рабочая программа 2 класс доноведение
рабочая программа (2 класс) на тему
составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_donovedenie_2_klass.docx | 61.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Заветинский район село Заветное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заветинская средняя общеобразовательная школа №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЗСОШ №1
Приказ от 17.08.2015 г№ 47 ОД
___________ Таранин С.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка «Доноведение»
направление социальное
класс(ы) 2 «А», 2 «Б»
количество часов 68 часов
учитель Бондаренко Екатерина Михайловна
программа разработана на основе авторской программы курса «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко),которая обеспечена: Доноведение: рабочая тетрадь (1 класс ) «Времена года на Дону» авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко- Ростов н/Д : «Издательство «Бара», 2014
Программа разработана на 2015-2016 уч. год
2015 г
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического совета 17 августа 2015 года
МБОУ ЗСОШ №1 ______________ Е.В. Кутепова
от 17 августа 2015
__________ В.Г.Бондаренко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Доноведение» для занятий с учащимися 2«А» и 2 «Б» классов во второй половине дня, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с программой внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ Заветинской СОШ№1, авторской программой «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко),которая обеспечена: Доноведение: рабочая тетрадь (1 класс ) «Времена года на Дону» авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко- Ростов н/Д «Издательство «Бара», 2015 г и реализует социальное направление внеурочной деятельности.
Нормативно-правовая база:
1. Закон « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ ч 2,3,:, ст.28
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12 2012 № 1060 г Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009, №373»;
5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
7. Авторская программа курса «Юный эколог» Ю.Н.Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В.Николаева, С.В. Машкова. Издание 2-е – Волгоград: «Учитель» 2014.- 331с.
8. Программа внеурочной деятельности МБОУ Заветинской средней общеобразовательной школ №1
Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Актуальность программы. Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемый материал о культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью.
Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Возраст детей участвующих в реализации программы
Программа кружка «Доноведение» для 2 класса рассчитана на учащихся начальной школы.
Возраст 7,5 – 8,5 лет.
Сроки реализации программы.
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников
«Доноведение» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 1 год
и рассчитана на детей 2 класса.
Формы и режим работы.
По авторской программе на изучение курса «Доноведение» во 2 классе отводится 1 час в неделю ( 34 уч. недели :34 часа в год). Рабочая программа составлена на 2 часа в неделю - 68 ч для 2 «А» класса ; 64 часа для 2 «Б» класса, так как согласно годового календарного графика 23 февраля, 8 марта и 3 мая выходные дни. Программа будет выполнена за счет объединения занятий в разделе «Жизнь на Дону» , «Человек и природа», «Природа Донского края». Продолжительность занятия 60 мин.
Цели и задачи
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Формы и методы работы
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата. Учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края».Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».
Изготовление новогодних игрушек, куклы - Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др. Итоговое занятие проводится в форме праздника с презентацией.
Структура курса «Доноведение»
( 2 ч в неделю: 68 часов в год 2 «А»; 64 часа 2 «Б» )
№ | Содержание курса | Кол-во час. | Сроки прохождения | Перечень универсальных действий обучающихся | |||||||||
Аудиторных | Неаудиторных | ||||||||||||
1 | Я и окружаю-щий мир | 7 7 | 2 | 03.09.15 17.09.15-01.10.15 03.12-10.12.15 01.09.15 15.09.15-29.09.15 01.12- 08.12.15 | Коммуникативные УД Обучающиеся могут научиться: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | ||||||||
2 | Природа Донского края | 22 20 | 6 | 01.10-19.11.15 28.01-17.03.16 29.09-17.11.15 26.01 – 22.03.16 | Личностные УД Обучающиеся могут научиться: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края. РегулятивныеУД обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Обучающиеся могут научиться: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Познавательные УД включающие общеучебные действия постановки и решения проблем. Обучающиеся могут научиться: формулировать проблемы, создавать алгоритмы своей деятельности. Коммуникативные УД обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности. Обучающиеся могут научиться: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | ||||||||
3 | Человек и природа | 9 8 | 1 | 19.11-26.11.15 24.03-21.04.16 17.11-24.11.15 05.04-19.04.16 | Личностные УД Обучающиеся могут научиться: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях; оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; Регулятивные УД Обучающиеся могут научиться: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца. Познавательные УД Обучающиеся могут научиться: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные УД. Обучающиеся могут научиться: -слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. | ||||||||
4 | Жизнь на Дону | 15 14 | 3 | 10.09-17.09.15 10.12-21.01.16 21.04-12.05.16 08.09-15.09.15 08.12-19.01.16 26.04-17.05.16 | |||||||||
Повторение | 3 3 | 12.05 – 19.05. 16 17.05 – 24 05. 16 | |||||||||||
Итого: 68 ч 64 ч | 56ч/ 52ч | 12 12 | |||||||||||
Тематическое планирование курса «Доноведение» 2 «А» - 68 ч; 2 «Б»класс – 64 ч; (даты прописаны курсивом ) | |||||||||||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | № задания в тетради | Дата проведения по | |||||||||
плану | факту | ||||||||||||
Я и окружающий мир (2 ч.) | |||||||||||||
1 1 | С чего начинается Родина… | 1 1 | С 5- 6 | 03.09.2015 01.09.2015 | |||||||||
2 2 | Школа – светлая гавань детства | 1 1 | С 11- 13 | 03.09.2015 01.09.2015 | |||||||||
Жизнь на Дону – 3ч. | |||||||||||||
3 3 | С днём рождения, родной посёлок (экскурсия ). | 1 1 | С 8-10 | 10.09.2015 08.09.2015 | |||||||||
4 4 | Местоположение, символика РО | 1 1 | С 7 | 10.09.2015 08.09.2015 | |||||||||
5 5 | Заочное путешествие по городам области | 1 1 | презентация | 17.09.2015 15.09.2015 | |||||||||
Я и окружающий мир – 4ч. | |||||||||||||
6 6 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 1 | С 14-15 | 17.09.2015 15.09.2015 | |||||||||
7 7 | История школы в которой я учусь | 1 1 | Экскурсия в школьный музей | 24.09.2015 22.09.2015 | |||||||||
8 8 | Школьные традиции | 1 1 | С 16- 17 | 24.09.2015 22.09.2015 | |||||||||
9 9 | Конкурс рисунков о школе | 1 1 | Рисунки детей | 01.10.2015 29.09.2015 | |||||||||
Природа Донского края – 12ч. | |||||||||||||
10 10 | Природа (экскурсия) «Учимся наблюдать» | 1 1 | экскурсия | 01.10.2015 29.09.2015 | |||||||||
11 11 | Флора и фауна поселка | 1 1 | С 23-24 | 08.10.2015 06.10.2015 | |||||||||
12 12 | Лиственные деревья родного края | 1 1 | С 23 – 24 | 08.10.2015 06.10.2015 | |||||||||
13 13 | Почему хвойные деревья не сбрасывают листву | 1 1 | презентация | 15.10.2015 13.10.2015 | |||||||||
14 14 | Викторина «Живая и неживая природа родного края» | 1 1 | викторина | 15.10.2015 13.10.2015 | |||||||||
15 15 | Растительный мир РО | 1 1 | презентация | 22.10.2015 20.10.2015 | |||||||||
16 16 | Город и природа ( экскурсия) | 1 1 | С 19-20 | 22.10.2015 20.10.2015 | |||||||||
17,18 17,18 | Что за дерево такое? Презентация | 2 2 | С 21 -22 | 29.10.2015 29. 10.2015 27.10.2015 27.10.2015 | |||||||||
19 19 | Кустарники (экскурсия | 1 1 | С 25-26 | 12.11.2015 10.11.2015 | |||||||||
20.21 20,21 | Травушка-муравушка | 2 2 | С 27-29 | 12.11.2015 19.11. 2015 10.11.2015 17.11.2015 | |||||||||
Человек и природа 3 ч | |||||||||||||
22,23 22,23 | Растения и мы. | 2 2 | С 30- 32 | 19.11.2015 26.11.2015 17.11.2015 24.11.2015 | |||||||||
24 24 | Краски Тихого Дона | 1 1 | С 33 – 35 | 26.11.2015 24.11.2015 | |||||||||
Я и окружающий мир -3ч. | |||||||||||||
25,26 25,26 | Мои имя, фамилия, отчество… | 2 2 | С 36 – 37 | 03.12.2015 03.12.2015 01.12.2015 01.12.2015 | |||||||||
27 27 | Что ты знаешь о роде своём | 1 1 | С 37 – 39 | 10.12.2015 08.12.2015 | |||||||||
Жизнь на Дону – 9ч | |||||||||||||
28 28 | История нашего села | 1 1 | Экскурсия в краеведческий музей села | 10.12.2015 08.12.2015 | |||||||||
29,30 29,30 | В краю степном под звон ковыльный… | 2 2 | Знакомство с интересными людьми родного края | 17.12.2015 17.12.2015 15.12.2015 15.12.2015 | |||||||||
31,32 31,32 | Чудесный праздник Новый год | 2 2 | С 39- 42 | 24.12.2015 24.12.2015 22.12.2015 22.12.2015 | |||||||||
33,34 33,34 | Обряды на Дону. Презентация | 2 2 | С43 – 45 | 14.01.2016 14.01.2016 29.12.2015 29.12.2015 | |||||||||
35,36 35,36 | Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 2 2 | С 45 – 48 | 21.01.2016 21.01.2016 19.01.2016 19.01.2016 | |||||||||
Природа Донского края – 16 ч – 2 «А» класс; 14 ч.- 2 «Б» класс | |||||||||||||
37, 38 37,38 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 2 2 | С49 – 50 | 28.01.2016 28.01.2016 26.01.2016 26.01.2016 | |||||||||
39, 40 39,40 | Домашняя мохнатая азбука | 2 2 | С 50 – 52 | 04.02.2016 04.02.2016 02.02.2016 02.02.2016 | |||||||||
41 41 | Мой домашний милый друг | 1 1 | С 53 – 55 | 11.02.2016 09.02.2016 | |||||||||
42 42 | Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». | 1 1 | 11.02.2016 09.02.2016 | ||||||||||
43, 44 43,44 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 2 2 | С56 – 57 | 18.02.2016 18.02.2016 16.02.2016 16.02.2016 | |||||||||
45 45 | Родные просторы (экскурсия | 1 1 | С57 – 590000 | 25.02.2016 01.03.2016 | |||||||||
46, 47 46 | Чем богаты наши недра? | 2 1 | С60 – 61 | 25.02.2016 03.03.2016 01.03.2016 | |||||||||
48 47 | Что такое почва? | 1 1 | С 62 – 64 | 03.03.2016 15.03.2016 | |||||||||
49 48 | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 1 | С65 – 66 | 10.03.2016 15.03.2016 | |||||||||
50,51,52 49,50 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 3 2 | С66 – 68 | 10.03.2016 17.03.2016 17.03.2016 22.03.2016 22.03.2016 | |||||||||
Человек и природа 2 «А» класс 7 ч. ; 2 «Б» - 6 ч | |||||||||||||
53 51 | Экологические памятки для взрослых и детей | 1 1 | памятка | 24.03.2016 05.04.2016 | |||||||||
54,55 52,53 | В гостях у матушки природы экскурсия | 2 2 | экскурсия | 24.03.2016 07.04.2016 05.04.2016 12.04.2016 | |||||||||
56, 57 54,55 | Человек – хозяин природы? | 2 2 | С68 – 70 | 07.04.2016 14.04.2016 12.04.2016 19.04.2016 | |||||||||
58, 59 56 | Спасём и сохраним! (мероприятие, посвящённое защите природы) | 2 1 | Подготовка и проведение мероприятия | 14.04.2016 21.04.2016 19.04.2016 | |||||||||
Жизнь на Дону – 2 «А» - 6ч.; 2 «Б» - 5 ч | |||||||||||||
60, 61 57 | День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | 2 1 | С71 – 72 | 21.04.2016 28.04.2016 26.04.2016 | |||||||||
62,63 58,59 | Вместе дружная семья (Города Ростовской области) | 2 2 | С 73 – 74 | 28.04.2016 05.05.2016 26.04. 2016 10.05.2016 | |||||||||
64 60 | Международный день защиты детей | 1 1 | С75 – 77 | 05.05.2016 10.05.2016 | |||||||||
65 61 | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 1 | 12.05.2016 17. 05.2016 | ||||||||||
Повторение 3 ч | |||||||||||||
66 62 | Проект «Растительный мир Донского края». | 1 1 | 12.05.2016 17. 05.2016 | ||||||||||
67 63 | Изготовление справочника лекарственных трав. | 1 1 | 19.05.2016 24. 05.2016 | ||||||||||
68 64 | Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье» | 1 1 | 19.05.2016 24. 05.2016 | ||||||||||
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»:
1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
3. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
Видео- аудиаматериалы:
СD –диск «Доноведение» (фильмы ,презентации)
Оборудование
1.Персональный компьютер .
2.Проектор.
Цифровые ресурсы
1.Социальная сеть работников образования ;
2.Сайт прошколу.ру.
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://sc collection.edu.r
Планируемые результаты освоения программы:
В процессе проведения внеурочных занятий по программе «Доноведение»
Обучающиеся должны: иметь представления: - о связях между живой и неживой природой родного края; - о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; - об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; - об истории родного края; знать: - объекты неживой и живой природы Ростовской области; - особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; - водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; - правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; - важнейшие события в истории родного края; - народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); - родственные связи в семье; - правила поведения в общественных местах и на улице; уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителям
Предполагаемые результаты курса.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деят-сти |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; понимания социальной реальности и повседневной жизни. | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Предполагает приобретение детьми новых знаний будет развит кругозор детей, обогащён словарный запас. Итогом первого уровня можно считать умение ребенка делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя. | познавательные беседы, ролевые игры, |
Второй уровень результатов | ||
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (Отечество, природа, знания, труд, культура).. | Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Итогом второго уровня можно считать умение детей делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя, с использованием дополнительной литературы. | игра с деловым акцентом, познавательные беседы |
Третий уровень результатов | ||
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия за пределами дружественной среды школы | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. Ученик может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Итогом третьего уровня можно считать участие в организации и проведении творческого отчета . | социально моделирующая игра, , заочные путешествия |
Система оценки планируемых результатов
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мой край родной»;
- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;
- выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по доноведению
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...
Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.
Рабочая программа по доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...
Рабочая программа по доноведению 3 класс.
Рабочая программа по доноведению 3 класс....
Рабочая программа по доноведению 1 класс.
Рабочая программа по доноведению 1 класс....
Рабочая программа по доноведению 2 класс.
Рабочая программа по доноведению 2 класс....
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...