Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
рабочая программа на тему
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya.doc | 517 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель Директор
ШМО учителей __________/В.М. Марчук/
_______/Л.В. Корольчук/ от «30» августа 2013 г.
Протокол № 4
от « 02» апреля 2013 г.
Программа курса
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Тропинка к своему Я»
для начальных классов общеобразовательных школ
Составитель:
Смирнова И.Л.,
педагог-психолог
г. Кемерово
2013
Содержание
Пояснительная записка…………………...……………………..………………………………………3
Общая характеристика курса..…………………………...……………………………………………..3
Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане……………………………………4
Описание ценностных ориентиров содержания курса………………………………………………..4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса………………………….4
Учебно-тематическое планирование 1 класс..……………………..……..……………….…………..7
Содержание программы для 1-го класса………………………………………………………………7
Учебно-тематическое планирование 2 класс………………………………………….………………9
Содержание программы для 2-го класса……………………………………………………………..10
Учебно-тематическое планирование 3 класс…………………………………………….…………..11
Содержание программы для 3-го класса……………………………………………………………..12
Учебно-тематическое планирование 4 класс……………………………………..………………….13
Содержание программы для 4-го класса………………………………………………….………….14
Тематическое планирование 1-4 классы……………………………………………………………..16
Материально-техническое обеспечение программы……………..………...………………………..19
Список литературы…………………………………..………………………………………….……..20
Приложение 1……………………………………………………………………………………..……21
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5); и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
В современной системе образования обозначилась тенденция рассматривать весь воспитательно-образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья обучающихся. Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.
Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения нашей страны. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 2000-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный и интеллектуальный потенциал. Качества, которые были развиты у ребенка в школьном возрасте, являются наиболее прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
Цель программы: создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья обучающихся.
Программа решает следующие задачи:
1. Формировать у обучающихся представление о психологической природе человека.
2. Развивать навыки конструктивного общения, формировать внутреннюю уверенность обучающихся в своей успешности.
3. Создавать положительный эмоциональный настрой, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4. Воспитывать волю, инициативность, ответственность, эмоциональную отзывчивость.
Специфика курса
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»
Программа «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
«Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; |
-получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
Учебно-тематический план. 1-й класс
Задачи:
- сфокусировать внимание обучающихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;
-мотивировать учащихся к развитию силы и самоконтроля;
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
- способствовать снижению уровня страхов.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Введение | 1 | 1 | |
I. Я-школьник | 16 | 3 | 13 |
1.1.Я умею управлять собой | 2 | 1 | 1 |
1.2. Я умею преодолевать трудности | 1 | 1 | |
1.3. Я умею слушать других | 2 | 2 | |
1.4. Я умею учиться у ошибки | 1 | 1 | |
1.5. Я умею быть доброжелательным | 2 | 2 | |
1.6. Я - доброжелательный | 1 | 1 | |
1.7. Я умею быть ласковым | 1 | 1 | |
1.8. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 2 | 1 | 1 |
1.9. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 2 | 1 | 1 |
1.10. Я учусь решать конфликты | 1 | 1 | |
1.11. Я умею разрешать конфликты | 1 | 1 | |
II. Мои чувства | 16 | 3 | 13 |
2.1. Радость. Что такое мимика? | 2 | 1 | 1 |
2.2. Радость. Что такое жесты? | 2 | 1 | 1 |
2.3. Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1 | 1 | |
2.4. Радость можно передать прикосновением | 1 | 1 | |
2.5. Грусть | 1 | 1 | |
2.6. Страх | 1 | 1 | |
2.7. Страх. Как его преодолеть | 2 | 1 | 1 |
2.8. Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | 1 | |
2.9. Гнев и его польза | 1 | 1 | |
2.10. Обида | 1 | 1 | |
2.11. Разные чувства | 2 | 2 | |
2.12. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 7 | 26 |
Содержание программы для 1-го класса (33 часа)
Введение (1 час)
Беседа. Что такое психология? Кто такой психолог?
Раздел I. Я - школьник (16 часов)
Я умею управлять собой (2 часа)
Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными. Нужно ли ученику умение управлять собой? Я умею управлять собой. Умею остановиться. Умею выполнять требования взрослых. Работа в тетрадях.
Я умею преодолевать трудности (1 час)
Разминка. Вспомни и сделай. Я умею справлять с трудностями. Сумей понять. Вопрос. Тихо. Работа в тетрадях.
Я умею слушать других (2 часа)
Разминка. Задание на повторение «Я умею справляться с трудностями». Слушать и слышать. Запомни ответ. Диалог. Общий рисунок. Работа в тетрадях.
