Роль родителей в формировании устной и письменной речи. (Консультация для родителей)
консультация по логопедии (1 класс)
Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, рассказывая ему сказки, родители уже закладывают фундамент, на котором будет строиться вся его школьная жизнь. Поэтому главные воспитатели своих детей – родители. Именно они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка еще в раннем детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей в формировании устной и письменной речи.
(Консультация для родителей)
Как говорил Л.Н. Толстой: «До пяти лет - вся жизнь, после пяти – один шаг». С самого рождения, развивая ребенка, заботясь о его здоровье, двигательной активности, играя с ним, рассказывая ему сказки, родители уже закладывают фундамент, на котором будет строиться вся его школьная жизнь. Поэтому главные воспитатели своих детей – родители. Именно они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка еще в раннем детстве.
Доказано, что ребенок страдает речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, а значит, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением. Нарушения речи бывают двух видов: нарушения устной речи и нарушения письменной речи. В процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха или сбой, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками. Письмо – это сложный процесс, в котором участвует не только рука, но и все отделы головного мозга: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов. Таким образом, для овладения письмом и чтением необходима достаточная сформированности целого ряда психических и физиологической процессов. Работа по предупреждению нарушений письма должна начинаться не во 2-3 классе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а сейчас, когда ребёнок только начал обучаться в школе. Ребенок младшего школьного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок будет переступать порог школы с уверенностью, учение - не тяжелая обязанность, а радость познания, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников?
Вот несколько игр и упражнений, в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:
1.Упражнение "Пишем вслух".
Важный и прием: всё, что пишется, проговаривается вслух и изученные орфограммы, подчеркиваются.
2.Упражнение «Волшебный диктант»
(Если ребёнок пропускает буквы)
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству в слове букв
3.Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
4.Упражнение «Словесный мяч".
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: «автобус – слон – носки и т. д.» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй. Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
5.Игра «Заколдованные слова»
Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово. Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки. Формирует навыки анализа и синтеза слов.
6.«Лабиринты»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
7.Упражнение «Весёлый мультфильм»
(Если ребёнок делает ошибки в словарных словах). Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: корабль, корова, лестница, корзина…
Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов.
8.Игра «Пропавшие слова»
Тишина царит в дремучем … Умолкли … Вот-вот начнется ….
9.Игра «Закончи предложение»
Шарик залез на дерево, которое …
Шарик залез на дерево, потому что ……
Шарик залез на дерево, где …………
10.Шутливые словесные загадки на развитие внимания
С буквой А - жужжу, верчусь, С Я - девчонкой становлюсь. (Юла - Юля.)
С буквой У - на мне сидят, С буквой О - за мной едят. (Стул - стол.)
С буквой Б - я одноногий, И стою я у дороги. А без Б - ног аж четыре, И стою в твоей квартире. (Столб - стол.)
С буквой Д - вас в дом пускает, С буквой 3 - рычит, кусает. (Дверь - зверь.)
С буквой В - я часть рубашки, А без В - я часть Наташки. (Рукав - рука.)
С буквой Т - это символ защиты, А без Т - вам в тарелку налиты. (Щит - щи.)
С буквой Р - помощник-автомат, Труд любой он облегчить вам рад. С буквой X - его имеет слон, Знаменит длиной своею он. (Робот - хобот.)
С буквой Г - вас громом напугает, А без Г-на клумбе расцветает. (Гроза - роза.)
С буквой Р - я задом пячусь, С буквой М - я в булке прячусь. (Рак - мак.)
С буквой Ч - я над морем летаю, С буквой М - я ребят одеваю. (Чайка - майка.)
С буквой К - плюет на червячка, А без К - на кончике крючка. (Рыбак - рыба.)
С буквой М - пчела несет домой, С буквой Л - на речке он зимой. (Мед - лед.)
С буквой Н - он детям ночью снится, С буквой К - в жару дает напиться. (Сон - сок.)
С буквой П - идет он от кастрюли, С буквой Ш - на ниточке у Юли. (Пар - шар.)
11.Определение звука в слове
Угадай слово, которое заканчивается [к], [к']:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро..., вени..., шнуро..., поро..., като..., замо..., брело..., зна..., кло..., трес... .
