптра. СПб. 2009.
- Митрополит Антоний Сурожский.Таинство любви. (Беседа о христианском браке) Сатисъ. 2009.
- Иеромонах Иоанн (Кологривов) Очерки по Истории Русской Святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 2009.
- Б.А.Ганаго. Детям о вере. Минск. 2012.
- Н.В.Давыдов. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 2010.
Интернет ресурсы
- http//svetoch/ucoz/ru – Основы православия в презентациях.
- http://www.12urokovpravoslavia.ru/smysl.htm - 12 уроков православия.
- http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi - Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека. Православные христианские притчи.
- http://azbyka.ru/ - Азбука веры.
- http://azbyka.ru/molitvoslov/index.shtml - Молитвослов.
- http://www.patriarchia.ru/ - Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата.
- http://armih.ru/ - Храм Михаила Архангела. Г. Пущино. (Программа Воскресной школы)
- http://fgos.isiorao.ru/index.php - Федеральный государственный стандарт.
Печатные пособия
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников соответствующие программе;
- различные словари;
- энциклопедии;
- художественные книги;
- разнообразный раздаточный материал.
Натуральные объекты
- реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019г. №1
Руководитель кафедры учителей начальных классов
________Миронычева И.П.
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР
_________ Л.С.Балаян
29.08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Растим патриота и гражданина»
Внеур деятельность...