Развитие креативности младших школьников
статья на тему
В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому вопрос о развитии одаренности обучающихся в образовательном процессе является актуальным для каждого педагога. Необходимо помнить, что работа с одарёнными детьми является одним из вариантов конкретной реализации прав личности на индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnosti_mladshih_shkolnikov.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативности младших школьников
В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому вопрос о развитии одаренности обучающихся в образовательном процессе является актуальным для каждого педагога. Необходимо помнить, что работа с одарёнными детьми является одним из вариантов конкретной реализации прав личности на индивидуальность.
Выдвижение на первый план цели развития личности, делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников.
В результате изучения опыта работы в начальной школе была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития детей с признаками одарённости в начальной школе.
Цель исследования: проанализировать и выявить наиболее эффективные условия для развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе, а также рассмотреть взаимосвязь развития креативных способностей и самоактуализации личности.
Объект исследования: процесс личностного развития одарённых школьников в новых социально-исторических условиях развития общества.
Предмет исследования: развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе как условие роста его личностного достоинства.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческих способностей младших школьников будет способствовать самоактуализации личности и росту её достоинства.
Изучив состояние разработанности проблемы в науке на первом этапе, мы пришли к выводу, что однозначного понимания термина «одарённый ребёнок» нет. Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать всё и приходить к своему пониманию данного понятия.
Мы будем опираться на определение понятия «одаренный ребенок». которое содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»): «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Встаёт вопрос: «Зачем учителю нужно знать виды одарённости?» Все дело в том, что к детям с разным видом одаренности нужен разный подход и разные системы работы с ними.
Итак, учитель должен видеть в своих учениках основные виды одаренности:
1. Интеллектуальный.
2. Академический.
3. Художественный.
4. Креативный.
5. Лидерский.
6. Спортивный.
Возникает вопрос: «Какие подходы должен использовать учитель в обучении одарённых детей?»
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип учета возрастных возможностей.
Мы подошли ко второму этапу - опытно-экспериментальному. В содержании опытно-экспериментального исследования выделяются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный,
Констатирующий эксперимент проводился в январе 2010 года.
Исследование проводилось с целью изучения креативности учащихся.
Применяемые методы и методики: методика Е. Торренса, адаптированная А.Н. Ворониным; метод экспертной оценки; тест идей; анализ продуктов деятельности – решение изобретательских задач.
Решение изобретательских задач
Учащимся была предложена изобретательская задача, содержащая в себе противоречие и стандартный вопрос «Как быть?». Проанализировав данные, полученные в ходе эксперимента, мы получили следующие результаты.
Данные исследование представлены в виде диаграммы1.
Диаграмма 1 – Результаты решения изобретательской задачи учащимися 2 класса
Таким образом, с предложенным заданием справились все испытуемые. Противоречие выделили 12% испытуемых и соответственно они же имеют продвинутый уровень развития системно-логического мышления. Средний уровень имеют 81% испытуемых и начальный – 7%.
Все учащиеся справились с выполнением задачи самостоятельно, что говорит об обобщенности умений по применению операций на основе наглядно-образного мышления (12% на высоком уровне). Доказательства решению задачи не представил ни один из учащихся, что говорит о недостаточной развернутости операций мышления и соответствует возрасту испытуемых.
Диагностика невербальной креативности
Для диагностики невербальной креативности учащимся было предложено задания типа «дорисуй».
Данные представлены в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2 – Уровень невербальной креативности учащихся
Средний индекс оригинальности - 0,8, что соответствует высокому уровню развития невербальной креативности. В целом это значит, что только 20 % учащихся того же возраста будут иметь уровень креативности выше, чем у учащегося имеющего средние показатели в данном классе. Высокий уровень невербальной креативности имеют 21 человек (81%). Низкий уровень – 2 человека (7%).
Средний индекс уникальности – 0,78, что также говорит о высоком уровне развития невербальной креативности у учащихся.
Изучение вербальной креативности
Вербальные творческие способности изучались с помощью интерпретации оригинальности названий и эффективности составления фраз теста идей.
С предложенным заданием на составление фраз справились 17 учащихся (65%). 9 учащихся (35%) не смогли генерировать идею.
Генерирование большого количества идей отмечалось у 2 учащихся (7%). Из справившихся с заданием учащихся представили разнообразие типов идей 2 учащихся (7%). Словарный запас учащихся развит на высоком уровне. Таким образом, 2 учащихся (7%) имеют высокий уровень вербальных проявлений творческих способностей, 15 человек (58%) – средний и 9 учащихся (35%) – низкий уровень.
Исходя из анализа названий рисунков, можно сделать вывод, что у учащихся богатый словарный запас и хорошая способность к образной передаче сути изображенного на рисунках. Суть рисунка раскрыли 26 учащихся (100%). Проявили высокий уровень креативности при назывании работ 5 учащихся (19%).
Таким образом, можно сделать вывод, что средний уровень развития невербальной креативности учащихся 2 класса – высокий, вербальной креативности – средний.
Полученные данные мы примем за точку отсчёта и используем в дальнейшей работе. Теперь нужно реализовать комплекс педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и наша цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Наша задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.
В этих целях в классе создан клуб “Радуга”, в котором разработана система воспитания и обучения одаренных детей. Работа в этом клубе ведется в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся младшего школьного возраста.
Цель клуба “Радуга”: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования посредством их участия в социально значимых акциях, проектах и инициативах.
Задачи:
- выявление одаренных, неординарных, креативных обучающихся;
- оказание им помощи в проявлении творческих способностей;
- развитие у обучающихся:
– творческой инициативы, организаторских способностей через вовлечение их в индивидуальную и коллективную проектно-исследовательскую и спортивно-оздоровительную деятельность;
– познавательных интересов;
- коммуникативных качеств;
– художественно-эстетического восприятия и творческой самореализации;
- создание условий для развития ученического самоуправления через совместное планирование коллективной деятельности, участие в деловых играх, собраниях, соревнованиях, конкурсах, проектах, заседаниях клубов и т. д.
Диагностирование позволило условно выделить три направления:
- “Хочу всё знать”;
- “Классная компания” (художественно-творческое направление);
- “Супер-старт” (спортивно-оздоровительное направление).
Направление «Хочу всё знать»
Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.
Формы деятельности:
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- научно-практические конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- конкурсы;
- предметные недели (декады);
- Дни науки;
- кружки по интересам;
- работа по индивидуальным планам.
Цели деятельности направления «Классная компания» :
• формирование мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей обучающихся;
• воспитание у детей эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.
Формы деятельности:
- выпуск литературно-художественного журнала «Ручеёк»;
- проведение тематических вечеров, праздников;
- театральная деятельность;
- конкурсы стихотворений собственного сочинения, рисунков.
Цели спортивно-оздоровительного направления «Супер-старт»:
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• приобщение их к здоровому образу жизни;
• формирование у них потребности в физическом и нравственном совершенствовании;
• выявление и поддержка спортивно одаренных детей.
СЛАЙД 33
СЛАЙД 34
Формы деятельности:
- проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;
- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний ;
- организацию экскурсий, походов, прогулок.
Данная система работы проводилась в течении всех 2010-2011-2012 учебных годов в экспериментальном классе.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с целью оценки эффективности реализованных на практике педагогических условий. На этом этапе применялись те же методики, что и в ходе констатирующего эксперимента.
Рассмотрим сравнение результатов исследования креативности школьников во 2 и в 4 классе.
Данные представлены в виде диаграмм.
Диаграмма 3 – Сравнительные результаты исследования креативности методом решения изобретательских задач
Таким образом, продвинутый уровень развития системно-логического мышления вырос с 12% до 57%, средний упал с 81% до 40%. Кроме того, от 2 к 4 классу возросло количество учащихся, способных представить доказательства решению задачи, что говорит о том, что операции мышления стали более развернутыми (с 0% до 36%).
Диаграмма 4 – Сравнение результатов исследования невербальной креативности
Таким образом, высокий уровень невербальной креативности возрос с 81% до 93%.
Диаграмма 5 – Сравнение результатов исследования вербальной креативности
Исходя из диаграммы, видно, что высокий уровень развития вербальной креативности возрос с 7% до 60%. Кроме того, увеличилось количество детей, способных предлагать большее количество идей различных типов.
Отмечается рост показателей вербальной и невербальной креативности, что позволяет сделать вывод об эффективности работы по развитию творческих способностей учащихся.
Таким образом, реализация педагогических условий, проведённая в ходе опытно-экспериментальной работы, показал, что их внедрение значительно повышает эффективность развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе как условие роста его личностного достоинства.
Данные обстоятельства позволяют признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным, а целесообразность эффективность педагогических условий развития креативных способностей младших школьников подтверждёнными.
В заключение исследования обобщены результаты, подведены итоги, позволившие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач.
Вывод: работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.
Необходимо помнить, что работа с одарёнными детьми является одним из вариантов конкретной реализации прав личности на индивидуальность.
Разумеется, работа не может претендовать на полноту и завершённость, поскольку затронутая проблема достаточно глубинна и объёмна и требует не одного года кропотливой работы не одного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.
Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....
ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...
Развитие креативности младших школьников.
Исследование на тему "Развитие креативности школьников". Из опыта работы....
Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»...
Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников
Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального прести...
Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников
Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . ...
Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...