Я умею учиться у ошибки (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Чему может научить ошибка. Работа в тетрадях.
Я умею быть доброжелательным (2 часа)
Разминка. Работа со сказкой. Первое испытание. Второе испытание. Третье испытание. Четвертое испытание. Работа в тетрадях.
Я – доброжелательный (1 час)
Разминка. Кому письмо. Качества доброжелательного человека. Зачем нужны качества. Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся. Желаем добра. Работа в тетрадях.
Я умею быть ласковым (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Ласковый взгляд. Ласковое прикосновение. Ласковые слова и прикосновения. Работа в тетрадях.
Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими (2 часа)
Разминка. Работа со сказкой. Нарисуй страну. Что между странами. Как страны общаются. Общий рассказ. Работа в тетрадях.
Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого (2 часа)
Разминка. Работа со сказкой. Кто умеет слышать мнение другого? Оружие для защиты. Работа в тетрадях.
Я учусь решать конфликты (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Это конфликт? Придумай конфликт. Инсценирование конфликта.
Работа в тетрадях.
Я умею разрешать конфликты (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Инсценируем конфликт. Конфликт. Работа в тетрадях.
Раздел II. Мои чувства (16 часов)
Радость. Что такое мимика? (2 часа)
Разминка. Закончи предложение. Зоопарк. Рисунок радости. Работа в тетрадях.
Радость. Что такое жесты? (2 часа)
Разминка. Радость можно выразить жестом. Передай сообщение. Объясни задание. Работа со сказкой («Когда молочные зубы сменились постоянными» Е. Фатеева). Работа в тетрадях.
Радость. Как ее доставить другому человеку? (1 час)
Разминка. Как доставить радость другому человеку? Собираем добрые слова. Скажи мишке добрые слова. Работа в тетрадях.
Радость можно передать прикосновением (1 час)
Разминка. Радость можно передать прикосновением. Котенок. Работа со сказкой («О муравьишке, который пошел в школу»). Работа в тетрадях.
Грусть (1 час)
Разминка. Закончи предложения. Грустные ситуации. Котенок загрустил. Работа со сказкой («Сказка про котенка Ваську» К. Ступницкая). Работа в тетрадях.
Страх (1 час)
Разминка. Мысленная картинка. Покажи страшилку. Работа со сказкой («Девочка с мишкой» Е. Зубарева). Работа со сказкой.
Страх. Как его преодолеть (2 часа)
Разминка. Конкурс пугалок. Чужие рисунки. Закончи предложение. Работа со сказкой («Мы просто очень боялись за вас»). Работа в тетрадях.
Гнев. С какими чувствами он дружит? (1 час)
Разминка. Работа со сказкой («Как ромашки с васильками поссорились» Е. Вишнева). Работа в тетрадях.
Гнев и его польза (1 час)
Разминка. Закончи предложение. Работа со сказкой («О путнике и его беде» С. Кондратенков). Работа в тетрадях.
Обида (1 час)
Разминка. Закончи предложение. Какая у меня обида. Напрасная обида. Работа со сказкой («Обида» Е. Карабашева). Работа в тетрадях.
Разные чувства (2 часа)
Разминка. Закончи предложение. Ожившее чувство. Рисунок чувств. Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Учебно-тематический план. 2-й класс
Задачи:
- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека;
- ознакомить детей с понятием «качества людей»;
- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности;
- помочь детям понять, что у них есть много положительного.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
I. Вспомним чувства | 5 | 1 | 4 |
1.1. Мы рады встрече | 1 | 1 | |
1.2. Понимаем чувства другого | 1 | 1 | |
1.3. Мы испытываем разные чувства | 3 | 1 | 2 |
II. Качества людей | 16 | 1 | 15 |
2.1. Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | 1 | |
2.2. Хорошие качества людей | 2 | 2 | |
2.3. Самое важное хорошее качество | 1 | 1 | |
2.4. Кто такой сердечный человек | 1 | 1 | |
2.5. Кого называют «доброжелательным человеком»? | 1 | 1 | |
2.6. Трудно ли быть доброжелательным человеком? | 1 | 1 | |
2.7. Я желаю добра ребятам в классе | 1 | 1 | |
2.8. Чистое сердце | 1 | 1 | |
2.9. Какие качества нам нравятся друг в друге? | 1 | 1 | |
2.10. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 2 | 2 | |
2.11. Каждый человек уникален | 2 | 1 | 1 |
2.12. В каждом человеке есть темные и светлые качества | 2 | 2 | |
III. Какой Я – какой Ты | 13 | 3 | 10 |
3.1. Какой Я? | 2 | 1 | 1 |
3.2. Какой ты? | 2 | 1 | 1 |
3.3. Какой ты? Учимся договариваться | 1 | 1 | |
3.4. Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 2 | 2 | |
3.5. Школьные трудности | 2 | 2 | |
3.6. Домашние трудности | 3 | 1 | 2 |
3.7. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Содержание программы для 2-го класса (34 часа)
I. Вспомним чувства (5 часов)
Мы рады встрече (1 час)
Разминка. Вспомним чувства. Чувства-воспоминания. Рисунок радости. Работа в тетрадях.
