Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников
статья

Максимова Татьяна Александровна
Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . Цель исследовательской деятельности в начальной школе: - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Задачи: - содействовать развитию творческой исследовательской активности детей; - формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни; - стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; - поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; - развивать организационно-коммуникационные навыки; - развивать познавательные способности; развивать творческое воображение. Перед учителем встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения заинтересовал учащихся? Исследовательская деятельность учащихся играет огромную роль в современных школьных программах. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Условия формирования исследовательских умений младших школьников. 1. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования. 2. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. 3. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. 4. Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. 5. Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. 6. Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Развитие исследовательских умений дает: - возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; - возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; - возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности. 1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). 2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). 3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). 4. Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика). Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я использую современные педагогические технологии: информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, метод исследования и др. Главной целью учебного исследования вижу всестороннее развитие личности, а не создание объективно нового продукта в образовании. Основная идея исследовательской деятельности заключается в том, что учащимся даётся возможность получить функциональный навык исследования как универсальный способ получения знаний, развития исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Начальное формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности я проводила в рамках традиционной урочной системы. В 1-ом классе создавались проблемные ситуации при введении в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения упражнения. Во 2-ом классе дети ведут наблюдения малыми группами, что показывало интересные разнообразные результаты. А в 3-4-ых классах исследовательскую работу ребята проводят уже индивидуально. При организации исследовательской работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, заинтересовавшая ребёнка, должна быть в области его познавательных интересов и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или наблюдения- исследования целесообразно ограничить 2-3 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий. Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: это материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, интернет, аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми и электронными источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, педагогов). Во время проведения исследования стараюсь лишь направлять деятельность школьника в нужное русло. Это общение происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за созидательной творческой работой. Роль ученика при выполнении исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Учебное исследование для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебное исследование с точки зрения учителя – это средство интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое вырабатывает и развивает специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно позволяет научить: – выделению или формированию проблемы, постановке целей и задач исследования; – разработке алгоритма действий; – самостоятельному поиску и отбору необходимой информации; практическому применению полученных знаний; – проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению); – умению представить ход работы и результаты своей деятельности с использованием специально подготовленного слайд-шоу и др.; – самооценке успешности проведённого исследования. Способ представления итогов исследования имеет решающее значение для всей работы. Мои ученики чаще всего используют такие, как: презентация, устный доклад, популярная статья и др. При оценке успешности ученика, выполнившего исследование, необходимо понимать, что самой высокой оценкой для него является признание социума (это может быть класс, ребята из исследовательской группы, родители и т.д.). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Учителю можно оценивать: – степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; – степень индивидуального вклада в групповую работу и ответственности при выполнении отведённой роли; – практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; – количество и качество новой информации использованной для выполнения проекта; – степень осмысления использованной информации; – уровень сложности и степень владения использованными методиками; – оригинальность идеи, способа решения проблемы; – осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; – уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; – владение навыками самоконтроля и самоанализа; – творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов. Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1978718051.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность – это совместная учебно-

познавательная, творческая или игровая

деятельность учащихся,

имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности

.

Цель исследовательской деятельности в начальной школе:

- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка

младшего школьного возраста путём совершенствования навыков

исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении

как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным

наукам;

- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению

окружающего мира;

- развивать организационно-коммуникационные навыки;

- развивать познавательные способности;

развивать творческое воображение.

Перед учителем встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения

заинтересовал учащихся?

Исследовательская деятельность учащихся играет огромную роль в

современных школьных программах.

Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и

реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Условия формирования исследовательских умений младших

школьников.

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой

исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации

собственных талантов и возможностей, способ самореализации и

самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной

и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков

чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью

формирования умений исследовательской деятельности, постоянно

использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы,

поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся,

стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить

ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику

необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и

исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к

созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными

знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской

деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном

для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным,

интересным и полезным.

Развитие исследовательских умений дает:

- возможность освоения методов исследования и использование их при

изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации

собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению

учащихся;

- возможность развития интереса к различным наукам, школьным

дисциплинам и процессам познания в целом.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской

деятельности.

1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места,

планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы

исследования, умение выстроить структуру исследования, методы

исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники

информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение

выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения,

вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство:

аргументы, факты, выступление и заключение).

4. Умение представить результат своей работы ( формы представления

результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи

докладчика).

Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я

использую современные педагогические технологии:

информационно-

коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,

метод исследования и др.

Главной целью учебного исследования вижу всестороннее развитие

личности, а не создание объективно нового продукта в образовании.

Основная идея исследовательской деятельности заключается в том, что

учащимся даётся возможность получить функциональный навык

исследования как универсальный способ получения знаний, развития

исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции

учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно

новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми

и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Начальное формирование специфических умений и навыков

самостоятельной проектной и исследовательской деятельности я проводила в

рамках традиционной урочной системы. В 1-ом классе создавались

проблемные ситуации при введении в тему урока, совместное или

самостоятельное планирование выполнения упражнения. Во 2-ом классе дети

ведут наблюдения малыми группами, что показывало интересные

разнообразные результаты. А в 3-4-ых классах исследовательскую работу

ребята проводят уже индивидуально.

При организации исследовательской работы в начальной школе

необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические

особенности детей младшего школьного возраста.

А именно: темы

детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к

ним. Проблема проекта или исследования, заинтересовавшая ребёнка,

должна быть в области его познавательных интересов и находиться в зоне

ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или наблюдения-

исследования целесообразно ограничить 2-3

неделями в режиме урочных и

внеурочных занятий. Каждое исследование должно быть обеспечено всем

необходимым: это материально-техническое и учебно-методическое

оснащение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, интернет,

аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению

приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.

Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-

наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми и

электронными источниками информации, подготовку практически значимых

продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших

ребят, родителей, педагогов). Во

время проведения исследования стараюсь лишь направлять деятельность

школьника в нужное русло. Это общение происходит в тесном личностном

контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли

наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за

созидательной творческой работой. Роль ученика при выполнении

исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах

он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает

решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему

взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее

полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей

деятельности и себя в процессе этой деятельности. Учебное исследование

для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего

творческого потенциала.

Учебное исследование с точки зрения учителя – это средство

интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое

вырабатывает и развивает специфические умения и навыки

проектирования и исследования у учащихся, а именно позволяет

научить:

выделению или формированию проблемы, постановке целей и задач

исследования;

разработке алгоритма действий;

самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;

практическому применению полученных знаний;

проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);

умению представить ход работы и результаты своей деятельности

с

использованием специально подготовленного слайд-шоу и др.;

самооценке успешности проведённого исследования.

Способ представления итогов исследования имеет решающее значение

для всей работы.

Мои ученики чаще всего используют такие, как:

презентация, устный доклад, популярная статья и др.

При оценке успешности ученика, выполнившего исследование, необходимо

понимать, что самой высокой оценкой для него является признание социума

(это может быть класс, ребята из исследовательской группы, родители и т.д.).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и

исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над

формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Учителю можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом;

степень индивидуального вклада в групповую работу и ответственности

при выполнении отведённой роли;

практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

количество и качество новой информации использованной для выполнения

проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,

письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

владение навыками самоконтроля и самоанализа;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует

развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на

всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач

выполнения учебного задания до применения и использования знаний

на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению,

поиску информации в ходе исследовательской работы, легче

адаптируются к обучению в среднем звене.

--
Отправлено из Mail.ru для Android


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.

В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом....

Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников

Статья "Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников" относится к разделу "Окружающий мир". В ней раскрывается роль исследовательской деятельности  в экологическом ...

Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника

Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности...