Статья на тему : «Развитие ассоциативного мышления младших школьников »
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данная статья может быть использована в работе воспитателями в дошкольном образовании,учителями начальных классов и учителями старших классов для развития ассоциативного мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_attestatsiyu.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 на тему :

«Развитие ассоциативного мышления

младших школьников »

Подготовила:

Докшина Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

Я предлагаю вам материал об ассоциативном мышлении, о том, какое значение оно имеет в жизни, и как влияет на развитие дошкольников, школьников, да и вообще людей любого возраста. Все дело в  том, что наши память и мышление ассоциативны. Это значит, что мы склонны привязывать знания, полученные только что к уже известной информации.

 Современный этап развития общества, характеризующийся стремительным научно-техническим прогрессом, глобальной информатизацией и компьютеризацией, повышением роли интеллектуального труда, ставит перед системой образования ряд проблем, важнейшей из которых является развитие мыслительной ассоциативной деятельности учащихся.Цели ассоциативного мышления (творческого синтеза):
- создание новых оригинальных идей, - создание смысловых связей, - стимуляция воображения, - улучшение запоминания и вспоминания. Откуда???
В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке. Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы. Существуют определённые требования к образам.

Все люди по-разному запоминают информацию. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

     Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! Актуальность данной статьи заключается в том, что представленные в ней задания помогают развить у младших школьников ассоциативное мышление, которое, в свою очередь, позволяет непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует пониманию множественности проявлений мира. Они способствуют прочному усвоению учебного материала,но как развивать ассоциативное мышление у младших школьников,научиться творчески мыслить,воображать,как научится создавать эти образы?Игровой деятельностью!

В статье использованы упражнения для развития ассоциативного мышления младших школьников. Эти упражнения можно использовать на уроках русского языка , математики,литературного чтения,музыки,рисования, а так же во внеурочной деятельности.

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления

Поставить вопросы: "Что это напоминает?", "На что это похоже?",
Почему это так?", "Как получилось, что это так?", "Когда это бывает?", "Где так бывает?", "Кто сказал, что это так?"

 2 .Как и предметы, цифры могут быть обладателями своего определенного цвета. 1. Мысленно представьте цифры в цвете. 2. Раскрасьте их так, как вам нравится. Можно сопровождать музыкой.

3.Математика.Сравнение чисел.1кл..Ассоциация Знаки <, >, = детям предложено представить в образе «птички-жадины», которая поворачивает свой раскрытый клюв в сторону того числа, которое больше. Если числа равны, «птичка жадина» крутит головой и клюв от жадности ломается – получается знак =.

4.Русский язык.Обстоятельство.3кл..Рифмы Чтобы запомнить вопросы, на которые отвечает обстоятельство. Запомню все вопросы так: Где?, Когда?, Куда?, Откуда?, Почему?, Зачем? и Как?

5.Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный. Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

6.Окружающий мир.Запоминание месяцев в которых 30 дней.2 кл..Буквенный код Детям часто сложно запомнить месяцы в которых 30 дней, далеко не у всех получается определять это по костяшкам пальцев. Можно запомнить это с помощью простой аббревиатуры САНИ (сентябрь, апрель, ноябрь, июнь). В календаре два месяца на «а» и два месяца на «и». Берется первый месяц в календаре на эту букву.

Вывод: Игровая деятельность имеет ряд преимуществ ,мало утомляет младших школьников ,активирует их эмоции ,интеллект ,развивает многосторонние способности ,помогает моделировать образовательные процессы. Убеждена, что нет бездарных детей. В каждом можно найти творческую личность. Но успех каждого ребенка в большой степени зависит от взрослых людей. Учитель должен убедить ученика, что он может творить. И для этого необходимо развивать ассоциативное мышление, чтобы ученик смог увидеть прекрасное, научился видеть то, чего раньше не замечал. Таким образом, значение эмоций и чувств в учебной деятельности огромно.

Список литературы:

1. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2.Азаров Ю. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Доклад по теме: «Развитие критического мышления младших школьников»

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам лич...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...

Педагогический проект на тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК «Перспективная начальная школа»

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом. Этому...

Статья по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира"

В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Говорится о влиянии уроков окружающего мира на развитие логического мышления младш...