Понимаем чувства другого (1 час)
Разминка. Я тебя понимаю. Сочини рассказ. Общая радость. Работа в тетрадях.
Мы испытываем разные чувства (3 часа)
Разминка. Режим дня. Рисуем режим. Работа со сказкой («Сказка о мальчике, который боялся темноты» М. Маслова). Пластилиновое чувство. Палитра чувств. Работа в тетрадях.
Раздел II. Качества людей (16 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами (1 час)
Разминка. Качества. В чем твоя сила? Сердце класса. Чьи качества. Работа со сказкой («Пятерка и доброе сердце»). Работа в тетрадях.
Хорошие качества людей (2 часа)
Разминка. Отзывчивость. Три качества. Я знаю пять хороших качеств. Качество в подарок. Работа со сказкой («Я не такой, как все). Работа в тетрадях.
Самое важное хорошее качество (1 час)
Разминка. Сборы в дорогу. Кто любит людей. Поделимся любовью. Работа со сказкой («Хвостатик»).
Кто такой сердечный человек (1 час)
Разминка. Догадайся, что задумано. Пять моих хороших качеств…Мягкое сердце. Работа в тетрадях.
Кого называют «доброжелательным человеком»? (1 час)
Разминка. Волшебные слова. Работа со сказкой («Маленький котенок»). Работа в тетрадях.
Трудно ли быть доброжелательным человеком? (1 час)
Разминка. Я хотел бы стать более…Золотой ключик. Работа со сказкой («Часы»). Работа в тетрадях.
Я желаю добра ребятам в классе (1 час)
Разминка. Как ведет себя человек. Я желаю добра. Работа со сказкой («О подзорной трубе»).
Работа в тетрадях.
Чистое сердце (1 час)
Разминка. Чисто сердце. Работа со сказкой («Сказка про гусеничку» А. Ктова). Работа в тетрадях.
Какие качества нам нравятся друг в друге? (1 час)
Разминка. Снежная королева. Работа со сказкой («Кузя» М. Полунина). Работа в тетрадях.
Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? (2 часа)
Разминка. Ладошка. Мы похожи – мы различаемся. Работа со сказкой («Туча» Н. Мишин). Работа в тетрадях.
Каждый человек уникален (2 часа)
Разминка. Звездочка. Работа со сказкой («Цветок по имени Незабудка» О. Гавриченко). Работа в тетрадях.
В каждом человеке есть темные и светлые качества (2 часа)
Разминка. Темные и светлые мешочки. Светофорики. Работа со сказкой («Перчатка» Е. Голованова). Работа в тетрадях.
Раздел III. Какой Я – какой Ты (13 часов)
Какой Я? (2 часа)
Разминка. Цыганка. Работа со сказкой («Сказка про дружбу» Е. Агеенкова). Работа в тетрадях.
Какой ты? (2 часа)
Разминка. Цыганка. Заяц-Хваста. Работа в тетрадях.
Какой ты? Учимся договариваться (1 час)
Разминка. Я задумал мальчика…Интервью. Прослушивание интервью. Работа в тетрадях.
Трудности второклассника в школе, дома, на улице (2 часа)
Разминка. Копилка трудностей. Театр. Рисунок «Трудные ситуации второклассника». Работа в тетрадях.
Школьные трудности (2 часа)
Разминка. Помоги Сереже. Работа со сказкой («В одном лесу жила-была…» Л. Исаева). Работа в тетрадях.
Домашние трудности (3 часа)
Разминка. Работа со сказкой («О муравьишке» О. Саначина, «Верить и стараться»). Изобрази ситуацию. Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Учебно-тематический план. 3-й класс
Задачи:
- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;
- развивать креативные способности детей;
- помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;
- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить;
- дать детям представление о понятии «сотрудничество».
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
I. Я - фантазер | 9 | 2 | 7 |
1.1. Я - третьеклассник | 1 | 1 | |
1.2. Кого можно назвать фантазером? | 1 | 1 | |
1.3. Я умею фантазировать! | 1 | 1 | |
1.4. Мои сны | 1 | 1 | |
1.5. Я умею сочинять! | 2 | 1 | 1 |
1.6. Мои мечты | 1 | 1 | |
1.7. Фантазии и ложь | 2 | 1 | 1 |
II. Я и моя школа | 5 | 1 | 4 |
2.1. Я и моя школа | 1 | 1 | |
2.2. Что такое лень? | 1 | 1 | |
2.3. Я и мой учитель | 2 | 1 | 1 |
2.4. Как справляться с «Немогучками» | 1 | 1 | |
III. Я и мои родители | 5 | 2 | 3 |
3.1. Я и мои родители | 2 | 1 | 1 |
3.2. Я умею просить прощения | 1 | 1 | |
3.3. Почему родители наказывают детей? | 2 | 1 | 1 |
IV. Я и мои друзья | 6 | 2 | 4 |
4.1. Настоящий друг | 2 | 1 | 1 |
4.2. Умею ли я дружить? | 1 | 1 | |
4.3. Трудности в отношениях с друзьями | 1 | 1 | |
4.4. Ссора и драка | 2 | 1 | 1 |
V. Что такое сотрудничество? | 9 | 3 | 6 |
5.1. Что такое сотрудничество? | 2 | 1 | 1 |
5.2. Я умею понимать другого | 1 | 1 | |
5.3. Я умею договариваться с людьми | 2 | 1 | 1 |
5.4. Мы умеем действовать сообща | 1 | 1 | |
5.5. Что такое коллективная работа? | 2 | 1 | 1 |
5.6. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы для 3-го класса (34 часа)
Раздел I. Я – фантазер (9 часов)
Я – третьеклассник (1 час)
Разминка. Что интересно третьекласснику. Если б не было на свете школ. Рисунок идеальной школы. Работа в тетрадях.
Кого можно назвать фантазером? (1 час)
Разминка. Небылицы. Работа со сказкой («Цветик-семицветик» О. Васильева). Работа в тетрадях.
Я умею фантазировать! (1 час)
Разминка. Волшебный компот. Царевна Несмеяна. Работа в тетрадях.
Мои сны (1 час)
Разминка. Самый интересный сон. Рисунок сна. Работа в тетрадях.
Я умею сочинять! (2 часа)
Разминка. Вредные советы. Рисунок «Вредные советы». Работа в тетрадях.
Мои мечты (1 час)
Разминка. Неоконченные предложения. Работа со сказкой («Сказка о голубой мечте» А. Кононова). Рисунок «Моя мечта». Работа в тетрадях.
Фантазии и ложь (2 часа)
Разминка. Правда и ложь. Работа со сказкой («Лживый мальчик» Ю. Щербинина). Работа в тетрадях.
Раздел II. Я и моя школа (5 часов)
Я и моя школа (1 час)
Разминка. Неоконченные предложения. Школа на планете «Наоборот». Работа в тетрадях.
Что такое лень? (1 час)
Разминка. Существо по имени Лень. Работа со сказкой («О ленивой звездочке» В. Максюта). Работа в тетрадях.
Я и мой учитель (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Работа со сказкой («О девочке и строгой учительнице»). Работа в тетрадях.
Как справляться с «Немогучками» (1 час)
Разминка. Кто такие «Немогучки». Работа со сказкой («Малыш-Облачко» К. Суворов). Работа в тетрадях.
Раздел III. Я и мои родители (5 часов)
Я и мои родители (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Рисунок «Семья». Работа в тетрадях.
Я умею просить прощения (1 час)
Разминка. Неоконченные предложения. Не буду просить прощения! Работа со сказкой («Принц Эдгар» М. Доброневский). Работа в тетрадях.
Почему родители наказывают детей? (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Работа со сказкой («Простить маму» А. Шмидт). Портрет мамы. Работа в тетрадях.
Раздел IV. Я и мои друзья (6 часов)
Настоящий друг (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Качества настоящего друга. Работа со сказкой («Неожиданная встреча» Е. Андреева). Работа в тетрадях.
Умею ли я дружить? (1 час)
Разминка. Нужно ли уметь дружить? Работа со сказкой («Про маленькую Бабу Ягу» А. Завалишина). Санитары. Работа в тетрадях.
Трудности в отношениях с друзьями (1 час)
Разминка. Об Алеше. Работа со сказкой («О Спиногрызкине» Т. Маркина). Работа в тетрадях.
Ссора и драка (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Я знаю одного мальчика. Работа в тетрадях.
Раздел V. Что такое сотрудничество? (9 часов)
Что такое сотрудничество? (2 часа)
Разминка. Что такое сотрудничество. Работа со сказкой («Добрая память» Р. Руднев). Работа в тетрадях.
Я умею понимать другого (1 час)
Разминка. Что значит понимать другого? Работа со сказкой («Путевые заметки Оле-Лукойе» О. Юхман). Работа в тетрадях.
Я умею договариваться с людьми (2 часа)
Разминка. Я умею договариваться. Работа со сказкой («Чтобы тебя любили» Н. Орешкина). Работа в тетрадях.
Мы умеем действовать сообща (1 час)
Разминка. Собери картинку. Найди себе пару. Мы вместе. Рисунок «Мой класс». Работа в тетрадях.
Что такое коллективная работа? (2 часа)
Разминка. Что мы хотим пожелать друг другу? Коллективный плакат. Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Учебно-тематический план. 4-й класс
Задачи:
- привлечь внимание к процессу взросления;
- ввести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность;
- помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами;
- подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый класс;
- способствовать повышению учебной и социальной активности.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
I. Кто я? Мои особенности и возможности | 12 | 2 | 10 |
1.1. Как я изменился летом? | 1 | 1 | |
1.2. Кто я? | 2 | 1 | 1 |
1.3. Расту = взрослею | 1 | 1 | |
1.4. Мои способности | 1 | 1 | |
1.5. Мои интересы | 1 | 1 | |
1.6. Мой путь к успеху | 2 | 1 | 1 |
1.7. Мой внутренний мир | 1 | 1 | |
1.8. Уникальность внутреннего мира | 1 | 1 | |
1.9. Мой внутренний мир и мои друзья | 2 | 2 | |
II. Мой класс и мои друзья | 12 | 3 | 9 |
2.1. Мои друзья – девочки и мальчики | 2 | 2 | |
2.2. Мой класс | 2 | 1 | 1 |
2.3. Мои одноклассники | 2 | 1 | 1 |
2.4. Мои одноклассники – какие они? | 1 | 1 | |
2.5. Какие ученики мои одноклассники? | 1 | 1 | |
2.6. Лидерство в классе | 2 | 1 | 1 |
2.7. Конфликты в классе | 1 | 1 | |
2.8. Взаимопомощь в классе | 1 | 1 | |
III. Мое прошлое, настоящее, будущее | 10 | 2 | 8 |
3.1. Мое детство | 1 | 1 | |
3.2. Мое настоящее | 1 | 1 | |
3.3. Мое будущее | 2 | 2 | |
3.4. Мой будущий дом | 1 | 1 | |
3.5. Моя будущая профессия | 2 | 1 | 1 |
3.6. Мое близкое будущее – 5 класс | 1 | 1 | |
3.7. Что нового меня ждет в 5 классе | 1 | 1 | |
3.8. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы для 4-го класса (34 часа)
Раздел I. Кто я? Мои особенности и возможности (12 часов)
Как я изменился летом? (1 час)
Разминка. Как меняется человек. Позитивные и негативные изменения. Работа со сказкой («Митькина жизнь»). Работа в тетрадях.
Кто я? (2 часа)
Разминка. Роли. Работа со сказкой («Федунчик»). Работа в тетрадях.
Расту = взрослею (1 час)
Разминка. Детские качества. Работа со сказкой («Про Ваню, который вырос»). Работа в тетрадях.
Мои способности (1 час)
Разминка. Что такое способности. Мой любимый герой. Работа со сказкой («Сказка о Скрипке» Н. Мишин). Работа в тетрадях.
Мои интересы (1 час)
Разминка. Подарок. Дискуссия. Плакат. Домашнее задание. Работа в тетрадях.
Мой путь к успеху (2 часа)
Разминка. Отгадай, кто я? Выбор пути. Рисунок «Мои способности в будущем». Работа в тетрадях.
Мой внутренний мир (1 час)
Разминка. Чужие рассказы. Маленький принц. Работа в тетрадях.
Уникальность внутреннего мира (1 час)
Разминка. Маленькая страна. Работа со сказкой («Перочинный ножик»). Работа в тетрадях.
Мой внутренний мир и мои друзья (2 часа)
Разминка. Интерес к внутреннему миру. Иголки. Работа со сказкой («парковая роза»). Работа в тетрадях.
Раздел II. Мой класс и мои друзья (12 часов)
Мои друзья – девочки и мальчики (2 часа)
Разминка. Что такое симпатия. Симпатия и дружба. Улыбка и взгляд. Работа со сказкой («Жила-была девочка…»). Работа в тетрадях.
Мой класс (2 часа)
Разминка. Портрет класса. Что я вношу в свой класс? Работа со сказкой («Я умею жалеть»). Работа в тетрадях.
Мои одноклассники (2 часа)
Разминка. Третий лишний. Делай, как я. Копилка. Работа со сказкой («Друг Великана» В. Плешаков). Работа в тетрадях.
Мои одноклассники – какие они? (1 час)
Разминка. Незамеченное качество или фонарик. Любимое блюдо. Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею» А. Кулешова). Работа в тетрадях.
Какие ученики мои одноклассники? (1 час)
Разминка. Контрольная работа. Совет. Картинки. Работа со сказкой («Освободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе»). Работа в тетрадях.
Лидерство в классе (2 часа)
Разминка. Знак лидерства. Фломастеры. Работа в тетрадях.
Конфликты в классе (1 час)
Разминка. Признаки начала конфликта. Как быть, если… Работа со сказкой («Мишкино горе»). Работа в тетрадях.
Взаимопомощь в классе (1 час)
Разминка. Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание. Что нужно делать. Работа в тетрадях.
Раздел III. Мое прошлое, настоящее, будущее (10 часов)
Мое детство (1 час)
Разминка. Случай из детства. Работа со сказкой («Сундук, который помог царю» О. Волокитина). Работа в тетрадях
Мое настоящее (1 час)
Разминка. Тайная радость. Общая радость. Коллаж. Работа в тетрадях.
Мое будущее (2 часа)
Разминка. Взрослое имя. Я в будущем. Хочу в будущем – делаю сейчас. Работа в тетрадях.
Мой будущий дом (1 час)
Разминка. Дискуссия. Погода в доме. Девиз дома. Работа в тетрадях.
Моя будущая профессия (2 часа)
Разминка. Дискуссия. Профессии сотрудников школы. Работа в тетрадях.
Мое близкое будущее – 5 класс (1 час)
Разминка. Готовность к переходу в пятый класс. Если бы я был сейчас первоклассникам. Спасибо. Работа в тетрадях.
Что нового меня ждет в 5 классе (1 час)
Разминка. Чей урок важнее? Работа со сказкой («Планета Детство»). Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
Я-школьник | Введение Я умею управлять собой Я умею преодолевать трудности Я умею слушать других Я умею учиться у ошибки Я умею быть доброжелательным Я–доброжелательный Я умею быть ласковым Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другим Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого Я учусь решать конфликты Я умею разрешать конфликты | 17 | - | - | - | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. |
Мои чувства | Радость. Что такое мимика? Радость. Что такое жесты? Радость. Как ее доставить другому человеку? Радость можно передать прикосновением Грусть Страх Страх. Как его преодолеть Гнев. С какими чувствами он дружит? Гнев и его польза Обида Разные чувства Итоговое | 16 | - | - | - | Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера. Способствовать снижению уровня страха. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Формирование способности к самооценке. |
Вспомним чувства | Мы рады встрече Понимаем чувства другого Мы испытываем разные чувства | - | 5 | - | - | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
Качества людей | Люди отличаются друг от друга своими качествами Хорошие качества людей Самое важное хорошее качество Кто такой сердечный человек Кого называют «доброжелательным человеком»? Трудно ли быть доброжелательным человеком? Я желаю добра ребятам в классе Чистое сердце Какие качества нам нравятся друг в друге? Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? Каждый человек уникален В каждом человеке есть темные и светлые качества | - | 16 | - | - | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. |
Какой я? – Какой ты? | Какой Я? Какой ты? Какой ты? Учимся договариваться Трудности второклассника в школе, дома, на улице Школьные трудности Домашние трудности Итоговое | - | 13 | - | - | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. |
Я – фантазер. | Я – третьеклассник Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать! Мои сны Я умею сочинять! Мои мечты Фантазии и ложь | - | - | 9 | - | Осознание ценности умения фантазировать. Развитие креативных способностей. |
Я и моя школа. | Я и моя школа Что такое лень? Я и мой учитель Как справляться с «Немогучками» | - | - | 5 | - | Осознание особенности позиции ученика. Отреагирование своих чувств в отношении учителя. |
Я и мои родители. | Я и мои родители Я умею просить прощения Почему родители наказывают детей? | - | - | 5 | - | Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Формирование представления о семейных ценностях. |
Я и мои друзья. | Настоящий друг Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями Ссора и драка | - | - | 6 | - | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Приобретения умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество. |
Что такое сотрудничество? | Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого Я умею договариваться с людьми Мы умеем действовать сообща Что такое коллективная работа? Итоговое | - | - | 9 | - | Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. |
Кто я? Мои силы, мои возможности. | Как я изменился летом? Кто я? Расту = взрослею Мои способности Мои интересы Мой путь к успеху Мой внутренний мир Уникальность внутреннего мира Мой внутренний мир и мои друзья | - | - | - | 12 | Усвоение понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей. Осознание своей уникальности и неповторимости. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
Мой класс и мои друзья | Мои друзья – девочки и мальчики Мой класс Мои одноклассники Мои одноклассники – какие они? Какие ученики мои одноклассники? Лидерство в классе Конфликты в классе Взаимопомощь в классе | - | - | - | 12 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.. |
Мое прошлое, настоящее, будущее | Мое детство Мое настоящее Мое будущее Мой будущий дом Моя будущая профессия Мое близкое будущее – 5 класс Что нового меня ждет в 5 классе Итоговое | - | - | - | 10 | Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Описание материально-технического обеспечения
курса «Тропинка к своему Я»
1 Светлый, просторный, оборудованный учебный кабинет;
2 Учебно-демонстрационное оборудование;
3 Технические средства обучения:магнитофон;
4 Фонотека (классическая музыка – 1 диск, игровая музыка – 1 диск, детское караоке – 1 диск).
5 Печатные пособия - Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2012.
Список литературы для учителя
1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 247 с.
2. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 232 с.
3. Князева, Т.Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н. Князева. – М.: АРКТИ, 2004. – 305 с.
4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе: методическое пособие / В.А. Кореневская. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. – 69 с.
5. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 243 с.
6. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: АСТ, 2000. – 376 с.
Список литературы для обучающихся
1. Иванова, Э.И. Расскажи мне сказку / Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 442 с.
2. Маршак, С. Стихи и сказки / С. Маршак. – М.: Планета детства, 2001. – 200 с.
3. Михалков, С. Веселый день / С.Михалков. – М.: Детская литература, 1984. – 183 с.
4. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: АСТ, 2000. – 376 с.
5. Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1988. – 573 с.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения |
Тема 1. Я-школьник | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Я умею управлять собой | 1 | |
3 | Я умею управлять собой | 1 | |
4 | Я умею преодолевать трудности | 1 | |
5 | Я умею слушать других | 1 | |
6 | Я умею слушать других | 1 | |
7 | Я умею учиться у ошибки | 1 | |
8 | Я умею быть доброжелательным | 1 | |
9 | Я умею быть доброжелательным | 1 | |
10 | Я - доброжелательный | 1 | |
11 | Я умею быть ласковым | 1 | |
12 | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 1 | |
13 | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 1 | |
14 | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 1 | |
15 | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 1 | |
16 | Я учусь решать конфликты | 1 | |
17 | Я умею разрешать конфликты | 1 | |
Тема 2. Мои чувства | |||
18 | Радость. Что такое мимика? | 1 | |
19 | Радость. Что такое мимика? | 1 | |
20 | Радость. Что такое жесты? | 1 | |
21 | Радость. Что такое жесты? | 1 | |
22 | Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1 | |
23 | Радость можно передать прикосновением | 1 | |
24 | Грусть | 1 | |
25 | Страх | 1 | |
26 | Страх. Как его преодолеть | 1 | |
27 | Страх. Как его преодолеть | 1 | |
28 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | |
29 | Гнев и его польза | 1 | |
30 | Обида | 1 | |
31 | Разные чувства | 1 | |
32 | Разные чувства | 1 | |
33 | Итоговое | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения |
Тема 1. Вспомним чувства | |||
1 | Мы рады встрече | 1 | |
2 | Понимаем чувства другого | 1 | |
3 | Мы испытываем разные чувства | 1 | |
4 | Мы испытываем разные чувства | 1 | |
5 | Мы испытываем разные чувства | 1 | |
Тема 2. Качества людей | |||
6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | |
7 | Хорошие качества людей | 1 | |
8 | Хорошие качества людей | 1 | |
9 | Самое важное хорошее качество | 1 | |
10 | Кто такой сердечный человек | 1 | |
11 | Кого называют «доброжелательным человеком»? | 1 | |
12 | Трудно ли быть доброжелательным человеком? | 1 | |
13 | Я желаю добра ребятам в классе | 1 | |
14 | Чистое сердце | 1 | |
15 | Какие качества нам нравятся друг в друге? | 1 | |
16 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 1 | |
17 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 1 | |
18 | Каждый человек уникален | 1 | |
19 | Каждый человек уникален | 1 | |
20 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 | |
21 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 | |
Тема 3. Какой Я – какой Ты? | |||
22 | Какой Я? | 1 | |
23 | Какой Я? | 1 | |
24 | Какой ты? | 1 | |
25 | Какой ты? | 1 | |
26 | Какой ты? Учимся договариваться | 1 | |
27 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 1 | |
28 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 1 | |
29 | Школьные трудности | 1 | |
30 | Школьные трудности | 1 | |
31 | Домашние трудности | 1 | |
32 | Домашние трудности | 1 | |
33 | Домашние трудности | 1 | |
34 | Итоговое | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения |
Тема 1. Я-фантазер | |||
1 | Я - третьеклассник | 1 | |
2 | Кого можно назвать фантазером? | 1 | |
3 | Я умею фантазировать! | 1 | |
4 | Мои сны | 1 | |
5 | Я умею сочинять! | 1 | |
6 | Я умею сочинять! | 1 | |
7 | Мои мечты | 1 | |
8 | Фантазии и ложь | 1 | |
9 | Фантазии и ложь | 1 | |
Тема 2. Я и моя школа | |||
10 | Я и моя школа | 1 | |
11 | Что такое лень? | 1 | |
12 | Я и мой учитель | 1 | |
13 | Я и мой учитель | 1 | |
14 | Как справляться с «Немогучками» | 1 | |
Тема 3. Я и мои родители | |||
15 | Я и мои родители | 1 | |
16 | Я и мои родители | 1 | |
17 | Я умею просить прощения | 1 | |
18 | Почему родители наказывают детей? | 1 | |
19 | Почему родители наказывают детей? | 1 | |
Тема 4. Я и мои друзья | |||
20 | Настоящий друг | 1 | |
21 | Настоящий друг | 1 | |
22 | Умею ли я дружить? | 1 | |
23 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | |
24 | Ссора и драка | 1 | |
25 | Ссора и драка | 1 | |
Тема 5. Что такое сотрудничество | |||
26 | Что такое сотрудничество? | 1 | |
27 | Что такое сотрудничество? | 1 | |
28 | Я умею понимать другого | 1 | |
29 | Я умею договариваться с людьми | 1 | |
30 | Я умею договариваться с людьми | 1 | |
31 | Мы умеем действовать сообща | 1 | |
32 | Что такое коллективная работа? | 1 | |
33 | Что такое коллективная работа? | 1 | |
34 | Итоговое | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения | |
Тема 1. Кто я? Мои особенности и возможности | ||||
1 | Как я изменился летом? | 1 | ||
2 | Кто я? | 1 | ||
3 | Кто я? | 1 | ||
4 | Расту = взрослею | 1 | ||
5 | Мои способности | 1 | ||
6 | Мои интересы | 1 | ||
7 | Мой путь к успеху | 1 | ||
8 | Мой путь к успеху | 1 | ||
9 | Мой внутренний мир | 1 | ||
10 | Уникальность внутреннего мира | 1 | ||
11 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 | ||
12 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 | ||
Тема 2. Мой класс и мои друзья | ||||
13 | Мои друзья – девочки и мальчики | 1 | ||
14 | Мои друзья – девочки и мальчики | 1 | ||
15 | Мой класс | 1 | ||
16 | Мой класс | 1 | ||
17 | Мои одноклассники | 1 | ||
18 | Мои одноклассники | 1 | ||
19 | Мои одноклассники – какие они? | 1 | ||
20 | Какие ученики мои одноклассники? | 1 | ||
21 | Лидерство в классе | 1 | ||
22 | Лидерство в классе | 1 | ||
23 | Конфликты в классе | 1 | ||
24 | Взаимопомощь в классе | 1 | ||
Тема 3. Мое прошлое, настоящее, будущее | ||||
25 | Мое детство | 1 | ||
26 | Мое настоящее | 1 | ||
27 | Мое будущее | 1 | ||
28 | Мое будущее | 1 | ||
29 | Мой будущий дом | 1 | ||
30 | Моя будущая профессия | 1 | ||
31 | Моя будущая профессия | 1 | ||
32 | Мое близкое будущее – 5 класс | 1 | ||
33 | Что нового меня ждет в 5 классе | 1 | ||
34 | Итоговое | 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель Заместитель директора Директор
ШМО учителей по УВР
____________/_____________/ ___________/_____________/ __________/В.М.Марчук/
Протокол №___ от
от «__»____________201__г.
«__»______________201__г.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Составитель:
Смирнова И.Л.
педагог-психолог
г. Кемерово
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"
Программа по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами....
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....
Программа внеурочной деятельности ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ
Программа создана для развития творческих способностей обучающихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...