Программа проектной деятельности "МИК" (маленькие исследователи Когалыма).
методическая разработка

Колб Наталья Александровна

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proektnoy_deyatelnosti.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Я, Колб Наталья Александровна, вот уже 20 лет работаю в школе. И все эти годы я – классный руководитель.

Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ… От него зависит, какой жизненный путь выберет его ученик, кем он станет, как о нём будут отзываться окружающие. Многие известные люди, анализируя свою жизнь, вспоминают учителей.

Я тоже помню свою маму, которая была для меня не только самым любимым и близким человеком, а самым лучшим Учителем на всём белом свете. Она рассказывала мне о нравственных понятиях, учила понимать и прощать. Я всегда хотела быть похожей на неё.

Я  уверена, что учитель – это не профессия, это образ жизни, это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца, чувствующего любое неблагополучие. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, глаза, не умеющие прощать равнодушия, но зато умеющие любить бескорыстно, на всю жизнь. Можно завоевать авторитет серьезным отношением к предмету, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым… К тому же, я - не просто учитель. Я - первая учительница. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. А проникнуть в самые далёкие галактики детского мира невозможно без осознания того, что, «если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».

Мир постоянно меняется, ускоряется поток нашей и без того безумно быстрой жизни. Я же должна помочь ребятам ощутить свою значимость, сориентироваться, найти себе место в современных реалиях, должна вызвать желание приносить пользу, совершенствовать действительность. Моя цель – привлечь внимание к цветку, дереву, к земле, на которой мы живем. Моя цель – научить с детства чувствовать этот мир!

Педагогическая деятельность – всегда поиск, ошибки, находки, заблуждения. Порой получаешь неожиданный результат. Дети, тонко чувствуя, иногда почти бессознательно, на уровне интуиции, выводят меня из темного леса заблуждений на ярко освещенную поляну истины. Мы думаем, что учим детей, а на самом деле это дети учат нас – простоте, отзывчивости, искренности, отчасти наивности, вере во всепоглощающую силу любви, в обязательную победу правды! Дети – великие мыслители, и нам, взрослым, нужно чаще прислушиваться к ним!

На вопрос: «Вы любите детей?», я всегда отвечаю: «Невозможно любить всех. Всех – значит никого. Я понимаю детей, я уважаю  их мнение, взгляды, отношусь к ним, как к равным себе и, если возникает необходимость, стараюсь направить в нужное русло».

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания! Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребенку – человеческого и педагогического. Есть одно и только одно: человеческое.

Моя педагогическая философия – воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных, добрых и счастливых людей.

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие в современном обществе,  требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России.   Решению  данных задач должна  способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию, т.е. невозможность процессов самообучения, саморазвития, самовоспитания;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

Цель программы

  • совершенствование системы начального образования;
  • создание прочного фундамента для последующего обучения;
  •  успешное включение в учебную деятельность;
  • становление учебной самостоятельности;
  • освоение эффективных способов учебной деятельности, развитие способности к сотрудничеству;
  • формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем;
  • интенсивно стимулировать  исследовательскую активность младшего школьника, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину;
  • вывести личность ребёнка в режим саморазвития, а также вооружить младших школьников средствами и способами научно-исследовательской деятельности в средней школе;
  • развить творческие способности, подготовить к оформлению исследовательских работ.

    Задачи  программы:

  • формирование инструментальных навыков и умений  логического и творческого мышления при решении исследовательских задач;
  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать школьников навыкам и умениям проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и её результатов, самоанализу, рефлексии и т.п.);
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • формировать у учащихся позитивную самооценку, самоуважение;
  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
    умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество,
    принимать решения;
  • формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств, поиска такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Данная программа разработана для учащихся 1-4  классов – дети от 7 до 11 лет. Дети 7-8 лет способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания, т.е. это могут быть исследования, связанные с изготовлением поделок и их пропагандой в виде мастер-классов на параллели. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный и  принципы:

  • непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системности организации образовательного процесса;
  • раскрытия способностей и поддержка одаренных детей.

Сроки реализации образовательной программы – 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы.

Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате – создание групповой исследовательской работы.

Третий период  предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретённых, в результате каждый ребёнок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.

Четвёртый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведённое исследование эмпирического характера.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: преимущественно коллективная (1-ый, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Формы организации деятельности: проектирование работ; беседы, продуктивные (инновационные игры), эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые, индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, экспедиции (коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью).

Формы подведения итогов: выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, создание моделей, конференции с презентациями проектов и т.д.

В самом начале работы над проектом предлагаю детям собирать самую разную информацию по общей теме. При этом каждый ребёнок для себя решает сам, в каком именно направлении он будет двигаться, исходя из собственных интересов.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем.

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

На первом этапе  я сама выбираю общую тему и подтемы опираясь на жизненный опыт детей и помощь родителей (темы, касающиеся семьи и семейных традиций). Главным источником информации данных проектов являются сами члены семьи - родители, дедушки, бабушки  и т.п.

Сущность метода проектов

Требования к проектной деятельности

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть  с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

  1. Результатом работы над проектом является продукт.
  2. Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом

Методические рекомендации

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов  работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся:  преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).  

Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Этапы работы над проектом:

№ п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

Моделирование искомой ситуации

 Анализ имеющейся информации

Определение и анализ проблем

Определение потребности в информации

Сбор и изучение информации

2

Аналитический

 Постановка цели проекта

Определение задач

 Определение способа разрешения проблемы

Составление плана реализации проекта

Планирование продукта

Анализ ресурсов

 Сбор и изучение информации

3

Практический

 Выполнение плана работ

Текущий контроль

4

Презентационный

 Предварительная оценка продукта

 Планирование презентации и подготовка   презентационных материалов

 Презентация продукта

5

Контрольный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта

Оценка продвижения

Планируемые результаты освоения программы

Результаты первого уровня:

  • приобретение школьником социальных знаний.

Результаты второго уровня:

  • формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Результаты третьего и четвёртого уровней:

  • получение опыта самостоятельного социального действия.

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  • методы исследования;
  • правила выбора темы и объекта исследования;
  • основные логические операции, их отличительные особенности;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
  • ранжировать выдвигаемые идеи;
  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно выбранной темы;
  • делать выводы и умозаключения;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  • реализовать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  • презентовать работу общественности.

Уровень сформированности коммуникативной компетентности

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.

Уровень сформированности информационной компетентности

Поиск информации

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.

Уровень сформированности компетентности решения проблем

Постановка проблемы

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Сформированность  следующих УУД:

УУД.

Результат.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные

Положительная динамика детского отношения к процессу познания.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

 Список литературы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.

2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.

3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.

4. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В.Засоркина [и др.].-Волгоград: Учитель, 2010.

5. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.

6. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе.

 6. Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности». – Самара: Изд-во «Профи», 2003.

  1.  Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

8. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться.

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Я исследователь"

Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...

Программа дополнительного образования " Я- исследователь"

Программа кружка "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников...

программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс

Рабочая программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс, внеурочная деятельность....

конкурс проектных работ «Юный - исследователь!» учащихся начальных классов.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Опыт исследователь...

Проектная деятельность "Я- исследователь".

Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать в рукахПослушать…Понюхать…И может быть попробовать на вкус…О, сколько всего я смогуНайти самостоят...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской "Я - исследователь" для 2 класса

Данная программа разработана для работы по учебному пособию Т.А. Корневой и О.А. Корнева "Проектная мастерская" издательства "Просвещение", 2020г....