Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1978718051.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность – это совместная учебно-
познавательная, творческая или игровая
деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности
.
Цель исследовательской деятельности в начальной школе:
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка
младшего школьного возраста путём совершенствования навыков
исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении
как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным
наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению
окружающего мира;
- развивать организационно-коммуникационные навыки;
- развивать познавательные способности;
развивать творческое воображение.
Перед учителем встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения
заинтересовал учащихся?
Исследовательская деятельность учащихся играет огромную роль в
современных школьных программах.
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и
реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Условия формирования исследовательских умений младших
школьников.
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой
исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации
собственных талантов и возможностей, способ самореализации и
самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной
и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков
чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью
формирования умений исследовательской деятельности, постоянно
использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы,
поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся,
стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить
ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику
необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и
исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к
созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными
знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской
деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном
для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным,
интересным и полезным.
Развитие исследовательских умений дает:
- возможность освоения методов исследования и использование их при
изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации
собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению
учащихся;
- возможность развития интереса к различным наукам, школьным
дисциплинам и процессам познания в целом.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской
деятельности.
1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места,
планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы
исследования, умение выстроить структуру исследования, методы
исследования, поиск информации).
3. Умение работать с информацией (виды информации, источники
информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение
выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения,
вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство:
аргументы, факты, выступление и заключение).
4. Умение представить результат своей работы ( формы представления
результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи
докладчика).
Для развития познавательных способностей учеников в своей работе я
использую современные педагогические технологии:
информационно-
коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,
метод исследования и др.
Главной целью учебного исследования вижу всестороннее развитие
личности, а не создание объективно нового продукта в образовании.
Основная идея исследовательской деятельности заключается в том, что
учащимся даётся возможность получить функциональный навык
исследования как универсальный способ получения знаний, развития
исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно
новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми
и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Начальное формирование специфических умений и навыков
самостоятельной проектной и исследовательской деятельности я проводила в
рамках традиционной урочной системы. В 1-ом классе создавались
проблемные ситуации при введении в тему урока, совместное или
самостоятельное планирование выполнения упражнения. Во 2-ом классе дети
ведут наблюдения малыми группами, что показывало интересные
разнообразные результаты. А в 3-4-ых классах исследовательскую работу
ребята проводят уже индивидуально.
При организации исследовательской работы в начальной школе
необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические
особенности детей младшего школьного возраста.
А именно: темы
детских работ выбирать из содержания учебных предметов или близкие к
ним. Проблема проекта или исследования, заинтересовавшая ребёнка,
должна быть в области его познавательных интересов и находиться в зоне
ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или наблюдения-
исследования целесообразно ограничить 2-3
неделями в режиме урочных и
внеурочных занятий. Каждое исследование должно быть обеспечено всем
необходимым: это материально-техническое и учебно-методическое
оснащение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, интернет,
аудио- и видеоматериалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению
приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-
наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми и
электронными источниками информации, подготовку практически значимых
продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших
ребят, родителей, педагогов). Во
время проведения исследования стараюсь лишь направлять деятельность
школьника в нужное русло. Это общение происходит в тесном личностном
контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли
наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за
созидательной творческой работой. Роль ученика при выполнении
исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах
он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает
решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему
взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее
полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей
деятельности и себя в процессе этой деятельности. Учебное исследование
для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала.
Учебное исследование с точки зрения учителя – это средство
интеллектуального развития, обучения и воспитания, которое
вырабатывает и развивает специфические умения и навыки
проектирования и исследования у учащихся, а именно позволяет
научить:
–
выделению или формированию проблемы, постановке целей и задач
исследования;
–
разработке алгоритма действий;
–
самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;
практическому применению полученных знаний;
–
проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);
–
умению представить ход работы и результаты своей деятельности
с
использованием специально подготовленного слайд-шоу и др.;
–
самооценке успешности проведённого исследования.
Способ представления итогов исследования имеет решающее значение
для всей работы.
Мои ученики чаще всего используют такие, как:
презентация, устный доклад, популярная статья и др.
При оценке успешности ученика, выполнившего исследование, необходимо
понимать, что самой высокой оценкой для него является признание социума
(это может быть класс, ребята из исследовательской группы, родители и т.д.).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и
исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над
формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Учителю можно оценивать:
–
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
–
степень индивидуального вклада в групповую работу и ответственности
при выполнении отведённой роли;
–
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
–
количество и качество новой информации использованной для выполнения
проекта;
–
степень осмысления использованной информации;
–
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
–
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
–
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
–
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения,
письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
–
владение навыками самоконтроля и самоанализа;
–
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует
развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на
всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач
выполнения учебного задания до применения и использования знаний
на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению,
поиску информации в ходе исследовательской работы, легче
адаптируются к обучению в среднем звене.
--
Отправлено из Mail.ru для Android
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль исследовательской деятельности как условие развития эмоциональной отзывчивости учеников младшего возраста на музыкальных и хореографических занятиях.
Педагогический проект...
Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"
В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....
Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"
В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....
Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.
В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом....
Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»...
Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников
Статья "Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников" относится к разделу "Окружающий мир". В ней раскрывается роль исследовательской деятельности в экологическом ...
Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности...