Конспект занятия внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Интеллектуальная математическая игра «УМНИКИ и УМНИЦЫ» .
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Кондрашина Лидия Ивановна

Интеллектуальная математическая игра

«УМНИКИ и УМНИЦЫ»

Цель: повышение интереса учащихся к изучению математики, формирование умений выполнять задания данные в нестандартной форме (ребусы, шифровки, задачи), развитие логического мышления; воспитывать честность, доверие, доброжелательное отношение друг к другу. 

Задачи мероприятия:

  • формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики;
  • создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;
  • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, упрочение контактов среди учащихся класса на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra_pechat_-_kopiya.docx526.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 а классе МБОУ "СОШ №16" г. Чистополь

Учитель начальных классов: Кондрашина Лидия Ивановна

Интеллектуальная математическая игра

«УМНИКИ и УМНИЦЫ»

Цель: повышение интереса учащихся к изучению математики, формирование умений выполнять задания данные в нестандартной форме (ребусы, шифровки, задачи), развитие логического мышления; воспитывать честность, доверие, доброжелательное отношение друг к другу. 

Задачи мероприятия:

  • формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению предмета математики;
  • создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;
  • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, упрочение контактов среди учащихся класса на основе доброжелательных отношений, взаимовыручки и взаимопонимания.

 

ХОД ИГРЫ.

Орг. момент.

- Как вы думаете,  играя,  можно научиться чему-то новому?

-Какие игры вы знаете? (дети приводят примеры различных игр)

В процессе диалога делим игры на спортивные, развлекательные.

-Что общего в таких играх как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Шахматы»?

- Как называются игры, которые  развивают ум, мышление, развивают кругозор? (интеллектуальные игры)

-Вы хотите сыграть в интеллектуальную игру?

Сегодня я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру, которая называется «УМНИКИ И УМНИЦЫ». А какой теме будет посвящена наша игра, вы скажете сами после прослушивания сказки (читаю сказку)

Давным - давно существовало царство наук. Царем там было Естествознание, царицей – Математика, царевной – Литература. И много слуг прислуживало царской семье. Однажды Царица поссорилась со своим супругом. «Ах, так, - воскликнула она, - попробуйте  обойтись без меня. В сердцах хлопнула дверью и умчалась в другую страну. Сначала все вздохнули с облегчением. Но вскоре начался настоящий переполох. Оказалось, что Литература не может пронумеровать главы, части и страницы в романах и поэмах. Естествознание сбилось со счета планет в Галактике, дней, месяцев и недель  в году. История не может установить точные даты событий, география – вычислить расстояние между городами, строители не могут возвести новый замок, а повар не знает, как взвесить продукты для приготовления обеда. Никто не смог обойтись без Математики.

Тогда послали гонцов по всему свету, отыскали Математику и попросили ее вернуться назад в царство наук. Царица  Математика вернулась в свою страну, и  с тех пор в науках воцарился порядок. Математика – царица всех наук.

-Какой теме будет посвящена наша игра? (МАТЕМАТИКЕ)

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК!

 «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!» -говорил великий русский учёный М.  Ломоносов.

 

Наша игра называется «УМНИКИ и УМНИЦЫ.

 Представление команд.

Команда "+", "-", "квадрат".

Команда «Минус»

Девиз: У нашего квадрата  все стороны равны,

            Наши ребята дружбой сильны.

Команда «Минус»

Девиз: Думаем мы как учёными стать.

            Будем таланты  свои развивать.

Команда «Плюс»

Девиз: Если к улыбке прибавить успех, приплюсовать к ним смекалку и смех,

        Мы команда хоть куда, нас удача  ждёт  всегда.

 

                                1.ЗАДАНИЕ - РАЗМИНКА

 1) Назовите число, которое нельзя  изобразить римскими цифрами? (0)

  2) На одной чаше весов лежит арбуз, а на другой - гиря 3 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит арбуз? (3кг.)

  3) Если бы лошадь была ниже кролика и выше жирафа, то кто был бы выше всех? (кролик)

  4) Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (12 месяцев)

  5) На что похожа половина яблока? (на вторую половину).

 ПРОВЕРЯЕМ. Каждый правильный ответ (+). Команда, набравшая 4-5 правильных ответов, получает жетон.  

 2. ЗАДАНИЕ-ШИФРОВКА (2 минуты). 

1) 19,14,6,12,1,13,12,1.

2) 14,29,26,13,6,15,10,6.

3) 12,18,21,4,16,9,16,18.

1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я

СМЕКАЛКА, МЫШЛЕНИЕ, КРУГОЗОР.

Вам удалось расшифровать шифровку? Что у вас получилось? Молодцы!

-Как развивать  смекалку, мышление , кругозор?(решать задачи)

Задачи решать-ум развивать.

Продолжаем развивать ум.

Вручение жетонов.

3. ЗАДАНИЕ  «СООБРАЗИ»

VIII – III=X

Измени положение одной палочки, чтобы равенство стало верным.

Из каждой команды выходит по одному человеку и объясняет свой способ.

Ответ:

VII + III=X- 1 способ

VIII + II=X -2 способ

Задание написать на белой доске. Свой вариант пишут тоже на ней.

Подведём результат , вручаем  жетоны. Молодцы!

4. ЗАДАНИЕ   «УГАДАЙ ЗНАК»

Как нет на свете
Без ножек столов,
Как нет на свете 
Без рожек козлят,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в математики 
Действий без знаков.

Какие математические знаки вы знаете? (ответы детей). Для выполнения этого задания вам понадобятся именно эти знаки.
- Поставьте знаки арифметических действий:

1.  2 * 7 * 4 = 5        2.  3* 3* 3 = 3          3.  8* 1* 5 = 2
    5 * 3 * 6 = 8             8*
1 *3  = 6              4 * 3 *6 = 1

Проверка, жетоны.

                                               

5. ЗАДАНИЕ   «ШУТОЧНОЕ»

А, значит, вас ждут вопросы-шутки!

Я каждой команде загадаю шуточную задачу. За правильный ответ — жетон. Если команда не отвечает — вопрос переходит другой команде.

  1. По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли, 
За ними еще четыре идут.

По сколько они найдут?                         ( нисколько)

  1. Раз, два, три, четыре,
    Кто живет у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестра,
    Кошка Мурка, два котенка,                                                                                                       мой щенок, сверчок и я                                                                                                       Вот и вся моя семья.                                                                                               Раз, два, три, четыре, пять!                                                                                                Всех начну считать опять!                                                                        Сколько человек живет в семье?(5)
  2.  На столе стояло четыре стакана с ягодами.Вова съел из одного стакана ягоды.                                                            Сколько стаканов осталось на столе?   ( четыре)


4. В комнате зажгли три свечи.

Потом одну из них потушили.

Сколько свечей осталось на столе? (Три) 

5. Три человека ждали поезда три часа.                                                              Сколько времени ждал каждый из них? ( три)
 6. Под каким деревом сидит заяц , когда идет дождь? (мокрым)

                           6. ЗАДАНИЕ   «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ»

Назовите фигуру , в названии которой всего  один слог?

http://nsc.1september.ru/2003/22/12.gif

У какой фигуры три стороны и три вершины?

http://nsc.1september.ru/2003/22/15.gif

 А знаете ли вы фигуру, у которой все углы прямые?

http://nsc.1september.ru/2003/22/14.gif

Работа с кубиком.

Как называется эта фигура ?(кубик), (игровой кубик)

Во многих играх используется такой кубик .  Иногда вы сами его изготавливаете. А по какому правилу записываются цифры на гранях куба?  

Рассмотрите куб, что  интересного вы заметили?

Ответы детей: цифры не повторяются, сумма противоположных  граней куба равна 7,числа можно обозначить цифрами, можно точками. Запомнили?

А вы любите фокусы? Сейчас будем фокусы показывать и объяснять его выполнение.  1 команда бросает кубик, другая отгадывает цифру на противоположной грани.(1-6,2-5,3-4)

-Что помогло вам правильно назвать цифру на противоположной грани?(правила игрового куба)

7. ЗАДАНИЕ   «ТАНГРАМ»

 «Танграм». Танграм – древняя китайская игра. Смысл ее заключается в том, чтобы из разрезанного на 7 составных частей квадрата составить аппликацию на определенную тему.

Команды получают конверты и составляют аппликацию – рисунок по теме “Животные”. Наклеивают на лист бумаги.

Чья команда правильно сложит фигуру, та и выиграла.

Подведение итогов игры.              

    - Какое задание было самым интересным?

- Друзья, подсчитайте своё количество  заработанных жетонов?

- Кто сегодня стал победителем в игре«УМНИКИ и УМНИЦЫ»? Аплодисменты! 

Вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» 1 класс

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)...

Конспект занятия внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1 а классе

Тема: «Весёлое путешествие от 1 до 5».Цели: - формирование интереса к математике; - развитие интеллектуальных способностей; умение актуализировать знания, использование пассивных знаний,  - ...

Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

Конспект занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления"Светлая Пасха"...

Интеллектуальная математическая игра «УМНИКИ и УМНИЦЫ»

Конспект внеклассного мероприятия по математике в 3 классах ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Умники и умницы

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Умники и умницы...