Угадай слово, начав его [к], [к']:
...окос, ...исть, ...ино, ...нига, ...ошка, ...ит, ...рот, ...олдун, ...офе, ...ольцо, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова, ...екс.
Угадай слово, начав его [г], [г']:
...усь, ...итара, ...олос, ...ольфы, ...ном, ...ость, ...ипс, ...од, ...лина, ...риб, ...орсть, ...ель, ...алка, ...олубь, ...орох
Угадай слово, которое начинается с [ф], [ф']
...иник, ...рукт, ...арш, ...ронт, ...антик, ...акел, ...кус, ...тор, ...иниш, ...ерма, ...ирма, ...ишка.
Угадай слово, которое заканчивается [ф], [ф']:
шар..., шка..., кро..., бро..., клю..., кле..., гри..., голь..., гра..., жира..., морко..., шо..., штра..., любо..., Петро... .
Угадай слово, закончив его [т], [т']:
ко..., ки..., пу..., тор..., кро..., лис..., мое..., гос..., ро..., рос..., сор..., бра..., бан..., кус..., пор... .
Угадай слово, начав его звуками [т], [т']:
...ом, ...орт, ...он, ...ир, ...ур, ...ень, ...ри, ...игр, ...рюм, ...ерка, ...есто, ...ок, ...аз, ...аня, ...ело, » ...учи, ...рон.
Угадай слово, начав его звуками [д], [д']
...ом, ...ым, ...очка, ...руг, ...оллар, ...ва, ...есять, ...вести, ...рожь, ...иван, ...ыня, ...уб, ...ед, ...ети.
Угадай слово, закончив его [п], [п']:
су..., сы..., сто..., клу..., шуру..., кра..., насы..., зу..., кло..., хле..., гри..., пото..., сте..., сто..., укро... .
. Угадай слово, начав его [п] или [п']:
...ост, ...уть, ...еть, ...ряник, ...ир, ...рыжок, ...ончик, ...ила, ...ирог, ...лита, ...лот, ...орт, ...осуда, ...одарок.
Угадай слово, начав его [б] или [б']:
...елка, ...улка, ...оль, ...ольшой, ...рат, ...ант, ...анка, ...оке, ...отинки, ...ра, ...аран, ...рошка, ...арабан, ...рюки.
Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']:
ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., ту..., космо..., кла..., пала...
Угадай слово, которое начинается звуками [с] или [с']:
...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...ол-нце, ...евер, ...такан, ...лон.
Угадай слово, которое начинается звуками [з] или [з']:
...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик, ...вук.
Угадай слово, закончив его звуком [ш]:
гро..., гара..., хоро..., бро..., мира..., кор..., сторо..., е..., камы..., чи..., мор..., стри..., каранда..., шала..., у... .
Угадай слово, которое начинается [ш]:
...орох, ...елест, ...ум, ...нурки, ...епот, ...есть, ...ест, ...елк, ...лепки, ...тука, ...каф, ...околад, ...утка.
Угадай слово, которое начинается с [ж]:
...ир, ...ивот, ...елезо, ...есть, ...ук, ...изнь, ...илет, ...ивой, ...елтый, ...аба, ...ираф, ...еле, ...арко, ...мурки, ...евачка.
Несколько советов родителям:
1. Как можно чаще играйте с детьми в ролевые игры.
В играх ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
2. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и приведет к нежеланию учиться, а также увеличит количество ошибок.
4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше упрекайте в неудачах.
Список литературы
1. Мазанова Е.В.Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д. 2009.
2. Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное. - ГНОМ и Д,2010
3. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - С – Пб: Дельта,1998. - 208с.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997. - 256с.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с
Учитель – логопед Бурлуцкая Ю. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-18565-1351436158.jpg)
Роль родителей в формировании детского коллектива
Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....
Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.
Выступление по теме: "Формирование устной и письменной речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-89062-1355674942.jpg)
Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)
Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...
"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"
Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1103435-1547643788.jpg)
Формирование устной и письменной речи младших школьников на уроках в рамках реализации ФГОС (презентация и текст выступления)
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-670527-1443094685.jpg)
Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.
Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП. Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....