Программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
рабочая программа
Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения
страны, ее государственной целостности и безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 42.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
«Растим патриотов»
Пояснительная записка
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и
гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради
надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в
90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и
общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы
патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»
общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей
деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо
особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея
средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие
результаты В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле
воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма
немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их
гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание
всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является
источником и средством духовного, политического и экономического возрождения
страны, ее государственной целостности и безопасности.
Проходящие в российском обществе изменения, свидетельствующие о
возрастании роли и значения социальных и политических институтов в
отстаивании и достижении национальных интересов, выдвинули качественно
новые задачи развития. Успешное их решение возможно лишь при глубоком
осмыслении гражданами России всего происходящего, при проявлении активной
жизненной позиции и вовлечении их в полноценную деятельность в интересах
общества и государства. Это предполагает формирование у граждан, особенно у
подрастающего поколения, высших духовных и социально-значимых ценностей и
таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и
готовность к его защите.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная
деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и
государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы),
общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности,
связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с
целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо
Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь
с ней, защищать ее интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего
народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению
безопасности личности, общества и государства.
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском
обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных
и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения,
обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами,
способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в
укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах
деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Цель данной программы: Совершенствование системы патриотического
воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как
качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству,
духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Развитие
системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной
на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение
задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической
стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи,
выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских
граждан, значительному повышению уровня их социальной активности,
патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству:
• развитие системы патриотического воспитания школьников через
интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление
содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание
в процессе образования;
• формирование гражданской компетентности через включение в
работу по патриотическому воспитанию научных учреждений,
общественных организаций и объединений, учреждений высшего и
дополнительного образования, системы школьного самоуправления
(Совет гимназии);
• воспитание уважительного отношения к героическому прошлому
Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу,
совместную деятельность лицеистов с советами ветеранов войны и
труда;
• повышение качества патриотического воспитания через
организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью
дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной
составляющей гражданина России.
• формирование национального самосознания, ценностного отношения
к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их
возрождения и развития;
• приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных
ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры
своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких
духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем
развитии;
• создание конкретных условий для проявления гражданственности,
патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного
и воинского долга различными группами и категориями граждан с
учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой
деятельности и общении;
• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие
социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых
граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее
укреплении и защищенности;
• воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в
труде на благо общества, государства, формирование социально
значимой деятельностной целеустремленности;
• формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно
здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей,
близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе
и др.
Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих основных мер:
• проведение целенаправленной политики по созданию условий для
социального, культурного, духовного и физического развития граждан;
• обеспечение возможности для полноценной социализации граждан,
особенно подростков, более активного вовлечения ее в решение
социально-экономических, культурных, научных, экологических и
других проблем;
• утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей,
взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям
граждан, историческому и культурному прошлому России;
• повышение эффективности системы патриотического воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности
любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и
государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина
Отечества, патриота России;
• обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его
методов, форм и средств;
• создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное
функционирование системы патриотического воспитания граждан на
всех уровнях.
Общая характеристика курса «Растим патриотов».
Реализация курса «Растим патриотов» и
достижение ее конечных результатов предполагают создать необходимые условия,
факторы, активно воздействующие на деятельность субъектов патриотического
воспитания, более эффективно использовать соответствующие силы, средства,
технологии. Одним из условий повышения эффективности патриотического
воспитания и, соответственно, его положительных результатов, является
осуществление фундаментальных исследований целого комплекса проблем,
накопившихся в этой сфере. Это требует глубокого изучения и всестороннего
анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений. Особенно
важное значение имеет поиск и разработка принципиально новых подходов к
созданию качественно иных основ деятельности по формированию патриотизма у
российских граждан, определяющих уровень ее организации и эффективности.
Конечным результатом осуществления этих мер, выполняемых в рамках
реализации Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» должны стать:
• повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских
граждан;
• укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты
национальных интересов России, создания еще более благоприятных
условий для ее возрождения как мировой державы;
• повышение социальной активности и уровня социализации и
самореализации граждан, особенно молодежи;
• подъем образования, политической и правовой культуры;
• социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление
национальной безопасности;
• минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение
преступности, повышение уровня общественной безопасности и
правопорядка;
• возрастание степени участия граждан в общественной и государственной
жизни, общественных организациях и объединениях;
• повышение эффективности механизма координации деятельности
межведомственных и межрегиональных органов и организаций,
координационных советов по патриотическому воспитанию в целях
более действенной реализации системного подхода, выполнения
комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов,
программ и планов.
Описание курса «Растим патриотов»
Понимание современных условий и особенностей развития и социализации
обучающихся на ступени начального общего образования позволяет
конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений
их духовно- нравственного развития и воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших
законах;
• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и
гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении;
• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в
обществе;
• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку
межнационального общения;
• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
• начальные представления о народах России, об их общей исторической
судьбе, о единстве народов нашей страны;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях
истории России и её народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, в жизни родного города;
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• первоначальные представления о базовых национальных российских
ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома,
на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и
культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться
«волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым;
умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей
роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и
общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• элементарные представления о роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и общества;
• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе,
небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных
представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов
здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
• элементарные представления о влиянии нравственности человека на
состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных
соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на
человека;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и
санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть
красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Результаты изучения курса программы «Растим патриотов»
Личностными результатами изучения программы «Растим патриотов»» в
начальной школе является формирование следующих умений:
• Развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной
деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на
основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться».
• Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и
нравственных оснований личностного морального выбора.
• Развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты.
• Целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование
нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и
общества в пределах своих возможностей.
• Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу
жизни представителей народов России.
• Формирование основ российской гражданской идентичности.
• Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.
• Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и
культуре.
• Формирование патриотизма и гражданской солидарности.
Метапредметными результатами изучения программы «Растим патриотов» в начальной школе является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
• учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
• формирование российской и гражданской идентичности на основе
принятия учащимися демократических ценностей, развития
толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания
патриотических убеждений;
• освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
пользоваться памятками;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;
• знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания
отечественного историко-культурного процесса;
• знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции,
достижения, проблемы и др.);
• знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических
свершениях, достижениях, проблемах и др.;
• понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
• знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество»,
«патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные
интересы», «защита Отечества» и др.;
• понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации,
самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих
свой путь в истории человечества;
• способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий,
присущих обществу и государству, понимание их причин и путей
решения в интересах динамичного развития России.
Коммуникативные УУД:
• умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами
общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии
решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и
взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное
общение на русском, родном и иностранных языках;
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на
занятиях и следовать им;
• учиться согласованно, работать в группе;
• формирование компетентности в общении, включая сознательную
ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в
общении и совместной деятельности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении
общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям.
Предметными результатами изучения программы «Растим патриотов» в
начальной школе является формирование следующих знаний и умений:
• Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал,
эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
• Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
• Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
• Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией
изобразительного искусства;
• Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
• Получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства
и дизайна;
• готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на
благо Отечества и его защиты;
• совокупность навыков, умений, качеств, необходимых для реализации
функции защиты Отечества в одной из сфер жизни общества, государства;
• социальная активность личности, группы в качестве субъекта
патриотической деятельности;
• самореализация в качестве субъекта патриотической деятельности в одной
или нескольких сферах общественной и государственной жизни;
• реальный вклад в развитие и укрепление России в одной (нескольких)
сферах социально значимой деятельности;
• отстаивание и утверждение патриотизма как жизненно важного принципа в
борьбе с русофобией, космополитизмом, маргинальностью, с его
деформациями и извращениями как высшей ценности.
Форма реализации программы.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.
Работа проводится по направлениям:
- С любовью к родному краю.
- Школа, дом - одна семья.
- Мои права и обязанности.
- Моя Родина – Россия.
Основные разделы | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Школа, дом – одна семья | Приобретение школьниками социальных знаний. Формирование ценностного отношения к |
Россия — родина моя | Приобретение школьниками знаний о символах России. Формирование ценностного отношения к |
С любовью к родному | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения |
Мои права и обязанности | Отработка понятий: право, закон, права и обязанности, правонарушения, преступления, |
Тематическое планирование 2 класс
1 час в неделю
Направления | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Школа, дом – одна семья | Классный час «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». |
| «День | Проведение | «И это всё о | Выставка «Моя мама». | Книжная | Участие в | |
С любовью к родному | Классный час «Смоленская крепостная стена». | Праздник русской берёзки. | Выставка поделок из природного материала. | | Классный | | Путешествие по Красной книге. | Конкурс | Игра – путешествие: «По лесной тропинке». |
Россия — родина моя | Классный час «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». | Оформление уголка | Конкурс стихов | Беседа с | | Конкурс | Игра «В гостях у Берендея» | Классный час «От первых шагов до первых полётов» | Просмотр |
Мои права и обязанности | Права и | Беседы о | Классный час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» | «Конституция – основной | Беседа «Красота слов» | Классный час «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте». | Правила поведения в транспорте | Правила |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Растим патриотов"
Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития в рамках содержательного раздела ООП НОО «Программы курсов внеурочной деятельности»....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Растим патриотов"
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриот...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Растим патриотов"
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриот...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
Рабочая программа...
Рабочая программа начального общего образования курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»
Рабочая программаначального общего образованиякурса внеурочной деятельности«Растим патриотов»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Расти здоровым" 1-4 класс
Рабочая программа кружка «Расти здоровым» курса внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности изучается в 1-4 классах 135 часов.Программа разработана в соответствии с треб...