Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektnoy_deyatelnosti.doc | 168 КБ |
uchebno-tematicheskiy_plan_proektov.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильмень Приволжского района Самарской области
Рассмотрена на заседании Утверждаю.
методического объединения Директор МОУ СОШ
учителей нач. классов п. Ильмень ______ М.Ю.Кильдюшова
Протокол №__ от_______2009г. Пр.№___от__________2009г.
ПРОГРАММА
внеурочной проектной деятельности
«Я – частица своей страны»
Срок реализации программы 4 года
Разработана:
Андреевой Галиной
Николаевной
учителем начальных классов
Ильмень
2009 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Достижение нового результата образования должно опираться на новые технологии.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми ученик оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях , работать в различных коллективах.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно- поисковой деятельности школьников, педагогов и родителей.
В нашей школе ученики с начальных классов обучаются электронным технологиям, проектной деятельности, ведут поисковую, исследовательскую работу.
Ученику, живущему в информационной среде, неинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Развитие различных компетентностей учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса , но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые.
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа социального проекта «Я – частица своей страны».
Цель программы: обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Программа состоит из трёх разделов:
I. Самые первые проекты (формирование понятия «проектная деятельность» и навыков сотрудничества).
II. Основы проектной деятельности.
III. Работа над проектом.
В первом разделе предполагается начать практическую проектную деятельность с самых простейших проектов, с обязательным привлечением родителей обучающихся. Обучающиеся знакомятся с правилами работы в команде.
Во втором разделе обучающиеся работают в команде, знакомятся со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Обучающиеся учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В третьем разделе обучающиеся закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами.
Программа для учащихся 1-4 классов рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) в 1 классе, 34 часа (1 час в неделю) во 2-4 классах.
Планируемые результаты:
- Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
- Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
- Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).
- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов
работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о
ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся
оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с окружающим его миром, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап инициирующий | Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи | Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач |
2 этап основополагающий | Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов |
3 этап прагматический | Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов |
4 тап заключительный | Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат | Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности |
5 этап итоговый | Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. |
Перечень возможных форм продуктов:
- WEB-сайт
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- праздник
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
Перечень возможных форм презентаций:
- демонстрация готового продукта
- выставка
- реклама
- спектакль
- соревнование
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Самые первые проекты (формирование понятия «проектная деятельность», формирование навыков сотрудничества). Что такое команда? Как работать в команде?
Раздел II. Основы проектной деятельности
От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Работа над проектами.
Раздел III. Работа над проектом
Работа над полноценными групповыми и индивидуальными проектами.
Заключение
Результативность этого этапа деятельности является для меня диагностической и определяет задачи на будущее: необходимо организовать работу таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать.
На 2007/2008 уч.год, я разработала для своего класса программу социального проекта «Спортландия», учитывая интересы, способности, склонности не только детей, но и свои собственные. Я являлась руководителем начальной школы- детского сада и хотелось облагородить территорию нашего учреждения полезными функциональными спортивными сооружениями. Вовлечь в работу не только детей, но и родителей. Такие маленькие дети не представляют глубину предстоящей работы. Поэтому, приступая к данному проекту , желательно придерживаться правил:
-дети не должны оставаться в стороне, а были активными помощниками своим родителям;
-строить обучение на основе игры, предлагая практическую работу;
-дать детям возможность видеть плоды своего труда.
Я продолжаю работать над социальными проектами, внося коррективы в свою программу связи с веяниями времени, возможностями и потребностями нашей школы.
Вывод
Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях личностного подхода к школьному образованию становится все более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Организовав проектно-исследовательскую работу в творческих мастерских, я смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Я это делать умею, мне это интересно!”
Список литературы:
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
3 . Метод проектов. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
4. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
5. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404
Список рекомендуемой литературы:
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по
проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2011.
2. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
4. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
5. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,6/
6. Чечина Е.С. Отчего мы иногда болеем. http://www.openclass.ru/lessons/142928
7. Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности
младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/
Приложение 1
Критерии для оценки сформированности
коммуникативной компетентности
Уровень I (начальная школа) | ||
1 балл | 2 балла | |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно. | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель. | Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
Критерии для оценки сформированности
информационной компетентности
Уровень I (начальная школа) | ||
1 балл | 2 балла | |
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация. | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. | Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил полученную информацию. | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации. | Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
Критерии для оценки сформированности
компетентности решения проблем
Уровень I (начальная школа) | ||
1 балл | 2 балла | |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. | На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом. | Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Приложение 2
Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)
1. Название проекта: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как я работал над проектом:
Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь |
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 3
Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом
Ученик:______________________________________________
Руководитель:_________________________________________
Название проекта_______________________________________
Помощь, оказанная ученику:
Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | |||
Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание |
Приложение 4
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
Решение проблем Количество баллов: ______________ | ||||
Проб-лема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы |
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи |
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | |
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | |
Оценка результата | 1 | Отнёсся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту |
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | |
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | ||||
Поиск информации | 1 | Задаёт вопросы по ходу работы | 2 | Задаёт вопросы при планировании |
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объём информации (1 источник) | |
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | 2 | Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание |
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привёл пример, подтверждающий вывод | |
Коммуникация Количество баллов: ______________ | ||||
Письм. ком-я | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) |
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану |
Уточняющий вопрос | ||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привёл дополнительную информацию | |
Продуктивная коммуникация | 1 | Следуют теме и процедуре | 2 | Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре |
1 | Высказываются, относятся к высказываниям | 2 | Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее | |
Всего баллов: ______________ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты (предметные ) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |||||
Всего | Теория | Практика | Содержание урока (ученик должен знать) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | ||
Самые первые проекты (формирование понятия «проектная деятельность», формирование навыков сотрудничества). Что такое команда? Как работать в команде? | 33 | – | 33 | Понятие о проектной деятельности. Свое исследование. Что значит защитить проект? | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | ||||
1-11 | Что такое команда? Как работать в команде | 11 | 4 | 7 | Знакомство с вариантами оформления детского портфолио. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. | |||
12-16 | Проект «Мой класс и моя школа» | 5 | 2 | 3 | Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |||
17-22 | Проект «Моя семья» | 6 | 2 | 4 | Формулирование проблемы. Распределение обязанностей, деление на группы. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |||
23-33 | Проект «Мое село – ты капелька России» с привлечением родителей | 11 | 3 | 8 | Формулирование проблемы. Распределение обязанностей, деление на группы. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новому и к способу действия. | |||
Итого 33 | Итого | 33 | – | 33 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
Основы проектной деятельности | 4 | 2 | 2 | |||
1 | Что такое команда? | 1 | 1 | – | ||
2-4 | Как работать в команде? | 3 | 1 | 2 | ||
Работа над проектом | 30 | – | 30 | |||
5-14 | Работа над проектом по теме «Здоровый дух в здоровом теле». | 10 | – | 10 | Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. |
15-24 | Работа над проектом по теме «Россия– многонациональная страна» | 10 | – | 10 | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. |
25-34 | Работа над проектом по теме «Чем славен наш народ». (Промыслы народов России) | 10 | – | 10 | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. Способность к мобилизации сил и энергии. Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать. Формировать основы гражданской идентичности личности. |
Итого 34 | Итого | 34 | 2 | 32 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
Основы проектной деятельности | 4 | 2 | 2 | |||
1 | Мы учимся определять проблему. От проблемы к цели. | 1 | 1 | - | Формулирование проблемы. Выдвижение идей. | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учиться составлять план и последовательность действий. Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками. Формировать интерес к новом способу действия |
2-4 | Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. | 3 | 1 | 2 | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний. | |
5-14 | Работа над проектом | 30 | – | 30 | ||
Работа над проектом по теме «Моя семья». | 10 | – | 10 | Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов | Смыслополагание. самоопределение анализ объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление частей из целого доказательство; построение логической цепи рассуждений; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; волевая саморегуляция; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий -целелеполагание -оценка -коррекция взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли Разрешение конфликтов. | |
15-24 | Работа над проектом по теме «Наши односельчане-герои войны». | 10 | – | 10 | ||
25-34 | Работа над проектом «Подари праздник детям» | 10 | – | 10 | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | |
Итого 34 | Итого | 34 | 2 | 32 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
Основы проектной деятельности | 4 | 2 | 2 | |||
1 | От проблемы к цели. Основы риторики. Публичное выступление. | 1 | 1 | - | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. | |
2-4 | Презентация продукта. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. | 6 8 | 1 2 | 5 6 | Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов | Выделять существенные характеристики объекта. Осознанно строить речевое высказывание. Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Умение обосновывать собственное мнение. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием. |
Работа над проектом | 30 | – | 30 | |||
5-14 | Работа над проектом по теме «Красота вокруг нас». | 10 | – | 10 | Собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов | Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
15-24 | Работа над проектом по теме «Спортландия». | 10 | – | 10 | Формулирование проблемы. Выдвижение идей. Распределение обязанностей, деление на группы. | Оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. |
25-34 | Работа над проектом «Все профессии важны». | 10 | – | 10 | Собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе
Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...
Разработка занятий на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чуракова (по УМК «Перспективная начальная школа»)
Разработка включает в себя 2 занятия внеурочной деятельности для 2 класса....
Презентация для 1 занятия на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чуракова (по УМК «Перспективная начальная школа»)
Презентация к уроку....
Презентация для 2 занятия на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чуракова (по УМК «Перспективная начальная школа»)
Презентация для 2 урока....
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....
Рабочая программа по проектной деятельности "Открой свое окно"
Рабочая программа по проектной деятельности "Открой свое окно" в начальной школе...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 кл.)
Данная программа разработана для учащихся 1 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный....