Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"
рабочая программа по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Авторы составители А.П.Мишина,Н.Г.Шевцова, Ульяновск УИПКПРО 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_malenkiy_issledovatel.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Кивать
Кузоватовского района Ульяновской области
«Согласовано».
«Утверждаю».
Заместитель директора по воспитательной Директор МОУ СОШ с.Кивать
…………О.В.Мелешкина
работе ___________ Н.В.Левшанова __
. .
Дополнительная
образовательная программа
«Маленький исследователь»
Возраст учащихся: 7 - 9 лет
Срок реализации: 1 год
Программу разработал
Еремина Ольга Ивановна
Учитель начальных классов
I категория
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования «Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Авторы составители А.П.Мишина,Н.Г.Шевцова, Ульяновск УИПКПРО 2011г.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.
Актуальность:
следовательно, поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Внеурочная деятельность по данному направлению развития личности предполагает:
- формирование у учащихся умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
- формирование универсальных учебных действий;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников, умения проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества.
Цель данной программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Данная программа рассчитана на 68 часов.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, связанных с введением в ход занятия сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
- игр-исследований, фантастических исследований;
- ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);
- игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны - пути великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.
Основные этапы выполнения исследовательских работ учащихся: ---- мотивация;
- выбор направлений исследований;
- постановка задачи;
- фиксация и предварительная обработка данных;
- обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- оформление результатов работы;
- грамотное представление исследовательской работы.
Планируемые результаты освоения содержания программы:
1. В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
2. Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка.
3.В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей разовьются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
4. В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Информационная карта
«Образовательная программа»
1. Отдел: Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Кивать
2. Учебное объединение: кружок.
3. Ф.И.О. педагога: Еремина Ольга Ивановна
4. Название программы: «Маленький исследователь».
5. Вид программы: Утверждена на педагогическом совете 30.08.2012г
Продолжительность образовательного процесса | Возраст обучающихся |
1 год обучения | 7-10лет |
6.
7. Возрастной диапазон начала освоения программы с 7-10лет
8. Целевая установка: предметная
9. Образовательная область: окружающий мир
10. Направленность деятельности: исследовательская
Виды деятельности: лекция, практическая работа, самостоятельная работа
11. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, работа в микрогруппах, в паре
12. Направленность освоения учебного материала: горизонтальная
13. Способ подачи содержания: интегрированный
14. Форма реализации: очная, очно - заочная
15. Ожидаемые результаты освоения программы:
- . В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
- Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка.
- В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей разовьются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
- В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
16. Степень включенности детей: репродуктивно – творческая.
17. Адресат: дети.
Информационную карту на образовательную программу составил:
Еремина О.И.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
Практич работы | Творческая | Самост. работы |
1 | Вводное занятие. Что такое исследование? | 1 | 1 | - | - | - |
2 | Что такое проблема? Умение выявлять проблемы | 1 | 1 | - | - | - |
3 | Ассоциации и аналогии | 1 | 1 | - | - | - |
4 | Как задавать вопросы? |
5 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование | 1 | - | 1 | - | - |
6 | Презентация исследовательской работы | 1 | - | - | 1 | - |
Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | - | - | - |
8 | Эксперимент познания в действии. Методы исследования | 1 | 1 | - | - | - |
9 | Виды информационного поиска | 1 | - | 1 | - | - |
10 | Учимся выделять главное и второстепенное | 1 | - | 1 | - | - |
11 | Как делать схемы? |
12 | Составление отчета по информационному поиску | 1 | - | 1 | - | - |
13 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Учимся вырабатывать гипотезы | 1 | 1 | - | - | - |
14 | Как давать определения понятиям? Как классифицировать понятия? | 1 | 1 | - | - | - |
Что такое эксперимент? Наблюдение и экспериментирование |
16 | Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования | 1 | 1 | - | - | - |
17 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов? | 1 | - | 1 | - | - |
18 | Как работать с книгой? | 1 | - | 1 | - | - |
19 | Как сделать сообщение о результатах исследования? | 1 | 1 | - | - | - |
20 | Технология подготовки реферата | 1 | 1 | - | - | - |
21 | Технология подготовки доклада | 1 | 1 | - | - | - |
22 | Подготовка отчета по информационному поиску | 1 | - | 1 | - | - |
23 | Отчет по информационному поиску | 1 | - | 1 | - | - |
24 | Практическая деятельность. Как приготовиться к защите исследовательской работы? | 1 | - | 1 | - | - |
25 | Презентация исследовательской работы | 1 | - | - | - | 1 |
26 | Структура исследовательской работы учащихся | 1 | - | 1 | - | - |
27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | 1 | - | - | - |
28 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 1 | - | - | - | 1 |
29 | Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований | 1 | - | - | - | 1 |
30 | Работа по составлению и написанию исследовательской работы | 1 | - | - | 1 | - |
31 | Консультационный пункт. Создание выступления для защиты проекта | 1 | - | - | - | 1 |
32- 33 34 | Защита исследовательских работ Резерв | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Я исследователь"
Программа для внеурочной деятешльности 1-4 классы ФГОС...
Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"
Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг". Подпрограмма "Тренинг" направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...
Программа дополнительного образования " Я- исследователь"
Программа кружка "Я - исследователь" - естественнонаучной направленности. Она является дополнением к курсу «Окружающий мир», опирается на программу исследовательского обучения младших школьников...
Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...
Дополнительная образовательная программа «Я - исследователь»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Я - исследователь». для детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года...
Календарно тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Я-исследователь «Родословная моей семьи» 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Прогимназия «Сообщество» Календарно тематическое планированиедополнительной образовательной программы «Я-исследователь «...
Дополнительная образовательная программа «Я-исследователь»
Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем...