Индивидуальный маршрут
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование учебно-познавательных компетентностей при использовании индивидуальных образовательных маршрутов в начальной школе
Дзюина Надежда Ивановна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху "информационной цивилизации" актуальность решения этой задачи возрастает.
Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности.
Мы остановимся на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут (траектортя) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту было несколько. Приведем пример.
1) В классе появляется ученица, которая, в связи с переездом родителей, поменяла УМК "Школа России" на УМК " Начальная школа 21 века". Ликвидировать проблемы в программе во время урока не было возможности. 2) В это же время в классе учился успешный ребенок, который допускал логопедические ошибки. Родители, как ни старались, не смогли помочь, логопед отказал в помощи в виду загруженности. Этому ребенку требовалась может быть небольшая, но квалифицированная помощь. На уроке заниматься индивидуально возможностей немного. Педагог, изучив литературу, начинает обучать детей по индивидуальному образовательному маршруту. К этим двум успешным, но имеющим проблемы в обучении учащимся, затем присоединились и менее успешные ученики.
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться
для слабого ученика,
для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть
коротким или длинным.
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:
оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту ( диагностика ОУУН педагогическая диагностика по предметам),
выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,
регулярные встречи с учеником ( не реже одного часа в неделю),
корректировка образовательного маршрута,
контакты с родителями ученика,
подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН, педагогическая диагностика по предметам).
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно , затем работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема , н-р: " Правописание безударных гласных в корне слова". Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при обучении сильного ученика. Приведу пример . Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.
Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет учитель и его заполняет.
Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать работу по индивидуальному маршруту.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту:
1) Составлять план нужно всегда с диагностики общеучебных умений и навыков.
2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
переход на другой УМК
несформированность самоконтроля
отсутствие устойчивых мотивов учения
проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на уроке.
нарушение фонематического слуха
бедность словарного запаса
общее недоразвитие речи
несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин определяем направления коррекционной работы. Например:
ликвидация общего отставания по программе "Школа 21 века"
обогащение словаря и развития речи
формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации успеха, перед ребенком ставить доступные по трудности задачи и небольшие по объему.
4) Определив направление коррекционной работы составляем планирование маршрута и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
№ | Дата | Тема занятия | Форма организации деятельности ученика | Домашнее задание | Примечание |
Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). Если же ребенку требуется консультация, он может обратиться к учителю в любой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятие.
умеют планировать свою работу
могут оценить и проанализировать свою работу.
Из 3человек, работающих по индивидуальному образовательному маршруту
1 - учится на 4 и 5,
2 - занимаются с удовлетворительными оценками.
При переходе в 5 класс дети сохранили успешность обучения.
В настоящее время по индивидуальному маршруту занимается 2 человека.
У одного ребенка уже есть продвижение вперед. Другому не все еще удается, но динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении
Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...
Индивидуальный маршрут школьника
Образец ИОМ коррекционной работы младшего школьника...
Индивидуальный маршрут
Примерный индивидуальный маршрут коррекционного сопровождения ребенка с речевым диагнозом ОНР 3 уровня...
Индивидуальный маршрут занятий с обучающимся 4 класса по русскому языку
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подхо...
Индивидуальный маршрут
В помощь педагогам при работе с одаренными детьми...
Индивидуальный маршрут педагога.
Индивидуальный маршрут педагога....