Программа факультатива «Маленькие исследователи»
план-конспект на тему

Журавлева Елена Николаевна

Программа факультатива «Маленькие исследователи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_issledovateli.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа факультатива «Маленькие исследователи»

   Пояснительная записка

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы.

      Цель работы 

    - развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через    развитие и    совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;

 -обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;

 -обучение навыкам общения  при групповой работе.

    Задачи:

-обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  - развитие творческой  исследовательской активности детей ;

     -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

      - ознакомление с картиной мира; 

   - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В своей работе следует  приучать учеников к самому слову "исследование", "исследуем". Исследуя,  задать себе вопрос и искать  на него ответ, наметив план действий, описывая  основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая вывод, фиксируя результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Гипотеза исследования.

Организация исследования.

Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей,  стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, атак же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.  Эта  исследовательская работа дает  возможность сблизится  родителям со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Родителям предлагается  работать  вместе с детьми: делать  фотографии, выполнять несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогать подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогать  ребенку готовить защиту своей работы.

 С 1 по З класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в обитую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой" предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному  выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

-фантастической  (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

  • изобретательской;

-теоретической.

                Правила выбора тем

              1.Тема должна быть интересна

               2. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной                                     основе

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности и необычности

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

5. Тема должна быть доступной, то есть, соответствовать возрастным особенностям ребят

6.Выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2  четвертями.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Формы исследовательской деятельности:

* экскурсии на природу и в краеведческий музей 1  практические занятия

*выставки работ учащихся

*волонтерские классные часы

*написание сочинений и мини-сочинений

*анкетирование

*социологические опросы

          *викторины, КВНы, интеллектуальные игры, беседы

           * исследовательская деятельность, написание исследовательских работ

 * конференция

Элементы проектной и исследовательской деятельности

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия:

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

-Подумать самостоятельно

-Что я об этом знаю?

-Какие мысли я могу высказать про это?

-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

-Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

-Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

-Спросить у других людей.

-Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

-Просмотреть телематериалы.

-Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

-Использовать Интернет.

-Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

-Понаблюдать.

-Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.

-Провести эксперимент.

-Запиши план и результаты эксперимента.

Защита проекта

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1 .Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а)  разъяснение посредством примера,

б ) описание,

в)  характеристика,

г) сравнение,

д)  различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

  1. Предложить сравнения и метафоры.
  2. Сделать выводы и умозаключения.
  3. Казать возможные пути изучения проблемы.
  4. Подготовить текст доклада.
  5. Подготовить средства наглядного представления доклада.

           Положительные стороны выполнения проекта:

  • У детей есть возможность самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы.
  • Они учатся задавать конкретные вопросы и моделируют проект по-своему.
  • Учатся вести регулярные записи в дневниках проектов.
  • Учатся работать с источниками информации.
  • Используют в своей работе вновь приобретённые знания и навыки.
  • Учатся навыкам общения посредством написания ключей к вопросам и представления проектов.
  • Учатся планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.
  • Ученики могут использовать различные виды интеллекта в своих проектах.
  • Работа над проектом индивидуальна.

В течение учебного года каждый ученик 3-4 классов выполняет два личных проекта. Во 2 классах работа ведётся небольшими   группами по единой для всей группы теме. В конце каждого полугодия проводится презентация проектов с приглашением родителей. После презентации все работы вывешиваются в классе, чтобы дети могли внимательно их прочитать и рассмотреть.

Содержание программы

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю)

Примерные направления в исследовании

2 класс

Моя семья

Природа родного края

Человек – часть природы

Погода

3 класс

Мой родной город

Нужны ли растения на Земле

Я и мое имя

Кладовые Кузбасса

4 класс

Моя страна

Исчезающие организмы

Традиции разных народов

Планета заболела

          Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях.

       Первое - это групповая исследовательская программа, которая тесно связана с программным материалом по природоведению. Основой групповой исследовательской программы являются следующие организующие вопросы:

  • Кто мы? (исследование собственного "я", наших убеждений и ценностей; физического и духовного развития ребёнка и его семьи; наших прав и обязанностей; того, что значит быть человеком).
  • Где мы находимся во времени и пространстве? (исследование нашего местонахождения во времени и пространстве: нашей истории и географии; величайших путешествий и открытий в истории человечества).
  • Как мы самовыражаемся? (исследование способов, которыми мы выражаем свои мысли, чувства, убеждения и ценности).
  • Как устроен (развивается) мир? (исследование физического и материального мира; природных и искусственных феноменов: мира науки и технологии).
  • Как мы самоорганизуемся? (исследование человеческих систем и сообществ; мира работы и занятости).
  • Как мы сосуществуем на нашей планете? (исследование взаимоотношений между отдельными лицами и сообществами: взаимодействия человека с окружающим миром, ответственности за свои действия).

К каждому вопросу подбирается определённая тема, на изучение которой отводится от 4 до 6 недель.  На таких занятиях учитель учит детей представлять полученную информацию разными способами, т.к. это необходимо для работы над личным исследовательским проектом. В классе обязательно вывешиваются результаты работы по каждой теме. Это могут быть плакаты, фотографии. рисунки, рассказы, книжки-малышки, могут разыгрываться даже небольшие сценки.

Второе направление в исследовательской работе - это личный исследовательский        проект. Общая тенденция личного исследовательского проекта - поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании. Ученики выбирают и внимательно, тщательно разбирают ту тему, которая им интересна. Для работы над проектом отводится 1 урок в неделю. На этом уроке идёт поэтапное обучение работе над проектом и непосредственно сама работа. В чём же заключается обучение?

Первый урок. Обсуждение с детьми идеи проекта. Рассматривание и обсуждение готовых проектов. Распределение на группы. Написание интересующих тем проектов и выбор одной из них.

Второй урок. Обсуждение и запись того, что знают по данной теме и что хотят узнать. Составление 3 вопросов по выбранной теме, на которые будут искать ответы.

Третий урок. Обсуждение того, где и как находить информацию (энциклопедии, фотографии, карты, видеозаписи. Интернет, встречи с интересными людьми).

Четвёртый урок. Что такое плагиат и как можно использовать найденную информацию.

Пятый урок. Составление плана работы и написание сроков выполнения.

  На остальных уроках ведётся непосредственная работа над проектом. Учитель старается вовлекать учеников в процесс, помогает детям находить больше путей для развития и представления их идей, контролирует еженедельные записи в дневнике проектов.
После завершения работы проходить предварительная защита проектов, на которой отрабатывается выступление перед публикой (именно здесь находит своё применение риторика). На презентацию проектов приглашаются родители и учителя. Завершается работа анализом своей работы и работы одноклассников
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....

Программа проектной деятельности "МИК" (маленькие исследователи Когалыма).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовател...

«Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленький исследователь"  для 1 класса.Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентирова...

Рабочая программа "Я маленький исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности для НОО....