ТРИЗ. УРОК №4. АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИ( презентация)
методическая разработка (3 класс) по теме
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности Мир фантазии 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
assotsiativnye_zagadki_artemeva_e.ya_.rar | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Основная мысль урока:
можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.
Ход урока.
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 МИН)
Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлагая отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не только правильность, но и оригинальность ответа.
2. ИГРА «ОТГАДАЙКА» (5-7 МИН)
Правила игры
Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимально количество ассоциаций).
По желанию учителя можно поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задает вопросы типа: «Если этот человек был деревом, то каким? Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (животным, порой года, едой, мебелью, домом, одеждой, сказочным героем и др.).
3. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК (7-10 МИН)
Цель:
— научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.
На доске — таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:
На что похоже? | Чем отличается? |
Последовательность работы
Выбрать объект (записывается на верхней строчке).
Например: Расческа.
- Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что похож объект?
Например:На забор, на пилу, на траву...
- Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?
Например:
- Чем расческа отличается от забора? — Через забор можно перелезть.
- Чем расческа отличается от пилы? — Пилой можно пилить.
- Чем расческа отличается от травы? — Трава растет.
- Вставить слова-связки «как…», «…но не…».
- Прочитать готовую загадку.
Например: Что это? Как забор, но не перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет.
Образец заполненной таблицы
Расческа
На что похоже? | Чем отличается? |
как забор | но не перелезть |
пила | пилит |
трава | растет |
Примечание - Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, учитель организует работу соответственно алгоритму.
В конце работы учитель подчеркивает, что, пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.
4. РАБОТА В ГРУППАХ ПО СОЧИНЕНИЮ ЗАГАДОК (10-12 МИН)
Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект для загадки.
Подведение итогов.
- Представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен ее отгадать. При этом желательно оценивать работу группы как с точки зрения правильности выполнения, так и со стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.
Примеры объектов для загадок
- Пуговица, кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, щетка, шляпа и т. д.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2-3 МИН)
Пользуясь алгоритмом, придумать загадку про любой предмет, который есть дома.
6. АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ АЛГОРИТМА (5-7 МИН)
— А вот моя загадка: «Как солнце, но не светит; как глобус, но не на подставке; как клубок, но без ниток». Можете ли вы точно ответить, что это такое: арбуз или мячик?
— …
— А как надо составить загадку, чтобы было понятно, что речь идет именно о мячике (об арбузе)?
— …
— Итак, можно «отстроится» от неправильного ответа. Например, если загадан мячик, то, чтобы не спутали с арбузом, нужно добавить: «Как арбуз, но не съедобный». (Аналогично, если загадан арбуз, то добавляется «Как мячик, но не поиграешь…».)
— Какие еще есть варианты решения проблемы?
— ...
— Совершенно верно, можно в загадку вставить дополнительные признаки, характерные для этого предмета и отличающие его от других такой же формы. Например, если загадан мячик, добавляем слова «материал как у галош, по назначению как шахматы». (Аналогично для арбуза: «цвет снаружи как у зебры, внутри как у помидора; косточки как у тыквы и т. д.».)
— Есть ли еще предложения?
— …
Желательно обсудить, какой вариант лучше и почему (второй, потому что в первом случае нужно исключать очень много объектов, похожих по форме, что загромождает загадку).
Можно придумать отличительные признаки для загадок про стакан и ведро, пенал и спичечный коробок, слона и мамонта.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-4 МИН)
Учитель может загадать, на что похожи буквы, из которых надо составить слово — итог урока.
Например: - «Два бублика, одни очки, усы, перекладина и раскрытый клюв — какое это слово?» (Звонок.)
- «Три кольца, плюс на боку, расческа и флажок
— какое это слово?» (Хорошо.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний кроссворд-загадки (презентация)
Кроссворд для использования на уроках русского языка.Слова- отгадки с безударными гласными и парными согласными....
Методическая разработка занятия. Ассоциативные загадки
Ученикам предлагается как можно больше придумать загадок описывая, на что похож предмет. Так же отрабатываются навыки создавать небанальные ассоциации. Развивается творческое мышление...
Урок литературного чтения в 1 классе « Ассоциативные загадки»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»Разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе комплекта учебников "Планета Знаний"...
ТРИЗ Урок 10 "Что такое психология?"
"МИР ЧЕЛОВЕКА" 2 класс...
ТРИЗ Урок 12 "Память"
"МИР ЧЕЛОВЕКА" 2 класс...
ТРИЗ. Урок 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны
Мир фантазии. Методическая разработка урока. Презентация....
Методическая разработка занятия. Ассоциативные загадки
АССОЦИАТИВНЫЕ ЗАГАДКИОсновная мысль занятия:можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.1. Проверка домашнего задания (5 минут)Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлага...