ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения
презентация к уроку (3, 4 класс) на тему

Володина Ольга Борисовна

Презентация  на тему: "ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения" знакомит с основнми методами и приёмами ТРИЗ-технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ- как средство развития творческого мышления и воображения Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 Володина Ольга Борисовна

Слайд 2

«Живем в эпоху нано - технологий, И каждый год дает нам новый старт, То освоение журналов электронных, А ныне новый наш образовательный стандарт.»

Слайд 3

Современная ТРИЗ-педагогика -это взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА РТВ: • убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами; • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны; • использовать механизмы РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

Слайд 5

В ТРИЗ- технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения

Слайд 6

Метод «Да-нетка»- метод суждения поиска посредством задаваемых вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Очень интересная игра «Разведчики». Правила игры: ведущий загадывает любой объект, а учащиеся с помощью «умных вопросов» угадывают объект. Задача учеников собрать как можно больше «сведений» о данном объекте (свойства, качества, размер, цвет, назначение, применение и т.д. ) Эта игра развивает речь, воображение, мышление, логику.

Слайд 7

Методика сочинений по картине- активизация словарного запаса учащихся, восприятие картины через органы чувств : Я ВИЖУ... Я СЛЫШУ... Я ЧУВСТВУЮ...

Слайд 8

ВКЛЮЧАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ, НАЖИМАЯ НА "КНОПОЧКИ" ТРЕХ КАНАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ (ЗРИТЕЛЬНОГО, СЛУХОВОГО, ОСЯЗАТЕЛЬНОГО); СТРОИТЬ СИСТЕМНУЮ КАРТИНУ МИРА И ПЕРЕВОДИТЬ ЕЕ В "ЗАЗЕРКАЛЬНЫЙ" МИР ОБРАЗОВ; СОБИРАТЬ КАРТОТЕКУ И ЧЕРПАТЬ В НЕЙ НЕДОСТАЮЩИЕ СЛОВА, ОБРАЗЫ, ВЫРАЖЕНИЯ. Как научить писать сочинение

Слайд 9

Волшебник Дели-Давай Дели-Давай умеет все на свете делить на части и объединять в единое целое

Слайд 10

«Метод Маленьких человечков» В результате ознакомления детей с явлениями неживой природы на основе ММЧ решаю следующие задачи: Расширение и уточнение представлений о воде, находящейся в трёх агрегатных состояниях, её признаках и свойствах. Систематизация знаний о свойствах воздуха, овладение основами исследовательской деятельности, умением изображать различные действия с воздухом с помощью ММЧ. Знакомство со свойствами твёрдых тел, понимание зависимости свойств вещества от внутренней структуры.

Слайд 11

Игра "твердое – жидкое – газ" Учитель (ведущий) называет однородные вещества или тела, дети изображают человечков: твердых (берутся прочно за руки), жидких (отпускают руки, стоят толпой), газообразных (разбегаются в стороны).

Слайд 12

Модель “Создай паспорт” Цель: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Этот метод хорошо зарекомендовал себя на уроках чтения, окружающего мира. Дети с удовольствием составляют паспорт на героев сказок и рассказов.

Слайд 13

Модель «Системный лифт»- для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта. Например, в 1 классе при изучении темы: «Текст и предложение» Текст Предложения Слова Слоги Звуки и буквы

Слайд 14

«Метод системного оператора» В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется система, подсистема и надсистема. Например, изучая животных , растения можно использовать метод 9 экранчиков.

Слайд 15

«Метод мозгового штурма» -это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

Слайд 16

1)Сколько туристов живёт в лагере? 2) Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? 3)На чем они сюда приехали? 4)Далеко ли от лагеря до ближайшего села? 5) Откуда дует ветер: с севера или юга? 6)Какое сейчас время года? 7)Куда ушёл Шура? 8) Кто вчера был дежурным? (Назовите имя) 9)Какое сегодня число, какого месяца? Интересная картинка-задачка из советского учебника, которая считается одним из лучших способов тестирования внимания и логичности мышления.

Слайд 17

Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях 1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн. 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное п онятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием

Слайд 19

ИНТЕНЕТ -РЕСУРСЫ http://styx-kazan.ru/images/materials/Zimnie_zabavi.jpg https://yandex.ru/images/search?text= триз& img_url=http%3A%2F%2Fgaoudodko.ucoz.ru%2F2015%2F11%2F13%2Ftriz.jpeg&pos=5&rpt=simage&lr=1093 https://yandex.ru/images/search?text= человечки%20ММЧ& img_url=https%3A%2F%2Fgazeta-licey.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F04%2Fotsm_2036.png&pos=1&rpt=simage&lr=1093 https://yandex.ru/images/search?text= метод%20системного%20оператора& img_url=http%3A%2F%2F3.bp.blogspot.com%2F-CQSSHqDmK40%2FUzI4AJUNRDI%2FAAAAAAAAAH4%2FRmhzw1RLs-k%2Fs1600%2F%25D1%2580%25D1%2580%25D1%2580%25D1%2588.png&pos=5&rpt=simage&lr=1093 http://1.bp.blogspot.com/2WKI0SBzh88/Vh4lKL4kIPI/AAAAAAAAB0g/Duq4MCGPvp0/s1600/32165-3-4-af82d.jpg http://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/images/2016-07/150175402-54d1e2f34e8cb_blogentry-10897-0-09719600-1352261718.jpg ЛИТЕРАТУРА: 1.H.Н.Хоменко. Игра "да-нет" при обучении ТРИЗ. // Журнал ТРИЗ. - 1992. N2.4. 2.А.А.Нестеренко "Игры по РТВ для начальной школы.» 3. .Н.Мурашковска "Картинка без запинки", "Когда я стану волшебником".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и воображения у учащихся начальной школы»

Материал содержит конкретные способы развития творческого мышления у школьников....

Технология ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в объединении «Умелые ручки»

Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.Педагоги хорошо знают, что любой ребёнок может быть творческой л...

Технология ТРИЗ как средство развития творческого потенциала и коммуникативных способностей мл. школьников

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привыч...