Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мы - экологи"
рабочая программа (4 класс) на тему
Содержание предмета экология позволяет ребёнку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы - это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом "Живя в мире, будь его полноценной частью".
В курсе используются разнообразные методы и формы. Ученики ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, просмотром видеофильмов. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch.my_-_ekologi.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Программа «Экология родного края» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени – краткосрочной.
Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.
Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью»
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Цель: формирование экологической культуры школьников.
Задачи:
– усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
– понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
– овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
– выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
– формирование понятия о взаимосвязях в природе;
– развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
– формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
– интерес к природе;
– знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
– чувства эстетические и нравственные;
– позитивная деятельность и поведение в природе;
– мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.).
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
– по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);
– по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
– по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка);
– по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
– по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается для организации внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.
В целом занятия позволят реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Школьники ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Определены цели программы:
∙ овладение обучающимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
∙ формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
∙ гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
∙ формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
∙ установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
∙ Углубление и расширение имеющихся у обучающихся бытовых знаний экологии и знаний о природе.
∙ Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими обучающимися, как частью природы.
∙ Воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
. На практических занятиях ребята занимаются изучением флоры и фауны своей местности. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и т. д.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что заставляет размышлять ребят и делать свои собственные выводы. Очень часто такие сказки сочиняют сами ребята. Как наглядный материал применяются плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, бережного отношения к окружающей среде, любви к своему родному краю.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
∙ фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
∙ индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
∙ групповой – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у школьников мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Изучение данного курса актуально особенно сегодня, так как воспитание ребенка – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Программа «Экология родного края» построена на основе следующих принципов:
1. Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка, знаний, умений, личных впечатлений.
2. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности.
5. Доступность, комфортность, добровольность обучения.
6. Интегрированность программы.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию «Мы - экологи» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами экологии с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение по 1 часу в неделю ( в 4 классе 11 часов – II триместр) .
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предполагаемые результаты работы по программе:
Образовательные:
эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и города;
возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
активизации познавательной деятельности учащихся;
вовлечение учащихся в практическую деятельность;
формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Работая над программой, следует помнить о том, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Показателями результативности программы могут служить:
– Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.
– Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах.
– Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.
– Оценка результативности.
– Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии).
– Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам).
К концу курса обучающиеся должны знать:
1. Связь между человеком и природой.
2. Экологическую ситуацию в своем городе
3. Особенности природы родного края.
4. Исчезающие растения и животные своей местности; местные полезные ископаемые.
5. Правила поведения в природе.
6. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу курса обучающиеся должны уметь:
1. Самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
2. Грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера.
3. Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
4. Работать со справочной литературой.
5. Вести наблюдения в природе, выполнять правила поведения.
6. Оформлять результаты своей деятельности.
Содержание программы внеурочной экологической деятельности ,формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные УУД:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей поступки людей.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
- Учиться решать экологические проблемы родного края.
- Развивать чувство прекрасного через приобщение к красоте родной природы, ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации.
- Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
- Делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- Учиться выполнять различные роли в группе.
- Использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач групповой деятельности.
- Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
- Отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию.
- Определять и контролировать свои действия в команде.
6.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(11 часов, 1 час в неделю - II триместр)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол-во часов |
I | Мир глазами эколога | 3 |
II | Мой город | 4 |
III | Птицам наша забота | 2 |
IV | Охрана растений своего региона | 2 |
Итого: 11 часов |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол-во ча сов | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | План | Факт. | ||||
1. | Мир глазами эколога. Экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. | 1 | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей поступки людей. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. Учиться решать экологические проблемы родного края. Развивать чувство прекрасного через приобщение к красоте родной природы, ценности и уникальности природного мира. | Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации. Вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности. Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе. Использовать адекватно речевые средства для решения различных коммуникативных задач групповой деятельности. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию. Определять и контролировать свои действия в команде. | знают: 1.Связь между человеком и природой. 2.Экологическую ситуацию в своем городе 3.Особенности природы родного края. 4.Исчезающие растения и животные своей местности; местные полезные ископаемые. 5. Правила поведения в природе. 6.Связь между состоянием природы и здоровьем человека. умеют: 1.Самостоятельно добывать знания и применять их на практике. 2.Грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера. 3.Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности. 4.Работать со справочной литературой. 5. Вести наблюдения в природе, выполнять правила поведения. 6.Оформлять результаты своей деятельности. | Готовят сообщения об экологических связях между живой и неживой природой, связях внутри живой природы, связях между природой и человеком. | ||
2. | Глобальные проблемы экологии. | 1 | ||||||
3. | Что такое экологическая катастрофа. | 1 | Готовят презентацию об экологической катастрофе Вместе с родителями высаживают саженцы деревьев и кустарников, готовят фотовыставку | |||||
4. | Мой город. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города). | 2 | ||||||
5. | Пути решения экологических проблем своего города | 2 | Готовят проект , предлагают пути решения экологических проблем своего города | |||||
6. | Птицам наша забота. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | 1 | ||||||
7. | Практическая деятельность по изготовлению кормушек. | 1 | Совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц. Готовят презентацию о лекарственных растениях и их охране. | |||||
8. | Охрана растений своего региона. Лекарственные растения и их охрана. | 1 | ||||||
9. | Составление устного журнала «Зелёная книга». | 1 | Готовят материал для составления устного журнала «Зелёная книга» | |||||
Итого: 11 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 1-4 кл
В числе основных задач курса — творческое развитие личности ребенка, поэтому особое внимание уделено развитию воображения. В каждом задании, на каждом занятии детям дается возможность проявить фантази...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компе...