Ударение на этапах коррекции и формирования устной и письменной речи
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ударение на этапах коррекции и формирования устной и письменной речи учащихся. Учитель – логопед МБОУ СОШ №73 города Киров Кировской области
Ударение - компанент интонации. « Ударение- это динамичное выделение какого-либо слога в слове, более напряжённое и громкое произнесение гласного звука этого слога». С.И.Ожегов. «Ударение – это музыкальный тон, на который настраивается слово»- В.В.Волина. Она говорит, что ударение подобно биению сердца. Но мы не вспооминаем о нём, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму. Предлагает вариант, как найти ударение в слове: «Да очень просто! Нужно как бы пропеть или окликнуть предмет, даже если он неодушевлённый.» Фонетическими средствами средствамиявляются: усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, то есть громкость и длительность произнесения ударной гласной Главная общая функция словесного ударения - организация звуков слова и его интонация в единое целое. Ударение усиливает цельность слова в единое целое. В теоретическую и практическую часть системы работы взяла основные дидактические задачи при изучении темы «Ударение» И.Н. Садовниковой -научить детей следующим действиям: 1) проговорить слово, выделяя голосом ударный гласный: а) по подражанию, б) самостоятельно; 2)определять ударный гласный в произношении другого и в своём произношении; 3) воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога ( отстукивать, отхлопывать); 4)узнавать слово по его слуховой схеме; 5) узнавать слово по его зрительной схеме; 6) усвоить некоторые орфоэпические нормы; 7) определять ударный гласный в прцессе написания слов; 8) определять безударный гласный, требующий проверки; 9) проверять безударный гласный ударением путём подбора проверочных слов
Изучив множество источников классиков коррекции устной и письменной речи, адаптируя материал на своих учеников, составила следующую систему работы над ударением на 1,2,3 этапах коррекционно-развивающей работы.
№ | 1 класс | № | 2 -3 класс | Чтение |
1 этап:( первое полугодие) Цель: формировать знания о понятии ударение и нахождении его в каждом слове; фонематическое восприятие на материале ударного слога, ударной гласной в слове. | 1 этап.(первое полугодие) Цель: формировать фонематическую и смыслоразличительную роль ударения в словах. | 1.Формировать механизм плавного послогового и словесного чтения с ударением; 2. Формировать интонацию, расчленяя звуковой поток в речи на предложения разного типа(вопросительные, восклицательные, повествовательные); 3.Совершенствовать учебное и художественное высказывание , состоящее из интонационно - смысловых отрезков ( фраз) ,что помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. | ||
1 | Ударение в слове. Понятие, правила. | 1 | Ударение в слове. Понятие. Орфоэпия. | |
2 | Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения | 2 | Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения | |
3 | Ударный и безударный слог в двухсложных словах. | 3 | Ударный и безударный слог в словоформах. | |
4 | Слого - ритмический рисунок 2- сложных слов. | 4 | Слого - ритмический рисунок 2 - 3 сложных слов. | |
2 этап ( второе полугодие) Цель: формировать умение слышать ударение, обнаруживать безударные звуки в ряду родственных ( однокоренных) слов. | 2 этап ( второе полугодие) Цель: формировать и закреплять орфографический навык правописания безударной гласной в корне слова ; | |||
1. | Безударная гласная в словоформах. | 1 | Безударная гласная, проверяемая ударением в словах предметах. | |
2 | Ударная и безударная гласная в однокоренных словах. | 2 | Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением в словах признаках и действиях предметов. | |
3. | Проверочное и проверяемое слово с безударной гласной. | 3 | Две безударные гласные, проверяемые ударением. | |
4 | Выбор проверочного однокоренного слова с ударной гласной. | 4 | Подбор проверочного однокоренного слова с ударной гласной. | |
3 этап. Закреплять и совершенствовать знания и умения по выделению ударения в слове всеми средствами. Совершенствовать навыки подбора проверочного слова к проверяемому с безударными гласными. |
Систематическая работа над ударением несомненно помогла учащимся возможность правильно понять значение многих слов, формоизменение и словообразование, обогатила словарь детей рядом родственных слов, умение читать их с правильным акцентным ударением выразительно и осмысленно, грамотно писать, учащиеся не делают ошибки на безударную гласную или с запоздавшим сигналом «стоп» исправляют написанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
Выступление по теме: "Формирование устной и письменной речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....
Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)
Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...
"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"
Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...
Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...
Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации
В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Роль родителей в формировании устной и письменной речи. (Консультация для родителей)
Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, расска...