ТРИЗ. Урок 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны
методическая разработка по теме

Мир фантазии. Методическая разработка урока. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 3

 ТЕМА: Развитие ассоциативности. Критерии новизны

Основная мысль урока: существуют приемы придумывания, на что похожи рисунки и

предметы.

Ход урока.

      1. Игра «Теремок» (5-7 мин)

Учитель очень кратко напоминает детям сюжет сказки «Теремок» и объявляет, чтобы

участвовать в данном уроке, нужно получить «пропуск»:

– А в моем теремке живет… (показывается или называется школьная принадлежность,

связанная с уроком МФ). Если вы хотите «попасть» на урок, нужно доказать, чем

любой из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка.

Например, в теремке поселился мел. Ручка на него похожа тем, что пишет, лист

бумаги – белым цветом, пенал имеет такую же форму, булочка тоже крошится и т. д.

Когда все ученики «зашли» в теремок, учитель предлагает предположить, какая тема

этого урока (придумывание, на что похоже, что напоминает и т. д.).

    2. Проверка домашнего задания. Критерии новизны (12-15 мин)

После демонстрации всех работ учитель обращает внимание детей на то, что одни

идеи повторяются часто (3 похожа на недорисованное сердце, лепестки цветка,

цифру 8, облако), другие – редко (усы, волны, вешалка, губы), есть оригинальные

идеи, которые не повторяются (3 «превращается» в гусеницу танка, чешую рыбы и

др.).

Таким образом, можно выделить несколько уровней выполнения задания:

1 уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

2 уровень (средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали

некоторые!»

3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»

Понятно, что больше всего ПИ выражена в работах третьего уровня.

После объяснения уровней новизны все работы оцениваются, и учитель высказывает

пожелание детям, чтобы в дальнейшем все задания были выполнены на первом, высшем

уровне.

      3. Работа в группах. Кляксы (8-10 мин)

Каждая группа получает лист с чернильным пятном (кляксой), нужно придумать и

записать как можно больше вариантов, на что похожа клякса. При этом лист

разрешается поворачивать, но дорисовывать ничего нельзя.

При оценке работы группы нужно учитывать не только общее количество идей, но

количество идей первого уровня.

                  Примечание

Распределение работ по уровням новизны носит субъективный

характер и зависит от класса: один и тот же рисунок в

одном классе может получить максимальную оценку, а в

другом нет, если эта идея ранее проговаривалась.

   4. Работа по приему «Отстройка от образа» (10-12 мин)

Многие изобретения имеют «аналоги» в природе: самолет похож на птицу, вертолет

на стрекозу, подводная лодка напоминает рыбу, а ковш экскаватора – лапу крота…

Значит, чтобы изобретать, нужно быть наблюдательным, уметь придумывать, на что

похожи кляксы, облака, тени, различные предметы…

Но чтобы получить интересные, оригинальные идеи «простого» наблюдения

недостаточно, ведь ПИ сразу же подсказывает привычные аналогии: кружок похож на

солнышко, буква М – на горы и т. д.

Есть способ, как бороться с ПИ и придумывать необычно, который называется «Думай

о другом».

    Последовательность работы над приемом

1. На доске изображается один какой-либо законченный рисунок, желательно

схематичный (можно использовать рисунки из теста Торренса), например:

2. Высказывается несколько вариантов, на что похоже (записываются на доске в

столбик).

3. Предлагается назвать 3-4 любых объектов (предметы, живые существа, сказочные

герои и т. д.), как можно более разнообразных и непохожих на данный рисунок

(записываются на доске во второй столбик).

4. Нужно доказать, чем похож рисунок на каждый из перечисленных объектов. Можно

провести аналогию: есть условие и ответ задачи, нужно найти решение, как этот

ответ получился.

5. Сравнение первого и второго столбика: где ответы более интересные и почему.

Алгоритм можно повторить несколько раз на разных рисунках.

    Пример выполнения задания

На что похоже?

Думай о другом!

Доказательство(устно)

Мяч

Крокодил

Крокодил. который кусает себя за хвост

Солнышко

Линейка

Если линейкой очень быстро вращать в воздухе, похоже на круг

Арбуз

Молоток

Сбоку торец ручки молотка круглый

Шайба

Тетрадь

Тетрадь свёрнута в трубочку

5. Домашнее задание (2-3 мин)

Подобрать рисунки-загадки «Что это такое?» (например, мексиканец на велосипеде).

6. Подведение итогов урока (3 мин)

В конце урока можно прочитать стихотворения Р. Сефа:

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъемный,

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

Сайт Лаборатории «Универсальный решатель»

www.trizway.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. УРОК №4. АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИ( презентация)

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности   Мир фантазии 3 класс....

Методический комплект по использованию технологии ТРИЗ для познавательного развития дошкольников

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо...

ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения

Презентация  на тему: "ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения" знакомит с основнми методами и приёмами ТРИЗ-технологии....

Технология ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в объединении «Умелые ручки»

Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.Педагоги хорошо знают, что любой ребёнок может быть творческой л...

Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля

В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...

Статья на тему : «Развитие ассоциативного мышления младших школьников »

Данная статья может быть использована в работе воспитателями в дошкольном образовании,учителями начальных классов и учителями старших классов для развития ассоциативного мышления учащихся....

Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников.

Текстовый материал для  проведения деятельности с детьми по развитию речи, с использованием технологии ТРИЗ....