Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников.
методическая разработка
Текстовый материал для проведения деятельности с детьми по развитию речи, с использованием технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_vystuplenie_20.04.22g.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29 «Сибирячок»
«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»
Подготовила:
Федоренко Т.Н.
г.Зеленогорск, 2022г.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления.
В связи с этим для речевого развития детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
ТРИЗ в детском саду выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением
Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ:
*развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах;
*не требует больших затрат времени;
*можно использовать в традиционной системе обучения.
Методы технологии ТРИЗ:
*обучение детей творческому рассказыванию по картине;
*работа с противоречием;
*обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; *обучение детей созданию образных характеристик объектов;
*обучение детей сочинительству и словотворчеству;
*обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Обучение детей творческому рассказыванию по картине
При рассматривании картины используются следующие методические приёмы:
*Игровая мотивация « Волшебная картина»
*Игра «Подзорная труба»
*Игра «Фотографирование»
*Игра «Вхождение в картину»
*Игра «Живые картинки»
*Игра «Превращение в объект на
картине»
Работа с противоречием
Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие.
Решаем противоречие при помощи игр:
*«Скажи об одном предмете много»
*«Если бы ты попал в сказку…»
*«Волшебная палочка- уменьшалка или
увеличивалка»
*«А что, если…»
Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах?
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок
Этапы работы с серией картинок:
*Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета
*Составлять краткий связный рассказ сюжета
*Осознавать и озвучивать правила
составления серии картинок
Обучение детей созданию образных характеристик объекта
Технология обучению детей составлению сравнений:
*Называется какой либо объект
*Обозначается его признак
*Определяется значение этого признака
*Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте
Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.
Технология обучения детей составлению загадок
*Какой? Жёлтый, но не лимон
*Что делает? Шипящий, но не вулкан
*На что похоже? Круглый, но не мяч
*Что бывает таким же? Самовар
Обучение детей словотворчеству и сочинительству
В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения:
*«Складные картинки» - учить подбирать с изображениями предметов, названия которых рифмуются(коза-стрекоза, подушка-лягушка)
*«Придумай рифмованные строчки»(жил – был кто-то….и был похож на что-то)
*«Придумай рифмованное слово» (белка – грелка)
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место.
Алгоритм:
*Группе детей предлагается сочинить сказку с помощью картинки или игрушки
*Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка)
*Ответы детей собираются в единую сюжетную линию
*Дети придумывают название сказки
*Дети пересказывают сказку
«Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев.
Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом», «Дед злой, курочка не отдала свое яйцо»
Друдлы (игры)
Цель: Развитие, гибкости мышления, воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Кому подходят друдлы?
Детям от 4 лет, взрослым.
Где можно использовать друдлы в детском саду ?
в организованной образовательной деятельности.
в совместной деятельности педагога с детьми.
в самостоятельной деятельности.
Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?
Технология Друдлы подходит для использования в работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.
Этапы обучения
1. «Дорисуй геометрическую фигуру»
Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это превращения во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать как можно больше вариантов.
2. «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.
3. «Дорисуй картинку».
Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
4. «Придумай и нарисуй друдл»
Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии
Друдлы –одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Результат:
- Активизируется познавательная деятельность детей.
- Развивается творческое мышление, воображение, связная речь.
- Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам.
- Создаются мотивационные установки на проявление творчества.
- Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.
В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....
Урок изобразительного искусства с использованием ТРИЗ технологии.2 класс
Тема урока "В гостях у сказки"...
Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха
Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....
Статья.«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,Статья будет полезна педагогам (логопедам, воспитателям),студентам, родителям желающим заняться развитием речи свое...
Проект "Развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий".
Новизна данного проекта в комплексном подходе для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников....
Использование ТРИЗ технологии при работе с дошкольниками в развитии речи на ГМО
Данная презентация поможет в использовании технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников....